Всем доброго дня)

Итак, продолжение серии о художниках. Сегодня я решила поделиться с вами очень интересным художником, представителем хорватской школы наивного искусства Владимиром (Владо) Иванчаном Vladimir Ivančan (род. в 1954г.) в селе Молве, в Подравине (Подравина - историческая территория в современной Хорватии, расположенная в долине реки Дравы). Окончил технико-химический институт в Загребе. Картины писать начал в 1972 г., а в 1974 г. начал выставлять свои работы на групповых выставках. В 1984 году Иванчан оставил постоянную работу химика и стал профессиональным художником (напомню, "профессиональный" в данном контексте означает "зарабатывает себе на жизнь своими картинами" - важно понимать, что это не означает профильного образования). К сегодняшнему дню Владо Иванчан принял участие в более чем 500 групповых выставках, организовано более 30 персональных выставок в Хорватии, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии. Живет и работает в Молве. 

(Кстати, я обнаружила, что некоторые изображения не везде отображаются, поэтому теперь я нумерую картины. Если у вас не отображается какая-то картина, можете написать порядковый номер в комментариях, и я добавлю ее в дополнениях к посту.

1.Куропатка, красивая птица. масло/стекло. 730х580 мм. 2009 г.

Владо называют художником, влюбленным в Драву, и действительно, в его творчестве можно увидеть очень много картин, посвященных этой реке.

2.Нирвана, масло/стекло. 450х650 мм. 2008 г.

Вообще, конечно, выше я указала, что Иванчана относят к школе наивной живописи, но давайте посмотрим и поразмышляем. Только взгляните на эти одуванчики:

3.Вивальди. Весна. масло/стекло. 700х700 мм. 1998 г.

или вот эти подсолнухи

4.Поющие подсолнухи. масло/стекло. 700х600 мм. 2008 г.

А  теперь давайте сравним с картинами тех художников, чьи имена первыми приходят в голову при упоминании наивной живописи (этот стиль еще называют примитивизмом, но об этом ниже) - французского художника Анри Руссо и грузинского Нико Пиросмани.

5.Анри Руссо.

6.Нико Пиросмани.

Да, в средствах изображения у всех трех живописцев есть нечто общее - это именно то, что и отличает наивный стиль. Вот что говорит нам Вики:  "Отличительной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи, особенно трёх правил перспективы: 

1.Уменьшение размера объектов пропорционально расстоянию. 

2.Приглушение цветов с расстоянием. 

3.Снижение точности деталей с расстоянием. 

Результатом несоблюдения этих правил являются: 

1.Геометрически ошибочный эффект перспективы (общий искажённый вид, схожесть с детскими рисунками или средневековой живописью, но не более того). 

2.Резкие границы объектов, неочищенный цвет на всех планах композиции без ослабления на заднем плане. 

3.Прорисовка деталей на всех планах, в том числе на заднем, где чёткость должна быть снижена."

7.

Но эти три признака, пожалуй, единственное, что объединяет Иванчана с остальными художниками наивной школы. Обратите внимание на сюжеты картин Руссо и Пиросмани - Владо не пишет реальную жизнь, как они. Его воображаемый пейзаж - это только отголосок конкретного ландшафта, отдельные кусочки реального мира, которые автор вписывает в свой холст (пока будем называть это холстом), силой эмоций и воображения превращая их в мир метафоры и фантасмагории. Он воспринимает пейзаж Подравины, прогуливаясь по пустошам вдоль Дравы, но это не то, что видит глаз, это воспоминания, ассоциации, эмоциональные и психологические рефлексии. В итоге на картинах Владо мы видим не наив в чистом виде, а скорее импрессионистский наив - да и символизм тоже.

8.Пурпурный дождь. 42 х 52 см, стекло, масло.

9.Вспоминая Амаркорд. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.

Хочу сказать несколько слов о самом названии стиля. Такую манеру письма называют как наивом, так и примитивизмом, но мне не нравится последнее слово - все-таки в нашем языке оно имеет вполне определенную окраску. Это, может быть, наивно, но ни в коем случае не примитивно ничуть – когда Владимир Иванчан пишет родную реку Драву во множестве ее состояний.

10.Драва спит. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.

11.Сумерки на Драве. масло/стекло. 780х580 мм. 2007 г.

12.

Вместо натуралистичного пейзажа здесь пейзаж-фантазия, не то живописный балет, не то красочная симфония. Волшебные образы: рыбы, балерины, цветы – все это закручивается в каком-то фантастическом вихре, движение которого ощущается физически.

13.Большая голубая ночь. масло/стекло. 650х650 мм. 2007 г.

14.

Иванчан и не первый, и не единственный художник, который пытается запечатлеть свое ощущение в картине - импрессионизм давно уже занял эту нишу, - но он, несомненно, является одним из тех немногих, кому удалось создать оригинальный воображаемый рай, притягательный и искренний, идущий из глубины души живописца.

15.

16. Улитка.

В России мало известна школа хорватского наива (еще ее называют Хлебинской, хотя название не совсем корректное - школы в физическом понимании не существует, это просто собирательное название для художников села Хлебине и его окрестностей), но есть один весьма известный коллекционер этого искусства - Владимир Темкин. Он может часами рассказывать о своем увлечении. Вот что он говорит об уникальной технике хорватского наива: картины здесь принято писать на стекле, точнее, с оборотной стороны стекла, поэтому и начинают не с фона (он в последнюю очередь), а с мельчайших деталей.

17.

18.

В. Темкин о технике живописи на стекле: "Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами."

19. Вивальди. Осень. масло/стекло. 800х650 мм. 1994 г.

20.

Я очень люблю стихотворение Владимира Соловьева, и мне кажется, оно подходит к творчеству Иванчана просто идеально.

Милый друг, иль ты не видишь, 
Что все видимое нами — 
Только отблеск, только тени 
От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь, 
Что житейский шум трескучий — 
Только отклик искаженный 
Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь, 
Что одно на целом свете — 
Только то, что сердце сердцу 
Говорит в немом привете?

1895 г.

Владо пишет именно это - незримое очами, торжествующие созвучия, немой привет от сердца к сердцу. Мир воспоминаний, метафор, эмоций и желаний.

21.

22.

Год назад, в апреле 2019 года, в Хорватии был запущен проект, посвященный Пасхе - “Pisanica od srca” (Пасхальное яйцо от сердца). Художники расписывали большие (2,05 м высотой) пасхальные яйца. Владо Иванчан тоже принимал участие в этом проекте, и вот яйцо, расписанное им:

23.

Вы знаете, что последней я всегда стараюсь показать вам картину с котиком. Конечно, это не всегда удается, ведь не все художники пишут котов) Но в данном случае проблемы не возникло: у Владо Иванчана много котов на полотнах (или правильнее - стёклах), и такие картины я выставила в самом посте. Поэтому напоследок вот вам фото самого художника за работой - конечно, с помощниками!)

24.

Надеюсь, вам было интересно и до встречи в следующих постах) 

предыдущие части:

1. Роб Гонсалвес, мастер волшебного реализма

2. Владимир Парошин, художник исчезающей Москвы

3. Фотоманипуляции Эрика Йоханссона

4. Джим Дэйли, певец старой Америки

6. Oer-Wout (J-W van Ederen) и его волшебная осень

7. Бразильский звездочет Роберто Вейганд

5. Сказочник-волшебник Виктор Низовцев

8. Фантастические миры Энди Рассела

9. Поэтический фотореализм Сорина Сорина

10. Нежные пейзажи Сергея Панина

11. Хрустальная живопись Глеба Голубецкого

12. Буйство красок Леонида Афремова

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Владимир Иванчан.

16:42, 15 мая 2020

Автор: Limpamponi

Комменты 13

Аватар

прочитав ваш пост поняла, мне нравится примитивзм) , почему то картина 22 больше всех понравилась. Интересный художник со своим миром.. спасибо за пост, всегда жду вашу рубрику)

Аватар

спасибо, что знакомите с талантливыми авторами

Аватар

ой как душевно, особенно с кисками, прекрасный художник )))

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...