Маленькое традиционное напоминание - начало было положено вот в этом посте NO ENTRY. И я уже вам рассказала об острове Суртсей, сентинельском народе, пещере Ласко и острове Кеймада-Гранди.

Сегодня мы поговорим о главной святыни Японии - храме Исэ. Одно из самых знаковых синтоистских мест в Японии. Это целый комплекс священных построек, разделённых на 2 половины: Найку (внутренний храм) и Гэку (внешний храм). Первый посвящён богине солнца Аматэрасу, а второй — Тоёкэ-Омиками, богине сельского хозяйства и урожая. Две части святилища удалены друг от друга на расстояние 6 км. 

Известен храм прежде всего тем, что в нём хранится одна из трёх Священных императорских регалий — зеркало. Кроме важности для синтоистской религии, это зеркало — также символ государственности Японии.

Главный храм закрыт высоким деревянным забором. Пройти на его территорию могут лишь жрецы храма, а также представители императорской семьи, обычным путешественникам можно любоваться на религиозную святыню только издалека. Выглядит главный храм страны более чем скромно, он построен из дерева и оформлен в соответствии с вековыми традициями.

Основная молельня огорожена в общем счёте четырьмя заборами,  и  посетители могут увидеть только фрагменты крыши. Весь комплекс обслуживают около ста  священнослужителей. В основную  молельню имеют  право входить только  император и императрица.

Исэ-дзингу ещё  называют  просто Дзингу. От него отходит  древняя  тропа  паломничества Кумано-кодо к синтоистским святилищам Кумано-Хонгу-тайся (яп. 熊野本宮大社)、Кумано-Хаятама-тайся (яп. 熊野速玉大社) и Кумано-Нати-тайся (яп. 熊野那智大社).

Первоначально святилища Аматэрасу и Окунитамы располагались в императорских покоях и кочевали вместе с императорской семьей. В IV веке  император Судзин устрашился соседства  с божествами и повелел  вынести их  святилища в деревню Касануи,  расположенную поблизости  от  тогдашнего  дворца. Унаследовавший от Судзина престол, император Суйнин задался целью найти место для постоянного святилища Аматэрасу. Поиск  места был поручен принцессе Ямато-химэ-но-микото. Когда девушка достигла  Исэ, к ней обратилась сама Аматэрасу и сказала, что именно здесь она и хочет  обитать. Сама же принцесса стала первой из принцесс сайо исполняющих роль  верховных жриц и медиумов одновременно.

Традиция назначать принцесс жрицами важнейших святилищ прекратилась в  XII  веке, вместе с упадком императорской власти.  В 478 году, спустя почти 500 лет после основания святилища Аматэрасу, по воле богини в Исэ было  перемещено и святилище богини Тоёукэ. Так как оно расположилось  поблизости от реки Миягава, выступающей границой святой земли, святилище  Тоёукэ стали именовать внешним святилищем или палатами Гэку.  За святилищем Аматэрасу же закрепилось название внутреннего святилища  Найку.

До 1945 года храм был отделен от остального мира рекой Миягава,  исполняющей роль границы священной  земли.  Священникам  запрещалось  пересекать эту реку, дабы не нарушить необходимой для служения  чистоты.  Считалось, что от правильности и чистоты проводимых в Исэ обрядов,  зависит судьба императорского рода, а вместе с ним и всей остальной страны.  Никакие частные интересы не должны были мешать данному процессу и все  ритуалы были направлены лишь на достижение блага государства в целом.  Нарушение этого запрета, как считалось, навлечет на страну множество бед.  Поэтому, храм Исэ содержался только на государственные деньги и никакие  частные подношения не принимались.

До XII века, когда  власть  перешла  в руки  сёгунов, священники  порой  использовали этот запрет, шантажируя правительство, что в случае  невыполнения  их требований,  пересекут священную  реку и лично  явятся  в столицу.

С приходом к власти сёгунов и финансовая поддержка  со стороны  государства  прекратилась. Это вынудило священников  нарушить вековые традиции.  Древние норито были изменены, а синтоистский обрядочищения хараэ был  представлен, как необходимое условие для достижения  буддийского  просветления. Тем не менее, в условиях всеобщей нестабильности  о материальном благополучии храма речи не шло. До начала XVII века, когда  страна  была объединена родом Токугава,  финансовая поддержка  сводилась к  редким пожертвованиям сильных мира сего.

Из-за постоянных междуусобиц  перестал собираться специальный налог  на  содержание храмов и в итоге денег не осталось даже на важнейший ритуал —  обновление жилища бога. Традиция перестройки святилищ  прервалась более  чем на сотню лет. Перестройка внутреннего святилища не происходила с 1462  по 1585 годы и постепенно оно разрушалось из-за нехватки финансирования.  Внешнее святилище было в последний раз перестроено в 1434 году и сгорело в  1487 году. Ходили слухи, что при этом сгорел и синтай соответствующего  божества. Внешнее святилище было вновь отстроено лишь в 1563 году. Из-за  отсутствия нужных сооружений часть ритуалов была сокращена, а часть и вовсе отменена. Когда в конце XV - начале XIV века власти взялись  за восстановление  храмового комплекса,  его пришлось отстраивать  практически с нуля.

С наступлением мира храм занялся активной пропагандой среди простого  населения. Для этого были сформированы целые корпорации  почтенных  наставников (онси или оси), отправляющихся в провинции агитировать  население  совершить паломничество в храм.  Раньше это было запрещено,  а позже невозможно из-за постоянных междуусобиц.  Однако, с наступлением  мира  данные паломничества стали крайне популярны. В своих странствиях  наставники раздавали таблички, полоски бумаги или материи с именем Аматэрасу. К XIX веку такие амулеты,  называемые дзингу таима и  почитаемые  как своеобразное вместилище духа ками получили 90 % семей.

Внутри огромного храмового комплекса размещены различные второстепенные святилища, а также подсобные хозяйства. В частности, в Исэ есть собственные  сады,  огороды, соляная мельница и производство сакэ. На этих полях и  огородах производится пища для почитаемых на территории святилища ками. Вся она готовится в святилище Тоёукэ, на чистом огне  добываемом  исключительно  трением.  Посудой ками служат простые глиняные тарелки  и  чашки без какой либо росписи или эмали. Они также изготовляются на территории Исэ. Считается, что свою еду ками должны получать два раза в день.

Раньше Аматэрасу питалась вареным рисом, а также фруктами и овощами  выращенными на территории храма. В период Мэйдзи, с возвращением власти  императору, в рацион Аматэрасу добавились сушеный тунец, морской лещ,  моллюски, водоросли и сакэ. При этом самому Мэйдзи до сих пор подносят  лишь рис и воду.

К внутреннему святилищу ведет тянущаяся вдоль реки Исудзу паломническая  дорога. Рядом с ней располагаются магазинчики и  забегаловки,  в которых  усталый  путник может купить различную снедь или сувениры на память.  В былые времена поблизости от дороги можно было даже встретить район  красных фонарей. Дорога в итоге выводит к мосту через реку Исудзу,  ведущему на территорию внутреннего святилища. Раньше вместо  пересечения  моста, полагалось пересечь реку вброд, тем самым совершая обряд омовения.  Теперь, однако, достаточно лишь вымыть руки и прополоскать рот.

От моста в самому святилищу ведет широкая дорога. Рекомендуется идти по её  обочине, так как середина предназначена для ками. Однако, сейчас мало кто  помнит об этом. В святилище ведут две пары тории. Рядом с первыми  расположен павильон для омовений, тэмидзуя. Неподалеку от него можно  найти спуск к речке,  где можно совершить более полный обряд омовения.

Рядом с ним расположено святилище Такимацури ооками, божество истоков  реки Исудзу. Пройдя вторые тории можно увидеть конюшни в которых живет  синмэ — лошадь божества. Согласно древним традициям, во внутреннем  святилище живет одна такая лошадь,  а во внешнем - две.  Также в святилище  Исэ держат священных петухов синкэй.  Данные петухи почитаются  посланцами Аматэрасу.

Считается что ками любят все новое и чистое. И в соответствии с концепцией Синто о смерти и возрождении храм полностью разрушают каждые 20 лет и отстраивают заново, причём место постройки меняется. Отчасти, именно поэтому постройка отличается весьма скромными масштабами и внешним видом. Интересно, что этой традиции уже много веков. Следующая, 63-ая по счёту, запланирована на 2033 год.

Несмотря на свою недоступность, храм Исэ невероятно популярен у туристов. Он находится в красивейшей природной местности, в окружении покрытых густой зеленью холмов и нетронутых лесов. У путешественников будет возможность прогуляться по живописным местам и полюбоваться на святыню с одного из утесов. На территории национального парка, который окружает святыню, представлено множество интересных исторических объектов и других святынь. В отличие от Великого Храма, они доступны для посещения абсолютно всем.

По материалам: tabitabi, orangesmile, smileplanet, votpusk

Подпишитесь на наш
Блоги

NO ENTRY. Храм Исэ.

19:57, 7 ноября 2017

Автор: Encore

Комменты 23

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...