Привет всем читателям!

Сегодня я хочу показать вам художника-графика Олега Майорова. И самое первое, что я хотела бы сказать, это – я не искусствовед, и мне непонятно, в чем отличие художника-графика от, например, иллюстратора. Да, я почитала в интернете, но все равно не поняла - в чем главное отличие графика от живописца как такового, чем бы он ни работал – акварелью, акрилом или маслом. Может, среди читателей есть тот, кто сможет объяснить так, чтобы понял даже такой дилетант, как я?

 1. Катюшкин дом. 2003, бумага, цв. карандаши, 35x50см.

Итак, для начала немного информации о художнике. Олег Павлович Майоров родился в 1966 в городе Куйбышеве (ныне Самара). В 1983 году поступал в Куйбышевское художественное училище, а в 1989-ом – на худграф Тольяттинского пединститута. Но сам художник говорит о своем неполученном образовании так: «Однако ни там, ни сям до диплома дело так и не довёл, и теперь продолжаю обучение в Университете миллионов на факультете Реальности Бытия». Первая выставка Олега была организована в 1994 году в тольяттинской картинной галерее. С тех пор экспозиции, а их было более тридцати, прошли в различных городах страны и за рубежом. Около сотни работ находится в частных коллекциях России, Англии, Франции, Германии, Швейцарии, Италии, Израиля, Индии.

2. ГОРНЯЯ РЕКА 2008, бумага, цв.карандаши, 14х29

Рисовать Олег начал с детства. На формирование Олега как творческого человека оказало общение с интересными людьми, а также природа, книги и музыка.

3. 

Под композицию группы Pink Floyd «Wish You Were Here» я себе живо представлял какие-то удивительные путешествия, полеты к неведомым мирам, куда меня тянуло после фантастики Стругацких. Мы жили в десяти тысячах километров отсюда, на Чукотке, на прииске Ленинградский, напротив острова Врангеля. Это совершенно особые места. Человек чувствует себя здесь беззащитным перед природой. Видимо, она тогда одержала верх над моей еще неокрепшей, но любознательной душой.

Вот, кстати, одна из ранних работ, вдохновленная как раз Стругацкими:

4. ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР. Иллюстрация к повести братьев Стругацких "Жук в муравейнике". 1987. бумага, графитный карандаш 

5. РОЖДЕСТВО 2008.

Его излюбленный инструмент — обычные цветные карандаши, хотя художник иногда использует и краски. Майоров пишет в стиле символизма, в его работах, особенно последних лет, вы увидите много отсылок к индуистской мифологии: уже много лет он занимается Сахаджа йогой и выражает свои знания и представления в своих картинах. Сам Олег определяет направление своего творчества как "Дом Человеческого Духа".

6. Туманность (Создатель Вселенной). 2007, бумага, цв. карандаши, 50х33см.

7. ДВИДЖА. 2001, бумага, цв. карандаши, 11x16

Лично я не люблю течения, претендующие на религиозность, где духовного лидера начинают писать с большой буквы (Она, Её) и ставить в один ряд с Христом, Мохаммедом и Буддой, поэтому ограничусь только этими тремя картинами на такую тематику. Опять же, если спросить лично мое мнение - мне они не нравятся, и мне хотелось бы больше работ художника, похожих на раннее его творчество, но это его путь, и я не могу его обсуждать.

8. ЭКСТРЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ. 2019. оргалит, масло. слева направо: Иисус Христос, Конфуций, Кришна, Шри Ади Шакти (духовный лидер движения Сахаджа-йоги), Будда, Мохаммед, Сократ.

Творчество суть одухотворение материи, т.е. усердное старание проявить в ней единственный смысл её существования – Высшее Духовное Начало [...]. Цель творчества – бессмертие Личности, проявившей свой неуничтожимый Дух – энергию, которая, как известно, ниоткуда не берётся и никуда не девается [...]. Виды, жанры, сюжеты, техники главной роли в этом святом деле не играют.

9.

Для большинства взрослых людей цветные карандаши остались где-то там, в далёком-предалёком, ярко раскрашенном детстве, и даже если кому-то из нас довелось связать свою жизнь с искусством, вряд ли с тех пор хотя бы раз брали их в руки. Вот с тех пор я так и путешествую через радужный мостик в волшебную страну, всякий раз прихватывая с собой в мир взрослых какой-нибудь скромный гостинец: яблоко, цветок, улитку... И хотя понимаю, что вряд ли получится, всё-таки мечтаю хотя бы постепенно перенести на этот берег самый дорогой и нужный нам подарок нашего детства – его несгибаемое целомудрие, т.е. удивительную способность сердца, ума и внимания быть свободным от всякого зла. Так что, если наскучило быть серьёзным и озабоченным взрослым, взгляните на мир, нарисованный цветными карандашами, и, может быть, вам захочется поменять к лучшему что-нибудь в мире, вас окружающем, который Бог когда-то нарисовал для нас и попросил рисунок продолжить…

10. В стране облаков. 2004. цветной карандаш. 36х70 

11. 

Олег пишет во многих жанрах. Я показывала картины на духовную тематику и рисунки, но у него есть и городские пейзажи, и цветы, и даже портреты. Я покажу немного их всех, буквально по одной работе - на самом деле их, конечно, намного больше, но я хочу показать больше волшебных рисунков из страны детства)

12. СОЗВЕЗДИЕ ЗИМНИХ ИРИСОВ. 2003, бумага, цв.карандаши, 27x20 (Кстати, смотрите, какое милое пояснение к этой картине написал Олег: Этот скромный букетик - одно из объяснений, почему "старые добрые времена" я вспоминаю без особой ностальгии: в отличии от "старых добрых" с чахлой гвоздикой на Международный женский, в наше "сложное время" у меня вдруг появилась возможность дарить жене на день рождения свежие ирисы в январе...

13. ХРУСТАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР. 2014. двп, масло

14. ВОСКРЕСЕНЬЕ. 2019. бумага, цв. карандаши

15. Яблоко для Адама. 2017, бумага, цв. карандаши

Вы заметили - я специально принесла много цитат Майорова, чтобы были более понятны его мировоззрение и его личность. И наверное, вы также заметили, что взгляд на мир у художника радостный, позитивный и оптимистичный. Каждая картина согревает душу, дарит хорошее настроение и вызывает невольную улыбку. Вот его известный тетраптих "Дом странствующего голубя"  - мне кажется, что он как нельзя лучше раскрывает душу автора - с пояснением самого Олега.

Многими столетиями, вплоть до начала XX-го столетия, небо над североамериканским континентом расцвечивали стаи удивительно красочных птиц, чьё рубиново-сапфирово-изумрудное оперение долго не давало покоя многочисленным эстетам, натуралистам, коллекционерам...до тех пор, пока не была поймана последняя из них. Звали птаху Paloma migratoria – Странствующий голубь. Лет восемьдесят спустя после этого печального события свою многоцветную мечту о собственном доме я назвал этим же именем, во-первых, потому что дом умеет путешествовать по воле хозяина, в одно мгновение оказываясь там, где укажет прихотливое воображение; во-вторых, потому что странствующего голубя не существует, и моего дома – тоже. И смысла нет его строить, особенно после того, как уразумеешь: единственно надёжное жилище для человека – его дом, его крепость – его неизмеримый, неуничтожимый, божественный Дух.

16. Дом Странствующего голубя. Весна. 2002. цветной карандаш. 32х41

17. Дом Странствующего голубя. Лето. 2002. цветной карандаш. 32х41

18. Дом Странствующего голубя. Осень. 2000. цветной карандаш. 48x57

19. Дом Странствующего голубя. Зима. 2002. цветной карандаш. 32х41

Работы Олега яркие, добрые и светлые, очень затейливые и детальные, их хочется рассматривать, открывая для себя новые смыслы - например, в картине "Я дома" на первый, беглый взгляд можно увидеть простую радость возвращения домой после трудового дня. Однако в правом нижнем углу виден кусочек велосипеда - может, это был не рабочий день, а путешествие на двух колесах? (Кстати, Олег страстный поклонник велосипеда и длинных велопрогулок.)А посмотрите: в доме сияет солнце и повсюду зеленая листва, а справа вверху в дверном проеме виден зимний пейзаж - это еще одна пасхалка, картина Олега "День рождения". Художник будто говорит нам, что какая бы ни была погода за окном, в доме, где тебя ждут и любят, всегда лето. Это только то, что я заметила, немного приглядываясь - а сколько можно увидеть, если смотреть вдумчиво?

Я осознал, что главное в жизни - суметь построить это уютное и комфортное «жилище» внутри себя. И тогда, в какой бы точке мира человек ни оказался, он всегда будет чувствовать себя дома.

20. Я дома. 2009. цветной карандаш. 65х41

21. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ. 2002, бумага, цв. карандаши, белила, 29x40 

На картинах Олега, как и у всех символистов, земное переплетается с космическим - даже в завитках пара из обычного чайника, поставленного на плиту, он видит спирали галактики, а в яблоке, упавшем в траву - целую планету. Это, наверное, одна из причин, почему я люблю больше символистов, чем реалистов - их творчество просто-напросто интереснее разглядывать, искать скрытые смыслы и разгадывать задумки художника.

22. УТРЕННИЙ ЧАЙ. 2004, бумага, цв. карандаши, 21x32

23. Две планеты.

Несомненно, работы Олега похожи на детские иллюстрации - красочностью, сказочностью и добротой. Однако глубинный смысл в них совсем даже серьезный и взрослый. Эта двойственность пленяет и заставляет снова и снова рассматривать картины, ища не только красоту, но и послание, спрятанное в пламени свечи или в хвосте падающей звезды.

24.

25.

Между прочим, Олег - не только художник, он еще и поэт. Он часто пишет стихи и к своим работам тоже - вот, например, картина "Сиреневые дни" и стихи к ней.


Осторожно открываю в доме окна,
словно ставлю раритетную пластинку.
Как шипящая бороздка на виниле
под иглой-лучом начищенного солнца,
день вступает в мою комнату оркестром –
дирижирует весь месяц гений май.

И куда б меня дела не отсылали,
как иголку по нарезанной бороздке,
в беготне моей по замкнутому кругу,
в моём празднике сурков и всех лошадок
эта музыка меня не оставляет –
музицирует весь месяц гений май.

Эта музыка – как воздух для дыханья,
как вода для жажды тела или сердца,
обеспечивает мне существованье,
объясняет его смыслы и причины,
выбирает ему истинную цель.

Но и самая любимая пластинка
обладает неизбежным недостатком:
как бы долго не крутилась, не вертелась,
и на следующий год не повторялась,
ей приходится когда-то доиграть...

И на этот неслучайный частый случай
я решил слегка подстраховаться
и ещё одну любимую пластинку
завожу на допотопной радиоле:
мне играет свою музыку июнь!

И стоит рядком на пыльной книжной полке
эта дюжина заезженных пластинок,
где среди разученных мелодий
для чувствительного слуха возникает
что-то новое и вечное, как небо,
и никак, никак не может надоесть!

26. Сиреневые дни (32 мая). 2013. Бумага, карандаш.

Я уже как-то писала, что мне мне нравится позитивное творчество, то, которое приносит радость и умиротворение. Эти мысли перекликаются со словами Майорова об искусстве:

"Предполагают, что искусство и религия являются синонимом духовности. Но эти вещи могут быть антидуховными. И определить это очень просто. Корень у слова духовность - дух, конкретная, реальная энергия, сила, которая дает нам возможность существовать. Когда начинаешь энергию замечать и фиксировать внутри себя, в других, в вещах, то выясняется, что в одних произведениях искусства она позитивного свойства, в иных - разрушительного. Так вот, настоящее духовное искусство - это искусство, где присутствует энергия позитива."

27.

28. Звезды зовут!

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

29. Оператор калейдоскопа. 

30. ДЕЖУРНЫЕ ПО АПРЕЛЮ 2019 оргалит, масло

31. Бесконечное путешествие.

Последней, конечно, будет картина с котиком - хотя у Майорова их достаточно)

32. ВАСЬКИН СНЕГ. 2008, бумага, цв. карандаши, 21х30 

33. Дневной дозор.

На этом пока все, надеюсь, вам было интересно и до встречи в следующих постах)

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Олег Майоров.

18:58, 19 июня 2020

Автор: Limpamponi

Комменты 14

Аватар

Графика это карандаш, пастель, грифель и ь.д. Живопись- любые краски. Очень позитивные рисунки

T

Спасибо за позитив, пойду посмотрю ещё его картины. Сразу захотелось взять бумагу и карандаши

Аватар

Какие знакомые картины, некоторые я ставила на экран телефона.

Аватар

Чудесные, просто по-детски чудесные работы. Так светло, так уютно и ничего плохого в этом нарисованном мире случиться не может... Насчет духовности и индуизма немножко в теме, поэтому мировоззрение художника в чем-то разделяю и так понимаю, что на картине Туманность (Создатель Вселенной) - Lord Shiva. На мой взгляд, это одно из самых прекрасных его изображений, здесь чувствуется и любовь, и величие, и та отстраненность, которая доступна только высшему. Автор, спасибо огромное за этот пост, благодаря Вам у меня появился еще один любимый художник)

Аватар

Как чудесно - его мировоззрение перекликается с моим. Про дом. Дом - это я. И куда бы я ни пришла - я всегда дома. И про искусство с ним согласна. Искусство - это энергия, путь, и не каждое искусство является созвучным твоему пути.

Подождите...