Привет моим дорогим читателям!

Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством американского сюрреалиста Дэниэла Мерриэма.

В комментариях к прошлому посту милая сплетница Kaama попросила рассказать о современных направлениях в живописи, в частности, о тех, которые были упомянуты в посте. Скажу сразу - обо всех-всех рассказать вряд ли получится, сейчас их очень много разных, а я, как неспециалист, вообще порой не отличаю одного от другого. Да и вкус у меня довольно обывательский, например, все абстрактные течения - мимо, я их не воспринимаю. Поэтому я решила рассказать о тех стилях, которые, во-первых, нравятся мне самой, а во-вторых, сделать это на примере сегодняшнего героя.

Дэниэл Мерриэм (Daniel Merriam) родился 1 февраля 1963 года средним ребенком (всего в семье было семеро детей – две девочки и пять мальчиков) в Йорк-Харбор - маленькой деревне на побережье Мэна. Дэниэл пишет, что в их доме всегда была творческая атмосфера:

Дэниэл: Творчество наполняло воздух. Наш дом был полон разнообразных музыкальных инструментов. Два рояля играли постоянно, так как семь братьев и сестер занимались ежедневно. Моя мама открывала окна и пела, играя гимны, исполняя серенады. Мы часто сидели за кухонным столом и рисовали на бумажных пакетах, пока они не были покрыты внутри и снаружи изображениями всего, что мы могли себе представить. Часы были потрачены в деревообрабатывающей мастерской моего отца, нарезке игрушечных лодок и на других забавных играх.

1. Shore Break, 24 x 12”, Canvas (Обрыв берега. холст). 

2. Honey Jar, 24 x 36”, Canvas (Кувшинчик с медом. холст). 

Дэниэл начал рисовать в очень раннем возрасте, но образование получил по другой специальности - два года он учился механическому и архитектурному проектированию в Центральном профессионально-техническом институте штата Мэн. На этот выбор повлияло дело отца Дэниэла - он был увлеченным инженером-строителем, и он был в восторге, что сын так заинтересовался его работой. Вскоре маленький Дэниэл работал вместе с отцом в мастерской и наблюдал, как отец рисовал планы домов, которые собирался построить. В возрасте двенадцати лет Дэниэл работал с отцом в лесу и строил бревенчатые хижины. Но уже в подростковом возрасте он понял, что рисовать нравится ему намного больше. Сам Дэниэл говорит, что отцу было трудно принять такую "ненадежную" профессию, как рисование, но в то же время он гордился талантом сына и показывал его рисунки друзьям.

Дэниэл: Однако моему отцу было трудно принять искусство как жизнеспособное призвание. Я вспоминаю его борьбу с его нематериальностью. Чтобы еще больше мучить его, все пятеро его сыновей были склонны к искусствам.

3. BIRD'S EYE VIEW (Вид с высоты птичьего полета) 

Учеба в школе давалась Дэниэлу с трудом - он все время витал в облаках, путешествуя по фантастическим мирам своих грез.

Дэниэл: Несмотря на мои неустойчивые оценки и отсутствие интереса, мое художественное превосходство так или иначе получило поддержку некоторых из моих учителей. Я попал на Bridgton Art Show, когда мне было пятнадцать, и занял первое место в категории студентов.

4. Intrepid Dreamer. 18 x 36”, canvas (Бесстрашный мечтатель. холст). 

5. Good and Evil, 24 x 39”, Paper (Добро и зло. бумага). 

Уже после второго курса Дэниэл начал работать с архитекторами и разработчиками, получив у них признание. После этого отец пригласил его работать в семейной компании. И некоторое время Дэниэл работал с радостью, но с каждым днем он все больше понимал, что это не его призвание, и в строительном бизнесе он никогда не достигнет успеха. Осознание этого и невозможность заниматься любимым делом привели будущего художника к депрессии. И тогда его отец раскрылся с совершенно неожиданной стороны. Он поговорил с Дэниэлом, сказав, что понял, что заставляет сына тратить талант впустую, и предложил тому начать карьеру в искусстве. Это придало смысл жизни - да что уж там, стало буквально ее новым началом: Дэниэл решил развивать свой талант и научиться зарабатывать себе на жизнь своим мастерством.

6. Ever After, 42 x 22”, Paper (С тех пор. бумага). 

7. Handle on Rejection, 28 x 19”, Paper (Справиться с неприятием. бумага).

Дэниэл: Я работал за мольбертом в своей студии день и ночь, семь дней в неделю, останавливаясь только на пару часов. Я сдал в аренду свой дом, потому что я не мог позволить себе выплату по ипотечному кредиту, и в любом случае я почти никогда не бывал дома. Дом был в моей голове, а моя голова была в моей студии. Не имея свободного времени для отдыха, я усердно поддерживал этот темп в течение двух лет. Были времена, когда я чувствовал, что хочу сдаться, но в итоге я изменил ситуацию, совершенствуя свой художественный талант. Если бы не мои слабости, я бы никогда не открыл свои сильные стороны. Благодаря своему искусству я осознал важность следования своему сердцу.

8. In the Heart of an Angel, 20 x 20”, paper (В сердце ангела. бумага). 

Первая персональная выставка Мерриама прошла в 1987 году. В августе 2012 Дэниэл основал свою галерею Bubble Street Gallery (Галерея Улицы Пузырьков).

9. Bubble Street 25.5x38" paper (Пузырьковая улица. бумага). 

Дэниэл: Мои картины - это средства осуществления [...] мечтаний, а не просто их продукт. Это позволяет зрителю продолжить с того места, на котором я остановился, и переписать концовки тысячу раз. Я хочу, чтобы они никогда не заканчивались, поэтому я сдерживаю любые проявления, которые могли бы приблизить это окончание. Я хочу, чтобы люди мечтали. Я хочу, чтобы меня запомнили как художника для всех людей и всех возрастов. 

И как не мечтать, погружаясь в миры Дэна - воздушные, нежные, с домами, словно слепленными из сладкой ваты, с волшебными мыльными пузырями, с деревьями, имеющими собственные лица и рассказывающими тебе истории, с нежными хрупкими большеглазыми куколками! Алиса в стране чудес - вот что это за миры.

10. Madame Blanche, 36 x 24”, Canvas (Мадам Бланш. холст). 

11. Changing Views. 48 x 64”. Canvas (Изменение взглядов. холст) 

Слоны, держащие на своих спинах пусть не мир, но дворец, луна, идеально вписывающаяся в рукотворные башенки, завитушки и роскошь рококо... Сам Дэниэл называет свой стиль "esthetic dada" (эстетический дадаизм). По словам художника, этот стиль вобрал в себя такие направления, как ренессанс, барокко, рококо, эксцентрик, сюрреализм, стим-панк, неовикторианство, лоуброу (или поп-сюрреализм), воображаемый (магический) реализм, романтический реализм, символизм, ар-нуво (модерн), бель-эпок, готик и собственно дадаизм (или дада). Если вы сейчас не прочитали ничего нового - это круто! Вы можете пролистать объяснение, не читая, только разглядывая картинки. Для тех же, кто, как и я, понял не все, сейчас будет обещанный (но краткий) экскурс в стили)

Ренессанс (Возрождение) - стиль подразумевает великолепие, роскошь (как предтеча барокко), вместе с тем с отсылкой к античности (но это не современный взгляд на античность, а именно то, как люди эпохи возрождения видели античность). Характеризуется богатством красок, словно бы перетекающих одна в другую. Фокус живописи Ренессанса - на человеке, спокойном, рациональном и созерцающем. Т.е. на картинах мало динамики, всё - люди, одежда и окружающий пейзаж - статично и неподвижно. Художники - Рафаэль, да Винчи, Боттичелли.

12. Рафаэль Санти. Обручение Девы Марии. 1504г.

Барокко - это королевская масштабность и торжественность, позолота (еще лучше - золото), пышность, совмещение иллюзии с реальностью (аллегории и мифологические сюжеты), роскошь и помпезность. В живописи это - цветность, пышность (одежд, форм, обстановки, etc), избыточность, эмоциональность и динамичность (т.е. люди движутся, их одежды колышутся ветром и т.п.). В то же время барокко предполагает некий мистицизм, аллегоричность (например, изображения древнегреческих богов). В отличие от мастеров Ренессанса, художники барокко воздействовали на эмоции зрителя, вызывая страсть и заставляя сопереживать. Яркие представители - Караваджо (у которого, кстати, цвета мрачные), Рубенс, Рембрандт, Хосе де Рибера (кстати, очень интересно про некоторые его картины написано вот тут, посмотрите, не пожалеете).

13. Барокко в интерьере

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа

Рококо - хрупкость, девочковость, завитушки, легкость, изысканность, еще завитушки, приятные легкие эмоции, кокетство, мелкие изящные штучки А ЧТО ДЛЯ ЭТОГО ПОДХОДИТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МНОГО ЗАВИТУШЕК! Можно сказать, что барокко - это про королев, а рококо - про принцесс. Главная идея рококо - это молодость и красота, изящество и меланхолия. Вообще, этот стиль вытек непосредственно из барокко и представляет собой его вырождение (то есть то, что было призвано показать богатство и роскошь, стало декоративненьким и красивеньким). Что-то усилилось (например, еще большая цветность и динамика), что-то, наоборот, измельчало (а может, облагородилось - уже не телесная роскошь и чувственность, а деликатность, утонченность и интимность). Как отличить от барокко - завитушки не позолоченные, тяжелые и помпезные, а легкие, часто растительного орнамента, цвета в барокко более насыщенные, в рококо - более пастельные, ну и если в барочной живописи можно было ухватить за грудь или задницу (и там было за что хватать!), то девушки рококо стыдливо заливаются румянцем, кокетливо выставляют щиколотку, а хватать там в основном не за что - сломаешь)). Представители - Буше, Гойя, Фрагонар, Гейнсборо.

14. Дэниэл Мерриэм. Fit for a Queen, 40 x 60”, Canvas (Подходит для королевы. холст. Не для королевы, а для принцессы, в контексте нашего ликбеза) посмотрите, насколько это, пусть и выдуманное, здание отличается от барочной архитектуры). 

15. Жан-Оноре Фрагонар. Качели (кстати, прочитала в интернете интересное наблюдение - пишут, что нежный румянец на щечках появился именно в живописи рококо, якобы до этого такого румянца не рисовали)

Эксцентрик - честно говоря, я не очень поняла, что здесь имелось в виду. Возможно, подразумевается отход от общепринятой нормы в принципе, отличие от большинства, то есть вообще инаковость, нонконформизм, тогда это кто-то типа Дали. Либо же под этим названием имеется в виду довольно небольшая группа японских художников эпохи Эдо (что тоже довольно большой промежуток времени, с 1603 по 1898 годы), и это уже больше похоже на правду. Они писали в эксцентричном, отличающемся от принятого в те времена стиле, и, как мне кажется, их творчество перекликается с творчеством Мерриэма.

16. Ито Дзякутю (1761-1800). Старая сосна и павлин

17. Сога Сёхаку (1730-1781). Отшельники (Даосские бессмертные)

Сюрреализм - ну, это мы с вами много говорили уже. Яркие представители - Сальвадор Дали, Яцек Йерка, Пабло Пикассо и многие многие другие. Черты - иллюзии, абстрактность, образы из подсознания, текучесть твердого и гранитность жидкого, осязаемость нематериального и развоплощение реального, точнее, слияние реального и ирреального. Это не реальное изображение предмета/человека, это представление художника об этом предмете. Посты, которые можно посмотреть по сюрреалистам: Гедиминас Пранкявичус, Яцек Йерка.

18. Фрида Кало. Раненый олень

Магический (или воображаемый) реализм - вписывание волшебного, нереального в обыденный мир. То есть предметы и окружающее прописываются очень тщательно (это реализм), так, чтобы у зрителя было ощущение достоверности изображенного. Но при этом в обычное окружение включается что-то нереальное, невозможное. Еще пишут, что отличительной чертой магреализма является некое отстранение, холодный взгляд художника, но лично я с этим не согласна - достаточно взглянуть на те посты о магреалистах, которые я делала, чтобы понять, что они очень эмоционально и глубоко проживают написанное: Роб Гонсалвес, Эрик Ру-Фонтен, Евгений Лушпин.

19. Алекс Алемани.

Символизм - помните, мы и это обсуждали (в посте о Низовцеве). Это течение характеризуется тем, что художники пишут, можно сказать, свою рефлексию - то есть те размышления, на которые натолкнуло их реальное место или действие. Сюда же относятся сюжеты мифологические, иносказательные, вымышленные, образные, т.е. автор общается со зрителем посредством символов своего подсознания, скрытых смыслов и подтекстов. Самые простые примеры - это череп как символ преходящести жизни, рыба - как древний символ христиан, красные розы с шипами - кровь Христа и шипы Его тернового венца. Вообще, символизм тесно связан с сюрреализмом - они оба берут начало в подсознании художника. Символисты, о которых есть посты: Стефани Пуи-Мун Лоу, Олег Майоров, Рейчел Клирфилд, Виктор Низовцев, Джеймс Кристенсен.

20. Давид Байи. Автопортрет с символами суеты сует

Лоуброу (поп-сюрреализм, нео-поп) - "примитивный" (lowbrow - низкопробный) сюрреализм. Часто используется в плакатах и постерах, в основе лежат образы современной поп-культуры (комиксы, граффити, часто - с использованием ретро-образов), доведенные до сюра или гипертрофии, ирония, каламбур и даже черный юмор. Этот культурный код мгновенно считывается практически всеми, кто живет не в информационном вакууме.

21. Jack Screams Print by Joey Rotten

22. Алекс Гросс

Романтический реализм - само говорит за себя. Да, это реализм в чистом виде, но отражающий такие черты характера живописца, как эмоциональность, открытость, любовь к изображаемому, оптимизм, отзывчивость и восприимчивость. Художник изображает реальность, но в романтическом, приятном глазу стиле. Всё же можно написать по-разному, акцентируя внимание на совсем противоположных вещах (например, если будет нарисована деревня - то без отсутствующих дорог, грязи и нищеты. Или, например, картина ниже - "Письмо с фронта" - что может прийти в голову при таком названии? Слезы, горе, война. Однако взгляните, какая солнечная эта картина, какая она оптимистичная). Мы смотрели с вами Лючию Сарто, итальянскую представительницу этого стиля, еще был пост о Татьяне Черных. Конечно, в случае Дэниэла о реализме говорить почти не приходится) тут скорее акцент на эмоциональную составляющую (хотя явно видно, что Мерриэм умеет в реализм - посмотрите на бабочку или на анатомически правильные скульптуры на работе ниже).

23. Дэниэл Мерриэм

24. Письмо с фронта. Александр Иванович Лактионов, 1947, 155×222 см

Стимпанк - когда я слышу это слово, то мне всегда представляются птички и сердца, собранные из разных пружинок, шестеренок и прочих деталек. Ну а если брать определение, то стимпанк - это высокие (чаще - паровые, реже - механизированные) технологии в старинном антураже, чаще всего - в духе викторианской Англии, но бывает, что и в духе вестерна или сказочной направленности, даже аниме (Хаяо Миядзаки, "Надя с загадочного моря", "Ходячий замок"). От англ. "steam" - пар. То есть это такая альтернативная реальность, научная фантастика.

25. Стимпанк-версия "Волшебника из страны Оз". Джастин Герард

26. 

И тут мы плавно подходим к следующему определению:

Неовикторианство (будем говорить только о творчестве Дэниэла, потому что в большей степени этот термин относится к литературе) выражается в том, как одеты девушки на его картинах. Рукава-фонарики, воротники-стойки, кружево, бархат, открытые плечи, пышные юбки, узкие талии (с помощью, конечно, корсетов). Почему оно "нео" - ну, наверное, потому, что это все выполнено в современном стиле)

27. Дэниэл Мэрриэм. Falconess, 24 x 18”, Canvas (Соколица. холст).

28. LA CONTESSA (Графиня)

Ар-нуво (модерн) - это очень красивый стиль, особенно я люблю его в ювелирных изделиях. Для него характерны стилизованные растительные и животные орнаменты, причудливо изогнутые линии, изящество. Если говорить о живописцах, то ярчайшие и узнаваемые имена - это Густав Климт и Альфонс Муха. В творчестве Дэна как раз вы и увидите эти тонкие линии, ветви, вплетающиеся в здания, синтез природы и вымышленной реальности.

29. Fujishima Takeji. Butterflies

30. Stanisław Wyspiański "Planty o świcie" (Станислав Выспяньский. Бульвар на рассвете)

Бель-эпок (фр. прекрасная эра) - это не самостоятельное название стиля, а скорее обозначение времени, как у нас Серебряный век. Бель-эпок приходится на конец 19 - начало 20 века (условно говорят о начале в 1871 году, как год окончания франко-прусской войны, и до 1914 года, как начало Первой мировой войны), в живописи это как раз упоминавшийся выше Муха, мода - тоже то, о чем мы говорили: тонкие талии, пышные юбки и рукава. В то же время это начало изменений: эмансипация, особо смелые девушки начинают щеголять в брюках, первые моторы, появление кинематографа, радость жизни после ужасов войны. Ниже - картина художника того периода времени.

31. Жан Беро. У театра Водевиль, Париж.

Готика - Дэниэл подразумевает здесь стиль архитектуры (потому что если брать живопись, то это скорее Страдающее Средневековье)), характеризующийся устремленными ввысь тонкими башенками, арками, словно висящими в воздухе (как отражение стремления человека к возвышенно-небесному), витражи, множество декоративных элементов (этим напоминая рококо). Это все видно в тех картинах Дэниэла, где есть здания.

32. High Altitude. 24 x 18”, paper. (Большая высота. бумага) 

32. On the Go, 36 x 24”, Canvas (В пути. холст). 

Дадаизм - разрушение логики, рациональности и эстетики. Бессмысленность существования - как реакция на ужасы и смерти Первой мировой войны. Дадаисты говорили про себя: "Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего" (я, честно говоря, не вижу ничего из этого отрицания в работах Мерриэма). Дадаизм считается предтечей сюрреализма и одним из составных направлений модерна. Среди дадаистов упоминают и Дали, и Дюшана, и Магритта.

33. Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах. Марсель Дюшан, 1923, 277.5×177.8

К тому же Дэниэл одним из своих вдохновителей называет Иеронима Босха - самого загадочного художника Средневековья, - и, конечно, эти параллели просматриваются невооруженным взглядом: мельчайшая детализация, символизм, необычные существа... Вы наверняка уже видели "Сад земных наслаждений", но я покажу ее, чтобы не было голословно.

34. Иероним Босх. Сад земных наслаждений.

Дэниэл: Я всегда занимался искусством, сколько себя помню; это просто образ жизни, образ мышления. Я живу через свое искусство. Этому никто меня не учил. Это то, что я вынужден делать. (I have always done art, as long as I can remember; it’s just a way of life, a way of thinking. I live through my art. It’s not something somebody taught me. It’s something I am compelled to do.)

Картины Дэниэла причудливые и даже иногда странные, наполненные образами и символами из его собственного воображения, но они не отталкивают. Они притягательны и своей необычностью, погружением в мир художника, и мастерским исполнением - их можно рассматривать долго, вглядываясь в мелкие детали и переходы цвета. Кстати, вы заметили, как точно он изображает здания? Несмотря на то, что эти сложные конструкции воображаемые, в них веришь, такие здания вполне могли бы существовать в реальности, они точны, правильны и сбалансированы. В этом смысле Дэниэла вполне можно назвать архитектором. 

Между прочим, Дэниэл делает и скульптуры по образам из своих картин:

35. 

Эта рама для картины "Орнитолог" - тоже дело рук Дэниэла:

36. BIRD WATCHER (Орнитолог)

Удивительный, манящий, необычный, уникальный и узнаваемый, Дэниэл притягивает взгляд и уже не отпускает. Его картины не выходят из головы. Я поражаюсь гиперреалистам, как они могут с такой фотографической точностью передавать на своих холстах природу, животных и людей, но еще больше меня поражает, когда человек одной только силой мысли, в своей голове, в воображении видит такие сюжеты! Это немыслимо для меня, это просто люди с другой планеты.

37. Like Honey to a Bee, 21 x 16”, Paper (Как мед для пчелы. бумага)

38.

В начале своего творческого пути Дэниэл был акварелистом. В настоящее время он пишет большей частью акриловыми красками. Также он использует карандашные рисунки и эскизы. Но сам Дэниэл говорит, что в его студии можно найти любые материалы и краски, которые вы только можете себе представить - он любит экспериментировать и находить что-то новое для себя.

39. The King, 15 x 14”, Paper (Король. бумага). 

40. Telestic Tea, 44 x 28.75”, Paper. (для слова "Telestic" я нашла такие варианты перевода, как "имеющий отношение к тайным знаниям", либо же от греческого τέλος, что значит "конец". Смотрите сами, какой перевод вам ближе)

И покажу буквально пару последних работ художника, где он отходит от фантастических, вымышленных образов.

41.

42.

Ну и напоследок, как водится, вот вам картины с котиками)

43.

44.

На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Дэниэл Мерриэм (Daniel Merriam).

19:27, 2 июня 2021

Автор: Limpamponi

Комменты 15

Аватар

пока листала влюбилась в его работы , сколько магии и волшебства в каждой работе, хочется прям попасть в эту сказку, подписалась к нему в инсту, после ваших постов каждый раз хочу мульт- сказку нарисованную кем нить из подобных художников. Спасибо за пост!

Аватар

Очень интересное необычное творчество. Прекрасный пост! Словила эстетическое наслаждение:)

R

Изумительные работы! Спасибо за пост!

Аватар

его ни с кем не спутаешь

R

Какой интересный пост! Прочитала с огромным удовольствием и сохранила себе в "избранное". Спасибо!

Подождите...