Фильм 2014 года "Танцующий в пустыне".

В 2010 году режиссер Ричард Рэймонд в газете впервые прочитал невероятную историю иранского танцора Афшина Гаффариана, рисковавшего жизнью ради борьбы за свою мечту. Спустя 4 года фильм на основе этой истории выходит в широкий прокат. Фильм «Танцующий в пустыне» рассказывает правдивую историю о молодежи, которая подвергает риску свои жизни в борьбе за права человека. 

Действие фильма происходит в Иране, в стране, где танец находится вне закона. Несмотря на подстерегающие их опасности, Афшин Гаффариан и его друзья основали подпольную танцевальную студию. Через прокси-серверы группа танцоров получила доступ к YouTube для того, чтобы научиться танцевать по видео роликам с участием Майкла Джексона, Пины Бауш, Джина Келли и Рудольфа Нуриева.

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Упиваясь свободой самовыражения, полученной при помощи танца, они задумали организовать представление в пустыне, вдали от бдительных глаз безжалостной иранской организации «Басидж». Однако, этот акт мужества и неповиновения повлек за собой ряд событий, из-за которых жизнь Афшина оказалась в опасности...



Впервые прочитав эту историю и вдохновившись идеей снять фильм о её главном герое, Ричард Рэймонд вместе с будущим сценаристом фильма Джоном Крокером отправились в Париж, чтобы встретиться с Афшином. 

Афшин был очень воодушевлен идеей использования танца в качестве оружия в борьбе за свободу в Иране, в Париже он превратил танец в протест. Однако режиссеру потребовалось много месяцев для того, чтобы убедить Афшина в том, что он – именно тот человек, который сможет сделать фильм из его истории. Ричард был твердо уверен, что эта история должна быть преподнесена в универсальной и общедоступной форме. Он хотел сделать фильм, благодаря которому людям во всем мире станет известна история Афшина и его идея об использовании танца в качестве протеста. Режиссер и его единомышленники верили в то, что осознание проблемы сможет привести к позитивным изменениям в мире. Для того, чтобы лучше познакомиться с Афшином Гаффарианом и  узнать историю его жизни, режиссер Ричард Рэймонд и сценарист Джон Крокер записали более 8 часов интервью с танцором.

После разговора с Афшином режиссер и сценарист приступили к разработке сценария и неожиданно обнаружили один из самых трагических элементов в его истории - любовь к талантливой, но истерзанной зависимостью от героина танцовщице Элайе.

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне" - Афшин и Элайя

Ричард почувствовал, что Элайя более, чем никто другой олицетворяет население Ирана, его угнетенность, красоту и трагедию. Афшин боролся с зависимостью Элайи: он осмелился провоцировать ее жить, почувствовать радость танца и свободы. Двойственность натур Афшина и Элайи и легла в основу истории фильма. 

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Исполнитель главной роли нашелся сразу же после просмотра режиссером фильма Питера Джексона «Милые кости». Благодаря этому фильму Ричард узнал об актере Рисе Ричи, который имел не только физическое сходство с Афшином, но и был невероятно одаренным и талантливым молодым актером. 
После ознакомления с этой историей и просмотра интервью с прототипом главного героя будущего фильма Рис понял, что тесно связан с Афшином и присоединился к работе над сценарием. В Рисе режиссер нашел не только актера на главную роль, но и надежного партнера в создании своего фильма. История «Танцующего в пустыне» также заворожила и Фриду Пинто («Миллионер из трущоб»). Она полностью посвятила себя роли Элайи, при этом не только превратившись за год в танцовщицу, но и проникнув в саму сущность своей героини. 

Фрида Пинто, Афшин Гаффариан и Рис Ричи на 65-ом  Каннском кинофестивале представляют готовящийся проект со своим участием

В актерский состав вошла также Назанин Бониади, которая является официальным представителем Международной амнистии США и борется против несправедливого заключения под стражу иранской молодежи. Назанин родилась в Тегеране в разгар Иранской революции и именно она должна была привнести ощущение подлинности в фильм. Назанин сыграла маму главного героя.

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Фильм «Танцующий в пустыне» стал первым в фильмографии режиссера Ричарда Рэймонда, ранее занимавшегося продюсированием, а также является кинодебютом всемирно известного хореографа Акрама Хана - постановщик танцевальной части Церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. 

Акрам разделял с режиссером видение того, что эта история не только о танце, но и о причинах, почему танец так важен в нашей жизни. Эта история не только вдохновляет на борьбу за освобождение от политического режима через танец, но и говорит о том, что у всех есть право на свободу, независимо от того, к какой стране, национальности и культуре мы принадлежим. 

Задачей хореографа было в короткие сроки сделать из актеров, не владеющих искусством танца, настоящих танцоров, которые проживают жизни своих героев. За год благодаря Акраму и стараниям самих актеров Рис и Фрида добились впечатляющих результатов. 

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Интенсивные танцевальные тренировки во время подготовки к фильму стали испытанием не только для актеров, но и для самого хореографа, скованного временными рамками и уже сложившейся историей фильма.  
Просматривая записи хореографии Афшина, Акрам затем интегрировал ее в фильм, тем не менее стараясь при работе с исполнителем главной роли найти его собственный танец, который не будет идти вразрез с танцем настоящего Афшина.

Немалой проблемой стали и условия, в которых проходили съемки фильма. Помимо изнурительной жары и слепящего в глаза солнца, актерам пришлось привыкать к песку. Когда танцор выступает на песке, а не на твердой поверхности, всё происходит совершенно по-другому.

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Актерам потребовалось немало времени, чтобы адаптироваться к новым условиям и почувствовать себя также уверенно как и в репетиционном зале. Семинедельный график съемок начался в Марокко (Касабланка выступила в роли Тегерана), затем съемочная группа переместилась в Северную Сахару. Производство продолжалось в Париже и, наконец, завершилось в Лондоне. 

Над фильмом совместного производства России и Великобритании работала команда компании CrossDay/May 13 Films, продюсеры Пиппа Кросс(«Отстреливая собак») и Фабиола Беракаса из Relativity Media при участии Родики Змихновской, Изабеллы Мико и Луиса Асторкия.  

Интервью с Афшином Гаффарианом

Фильм «Танцующий в пустыне» заканчивается Вашим приездом во Францию. Что Вы почувствовали, когда в первый раз оказались в Европе? 

Афшин Гаффариан: На самом деле, сначала я приехал в Германию, а затем в Париж. Первое, что я заметил в новой стране – это спокойствие. Помню, что написал тогда в своем дневнике: «Здесь я вижу спокойствие в глазах людей. Я чувствую себя хорошо, но, в то же время, это спокойствие меня пугает!» В то время мне было необходимо спокойствие. 

Планируете ли Вы остаться во Франции навсегда? 

Афшин Гаффариан: Я не люблю строить планы на будущее. Я просто стараюсь проживать каждое мгновение своей жизни. Я открыл компанию Réformances здесь, в Париже, и живу во Франции. Мне не нравится засиживаться на одном месте. Может быть, именно поэтому я выбрал театр. Мне нравится жизнь на сцене, потому что сцена меняется и новые спектакли начинаются каждый день. Я буду там, где я могу быть на сцене. На самом деле, моя настоящая родина – это сцена. 

Как годы, проведенные в Европе, повлияли на Вас как на художника и человека? 

Афшин Гаффариан: Как сказал Эдвард Саид, мысль об изгнании привлекает нас, но в изгнании страшно находиться. Ребенок покидает тело матери для того, чтобы жить в изгнании за пределами материнского организма, но это не означает, что новорожденный оставляет свою мать, он просто создает другие отношения со своей матерью. Таким же образом, когда я покинул свою Родину, я создал новые отношения со своей страной. 

Ваша компания называется Réformances – синтез французских слов réformer (реформировать) и performance (представление). Хореография, созданная Вами, является совершенно уникальной. Что из Вашей культуры и воспитания влияет на Ваш танцевальный стиль? 

Афшин Гаффариан: Я несу культуру и историю моей страны в своем собственном теле. Мой способ самовыражения взаимодействует с моими эмоциями, которые находятся в постоянном контакте с другими культурами по всему миру. Самовыражение следует рассматривать в более широком контексте, а не только ограничиваться определенной географической или культурной широтой. На самом деле, впервые я написал слово réformance в своем дневнике в Иране много лет назад. В то время я не мог представить, что когда-нибудь это слово станет названием моей труппы. 

Здесь, во Франции, я продолжаю то, что я начал в Иране. Я и мои друзья из театрального университета в Тегеране вдохновлялись идеями Гротовского в Польше, Антонина Арто во Франции, Джулиана Бека и Джудит Малина в Америке, Эудженио Барба в Дании, Тадаши Сузуки в Японии. Я был в контакте с некоторыми из великих деятелей театра: Ричардом Шехнером из Нью-Йоркского университета, Эудженио Барба и Джулией Варлей из Odin Theatre в Дании. Я помню, как Эудженио Барба и Джулия Варлей прислали мне книги и DVD-диски, которые в то время невозможно было найти в Иране для того, чтобы мы могли развиваться и продолжать свою работу. Несколько лет назад я обедал с ними в Париже. Мы поспорили по поводу счета, но, всё равно они не позволили мне заплатить. Вместе с французским социологом Батистом Пиззинат в 2013 году мы написали книгу под названием Café des Réformances, которая доступна на французском языке. Она рассказывает об отпечатке, который накладывает танец на общество. 

Réformance – это состояние бытия художника, его мощная воля, которая побуждает его бороться против любого рода инертности или привычки. Мы говорим об интеграции искусства в нашу повседневную жизнь, об искусстве, которое влияет на нас, сохраняя свои декоративные или развлекательные функции. 

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Как обстоят дела с танцем в Иране? Танец официально запрещен? 

Афшин Гаффариан: Танец в Иране не запрещен в том смысле, что нет точного закона, который бы запрещал людям танцевать. В силу ряда исторических, культурных и религиозных причин, танец остается в стороне и игнорируется в официальной среде. Но это не значит, что танец не существует в Иране, что все формы танца являются незаконными. На самом деле, танец существует в Иране везде. Я пришел к выводу, что в Иране мы танцуем чаще, чем здесь, во Франции. В Иране, люди танцуют часами на свадьбах, днях рождения, семейных мероприятиях, во Франции же часто танец ограничивается ночными клубами. В то же время, многие иранцы остаются в неоднозначных отношениях с танцем: они любят танцевать во время семейных мероприятий, но не признают танец как вид искусства в общественном месте с людьми, которых они не знают. Энтони Шей рассказывает об этих неоднозначных отношениях в среде иранской общины в Калифорнии в своей книге «Хореофобия», название которой является термином, который Шей ввел для того, чтобы охарактеризовать неоднозначную отрицательную реакцию общества на танцевальные соло импровизации в иранском мире. Автор рассказывает о том, что иранец может танцевать по-разному в кругу семьи и среди друзей. Мы можем видеть, что проблема коренится не только в политической среде, но и в социально-культурном устройстве иранского общества. 

На мой взгляд, проблема не в самом танце, а в плохих коннотациях, связанных со словом «танец». В Иране танец существует даже в официальных и общественных местах, просто он не называется «танцем», он является частью театра, художественной гимнастики или аэробики, когда речь заходит о таких танцевальных формах как хип-хоп. К сожалению, слово «танец» ассоциируется с пошлостью, проституцией, эксгибиционизмом, наготой, которые не соответствуют ценностям иранского общества. Например, в Лос-Анджелесе танец си-волк запрещен в большинстве вузов в связи с криминальными коннотациями. Аналогичным образом, в Иране некоторые формы танца воспринимаются таким же образом, но в большем масштабе в совершенно ином культурном контексте. 

Какими представляются иранские артисты в глазах европейского общества? 

Афшин Гаффариан: На Западе прослеживается тенденция показывать только темную сторону Ирана. Новости Ирана часто рассказывают нам о репрессиях и цензуре. Это используется в качестве предлога для снятия с Ирана статуса легитимной и политически рациональной единицы мирового сообщества. На мой взгляд, это препятствует пониманию не только художественных, но и политических ценностей Ирана. 

В некоторых средствах массовой информации иранское общество делится на хороших и плохих парней, что полностью является ошибочным, показывая нам Иран в искаженном и карикатурном виде. Иранские артисты ставят перед собой двойную задачу: в Иране они должны бороться за свои права и улучшать условия своей жизни, на Западе – с многочисленными клише, связанными с их страной. 

Как Вы видите свою роль в разрушении культурных стереотипов? 

Афшин Гаффариан: Как артисты мы все должны много работать над взаимопониманием между народами и культурами, поэтому я хочу очень точно и доходчиво рассказать историю своей жизни. Возможность ответить на ваши вопросы с помощью фильма, за основу которого легла моя биография, является одним из способов это сделать. 

Одной из самых важных задач любого художника является построение мостов между нашими различиями, что позволяет нам встретиться друг с другом. Мы должны помочь тем, кто верит в построение мостов, а не в войну и разрушения. 

Кадр из фильма "Танцующий в пустыне"

Оглядываясь назад, вспоминая своё первое танцевальное представление в пустыне, что Вы чувствуете? 

Афшин Гаффариан: Представление в пустыне, которое, на самом деле, произошло в 2007 году, было художественным продуктом, предназначенным для пустыни. Очевидно, что мы не могли показать этот спектакль в официальной или обычной обстановке, но мы этого и не желали. 

На самом деле, на тот момент мы не видели нашу работу в качестве танца. Мы думали о ней, как о театральном представлении. Позже мы пришли к осознанию того, что мы поставили современный танец. 

Интересно, что сейчас я пришел к обратному и подвергаю сомнению разницу между танцем и театром. Я не вижу отличий между этими двумя категориями. 

Во многих театральных традициях, особенно в восточных культурах, нет никакой разницы между театром и танцем, в некоторых культурах «актер» и «танцор» обозначается одним словом. Здесь, на Западе, театр и танцы имеют за плечами другую историю, они даже имеют разные аудитории. Я хочу, чтобы мой зритель видел во мне того, кого он хочет: актера или танцора. Это не имеет значения, я просто исполнитель. 

Как Вы относитесь к интерпретации Акрама Хана вашей работы и выступлению актеров, которые не имели предварительной танцевальной подготовки? 

Афшин Гаффариан: Я думаю, что когда-нибудь мы будем работать вместе. Я действительно ценю работу Акрама Хана в фильме. Но важно отметить, что, хоть я и чувствую некоторое сходство с его работой и динамику его хореографии, это не моя работа. Я также очень ценю работу актеров фильма. Как исполнители, мы разделяем упорство и мужество, с которым мы работаем над собой и своими телами. Я не принимал участия в процессе обучения. 

Какую идею, по Вашему мнению, должен вынести зритель из фильма? 

Афшин Гаффариан: Независимо от того, где мы находимся, мы должны постоянно создавать. Через наши творения мы должны изобразить мир таким, в каком мы хотим жить, несмотря на все трудности. Мы должны искать новые решения. Как сказала Пина Бауш, «создавать – это единственный способ находиться в этом мире». Для того, чтобы существовать, мы должны сопротивляться, а для того, чтобы противостоять, мы должны создавать. 

Каково это, видеть так много людей по всему миру, которые понимают художественный посыл фильма? 

Афшин Гаффариан: Это напоминает мне о том, что искусство может ломать барьеры и проходить через любые границы. Мы можем расширить свободу выражения мнений путем расширения горизонта возможностей перед нами. Нельзя сдаваться при любой форме власти, которая угрожает нашему художественному существованию, независимо от того, где мы находимся в этом мире. 

Борьба за свободу самовыражения – удел самих художников. Я выступаю против тех, кто хочет использовать эту борьбу для достижения политических целей, в качестве пропаганды. 

Как изменилась Ваша жизнь после окончания периода, показанного в фильме? 

Афшин Гаффариан: Моя ситуация резко изменилась, равно как и ситуация в Иране после 2009 года: я больше не сердитый молодой художник, а зрелый человек, который ищет решения. Вместо того, чтобы проклинать тьму, я стараюсь зажечь свечу в настоящем времени. Я продолжал учиться, находясь в изгнании. Обучение повлияло на мои взгляды на мир. 

Недавно Вы смогли вернуться в Иран и встретиться с семьей. Вы нервничали перед тем, как вернуться? Получили ли Вы какие-либо гарантии того, что не будете арестованы? 

Афшин Гаффариан: Я отказался от моего статуса политического беженца во Франции и недавно вернулся в свою страну без каких-либо проблем. Я вернулся в свою страну так же, как я оставил ее пять лет назад. Это было моим собственным решением, которое я осмелился сделать после того, как вновь решил осуществить свою мечту самостоятельно. 

Что Вы чувствовали, когда вернулись после долгих лет проживания во Франции? 

Афшин Гаффариан: Я боялся, что не узнаю свою страну после пятилетнего отсутствия, но я быстро понял, что у меня появилось еще более глубокое понимание иранской жизни. Я стал гораздо более спокойным человеком, чем 22-летний Афшин, который покинул Иран пять лет назад.

Сейчас у Афшина есть собственный  канал на ютьюбе и сайт его проекта "Réformance". При подготовке поста посмотрела несколько его работ, но не буду вам врать, что мне дико понравилось. Его творчество для меня оказалось слушком уже... современное. Видно, что парень пластичный, талантливый. Причем танцует он не обезличенно, а буквально проживает каждый свой танец. Но, танцы исполненные в картине мне понравились гораздо больше. Поэтому добавляю видео из фильма.

Что касается самой картины - фильм мне очень понравился. Так вышло, что присев минут на десять вечерком глянуть и решить, стоит ли его смотреть вообще, я досмотрела до конца. А это было пол второго ночи, посреди рабочей недели. В фильме нет перекоса на какую-то одну сюжетную линию так, что она надоедает, для ущерба для общего повествования. В этом плане, картина очень гармонична. Там всего в меру и дружбы, и танца и любви. Политическая ситуация тоже обрисована вкратце, так что не отвлекает на себя много внимания, но дает общее представление для осмысления ситуации в целом. Танцевальных сцен не много. Есть одна достаточна длинная (на видео выше) но во-первых она разбавлена вкраплением другой сюжетной линии (довольно интригующей кстати) а во-вторых ... смотрите сами!

P.S. На моей памяти первый случай в истории кинематографа, когда реальный прототип гораздо симпатиШнее актера, его играющего)

Приятного просмотра!

Фильм,основанный на реальных событиях:

"Все любят китов",   "Балто" ,  "Парни не плачут" ,  "Подмена" ,  "Держи ритм" .

Реальные события, на основе которых снимут фильм. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Фильм, основанный на реальных событиях

05:15, 11 ноября 2016

Автор: Kaisa

Комменты 5

Аватар

Интервью разумное, но я буду очень удивлена, если нам не сделают слезовыжимательную мелодраму про ужасы иранской жизни и мечты о западной свободе. И я ничего в итоге не поняла про запрет на танцы: танцевать можно, танцуют много, но почему-то этих ребят прям репрессировали.

Аватар

Какой красивый настоящий танцор-иранец, глаз не отвести!!!

Аватар

спасибо за идею...посмотрю на выходных..люблю фильмы на реальных событиях...

Аватар

Благодарю! Замечательный пост! Заинтересовали! (:

Подождите...