Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты
Всем доброго дня)
Итак, продолжение серии о художниках. Сегодня я решила поделиться с вами очень интересным художником, представителем хорватской школы наивного искусства Владимиром (Владо) Иванчаном Vladimir Ivančan (род. в 1954г.) в селе Молве, в Подравине (Подравина - историческая территория в современной Хорватии, расположенная в долине реки Дравы). Окончил технико-химический институт в Загребе. Картины писать начал в 1972 г., а в 1974 г. начал выставлять свои работы на групповых выставках. В 1984 году Иванчан оставил постоянную работу химика и стал профессиональным художником (напомню, "профессиональный" в данном контексте означает "зарабатывает себе на жизнь своими картинами" - важно понимать, что это не означает профильного образования). К сегодняшнему дню Владо Иванчан принял участие в более чем 500 групповых выставках, организовано более 30 персональных выставок в Хорватии, Швейцарии, Германии, Венгрии, Австрии, Италии. Живет и работает в Молве.
(Кстати, я обнаружила, что некоторые изображения не везде отображаются, поэтому теперь я нумерую картины. Если у вас не отображается какая-то картина, можете написать порядковый номер в комментариях, и я добавлю ее в дополнениях к посту.
1.Куропатка, красивая птица. масло/стекло. 730х580 мм. 2009 г.

Владо называют художником, влюбленным в Драву, и действительно, в его творчестве можно увидеть очень много картин, посвященных этой реке.
2.Нирвана, масло/стекло. 450х650 мм. 2008 г.

Вообще, конечно, выше я указала, что Иванчана относят к школе наивной живописи, но давайте посмотрим и поразмышляем. Только взгляните на эти одуванчики:
3.Вивальди. Весна. масло/стекло. 700х700 мм. 1998 г.

или вот эти подсолнухи
4.Поющие подсолнухи. масло/стекло. 700х600 мм. 2008 г.

А теперь давайте сравним с картинами тех художников, чьи имена первыми приходят в голову при упоминании наивной живописи (этот стиль еще называют примитивизмом, но об этом ниже) - французского художника Анри Руссо и грузинского Нико Пиросмани.
5.Анри Руссо.

6.Нико Пиросмани.

Да, в средствах изображения у всех трех живописцев есть нечто общее - это именно то, что и отличает наивный стиль. Вот что говорит нам Вики: "Отличительной чертой наивного искусства является неправильное использование формальных принципов живописи, особенно трёх правил перспективы:
1.Уменьшение размера объектов пропорционально расстоянию.
2.Приглушение цветов с расстоянием.
3.Снижение точности деталей с расстоянием.
Результатом несоблюдения этих правил являются:
1.Геометрически ошибочный эффект перспективы (общий искажённый вид, схожесть с детскими рисунками или средневековой живописью, но не более того).
2.Резкие границы объектов, неочищенный цвет на всех планах композиции без ослабления на заднем плане.
3.Прорисовка деталей на всех планах, в том числе на заднем, где чёткость должна быть снижена."
7.

Но эти три признака, пожалуй, единственное, что объединяет Иванчана с остальными художниками наивной школы. Обратите внимание на сюжеты картин Руссо и Пиросмани - Владо не пишет реальную жизнь, как они. Его воображаемый пейзаж - это только отголосок конкретного ландшафта, отдельные кусочки реального мира, которые автор вписывает в свой холст (пока будем называть это холстом), силой эмоций и воображения превращая их в мир метафоры и фантасмагории. Он воспринимает пейзаж Подравины, прогуливаясь по пустошам вдоль Дравы, но это не то, что видит глаз, это воспоминания, ассоциации, эмоциональные и психологические рефлексии. В итоге на картинах Владо мы видим не наив в чистом виде, а скорее импрессионистский наив - да и символизм тоже.
8.Пурпурный дождь. 42 х 52 см, стекло, масло.

9.Вспоминая Амаркорд. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.

Хочу сказать несколько слов о самом названии стиля. Такую манеру письма называют как наивом, так и примитивизмом, но мне не нравится последнее слово - все-таки в нашем языке оно имеет вполне определенную окраску. Это, может быть, наивно, но ни в коем случае не примитивно ничуть – когда Владимир Иванчан пишет родную реку Драву во множестве ее состояний.
10.Драва спит. масло/стекло. 700х600 мм. 2006 г.

11.Сумерки на Драве. масло/стекло. 780х580 мм. 2007 г.

12.

Вместо натуралистичного пейзажа здесь пейзаж-фантазия, не то живописный балет, не то красочная симфония. Волшебные образы: рыбы, балерины, цветы – все это закручивается в каком-то фантастическом вихре, движение которого ощущается физически.
13.Большая голубая ночь. масло/стекло. 650х650 мм. 2007 г.

14.

Иванчан и не первый, и не единственный художник, который пытается запечатлеть свое ощущение в картине - импрессионизм давно уже занял эту нишу, - но он, несомненно, является одним из тех немногих, кому удалось создать оригинальный воображаемый рай, притягательный и искренний, идущий из глубины души живописца.
15.

16. Улитка.

В России мало известна школа хорватского наива (еще ее называют Хлебинской, хотя название не совсем корректное - школы в физическом понимании не существует, это просто собирательное название для художников села Хлебине и его окрестностей), но есть один весьма известный коллекционер этого искусства - Владимир Темкин. Он может часами рассказывать о своем увлечении. Вот что он говорит об уникальной технике хорватского наива: картины здесь принято писать на стекле, точнее, с оборотной стороны стекла, поэтому и начинают не с фона (он в последнюю очередь), а с мельчайших деталей.
17.

18.

В. Темкин о технике живописи на стекле: "Многие хорватские художники работают и с холстом, и с картоном, в гуаши и акварели, очень много резчиков по дереву и т.д. Но основным направлением в технике, всеми узнаваемом бренде хорватского наивного искусства, безусловно, является живопись на стекле. Картина пишется реверсным способом. То есть не на лицевой, а на обратной стороне стекла. Под стекло подкладывается карандашный эскиз, часто очень схематичный, обозначающий общую композицию картины, далее прописывается передний план, все мелкие детали, и так послойно. Каждый слой краски должен подсохнуть, поэтому работа занимает минимум несколько дней. Последним записывается фон. Художник, работающий с холстом, последними мазками прописывает мелкие детали, блики. Здесь же, все с точностью наоборот. Потом уже не исправишь, не перепишешь. Естественно, нужно определенное пространственное мышление, ну и опыт. Хорошие и большие картины пишутся месяцами."
19. Вивальди. Осень. масло/стекло. 800х650 мм. 1994 г.

20.

Я очень люблю стихотворение Владимира Соловьева, и мне кажется, оно подходит к творчеству Иванчана просто идеально.
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
1895 г.
Владо пишет именно это - незримое очами, торжествующие созвучия, немой привет от сердца к сердцу. Мир воспоминаний, метафор, эмоций и желаний.
21.

22.

Год назад, в апреле 2019 года, в Хорватии был запущен проект, посвященный Пасхе - “Pisanica od srca” (Пасхальное яйцо от сердца). Художники расписывали большие (2,05 м высотой) пасхальные яйца. Владо Иванчан тоже принимал участие в этом проекте, и вот яйцо, расписанное им:
23.

Вы знаете, что последней я всегда стараюсь показать вам картину с котиком. Конечно, это не всегда удается, ведь не все художники пишут котов) Но в данном случае проблемы не возникло: у Владо Иванчана много котов на полотнах (или правильнее - стёклах), и такие картины я выставила в самом посте. Поэтому напоследок вот вам фото самого художника за работой - конечно, с помощниками!)
24.

Надеюсь, вам было интересно и до встречи в следующих постах)
предыдущие части:
1. Роб Гонсалвес, мастер волшебного реализма
2. Владимир Парошин, художник исчезающей Москвы
3. Фотоманипуляции Эрика Йоханссона
4. Джим Дэйли, певец старой Америки
6. Oer-Wout (J-W van Ederen) и его волшебная осень
7. Бразильский звездочет Роберто Вейганд
5. Сказочник-волшебник Виктор Низовцев
8. Фантастические миры Энди Рассела
9. Поэтический фотореализм Сорина Сорина
10. Нежные пейзажи Сергея Панина
Мое вдохновение. Владимир Иванчан.
16:42, 15 мая 2020
Автор: Limpamponi

Комменты 13
Спасибо. Талантливый и самобытный художник.
Не знала этого художника. Но я очень люблю одуванчики, особенно когда они уже белые, поэтому мне приглянулись его работы. Спасибо за знакомство.
Люблю такие картины. Неискушенные, зато видно, что художник с душой рисует
Комментарий был удален
спасибо, что знакомите с талантливыми авторами