27 лет назад в 1988 году американцы и русские объединились для того, чтобы спасти серых китов, застрявших в ледяной западне у берегов Аляски. Эта межнациональная операция получила название «Прорыв» (англ. Operation Breakthrough). 

Эта история началась на крайнем севере Аляски. Семья серых китов (папа-кит, мама-кит и детеныш) возвращалась с севера на зимовку  к побережью Калифорнии. В начале октября 1988 года киты зашли в лагуну у мыса Барроу. Но резкое похолодание заперло выход из лагуны тяжелыми арктическими льдами. Киты были обречены. Серые киты (они же калифорнийские киты) - млекопитающие подотряда усатых китов. Единственный вид в своем роде и семействе. Это одно из древнейших животных, возраст вида около 30 млн. лет. Известно два стада серых китов. Одно мигрирует между Японией и Камчаткой, другое нагуливает жир у берегов Чукотки и Аляски, а зимует у берегов Калифорнии.

7 октября 1988 года терпящих бедствие китов обнаружил эскимос Рой Амаогак из ближайшего поселка Барроу. В то время в поселке проживало около 3 тыс. человек и почти все они были эскимосами, которым разрешено бить китов. Раньше они так и делали. Киты уже попали в подобную ловушку, а эскимосы этим пользовались. Но не в этот раз. Охотник попытался при помощи цепной пилы прорезать путь во льду, ведущий к открытой воде. Соседи по деревне помогали охотнику, с помощью насосов не давая льду образоваться заново за ночь. Слух о китах распространялся в сообществе инуитов, и Национальное управление океанических и атмосферных исследований выслало команду учёных-цетологов. Также  биологи боро Норт-Слоуп посетили место происшествия и оценили опасность. Было предложено использовать вертолёт-кран, чтобы проделать во льду отверстия с помощью 5-тонного молота. 

О чрезвычайной ситуации в лагуне Элсон разнюхали местные СМИ  и неделей позже в Анкоридже был снят новостной сюжет о попавших в ловушку китах. Спасатели попытались получить во временное пользование баржу из Прудоу Бэй (Prudhoe Bay), чтобы проломить лёд и очистить путь, однако баржа сама оказалась заперта во льдах. Положение китов привлекло ещё большее внимание СМИ, когда журналисты связались с Баро Норт Слоуп и прибыли на место происшествия.

Кадр из фильма

13 октября 1988 года о попавших в ловушку китах говорила уже вся Америка. В поселок Барроу примчалась координатор «Гринпис» на Аляске Синди Лори, а также журналисты крупных телеканалов. Ну а после того, как китов показали в новостях СNN, о них заговорил весь мир. Осенью 1988 года подходил к концу второй срок президента Рональда Рейгана и предвыборная гонка была в самом разгаре. Республиканская партия, к которой принадлежал Рейган, двигала на высший пост США новую фигуру - Джорджа Буша-старшего. Спасение животных могло поднять рейтинг партии, и Рейган отдал приказ военным и спасателям подключиться к операции по освобождению китов. Тем временем положение китов становилось угрожающим. Мороз крепчал и сковывал поверхность лагуны все сильнее.  Киты, поначалу легко ломавшие лед, уже не могли так просто проломить ледяной панцирь. Когда его толщина достигла 40 см, было решено резать лед на блоки и расчищать для китов полынью. К этому подключились все жители посёлка Барроу.

Драма у мыса Барроу разворачивалась в прямом эфире. В поселок прибыли 150 журналистов из разных стран мира и новости отсюда поступали каждый день. Терпящие бедствие киты не только попали в центр внимания крупнейших газет и телеканалов, но даже получили собственные имена. Спасатели окрестили их Сику, Путу и маленький Бон-Бон. Несмотря на все старания, американцы не могли помочь китам - у них просто не было мощного ледокольного флота. Зато он был у Советского Союза. 1988 год - это третий год перестройки и год потепления отношений между СССР и США. Недавно произошла встреча лидеров двух стран в Рейкьявике и Горбачев перестал быть для Запада врагом.

Если бы Сику, Путу и Бон-Бон попали в ледовую ловушку год-два назад, шансов спастись у них не было. В 1988 году мир изменился. Рональд Рейган берет трубку телефона и звонит Михаилу Горбачеву. Горбачев выслушал Рейгана и понял, что отказать он не может. С одной стороны - на кону отношения между двумя странами, а с другой - прекрасная возможность показать Западу, что СССР - это не империя зла и советским людям ничто человеческое не чуждо. Генеральный секретарь дает обещание сделать все возможное для спасения китов и отдает распоряжение связаться с Минтрансом. 22 октября Министр морского флота СССР Юрий Вольмар звонит во Владивосток. Китам снова повезло. Оказалось, что в Арктике находятся суда Дальневосточного морского пароходства: ледокол «Адмирал Макаров» и вертолетоносец ледового класса «Владимир Арсеньев». Неожиданно капитаны этих судов получили приказ следовать к берегам Аляски. Операция по спасению китов продолжалась уже третью неделю, и положение стало критическим. Температура у мыса Барроу упала до -18 градусов по Цельсию. 22 октября весь мир с ужасом узнал о том, что малыш Бон-Бон, которого успели полюбить в разных уголках планеты, скончался от переохлаждения и недостатка кислорода. Американские спасатели были в отчаянии. Они начали прорубать канал для выхода китов в открытое море, но оказалось, что пространство между рифами забито стамухами - льдинами, сидящими на мели до самого дна.

Надежда оставалась одна - на русские ледоколы. Они подошли к мысу Барроу на рассвете 26 октября. На борт «Адмирала Макарова» сразу прилетели руководители спасательной операции Рон Моррис и командующий Северным флотом США адмирал Зигмунд Петерсен. Под камерами журналистов и телевизионщиков капитан Решетов сказал всего одну фразу: «Let's cut ice» (Давайте резать лед).  

 

Сергей Решетов, капитан ледокола «Адмирал Макаров»: «Американцы не верили в возможности наших ледоколов. Но когда они посмотрели, как после двух ударов стамухи разлетелись, они изменили свое мнение». Николай Шаталин, гидролог ледокола «Адмирал Макаров»: «Адмирал Макаров» пробил лед до входа в лагуну, но дальше  идти не мог, поскольку глубина стала критической - 6-7 метров при осадке ледокола 10 метров. Наступила очередь «Владимира Арсеньева». Практически чиркая по дну брюхом, «Арсеньев» резал лед в проливе, расчищая проход к каналу, который прорубали американцы. Эта адова работа закончилась утром 28 октября, но появилась новая проблема: ослабленные киты не понимали, чего от них хотят люди. Тогда жители Барроу и журналисты стали толкать китов палками и руками в сторону выхода Китов подгоняли криками, а прямо по курсу стоял местный гитарист и брал на своем инструменте высокие ноты, похожие на призывные крики китов. Киты уходили ночью 29 октября. Никто не видел, как они вышли из лагуны, ставшей для них смертельной западней, но рано утром вертолетная разведка донесла: киты вышли в открытое море. Операция Breakethrough - «Прорыв», как ее окрестили американцы, закончилась. Американцы потратили на операцию по спасению китов 1 миллион (по другим источникам 5,5 млн.)  долларов.

Кадр из фильма

С экономической точки зрения это было абсолютным безумием, но моральный эффект, который произвела операция «Прорыв» на весь мир, она оказалась бесценной. Киты объединили тысячи людей из разных стран, «Гринпис» набрал вес и авторитет в мире, американцы и русские стали ближе друг к другу, а республиканец Джордж Буш-старший выиграл президентские выборы в США. 

За драмой, разыгравшейся у мыса Барроу, как и многие люди в мире, следил торговец произведениями искусства из маленького городка Лейк-Цюрих в штате Иллинойс Тимоти Дагген. Восхищенный тем, что совершили русские, Тимоти решил отблагодарить наших моряков и сделать подарок от всех американцев и подарить его городу Владивостоку (Владивосток — порт приписки двух участвовавших в операции русских судов). Дагген разыскал в штате Миннесота скульптора Джерри Фэйбера, который вырезал скульптуры из дерева, и сделал ему заказ. Тот долго искал дерево, которое стало бы материалом для изображения китов и нашел его на территории резервации индейцев Чиппева. Это был старый, умирающий 300-летний вяз и Джерри решил дать ему вторую жизнь. Любопытно, что, как и при самом спасении китов, при создании памятника важным инструментом оказалась цепная пила — Фейбер применял её при создании этой и других скульптур. Три месяца работал скульптор над памятником и когда он был готов - все удивились. Джерри изобразил ТРЕХ свободных китов, выпрыгивающих из воды. Во Владивостоке, куда он прибыл на открытие монумента, Джерри задали вопрос: почему китов трое?

Джерри Фэйбер, скульптор: «Знаете, я немного сентиментален и люблю хеппи-энды. Конечно, один кит погиб, но пусть их будет трое, ведь если бы ваши парни участвовали с самого начала, третий кит, наверняка, остался бы жив...»

2 июля 1989 года во Владивостоке состоялось открытие памятника. Скульптура из дерева изображает трех серых китов, выпрыгивающих изо льда. Внизу табличка: "Братство, вера и мир. В подарок русским людям от американцев". К сожалению, дерево не выдержало сырого климата Владивостока и буквально через два года памятник начал разрушаться. Тогда было принято решение сделать копию памятника в бетоне, которая и стоит сейчас на месте оригинала.

Вот несколько фрагментов — о том, как это было в действительности: из очерка старшего помощника капитана ледокола «Адмирал Макаров» Александра Пацевича «Русские идут? Да, спасать китов!»: 

«Рой Аоавак, китобой из поселка Бэрроу, самого северного населенного пункта США на Аляске, собираясь в море для охоты, 7 октября 1988 г. обнаружил трех попавших в ледовую ловушку китов у порога собственного дома. Этот факт стал сенсацией. Поселок китобоев и гидрометеорологов привлек внимание всего мира. За какую-то неделю на китах причудливо замкнулись интересы нефтяных компаний Аляски, организации «Гринпис», борющейся за чистоту окружающей среды, ученых, китобоев, гидробиологов, политиков и, конечно, журналистов. Китобои северных поселков Аляски охотятся за китами в водах моря Бофорта, не превышая в процессе охоты определенной квоты, а также не нарушая сезонных сроков охоты. Штормовая погода не позволила китобоям соседнего поселка Нуэквист отстрелять причитающуюся им норму, и право на дополнительный отстрел они предоставили своим коллегам из Бэрроу. 

В пятницу, 7 октября старшина китобоев Рой Аоавак как раз и выбирал наиболее подходящее место для предстоящей охоты. Именно в это время он обнаружил блокированных льдом китов.

Кадр из фильма

О своей находке сообщил своим соседям, те в свою очередь своим соседям и друзьям, и в считанные часы практически все взрослое население Бэрроу, насчитывающее в общей сложности чуть меньше трех тысяч человек, успело посмотреть на трех морских гигантов, оказавшихся в ледовой западне, своими глазами. 

Прошло совсем немного времени  и китобои, а затем и жители поселка начали действовать. Никто не хотел оставаться безучастным свидетелем мучений трех животных. Чтобы животные не погибли, их надо было вывести из льдов, и операция по спасению китов, за которой следили во всем мире, началась. 

8 октября о китах заговорили все крупнейшие телекомпании. После показа развернувшихся на льду Бэрроу работ по телевидению Аляски, а затем по национальному телевидению США, на лед хлынули десятки, если не сотни добровольцев. Шли пешком, ехали на автомашинах, снегоходах, летели на самолетах и вертолетах. Жители Бэрроу выходили на лед целыми семьями. Бензопилы, которыми резался 30-сантиметровый лед, работали круглые сутки. Заполярный поселок на севере Аляски был превращен тремя серыми калифорнийскими китами в горячую точку планеты. 

Кадр из фильма

— Вчера еще мы знать не знали о Бэрроу, а сегодня здесь как перед открытием Олимпийских игр в Калгари, — говорит один из телеоператоров Эн-Би-Си. Америка забыла на миг о предвыборной гонке, о схватке Буша с Дукакисом, забыт любимый телесериал, внимание Америки приковано к далекому мысу Бэрроу. Событие комментируется американцами в ранге от президента до знаменитого клоуна Джони Карсона. Положение трех серых калифорнийских китов, оказавшихся за ледовым барьером мыса Бэрроу в море Бофорта, привлекло сюда журналистов от Мельбурна до Нью-Йорка. Их репортажи идут на первых страницах газет и журналов, известных во всем мире, с них начинаются теленовости. 

Рон Хэйфит, владелец местной гостиницы “Вершина мира”, — сегодня один из самых занятых жителей Бэрроу. С 16 октября его гостиница на 40 больших комнат забита до предела, а телефон на его рабочем столе не замолкает ни днем, ни ночью. 20 октября в городке прошел слух, что возможно на помощь придут советские ледоколы, и обстановка в стане журналистов накалилась до предела. Уже переполнены жилые комнаты метеостанции и морской арктической лаборатории в Бэрроу. По вопросам расселение все прибывающих журналистов ведутся переговоры с местным населением. 

Кадр из фильма

В городе не осталось ни одного автомобиля, который можно взять напрокат. Эскимосы прицепляют к своим снегоходам санки и развозят таким образом журналистов на лед и обратно в городок. Хуже всех приходится тем, кто прилетел в Бэрроу из теплых краев. Представьте себе репортера из субтропической зоны, скажем Австралии, увешанного фото- и видеотехникой и приплясывающего на арктическом льду в конце октября за 71-й параллелью, и вы ему не позавидуете. Особенно, если учесть, что он этого льда раньше в глаза не видел.  В городке только один ресторанчик. Работает он теперь и днем, и ночью.

Кадр из фильма

За сутки до подхода к мысу Бэрроу ледокола “Адмирал Макаров” и дизель-электрохода “Владимир Арсеньев” мэр Бэрроу устроил журналистам пресс-конференцию, на которой заявил, что несмотря на то, что Бэрроу является поселком китобоев, эскимосы приложат все силы к тому, чтобы киты были спасены. Местные китобои — охотники, а не убийцы, заявил мэр. Киты попали в беду, и человек может и должен прийти на помощь». 

Так было. И такова жизнь. Свои дивиденды с этой истории получили политики и борцы за сохранение окружающей среды, новым Клондайком операция по спасению китов стала для продавцов бензопил, снегоходов, теплых палаток, всевозможного зимнего обмундирования, и даже, наверное, вертолетов…

«И только добровольцы-эскимосы, да советские моряки, шедшие на Барроу с чистым распахнутым сердцем, то есть те, кто делали дело, думали всего-навсего об одном: китов надо спасти. Они-то и спасли».

Журналист Том Роуз детализирует спасение, и безумство СМИ, которое сопровождало его, в его книге 1989 года, "Освобождая Китов". Еще одна книгу об этих событиях написал Иоффе Г. "25 дней в Ледовитом океане. Певек — «СП‐31» — мыс Барроу — Певек. Непридуманный роман."

Это художественно-документальный рассказ о полном драматических событий арктическом походе ледокола «Адмирал Макаров» и дизель-электрохода «Владимир Арсеньев» в октябре 1988 г., высадке на льдину последней советской научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-31» и спасении китов у мыса Барроу на Аляске.

В США эту историю помнят до сих пор. О ней написано несколько книг, а на основе одной из них в Голливуде сняли фильм "Big Miracle" - в русском прокате «Все любят китов». Мировая премьера картины состоялась 3 февраля 2012 года, а в России, в том числе Владивостоке, на день раньше. Объяснять, почему так произошло - не надо. Картина была снята при поддержке кинокомпаний Universal Pictures и Working Title. Экологическая драма «Все любят китов» (Everybody Loves Whales) основана на нон-фикшене Тома Роуза «Freeing the Whales: How the Media Created the World's Greatest Non-Event».  Большая часть съемок прошла в городе Анкоридже, штат Аляска.

Фото со съемок фильма

Первоначальным английским названием фильма было «Все любят китов» («Everybody Loves Whales»), но позже сменилось на «Большое чудо» («Big Miracle») — действующее название картины в англоязычных странах. Однако прокатчик фильма в России — компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» — принял решение выпустить фильм под первоначальным названием. Актриса Лили Коллинз пробовалась на роль журналистки Джилл. В итоге роль досталась актрисе Кристен Белл. 

Кристен Белл на съемках фильма "Все любят китов"

Джон Красински сыграл репортера из маленького городка, находящегося в непосредственной близости от места трагических событий, Дрю Берримор досталась роль активистки «Гринписа», а Кристен Белл – тележурналистки, пытающуюся сделать карьеру на китовой беде. Нельсону получил роль эксперта по дикой природе, который работает в конторе, занимающейся охраной окружающей среды. В фильме также снимался Дермот Малруни в роли военного летчика.

Кадр из фильма

Несмотря на достаточно позитивные отзывы критиков (74 % положительных отзывов на сайте RottenTomatoes), картина получила среднюю оценку на сайте IMDB и не снискала широкой популярности на мировом кинорынке, из-за чего провалилась в прокате. Общемировые сборы составили $ 24.719.215, в России фильм собрал всего лишь $ 547.609.

Фото со съемок фильма

Тем Сплетницам, которые доверяют моим кино-рекомендациям, настоятельно советую посмотреть этот милый, светлый и очень добрый фильм всей семьей.

Комментарии собранные в сетях, о событиях 1988 года:

- Кто еще может прошибать стены... Только русские ))

- Я себя пацаном ещё помню, как раз тогда в Провидения жил, что на Чукотке. От куда эти ледоколы и уходили на спасение китов. Помню как готовились к отправке. Реально все в посёлке переживали тогда очень. Это было буквально в нескольких десятках километров от нас.
Не всех китов увы спасти удалось....

- Советским морякам зеленки.
При современной бюрократии нихрена бы не сделали. К моменту, когда капитан ледокола получил бы разрешение всех инстанций войти в бухту, киты бы уже погибли, к сожалению.

- Сразу надо было звать нормальных мужиков, а не в носу ковыряться...

- Ну вот никуя без русских не могут.

Приятного просмотра!

Подпишитесь на наш
Блоги

Фильм основанный на реальных событиях

05:50, 11 декабря 2015

Автор: Kaisa

Комменты 38

A

люблю такие истории, ну и фильмы, где то затянуто, где то немного недотягивает, но все добрые и светлые, туда же фильм боевой конь, могу посоветовать.

A

история добра и сострадания, но фильм не отразил в полной мере. где то 90%, ну по ощущениям, смотрела очень давно,понравилось больше ваш текст, нежели фильм.

Аватар

Сначала я начала плакать, потом успокоилась, порадовалась и испытала настоящую гордость. Русские молодцы, что пришли на помощь. Американцы молодцы, что такие сердобольные и пришли на помощь. Кино смотреть не буду - я не могу смотреть фильмы, где страдают животные, но уверена - фильм классный!

Аватар

История потрясающая, фильм не впечатлил- какой- то очень детский что ли..заламывающая руки Дрю Бэрримор, журналистка в модном беретике, вещающая в камеру что на улице минус 50 (при этом ни у кого нет заиндивевших лиц) - не хватало реализма, ощущение, что снято студией Дисней для малышей.

N

Потрясающая история!

Подождите...