(Мартин Копричанец. Сердце в подарок. масло, стекло. 400х600 мм. 2000 г.)

Привет, дорогие читатели!

Знаю, давно я не писала, и исправиться пока не обещаю, поскольку в ближайшие четыре месяца у меня учеба. Я давно уже потеряла навык учиться, всё перезабыла, поэтому на эту учебу у меня уходят все душевные и физические силы. Даже просто почитать времени не остается, чего уж говорить о том, чтобы писать! Но ладно, хватит ныть и ближе к делу.

Сегодня я хочу показать вам так называемую школу хорватского наива. Мы с вами уже знакомились с ее представителем - Владо Иванчаном, и еще смотрели грузинских наивистов Мартиашвили, а сегодня я хочу показать вам сразу нескольких художников, объединенных одной школой.

Хорватскую, а точнее - Хлебинскую школу наивного искусства (Hlebinska škola) нельзя назвать школой в обычном понимании. Это, скорее, географическое указание на несколько поколений художников-самоучек из села Хлебине (и прилегающих к нему сёл и деревень), на севере Хорватии. О некоторых представителях этих художников вы наверняка слышали (Иван Генералич, Дражен Тетец), о других - вряд ли (Нада Швегович-Будай, Иван Веченай). Будем исправлять)

Пару слов о том, почему я решила объединить их - потому что у всех этих художников довольно похожая манера письма. Лично я, как человек, не очень разбирающийся в искусстве, сходу и не отличу одного от другого (не с ходу, впрочем тоже). Вот упомянутый выше Иванчан имеет больше отличий от хлебинских мастеров, поэтому я делала про него отдельный пост.

Поехали) Хлебинская школа условно делится на несколько поколений - отец-основатель; первое поколение, состоящее всего из трех человек и увидевшее обе Мировые войны; второе поколение - дети войны; третье поколение, рожденное в основном в 1950-е годы; и четвертое - наши современники. Вот по этим вехам и пробежимся.

Основатель школы и идейный вдохновитель - Крсто Хегедушич (Krsto Hegedušić), 1901-1975 гг., родом из Хлебине. Его нельзя назвать примитивистом в том смысле, что он имел академическое образование, учился живописи в Париже, и среди его работ можно увидеть вполне реалистичные пейзажи. Там же, в Париже, он увидел картины Валентины Цадкиной, написанные на обратной стороне стекла (что стало впоследствии главной особенностью Хлебинской школы). Это живо напомнило ему картины, виденные в родной Подравине (в широком смысле Подравина - это долина реки Дравы) - стоило ли ехать за тридевять земель, чтобы понять, что твой путь - это путь твоих бабушек и дедушек! Ладно, ладно, это я шучу. Конечно, стоило - ведь тогда Крсто (лучше не пытаться это произнести)) решил объединить старые традиции с современными веяниями и стал одним из основателей прогрессивного художественного объединения "Земля". Это объединение занималось в числе прочего поиском и развитием молодых талантов в Хлебине. 

Скажу честно - мне не нравятся его картины, поэтому покажу я одну работу. 

1. Krsto Hegedusic. A Fair at Koprivnica. Oil paint and tempera on canvas  73х104 (Ярмарка в Копривнице).

Именно Хегедушич был тем, кто обратил внимание на Ивана Генералича и Франьо Мраза (несмотря на фамилию, на фото очень приятный дядька), что подводит нас к так называемому Первому поколению Хлебинской школы, куда, помимо Генералича и Мраза, входит еще Мирко Вириус.

Иван Генералич (Ivan Generalić), 1914-1992 гг. Наверное, не стоит писать полную биографию, чтобы не раздувать пост. Скажу только, что Генералич считается одним из выдающихся художников ХХ века, а его выставки проходили в Париже, Брюсселе, Сан-Паулу и других городах по всему миру.

2. Ivan Generalic, 1953,Self portrait, oil on hardboard, 42x41 cm

Владимир Темкин пишет: Хочу подчеркнуть, что наличие в родном селе такой "звезды", как Генералич, как и появление там же в свое время Хегедушича, давало молодым не только определенный творческий импульс для занятий "художествами", но и вполне реальный шанс получить какую-то известность и признание (о коммерческой составляющей речь тогда не шла). В принципе, с появлением вот этого "второго", послевоенного поколения наивных художников и началось формирование "хлебинской школы", в том виде какой мы её знаем сегодня. Я имею в виду школу, как традицию, иконографию и т.д. Безусловно, творчество Генералича было основополагающим в создании школы, можно сказать стержневым. И надо отдать должное Мастеру, что он не "зазвездился", а с удовольствием передал часть своих знаний пятнадцатилетним мальчишкам. Да и в дальнейшем, на протяжении всей своей жизни, не имея "официальных" учеников, он всегда помогал чем мог начинающим художникам.

3. Ivan Generalic, 1970, Big party in vineyard, oil on glass, 70x100 cm 

4. Иван Генералич. Белый олень. масло/стекло. 500х600 мм. 1956 г.

5. Иван Генералич. Лес из снов. масло, стекло. 430х520 мм. 1956 г.

Франьо Мраз (Franjo Mraz), 1910-1981 гг. Его картин немного и в каталогах, и на выставках. Во время войны партизанил, был советником в крупнейших антифашистских организациях. После войны искал себя в реализме, но вернулся к наиву. Но искусство не было для него основным занятием (впрочем, вся хлебинская школа - это не о художестве как о способе зарабатывания на жизнь, а скорее как о хобби. Большинство представителей этой школы занимаются в жизни чем-то другим, чаще всего - крестьянством) - Франьо занимался больше организацией выставок крестьянских художников и развитием искусства.

6. Франьо Мраз. Автопортрет на фоне Хлебине. пастель, лесонит. 620х480 мм. 1955 г. (разве это наив???)

7. Franjo Mraz. One Morning, n. d, oil on glass, 35x49cm

Мирко Вириус (Mirko Virius), 1889-1943 гг., последний из троицы первого поколения Хлебинской школы. Родился Вириус в бедной семье, рисовал с детства. Участник и Первой, и Второй мировых войн, во время Первой попал в русский плен. В 1918 году вернулся на родину. Только в 1936 году, уже в возрасте под пятьдесят, познакомился с Генераличем и Мразом и снова взялся за кисть. К сожалению, судьба отпустила ему мало времени на творчество - в период фашистской оккупации Вириус, как участник Народно-освободительного движения, был арестован и заключен в нацистский концентрационный лагерь в Земуне, где погиб в мае 1943 года. Место его захоронения не известно.

8. Мирко Вириус 

9. Мирко Вириус. Без названия.

Вириус сгинул в нацистском концлагере в 1943-м, Мраз после войны пошел по партийной линии и уже не смог вернуться в наивное искусство, хотя и пытался. А Генералич стал локомотивом, который сделал хорватский наив мировым достоянием, - говорит Владимир Темкин. Владимир Темкин - коллекционер хорватского наивного искусства, человек, имеющий самую, пожалуй, большую коллекцию работ этой школы. Он регулярно устраивает выставки своей коллекции в разных городах, ведет блог, посвященный хорватским художникам.

Второе поколение Хлебинской школы. Сформировавшись после Второй мировой войны, эти художники показывают более идеализированую, стилизованную крестьянскую картинку. Их работы отличает бОльшая жизнерадостность и яркость красок.

Художников, относящихся ко второй волне, уже побольше, поэтому буду показывать буквально по одной-две картины.

Иван Веченай (полное имя Иван Веченай Тишляров Ivan Večenaj Tišlarov), 1920-2013 гг. Классик Хлебинской школы и хорватского наива. Родился в очень бедной крестьянской семье. В детстве работал поденщиком на подсобных работах, большую часть своей жизни занимался сельским хозяйством. Пишут, что художественные критики считают Веченая лучшим колористом среди подравских наивных художников (не знаю, что значит "лучший колорист", видимо, имеется в виду чувство цвета). От себя добавлю, что Веченай для меня более глубок, чем остальные художники. В его работах много символизма, отсылок к библейским сюжетам и притчам.

10. Иван Веченай. Тайная вечеря. масло стекло. 820х1000 мм. 1968 г.

Nema više stare Gole,
ni njezine lepe zore.
Ni njezini lepi ptiča
niti seča ni pužiča.
Ni poznati' stari lica
ni sa krohom kolibica...

Ivan Večenaj Tišlarov.

(Нет уж больше старой Голы,
ни ее прекрасной зори.
Ни ее красивых птиц,  
ни улиток, ни живиц.
Ни соломой крытых изб,
ни знакомых старых лиц...

Иван Веченай Тишляров)

11. Иван Веченай. Мой отец. масло, стекло. 730х640 мм. 1973 г.

12. Иван Веченай. Птицы. масло, стекло. 700х800 мм. 1990 г.

Мийо Ковачич (Mijo Kovačić), род. в 1935 г. Родился в бедной семье, окончил 4 класса школы. Мечтал рисовать с детства, но считал это несбыточной мечтой. Узнав, что в соседнем Хлебине живет самый настоящий художник - Иван Генералич, - Ковачич стал ходить к нему за советом и поучиться - а это, на минуточку, в 8 км от его родного села Горняя Шума! Встреча с Генераличем была важной не с точки зрения получения каких-то особых знаний, а в большей степени как обнадеживающий пример - он встретил такого же необразованного крестьянина, ставшим известным во всем мире художником!

13. Мийо Ковачич. Сон охотника. масло, стекло. 780х360 мм. 1998 г.

14. Мийо Ковачич. Село зимой. масло, стекло (вы все еще помните, что эти картины пишутся на обратной стороне стекла?). 950х1050 мм. 2007 г.

Мартин Мехкек (Martin Mehkek), 1936-2014 гг. Родился в бедной крестьянской семье (как и почти все остальные художники этойподборки), окончил 5 классов школы. Рисовать начал лишь в 19 лет, рисовал в основном зимой, когда было меньше крестьянской работы (это тоже общая черта хлебинских живописцев; именно по этой причине в их картинах очень много зимних сюжетов).

15. Мартин Мехкек. Квашение капусты. масло, стекло. 650х500 мм. 1969 г.

16. Мартин Мехкек. Цветы в вазе. масло, стекло. 460х440 мм. 1970 г.

Йосип Генералич, сын Ивана Генералича (Josip Generalić), 1936-2004 гг. В детстве учился у своего отца. В 1962 году окончил Высшую педагогическую школу и какое-то время работал учителем физкультуры. В середине 1960-х годов при поддержке известного швейцарского арт-дилера и галериста Бруно Бишофбергера (Bruno Bischofberger) Йосип решился полностью уйти в искусство, став профессиональным художником. То есть Йосип является первым живописцем хлебинской школы, который сделал живопись способом зарабатывания на жизнь - напомню, что именно в этом смысле здесь употребляется термин "профессиональный художник", а не в смысле получения художественного образования.

17. Йосип Генералич. Битлз в Хлебине. масло, стекло. 1200х1700 мм. 1973 г. 

Франьо Филипович Franjo Filipović 1930-2009 гг. Стандартная судьба деревенского мальчишки того военного времени - родился в бедной деревенской семье, окончил четыре класса начальной школы, работал по домашнему хозяйству и в поле вместе с родителями. Рисовать и выставляться начал в 1946 году, одновременно продолжая заниматься крестьянским трудом.

18. Франьо Филипович. painting on glass 53х73 cm.

Драган Гажи (Dragan Gaži), 1930-1983 гг. Один из самых ярких и самобытных представителей второго поколения наивных художников, и один из самых известных и почитаемых уроженцев села Хлебине. Родился в бедной семье, закончил 4 класса школы, рисовал с детства, но урывками - в свободное от крестьянской работы время.

19. Драган Гажи. Зимний ветер. масло, стекло. 1000х1000 мм. 1973 г. 

20. Драган Гажи. Осень. холст, масло 70х100см; 1960 г. 

Франьо Клопотан (Franjo Klopotan), род. в 1938 г. В школе и после ее окончания изучал фотографию, недолгое время работал фотографом. Окончил загребское медицинское училище. Живописью стал заниматься в 1959 году. В середине 1960-х переехал в Германию. Выставлялся по всей Европе. В 1970-х вернулся в Загреб. Несмотря на то, что формально он не относится к хлебинской школе, но по духу и по стилю его живопись нерасторжимо связана с ней.

21. Franjo Klopotan. Noa i njegova lađa, 2000. (Ной и его корабль)

Мартин Копричанец (Martin Kopričanec) род. в 1943 г. С раннего детства он начал рисовать акварелью, пастелью, позже тушью на бумаге.

22. Мартин Копричанец. На теплой ладони. масло, стекло. 580х500 мм. 1975 г.

Владимир Темкин: Примерно в 90% случаев хорватские наивные художники пишут картины на стекле так называемым реверсным способом. Это очень трудоемкая техника, ведь автор накладывает масляную краску на картину в обратном порядке - сначала прорисовывает блики и мелкие детали, а затем слой за слоем наносит рисунок. Работая этой техникой, невозможно ничего исправить, потому что самый первый слой, который видят зрители через стекло, для автора остается как бы на "дне" произведения, к которому уже нельзя вернуться. Чтобы создавать картины в этой технике нужно обладать прекрасным пространственным мышлением и острым вниманием. 

Третье поколение насчитывает свыше двухсот художников. В основном все они рождены в 1950-е годы, соответственно, их взросление, в том числе и творческое, пришлось на 1970-е годы. Это как раз на время пика интереса к хорватскому наивному искусству. Очевидцы того времени рассказывают, что тогда едва ли не каждый житель Хлебине (около полутора тысяч человек) был художником-наивистом. Доходило до того, что счет при продаже шел не на картины (не на штуки), а на килограммы. Конечно, мы не сможем посмотреть их всех, да это и не нужно. Я покажу вам наиболее значимых и интересных.

Нада Швегович Будай (Будай - по фамилли мужа) (Nada Švegović-Budaj), 1951-2011 гг. Закончила восьмилетнюю школу. Рисовать и выставляться начала в 17 лет. Ее манера письма отличалась от принятой у хлебинцев - те писали, давая просохнуть каждому красочному слою, а Нада писала в технике алла прима - сырым по сырому, к тому же работала без подготовки и эскизов. Но для меня ее творчество очень мрачно (что, конечно, обусловлено ее нелегкой судьбой - помимо потери горячо любимого мужа, ее состояние усугублялось психическим нездоровьем).

23. Нада Будай. Похищение Европы. масло, стекло. 600х550 мм. 1992 г. (напомню - живопись на стекле, реверсным способом. Потрясающе!) 

Степан Иванец (Stjepan Ivanec), род. в 1953 г. Специального образования не имеет. Первая выставка состоялась в 19 лет.

24. Степан Иванец. Жизнь и смерть. масло, стекло. 600х700 мм. 1976 - 1978 гг.

25. Степан Иванец. Зеленая зима.

Владимир Иванчан - про него отдельный пост.

Мирко Хорват (Mirko Horvat), род. в 1955 г. Полюбив запах скипидара и красок с раннего детства, Мирко очень рано научился технике рисования маслом на стекле. Газеты объявили его "четырнадцатилетним художественным вундеркиндом". 

26. Мирко Хорват. Зимний размол пшеницы. масло, стекло.

27. Мирко Хорват. Виноградник. масло, стекло. 640х800 мм. 2001 г.

Иван Андрашич (Ivan Andrašić), род. в 1959 г. Получил диплом педагога, завершив в 1983 году обучение на философском факультете в Загребском государственном университете. В 1988 году переехал в Копривницу, "столицу" Подравины, в которой живет и занимается творчеством вместе с супругой, также художницей, Горданой Шполяр-Андрашич. Его стиль отличает акварельная мягкость, дымчатость - неудивительно, что Иван пишет и акварелью тоже.

28. Иван Андрашич. Пейзаж. масло, стекло, 38х32 см 

29. Иван Андрашич

Бисерка Златар Милинкович (Милинкович - фамилия мужа) (Biserka Zlatar Milinković), род. в 1959 г. Рисовать начала в восемь лет, в 1967 году, причем сразу по-взрослому, в наивной манере, в том числе маслом по стеклу. На большой публике показалась впервые в 1971 году, приняв участие в групповой выставке в Загребе. Свою первую персональную выставку Златар, будучи пятнадцатилетней, провела в 1974 году в Германии, во Франкфурте-на-Майне. Лично от себя я бы сказала, что ее работы нельзя отнести полностью к наивизму. Посмотрите сами:

30. Бисерка Златар. Сельский двор. масло, стекло. 300х400 мм. 2010 г.

31. Бисерка Златар. Белые сны. масло, стекло. 600х800 мм. 2003 г.

32. Бисерка Златар. Полевые маки. масло, стекло. 600х800 мм. 2003 г.

Четвертое поколение - это художники, родившиеся в конце 60-х и 70-е годы. Их мало - 5 художников и 12 скульпторов. Потеря массового интереса к наивному искусств совпала - и наверное, была обусловлена - началом гражданской войны, т.е. распадом Югославии. Понятно, что на время войны галеристы поменяли свои экспозиции, сменился и интерес. С уходом ажиотажного спроса осталось очень мало желающих обучаться этим приемам и творить. 

Дражен Тетец (Dražen Tetec), род. в 1972 г., завершил восьмилетнюю школу, в 1991 начал рисовать первые картины на стекле, в 1992 впервые принял участие в выставке.

33. Дражен Тетец. В моей Подравине. масло, стекло. 600х500 мм. 2010 г.

34. Дражен Тетец. Галилей. масло, стекло. 800х600 мм. 2010 г.

Йосип Фалика (Josip Falica), 1950 г.р., тоже формально не относится к хлебинской школе, и пишет не по стеклу, а на холсте. Но его работы очень красивые. Йосип Фалика является членом "HDNLU", хорватского общества наивных художников.

35. Йосип Фалика. Бессмертник и лаванда. 2015г., Холст, масло, 50 × 40 см. (обратите внимание на нетипичный морской сюжет, обычно крестьяне писали по принципу "что вижу - о том пою". С новым поколением изменились и сюжеты)

36. Йосип Фалика. Роскошная осень. 2018г., Холст, масло, 40 × 50 см

 

37. Йосип Фалика. Три красных яблока. 2010., oil on canvas, 40×30 cm

Кроме последователей хлебинской школы, в Хорватии есть ряд известных - с мировым именем - независимых наивных художников. Это Иван Рабузин, Матиа Скурьени, Славко Столник и другие.

Иван Рабузин (Ivan Rabuzin), 1921-2008 гг. Классик современного хорватского искусства и мирового наива, один из самых лиричных художников XX столетия и настоящий мастер новых образов в период формирования абстрактных течений.

38. Иван Рабузин. Поле в холмах. масло, холст 70х100 см. 1968 г. 

39. Иван Рабузин

На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Хорватская наивная живопись.

16:06, 14 декабря 2020

Автор: Limpamponi

Комменты 12

Аватар

так хорошо зашло под Наталью Платицину, миксую посты друг под друга:)

Аватар

Очень миленько! Битлз в Хлебине - какая прелесть) В избранное)

Комментарий был удален

S

Спасибо! И забыла совсем про них!

Аватар

какая прелесть) люблю такое) Напоминает иногда Пиросмани, иногда таможенника Руссо.. ну на то она и наивная живопись

Подождите...