Если вы забыли , с чего заварилась вся эта каша, то вэлкам вот сюда NO ENTRY. И в нашей милой и познавательной мини-рубрике уже вышло два поста: Остров Суртсей и Сентинельский народ.

Сегодня я расскажу о месте, которое было скрыто от людей тысячи лет - Пещера Ласко.

Один из самых удивительных и загадочных памятников человечества был открыт совершенно случайно 12 сентября 1940 года. Четверо французских подростков, Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка, из городка Монтиньяк случайно наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю.

Их учителя звали Леон Лаваль, и он сообщил о находке своих учеников специалисту по истории первобытного общества Анри Брейлю, который скрывался в этом регионе во время немецкой оккупации. Анри стал первым исследователем, посетившим пещеру Ласко 21 сентября 1940 вместе с Жаном Буиссонни, Андре Шейнье, затем с Дени Пейрони и Анри Бегуэном.  Брейль первым установил подлинность наскальных рисунков, описал и изучил их. С конца 1940 года он сделал множество измерений и провел несколько месяцев на этом месте, изучая первобытную живопись, которую он отнес к перигорской культуре. Несколько лет учёный провел в Испании, Португалии и Южной Африке, а затем в 1949 г. вернулся во Францию и начал раскопки Ласко вместе с Северином Бланом и Морисом Бургоном. Он рассчитывал найти там захоронение, но вместо этого открыл множество новых наскальных изображений.

С 1952 по 1963 г. по просьбе Брейля Андре Глори произвел новые раскопки на поверхности площадью 120 кв. м и обнаружил 1433 изображения (сегодня в описи числится 1900 наименований). Затем наскальную живопись Ласко изучали Анет Ламин-Эмперер, Андре Леруа-Гуран и с 1989 по 1999 гг. Норбер Ожуля.

Пещера Ласко была классифицирована как исторический памятник Франции практически сразу после ее открытия, с 27 декабря 1940 г. В октябре 1979 г. Ласко вошла в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в числе других доисторических стоянок и пещер с наскальной живописью в долине реки Везер.

В 1948 г. вход в пещеру был оборудован для туристических посещений, которых становилось с каждым днем все больше и больше, и со временем они стали угрожать сохранности наскальных изображений. Были проведены серьезные земляные работы, изменившие уровень и свойства грунтов в пещере. Кроме того, было установлено электрическое освещение и построена специальная лестница, чтобы упростить доступ в «зал быков». Вход в пещеру был закрыт тяжелой бронзовой дверью.

В 1955 году были замечены первые признаки повреждения изображений. Они возникли из-за избытка углекислого газа, появившегося от дыхания посетителей. Углекислый газ и водяные испарения вступили с реакцию со стеклянистой корочкой кальцитных солей, покрывавшей изображения и защищавшей их как слой лака. В результате образовался хорошо растворимый гидрокарбонат кальция – Ca(HCO3)2, разъедающий и повреждающий наскальные рисунки.

В 1957 году в Ласко установили первую систему, которая должна была восстанавливать атмосферу и стабилизировать температуру и влажность. Однако посещения продолжались, и количество туристов увеличилось до 1000 человек в день. В результате в день вырабатывалось около 2500 литров углекислого газа и около 50 кг водяных испарений, в то время как пещера имеет довольно маленький размер – около 1500 куб.м. Андре Глори, который занимался в это время раскопками в Ласко, должен был работать по ночам, чтобы не мешать потоку посетителей. В 1960 году в Ласко проявилась так называемая «зеленая болезнь»: избыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение стали причиной распространения колоний водорослей по стенам пещеры.

Затем обогащение среды диоксидом углерода стало причиной «белой болезни», кальцитного покрова, который осел на стенах и на некоторых художественных произведениях. В 1963 году микроорганизмы продолжали быстро распространяться, несмотря на то что была установлена система озоновой фильтрации. В апреле 1963  Андре Мальро, министр по делам культуры, принял решение запретить доступ в Ласко для широкой публики.

В начале 1970-х гг. началось создание репродукции части пещеры. Она была открыта для широкой публики в 1983 г. и получила название Ласко II. В 2000 аппаратуру по управлению климатом в пещере заменили. Весной 2001 Брюно Депла и Сандрин ван Солинь, служащие, уполномоченные следить за пещерой, заметили появление плесени в тамбуре пещеры. Грунт покрылся грибами Fusarium solani. Этот процесс был связан с установкой новой системы гидротермического регулирования. Штаммы Fusarium solani, появившиеся в пещере, были устойчивы к формальдегиду, который использовался десятилетиями для дезинфекции подошв обуви посетителей. Грибы распространились на изображения, которые вскоре были покрыты белым слоем грибницы. Гриб существовал в симбиозе с бактерией Pseudomonas fluorescens, которая сводила на нет используемый до тех пор фунгицид. Поэтому его стали комбинировать с антибиотиком.

В 2002 г. Министерство культуры создало «Международный исследовательский комитет по пещере Ласко», который должен был решить эту проблему. В 2006 г. заражение было почти полностью подавлено, но каждые две недели специальная команда, одетая в защитные комбинезоны, должна вручную очищать стены от грибных волокон, так как они, несмотря ни на что, продолжают появляться вновь. Пятнадцать лет активных туристических посещений нарушили хрупкий баланс, благодаря которому Ласко сохранялась на протяжении тысячелетий, и подвергли уникальные наскальные изображения опасности исчезновения.

Ласко является одной из первых палеолитических пещер, датировка которой определялась с помощью радиоуглеродного анализа, выполненного Уиллардом Либби. Этот метод был применен при анализе древесного угля, найденного в светильниках из «шахты». Первый полученный результат (15,5 тыс. до н. э.) свидетельствовал о частом посещении Ласко в эпоху мадленской культуры, но этот результат был поставлен под сомнение Анри Брейлем, который считал, что наскальные изображения относятся к граветтской культуре.

Позднее были проведены дополнительные анализы, результаты которых говорили всё-таки о принадлежности к мадленской культуре. Анализ был сделан на основе древесного угля, найденного во время раскопок Андре Глори в «пассаже» и «шахте». Этот уголь относился к периоду ранней и средней мадленской культуры (около 17–15 тыс. до н. э.).

Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида (первооткрыватели пещеры) расчищают «лисью нору». Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита.

В 1998 году была получена датировка примерно в 18,6 тысячелетия до н. э.: был проведен радиоуглеродный анализ и масс-спектрометрия фрагмента деревянной палки из «шахты», показавших, что пещера часто посещалась в эпоху солютрейской культуры. Непосредственное определение возраста живописных изображений и рисунков при помощи радиоуглеродного анализа было бы возможно в некоторых расписанных частях пещеры, если бы они были выполнены углем.

Но в Ласко таких изображений нет, они были выполнены с помощью окиси марганца. Фрагменты красителей, падавшие со стен, были обнаружены при археологических раскопках в различных культурных слоях: они позволили определить, что некоторые изображения были созданы в то же время, что и некоторые найденные предметы (кремневые орудия, заостренные при помощи кости дротики, светильники с жиром). Но такие предметы являются характерными как для мадленской культуры, так и для солютрейской. Поэтому на сегодняшний день нет точной датировки наскальных изображений пещеры Ласко.

Ласко небольшая пещера: общая длина порядка 250 метров, а средняя высота около 30 метров. Исследователи разделили пещеру на несколько залов: зал быков (он же ротонда), осевой проход, неф, пассаж, апсида, кошачий лаз, колодец.

Зал быков является наиболее красивым в пещере, поскольку тут можно увидеть рисунки с зубрами до 5 метров в длину. По пещере с двух сторон бегут 2 ряда с зубрами, которые встречаются с лошадьми, оленями и "единорогом". В осевом проходе быки с лошадьми располагаются в окружении оленей и баранов. Для нанесения некоторых изображений надо было возводить леса, так как они выполнены на многометровой высоте и на потолке. 

В пещере было найдено множество находок, которые имеют большую историческую ценность в виде орудий из кости, каменных орудий, украшений, угольков и остатков красящих веществ. В апсиде были обнаружены резцы, скребки, острия дротиков, также там больше всего изображений животных, символов, геометрических фигур. Неф преподнесла интересные находки в виде красок и светильников. Все красящие вещества, которые были обнаружены в пещере, были обследованы тщательнейшим образом. Результаты показали, что каждый из них натуральный и использовался без каких-либо примесей.

Из красителей широко применялась охра, окись марганца и окись железа. Древние художники измельчали минерал, и получившийся краситель смешивали с водой или с животным жиром. Техника нанесения краски с водой напоминает акварельную технику. Кроме такой техники художники использовали гравировку — прорезали в стенах пещеры контуры изображения и заполняли их краской.

В кошачий лаз проблемно попасть, но именно там находятся самые старые и примитивные наскальные рисунки. Этот зал получил такое название из-за изображённых здесь шести представителей кошачьих (в пещерной живописи хищников редко изображали). Кроме кошек на стенах снова присутствуют быки, олени, лошади, а также какие-то знаки.

В этой части встречается единственное изображение лошади анфас (животных древние художники чаще всего рисовали сбоку).

В колодце изображена целая сцена, в том числе и редкое изображение человека с птичьей головой. Человек нарисован схематично, в отличие от животных. 

Пещера до сих пор не перестает удивлять своими находками, а рисунки зачастую несут скрытый смысл. К примеру, ученые полагают, что глаза некоторых животных образуют созвездия, а некоторые сцены в пещере Ласко несут мифический оттенок.

По материалам: votpusk, planetofdream, vokrugmira, kaplyasveta.

Подпишитесь на наш
Блоги

NO ENTRY. Пещера Ласко

18:21, 31 октября 2017

Автор: Encore

Комменты 37

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

огромное спасибо, очень интересные посты) Читала про наскальную живопись в школе, и вот с вашей помощью освежила воспоминания и узнала новое.

Подождите...