Маргарет Мид

Маргарет Мид — американский антрополог, которая оказала большое влияние на общество. Она ратовала за сексуальную свободу и свободные браки, сама придерживаясь собственных принципов, боролась за легализацию марихуаны и исследовала отношения в племенах папуасов. Spltnk рассказывает главное о жизни женщины, которая считала, что свободный секс является залогом счастливого общества, в котором отсутствуют беспорядки.

Детство и образование

Маргарет Мид родилась 16 декабря 1901 года в Филадельфии в квакерской семье. Её отец был профессором Королевской школы бизнеса в Пенсильванском университете, а мать — социологом, работавшим с итальянскими иммигрантами.

Она проучилась один год в университете Де По в Индиане, где в 1923 году получила степень бакалавра в Колумбийском университете, а в 1924 году защитила магистерскую диссертацию.

Хотя сама Мид изначально собиралась специализироваться в психологии, позже она передумала и сделала выбор в пользу этнографии — на её взгляды во многом повлияли Франц Боас и Рут Бенедикт.

В 1925 году Маргарет Мид отправилась в Полинезию, на Самоа, где провела год: она изучала местные племена — там она собирала и анализировала данные для исследований о том, как воспитываются и социализируются дети в племенах. Также она много изучала особенности строительства каноэ и жилищ, а также значение татуировок у народов Полинезии.

Когда в 1926 году Мид вернулась в США, она начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 году она защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии.

Маргарет Мид
Маргарет Мид/GettyImages.ru

Жизнь в племени

Впервые Мид отправилась в экспедицию на Самоа в 1925 году по поручению своего научного руководителя Франца Боаса: он поручил аспирантке поехать на острова, чтобы собрать данные, необходимые ему для спора со своим оппонентом: он считал, что конфликт молодёжи с предыдущими поколениями, которым были пронизаны все двадцатые, связан с сексуальной закрепощённостью общества. Он также утверждал, что в архаичном обществе нет не только сексуальных табу, но и проблемы отцов и детей.

Так, Мид, по её собственным словам, опросила 68 девушек и выяснила, что для них нет запретов на "случайную любовь под пальмами". Это было её главным аргументом в пользу того, что в самоанском обществе нет беспорядков, а сексуальная свобода, по её мнению, исключает изнасилования.

После того как она изучала на Самоа обычаи и поведение девушек, живущих в деревнях, она издала книгу под названием "Взросление на Самоа".

Обложка книги Маргарет Мид
Обложка книги Маргарет Мид

Эта книга не только стала грандиозным научным трудом, который принёс ей известность в определённых кругах: эта книга была интересно написана, поэтому её с удовольствием читали люди, не имевшие отношения к науке. Позже её перевели на 17 иностранных языков, в том числе на русский.

Обложка книги Маргарет Мид
Обложка книги Маргарет Мид

Книга стала не только популярной, но и скандальной: многие ставили выводы Маргарет под сомнение и критиковали её.

Много лет спустя, уже в восьмидесятых, вокруг книги разгорелся новый скандал: достоверность сведений книги поставили под сомнение. Самые большие споры вызвало утверждение, что якобы в сексуально раскрепощённом обществе нет изнасилований. Однако в книге были описаны моменты, которые выглядели неоднозначно: например, девственность невесты на свадьбах демонстрировали напоказ, широко распространены добрачные отношения и кражи невест. В то же время считаются нормой визиты мужчин в спальни к девушкам: по мнению многих критиков, многие действия вполне сопоставимы с изнасилованием. Кроме того, многие критики отмечали, что результат исследований часто зависит от предвзятости исследователя, а также от того, как опрашиваемые реагируют на посыл, который заложен в вопросах.

Одним из главных критиков Мид был новозеландский антрополог Дирек Фриман, который издал книгу "Маргарет Мид и Самоа: возведение и развенчание антропологического мифа". По его мнению, работа Мид не отражает реальную картину полинезийского социума. Он в результате собственных исследований пришёл к выводам совершенно обратным: что у самоанцев господствуют прочные семейные связи, родительский авторитет, а кроме того, они строго придерживаются культа девственности. Более того, он указал на несколько описанных в местных газетах случаев изнасилований, которые произошли как раз в то время, когда там была Мид. Однако сторонники Мид раскритиковали его книгу, которую они сочли "плохо написанной, ненаучной, безответственной и вводящей в заблуждение".

Успех её первой книги побудил Маргарет позже снова отправиться в экспедицию в 1928 году — на этот раз на острова Адмиралтейства. На пути обратно она познакомилась с новозеландцем Рео Форчуном, за которого позже вышла замуж. Во время этой экспедиции она изучала воспитание детей племени манус — эти исследования легли в основу её новой книги "Как растут на Новой Гвинее". Этот опыт помог ей рассмотреть ряд современных педагогических проблем.

Маргарет Мид и ребёнок племени манус
Маргарет Мид и ребёнок племени манус/Библиотека Конгресса

Личная жизнь

В собственной жизни Мид тоже пользовалась свободой, которую пропагандировала. Замужем она была три раза. Первым мужем Маргарет стал студент-теолог Лютер Крессман, в браке с которым она прожила пять лет. Два других её супруга, Рэо Форчун и Грегори Бэйтсон, были её коллегами — оба они занимались антропологией. От брака с Бэйтсоном у неё родилась дочь.

Не обошлось и без любовного треугольника. В экспедицию, которая продлилась с 1930 по 1933 года, Мид отправилась с супругом Рэо Форчуном, с которым познакомилась, возвращаясь с Адмиралтейским островов. Во время этой экспедиции Мид активно работала с Грегори Бейтсоном, и у них начался роман. Из-за этого Форчун ушёл от Маргарет, и она вышла замуж за Бейтсона.

Однако были у неё и другие романтические увлечения. Во время брака с Бейтсоном у неё были отношения ещё с одной коллегой, учёной Рут Бенедикт.

Рут Бенедикт
Рут Бенедикт/Wikipedia

"Дорогая, ты никогда не познаешь, какой бесценный и незаслуженный дар ты мне передала, одарив своей любовью, ни единого дюйма которой я никогда не отвергну", — писала она своей возлюбленной. Их отношения продлились до самой смерти Бенедикт. У Мид была ещё одна знаменитая возлюбленная — учёная-антрополог, а по совместительству специалистка по гаитянскому вуду Рода Метро. Она была не только возлюбленной Мид, но и её соавтором — вместе они написали множество статей и книг, которые были для них в каком-то роде "детьми". Рядом с Метро Мид провела последние годы своей жизни.

Вклад в антропологию

Свою жизнь Маргарет Мид фактически посвятила тому, чтобы опровергнуть стереотип о том, что "нельзя изменить человеческую природу". Мид считала, что главная задача этнографии — сделать людей и общество более совершенными.

По мнению Мид, личность и поведение человека очень во многом зависят от того, как его воспитывают в детстве, какие социальные маркеры он впитывает в обществе и какие порядки в нём заведены. "Чтобы вовремя изменить наши современные общественные учреждения и предотвратить катастрофу, нам всё ещё нужно что-то знать", — писала она в одной из своих книг.

Мид отстаивала свою точку зрения в разных болезненных для общества вопросах. Например, она выступала против капиталистической индустриализации и "вестернизации" бывших колониальных народов, боролась с расизмом и угнетением женщин, отстаивала права и интересы подростков, а также резко критиковала американский образ жизни, который считала очень "порочным".

Мид очень повлияла на педагогику и методы воспитания детей. Она считала, что "детей нужно учить, "как" думать, учить самому процессу, а не тому, "что" они должны думать".

Она ратовала за то, что дети должны понимать индивидуальность людей, а не делить их по каким-либо критериям. "Вместо того чтобы забивать детям голову возрастными, половыми, расовыми, классовыми и религиозными различиями между людьми, нужно дать им возможность понять, что в любой из этих категорий есть люди отвратительные, а есть — очаровательные", — писала она.

Кроме того, Мид выделила три основных типа культурного обмена знаниями между старшим и младшим поколениями: постфигуративный — передача знаний от взрослых к детям, кофигуративный — получение детьми и взрослыми знаний преимущественно от своих сверстников, и префигуративный — то есть передача знаний от детей к взрослым.

Много внимания в исследованиях Мид уделяется вопросам мужского и женского. Она считала, что различия начинаются с начального воспитания, в котором часто допускается много ошибок. "Во многих обществах воспитание мальчиков сводится к тому, чтобы учить их не быть как женщины".

Мид хорошо ощущала ограничения, с которыми сталкивались женщины, в том числе и в науке, и знала о многом на личном опыте. "Главным ограничением в моей карьере всегда был пол. Женщины, особенно в науке, не очень ценились, и результаты их исследований тоже по-настоящему не ценились. Папа мне как-то сказал, что я могла бы добиться большего в работе и в науке, будь я мужчиной... Он не очень-то верил в меня, но от этого я люблю его не меньше", — говорила она.

По мнению Мид, женщины могут преуспеть во многих областях, которые мужчинам даются сложнее. "Женщины имеют многовековой опыт работы в области человеческих отношений — это и есть на самом деле женская интуиция, то знание, которое лишь немногие мужчины могут приобрести в процессе образования".

Интересно, что при этом она была против того, чтобы женщины воевали, поскольку, по её мнению, они "слишком жестоки". Наконец, Маргарет Мид всегда активно боролась за защиту окружающей среды. "Если мы разрушим среду — у нас не будет и общества".

Маргарет Мид
Маргарет Мид/GettyImages.ru

Борьба за сексуальную свободу и критика

Главной идеей Мид было то, что сексуальная свобода поможет сделать жизнь общества благополучной и избавит от многих проблем, и сама она следовала собственным заповедям. Однако, несмотря на её популярность (в 1960-е и 1970-е Мид часто выступала на американском телевидении, где высказывалась в защиту сексуальной свободы, а также легализации марихуаны и так называемых "свободных браков", за что её очень любили студенты, особенно популярной фигурой она стала во время студенческих волнений), не все относились к её заявлениям однозначно.

Например, в США многие исследования Маргарет Мид, которая боролась за свободу и раскрепощённость женщин, часто использовали совсем не в интересах женщин, а, напротив, для ущемления их прав. Так, во времена хиппи некоторые утверждения Мид о сексуальной свободе и выдержки из её первой книги использовались представителями этой субкультуры в качестве аргумента, что женщина не имеет права отказать мужчине — ведь любовь должна быть "свободной", а свобода — это запрет на отказ.

Память

Маргарет Мид умерла в Нью-Йорке 15 ноября 1978 года. В 1979 году американский президент Джимми Картер посмертно наградил Маргарет Мид одной из двух высших гражданских наград в США — Президентской медалью свободы.

"Маргарет Мид — одновременно исследователь цивилизации и её прекрасный представитель. Она смогла донести до миллионов людей главную мысль культурной антропологии: разнообразные модели культуры отображают лежащее в их основе единство человечества", — сказал он в своей речи. Интересно, что в её честь также назван кратер на Венере.

Подпишитесь на наш

Как антрополог Маргарет Мид жила в племени, боролась за права женщин и отстаивала сексуальную свободу

20:00, 6 октября 2023

Комменты 4

Аватар

спасибо за материал!

Аватар

А ещё хочется поблагодарить за эту статью. Раньше на сплетнике, подобные рубрики были, прямо зачитываешься. Это расширяет кругозор. Здорово, что вы, сплетник, к этому вернулись!

Аватар

Очень яркая личность. Кто-то из этнографов запрещает даже имя её называть вслух, а кто-то, наоборот, очень уважает.

Р

Фантазии этой дамы затормозили социологию и очень навредили науке.

Подождите...