Привет всем!

С вами снова рубрика о современных художниках, которые мне нравятся. Сегодня я хочу показать вам польского сюрреалиста Яцека Йерку (не говорю "познакомить", потому что я думаю, что вы почти наверняка видели его работы в интернете, они довольно часто встречаются во всяких подборках фэнтези-картин или иллюзий).

1. Bibliotama (2). 2006. (Библиотека (2)) 

Немного биографии.

Яцек Йерка (Jacek Yerka) родился в 1952 году в Торуне (Torun), на севере Польши - это еще и родной город великого ученого средневековья, автора гелиоцентрической системы мира, Николая Коперника. Настоящее имя художника - Яцек Р. Ковальский (Jacek R. Kowalski) - на его ранних работах можно даже увидеть подпись в виде слитых букв "JК" вместо "YERKA" на более поздних работах. Например, на картине "Европа" в нижнем правом углу вы как раз можете увидеть эту самую старую подпись:

2. EUROPA. 1983, акриловые краски, холст. 

Родители маленького Яцека были студентами торуньской Академии изящных искусств, и самые ранние его воспоминания связаны с запахом красок - родителям не приходилось направлять Яцека, краски и тушь были его первыми игрушками. Часто он проводил время со своей бабушкой, на ее кухне, и это окружение дома 1950-х сильно повлияло на его творчество - картины Йерки наполнены изображениями из его детства.

3. KUCHNIA BABUNI (КУХНЯ БАБУНИ). акриловые краски, холст. 1990

Яцек Йерка: Для меня 1950-е были своего рода золотым веком. Это были счастливые годы моего детства, наполненные чудесами окружающего меня мира. Это отражается в моей работе в зданиях, мебели и различных довоенных безделушках. Если бы я, например, нарисовал компьютер, то он определенно имел бы довоенную эстетику.

4. NAJJAŚNIEJSZA TELEFONIA PERŁOWA, 2011 akryl, 38x46 cm (Наиярчайшая жемчужная телефония, 2011 акрил, 38х46 см) 

5. BULDERIER PIASKOWNICOWY - HESIA 2. akryl, płótno,2007, 60 x 73 cm (Геся, песочный бульдерьер. акрил, холст).

Яцек намеревался учиться на астронома или изучать медицину, но боялся провалить экзамены и попасть в армию, поэтому в итоге выбрал то, что было знакомо ему едва ли не с двух лет - университет, в котором учились и его родители. Хотя тут надо заметить, что свою первую картину Яцек написал всего лишь за год до того, как решил сделать живопись своей профессией - в отличие от многих других художников, которых мы с вами уже смотрели и которые писали картины чуть ли не с детства.

6. Fabryka zieleni. acrylic on canvas, 92x73 cm (Зеленый завод. акрил, холст). 

7. JABŁOŃ TANTRYCZNA 54 cm x 60 cm (Тантрическая яблоня).

В итоге он поступил на факультет изящных искусств Торуньского университета им. Николая Коперника, который окончил в 1976 году. Иногда художник даже шутит, что все время жалеет о своем выборе и хотел бы заняться чем-то другим, но, к его огорчению, ничего, кроме рисования, ему не удается.

8. WIOSENNY LABIRYNT 2005 (ВЕСЕННИЙ ЛАБИРИНТ). Другое название WIOSNĄ. акриловые краски, холст, 71×73 cm

9. SAD. 2000, 54x61.7 cm (Сад).

Во время учебы Яцеку пришлось столкнуться с непониманием со стороны преподавателей - те хотели, чтобы он писал в более современном (на тот момент) абстрактном стиле и отошел от реализма. Яцек же видел в этом попытку задушить его собственный стиль и продолжал гнуть свою линию, работая в дотошном, детализированном и реалистичном стиле фламандских мастеров. В конце концов учителям пришлось отступить перед его упорством. Но до сих пор его отношения с альма-матер довольно прохладные - преподаватели так и не приняли его манеру писать.

10. POWRÓT DO DOMU. 1992 (ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ) цветная шелкография, бумага.

Яцек Йерка: Просто я им очень не нравлюсь. Я всегда жил вне этой среды. Я не действовал ни в каких отношениях, я не создавал эту тусовку. Возможно, из-за этого они разочарованы. Искусство пошло в другом направлении, и я со своими работами иду против течения. В университете не знают, как это оценивать. Это не академизм. Там рисуют по-другому, по-другому оценивают. В этом отношении мое искусство ничем не отличается (в оригинале здесь использовано слово nijaka - "тусклое, расплывчатое").

11. On the edge of space II/Na brzegu kosmosu II, 2006 (На краю космоса (2)). 

12. VENTIMIGLIA. 1992, 54x71.1 cm (Вентимилья - город в Италии).

Закончив университет, Яцек специализировался на графике, затем - на плакатах. Его графические работы выставлялись на Биеннале польского плаката в Катовице в 1977 и 1979 гг., Финской биеннале в Лахти и в Варшаве. Однако через несколько лет после выпуска, в 1980 г., Йерка решил сосредоточиться на живописи.

13. Одна из ранних работ Йерки в области плаката. PROJEKT PLAKATU, 1985 ołówek, akwarela, gwasz, papier  13.6x10 cm (Дизайн плаката. 1985 г., карандаш, акварель, гуашь, бумага 13.6х10 см) 

Довольно часто стиль Йерки определяют как магический реализм - наверное, так и есть, если вспомнить определение этого термина. Как понятно из названия, это все же реализм, то есть предметы на полотне выписаны реально (в отличие от, например, сюрреализма - здесь можно вспомнить Дали с его слонами на длинных тонких ногах или текучими часами). Сюрреализм пишет то, чего не может быть. Магический реализм же помещает обычные предметы в обычный контекст, но эти предметы настолько несочетаемы с этим контекстом, что достигается эффект чего-то магического, волшебного, нереального - например, из недавнего это Эрик Ру-Фонтен. Могут быть вариации - вроде помещения реального объекта в сказочный интерьер или, наоборот, нереальный предмет находится в абсолютно обычных, будничных декорациях. Считается, что магический реализм всегда несколько тревожен (например, как у Фриды Кало), а взгляд художника считывается как отстраненный по отношению к изображаемому. Хотя это всё не обязательные атрибуты (попробуйте найти беспокойство и прохладность у Гонсалвеса или Парошина!).

14. Nocne lektury. 73x65 cm, acrylic, canvas. Feb-Apr 2013 (Ночные чтения. акрил, холст).

Пейке Кох, известнейший представитель нидерландского магреализма: Магический реализм изображает явления, которые возможны и все же неправдоподобны, сюрреализм же со своей стороны демонстрирует ситуации, которые невозможны, не существуют или не могут существовать.

15. DROGA. 2003, акриловые краски, холст (ДОРОГА) 

Ладно, со стилем разобрались, хотя лично мое мнение - для магического реализма у Йерки маловато реализма, я бы скорее определила его творчество как фэнтези или сюрреализм - в 1995 году Йерка даже получил премию "World Fantasy Award", а это, между прочим, одна из самых престижных премий за произведения в жанре фэнтези, да к тому же международная. Так что я, пожалуй, останусь при своем мнении - это не магический реализм, хотя некоторые черты, конечно, присутствуют. Притом сам художник говорит так:

Яцек Йерка: Я как-то попытался определить свой стиль, но ничто не подходит мне на 100%. Изображения такие, какими они были с [тех пор, как я начал рисовать]. Но не я нашел стиль, способ рисования. Он сам нашел меня. С самого первого рисунка, акварели и живописи мне никогда не приходило в голову, что я могу рисовать иначе. Это немного похоже на дыхание - мы об этом не думаем. Это очевидно и органично.

16. BEZLUDNA WYSPA. 1999 (НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ/ПУСТЫННЫЙ ОСТРОВ) 

В настоящее время Йерка живет и работает со своей семьей в родной Польше: сам - в сельском анклаве, где, помимо живописи, занимается домом и садоводством, а его мама, сестра, одна из дочерей с двумя внучками-принцессами (как называет их сам художник) живут в Торуни. Яцек пишет в основном акрилом и пастелью (хотя в начале своего пути писал маслом), но из всех материалов больше всего любит мел. 

17. Delta. 47.5 x 57 cm, pastel, 2013. (Дельта. пастель). 

18. FATAMORGANA. (ФАТА-МОРГАНА) карандаш, цветные мелки, картон. 2006. 

Из пяти дочерей Йерки трое изучали живопись, одна - промышленный дизайн, а самая старшая - географию. Одна из них, Мелания, в 2011 году окончила Центральный колледж искусств и дизайна Святого Мартина в Лондоне, а до того училась в Академии изящных искусств в Варшаве. Если хотите, загуглите Mela Yerka - я не стала нести это в пост, уж очень мрачное у нее творчество.

Кстати, все дочери утверждали, что не посвятят себя искусству, потому что не хотят страдать так, как их отец:

Яцек Йерка: Она [Мелания] видела, что это искусство поглотило меня. Что у меня нет времени на детей, что я всегда отдаю себя [искусству]. Что если я посвящаю немного времени своим детям, у меня не будет достаточно времени, чтобы закончить картину вовремя. Что если что-то не так с моими продажами, мы все должны копить и занимать деньги. Она устала от этого отсутствия стабильности. У моих детей было прекрасное детство, но они беспокоились обо мне.

19. Valley of knowledge (Долина знаний). 

Художник говорит, что его вдохновляет многое - это может быть как музыка, книги, картины, повседневная жизнь, какие-то увиденные им ситуации, так и сны и воображение. Но тут нечему завидовать, отмечает он. Дело в том, что иногда эти воображаемые миры и предметы довольно пугающие - как кошмарный сон с искаженной реальностью, который надо быстрее перенести на холст, чтобы избавиться от него. Честно говоря, меня эти слова художника удивили - я не вижу в его картинах ничего мрачного.

20. Ink street (Улица чернил). 

Яцек Йерка: Ну, я не могу рисовать все время, потому что иногда мне нужно жить, смотреть в сторону, работать в саду или что-то ремонтировать. И мне от этого грустно. Чтобы чувствовать себя на вершине мира, мне нужно сидеть и рисовать. Нет жизни без живописи, по крайней мере, счастливой жизни. Рисование, живопись, рисование…

21. DRZEWKO POZIOMKOWE 1990 (ЗЕМЛЯНИЧНОЕ ДЕРЕВО) 

22. SAD POZIOMKOWY (КЛУБНИЧНЫЙ САД) акриловые краски, холст 

23. TRUSKAWKOWA PLAŻA. (КЛУБНИЧНЫЙ ПЛЯЖ) пастель, бумага, 2007

Картины Йерки вдохновили американского писателя-фантаста Харлана Эллисона на создание 13 рассказов. Они были изданы в 1994 году вместе с репродукциями картин Яцека (всего их в книге около 30) под названием "Поля разума" (Mind Fields).

Яцек Йерка: Я создал несколько картин, и он [Харлан Эллисон] написал несколько рассказов на их основе. Их было довольно трудно читать. Честно говоря, я никогда не читал их все. К счастью, они были короткими. (Не знаю, почему Йерка так отзывается об этих рассказах, сама я их не читала.)

Обложка книги "Поля разума". Для обложки использована картина Йерки "Атака на рассвете":

24. ATAK O PORANKU. Другие названия: ATTACK AT DAWN, ATAK O ŚWICIE (АТАКА НА РАССВЕТЕ). 1989 г., акриловые краски, холст.

25. STWORZENIE WODY. (ТВОРЕНИЕ ВОДЫ). акриловые краски, холст, 1988 (Из книги "Поля разума").

Яцек Йерка о подделках: Видимо, некоторые из моих поддельных картин висят на стенах квартир в Торуни. Оригиналов там не может быть, потому что я продал их в Штаты 20 лет назад. Я даже хотел их увидеть, но потерял номер телефона человека, который должен был меня туда проводить. Во всяком случае, я не завидую никому, кто это нарисовал. Он, должно быть, ужасно устал. Копирование - это тяжелая работа, никакого творческого удовлетворения. Некоторые неумелые копии также появились в Интернете - мое искусство не очень подходит для подделки. И пусть так и останется.

26. Boudoir.

Эти картины - из серии 4SIDERS (Четырехсторонники). Они больше похожи не на картины, а на головоломки, их можно повесить любой стороной, и каждая сторона рассказывает свою собственную историю.

27. 

28. Four seasons.

Еще в конце 90-х годов Йерке поступило предложение о съемках крупнобюджетного игрового анимационного фильма Strawberry Fields (Земляничные поляны) - по мотивам музыки Битлз. Йерка должен был стать художником, но фильм так и не вышел. Зато Яцек написал несколько работ - наброски и картины к сценам фильма:

29. PLAŻA TECHNO (ТЕХНОПЛЯЖ). пастель, бумага, 2004 

30. PRZERWANY PIKNIK (ПРЕРВАННЫЙ ПИКНИК). масло, холст 2006

Яцек Йерка о картине Amonit biblioteczny: "Библиотека аммонита, приснилось" - так могло бы начинаться большинство моих постов. Многие картины, написанные за последние 45 лет, - это обработанные сны, вспышки видения, что-то внезапно взорвавшееся в воображении... Иногда на создание образа из этого первозданного материала уходит много лет.
Сегодняшнюю [картину] следует называть "Лимпопо", так как именно так называлась мечта, которая послужила исходным материалом: жаркий африканский пейзаж, огромная, зеленая и жужжащая река Лимпопо, ниспадающая каскадом в пустыню и исчезающая в песке - этот спуск - с самой вершины!!! Дикие книги в дюнах вышли из-под контроля и цензуры.

31. Amonit biblioteczny (Библиотека аммонита).

32. POLNY KREDENS (ПОЛЕВОЙ КОМОД), 1997 (из серии "Cupboards" ("Шкафы" или иногда "Придорожные шкафы"), в которой главную роль играет волшебный шкаф, иногда обитаемый).

33. ŁAZIENKA (ВАННАЯ КОМНАТА) акриловые краски, холст, 2009 (из серии KIESZONKOWA DŻUNGLA (Карманные джунгли)).

Ну и напоследок вот вам премилая картина "Гидротерапия" - хотя я бы скорее назвала ее Кототерапией!)

34. HYDROTERAPIA. acrylic, canvas. 73x65 cm. 2010. (ГИДРОТЕРАПИЯ. акриловые краски, холст) 

На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Яцек Йерка (Jacek Yerka).

15:43, 9 ноября 2020

Автор: Limpamponi

Комменты 14

K

Такая красота! Видно, что человек любит книги, детские воспоминания, природу, ещё воду во многих проявлениях - очень импонируют многие работы художника. Спасибоооо автор!!! Спасибо, что Вы делитесь такими прекрасными знаниями об авторствах талантливых людей, спасибо, что расширяете мой кругозор и улучшаете настроение своими постами!

Аватар

Клубничный пляж, женский рай Где можно забыть про городскую гонку, и просто кайфовать от жизни))))

Аватар

Очень он был популярен, как и другие сюрреалисты, лет 10-15 назад!) Помню, у меня и у одногруппников были альбомы в вк с этими картинами. Туда же Сову, Варо, Магритта, Дали.

T

Спасибо большое! Не знала о нем - очень необычный! Four seasons захотела на стену :)

Аватар

Спасибо вам за пост. Особенно понравилась картина "Четыре сезона", приятная по цвету и интересная по идее

Подождите...