Когда опытный организатор Киноигры Skarletty выдала мне актера Валерия Приёмыхова, я подумала "твою же мать, вот свезло", потому что из всех многочисленных участников Киноигры этого актера я, наверное, знала хуже всех и почему-то он мне не слишком нравился.

Когда я смотрела списки заявленных фильмов у многих участников, я понимала, что для большей части актеров мне и смотреть уже практически ничего не надо - я все видела, некоторое и не по разу, но тут иная ситуация. Приёмыхов не Олег Янковский или Александр Абдулов, у него нет в арсенале всенародных хитов, которые показывают под Новый год, или просто очень популярного фильма вроде "Осеннего марафона". На его фильмографию надо настраиваться, его фильмы случайно по телевизору не застанешь и одним глазом не посмотришь. В общем, это оказался один из тех интересных моментов в Киноиграх, когда ты шагаешь в неизведанном направлении. 

Нет, совсем прямо вот незнакомым я Приёмыхова, конечно, не назову - все-таки я интересуюсь нашим кино того периода, в котором он занимал свою нишу. Да и на Сплетнике он все же пусть редко, но появлялся - например, он - один из главных персонажей прекрасного поста про Динару Асанову в одной из предыдущих Киноигр (там даже есть рецензия, и отличная, я такую не напишу, на фильм из моего поста). 

Приведу его краткую биографию просто для справки. Обычно я этого не делаю, но про этого актера персональных постов тут не было . 
Родился в Куйбышевка-Восточная Амурской области 26 декабря 1943 года. Был рабочим. Впоследствии окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1966). По окончании учёбы в 1966 году Приёмыхова распределили в Русский драматический театр имени Крупской в городе Фрунзе, где он проработал около трёх лет, прежде чем решился уехать в столицу. В Москве стал студентом ВГИКа. Для проживания ему дали место в общежитии. Чтобы заработать немного денег на жизнь, устроился на подработку кочегаром. Позже он пошёл подрабатывать дворником в Библиотеке имени Ушинского. За роль Паши Антонова в фильме «Пацаны» (1984) получил свою первую Государственную премию. С 1983 по 1987 годы был женат на актрисе Ольге Машной, которую вы увидите в этом посте. Они познакомились на съемках фильма "Пацаны" - ему было 40, ей 16 и из-за этого брака Приёмыхов фигурирует в разных статьях о взрослых мужчинах, которые связались с молоденькими девчонками, рядом с Соловьевым и Друбич. Умер от рака в 56 лет.  Лучший актёр по опросу журнала «Советский экран» в 1989 году за роль в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего".
В общем, очень говорящая биография, которая  совпадает с внешностью Валерия и впечатлением, которое он производит. Именно это явно ценила в нем Динара Асанова, а также другие режиссеры.  Внешне он какой-то настоящий, не киношный - вот смотришь на Олега Янковского в прекрасном фильме "Влюблен по собственному желанию" и понимаешь, что несмотря на его великолепную игру, на заводе он смотрится менее органично, чем в роли сказочного волшебника. А таких, как Приёмыхов, на любом заводе каждый первый. Это  и стало его дорогой в кино. 


"Милый, дорогой, любимый, единственный..." (1984 год) 

Первый фильм, который я решила посмотреть, потому что уже видела его краем глаза, но не помнила, чем закончилась история. Сразу отмечу, что Приёмыхов здесь также и сценарист, он вообще написал далеко не один сценарий - как к своим фильмам, так и для других режиссеров, что уже говорит о том, что он всегда был абсолютно самодостаточной творческой единицей. 
Сюжет: таксист неожиданно для себя соглашается подвезти истеричную девушку с младенцем, которая рвется в аэропорт. По ходу дела он понимает, что история не так проста, как казалось на первый взгляд, но потом все оказывается еще интереснее. 

В главных ролях - Ольга Машная и мой герой. Фильм идет (внимание!) 1 час и несколько минут. Я не шучу. Как пишут в нынешних мемах: а что, так можно было? Можно было, оказывается, рассказать яркую историю всего за час. С блестящими диалогами, интересными операторскими находками, ярким стилем режиссера и понятными персонажами, у каждого из которых своя правда. Уже этот фильм заставил меня посмотреть на Приёмыхова по-другому. До этого он мне всегда казался каким-то, скажу честно, как недавно с зоны прибывшим товарищем. И я даже понимаю, почему так.

Его нельзя назвать прямо вот красивым мужчиной, но он при этом тот, который держит свое слово и способен на поступки. А еще он умеет думать, и это читается на его лице на крупных планах, которых очень много в этом фильме. Я понимаю, почему режиссер так много снимала этого актера - это вот прямо для ее картин. Мне очень понравился фильм. Он где-то излишне прямолинеен, когда они спорят о разных ценностях, но это очень понятная и жизненная история, которая действительно могла бы случиться. И, конечно, это фильм о неравнодушии и готовности человека совершать поступки по совести, а не ради какой-либо выгоды. Это не всегда приводит к хорошим результатам, но ведь и герой как раз не про просчитанные ходы. В общем, после этого фильма я уже не с такой мрачной обреченностью ждала следующего фильма с Валерием. И не зря, потому что потом был шедевр. 


"Холодное лето пятьдесят третьего..." (1987 год) 

Я много слышала об этом фильме, для широкого зрителя это самая известная работа Приёмыхова, но мне не хотелось его смотреть - ну фабула такая - зэки эти, сталинизм, репрессии... нунафиг. Но нельзя писать о Приёмыхове без этого фильма, меня бы тут закопали примерно с первого же комментария, поэтому я сцепила зубы и посмотрела. Тем более период жизненный у меня сейчас не самый радостный, так что самое то. И - вы знаете - я была просто ошарашена этой картиной. Мне стоило ввязаться в Киноигру только для того, чтобы ее посмотреть. 


Сюжет: после смерти Сталина по амнистии из тюрем выпустили целые армии отпетых уголовников. Отряд этих мразей под предводительством весьма колоритного вора в законе захватывает село где-то в Сибири, где из сил правопорядка один милиционер, поэтому там они могут делать все, что захотят. В том же селе тихо что-то чинят-копают два политзаключенных - старик (Анатолий Папанов, последняя роль) и доходяга средних лет (Валерий Приёмыхов). До прихода уркаганов  доходяга периодически болтает с простодушной миловидной дочкой немой женщины, которая его подкармливает, и он ей явно симпатичен, что бесит ее глухонемую мать (замечательная роль Нины Усатовой). И несложно предсказать, что когда деревню захватывает бригада отморозоков, единственные, кто может им противостоять - это политзаключенные - люди с военным прошлым, а главное -  с моралью, честью и совестью, которые не смогли сломать многолетние тюремные сроки по ложным обвинениям. 

Я могу много писать об этом фильме, но не знаю, стоит ли. Его надо смотреть, правда. Это блестящая картина, одна из лучших, которые я видела за последнее время. Превосходные пейзажи - оператор показывает эту грустную закатную красоту именно в самые угрожающие моменты - она как бы контрастирует с той дичью, которая творится в деревне. Отличные актерские работы. Все, даже у мразей. Превосходные, душераздирающие роли Анатолия Папанова и Нины Усатовой. Прекрасная музыка.  И - да - блестящая работа Приёмыхова.

Он выступил там в какой-то степени (не проклинайте меня за это сравнение, но пришло в голову) как Вигго Мортенсен в "Конец насилия" - когда тихий с виду и неконфликтный мужчина вдруг моментально преображается в хладнокровного убийцу с блестящей реакцией, потому что ему надо защищать тех, кто ему дорог. Это очень здорово сделано. Но больше всего меня потрясли в этом фильме кадры с согбенной спиной героя Приёмыхова. Несмотря на то, что он остался человеком, это несправедливое заключение проехалось по его жизни катком. Он уже ни во что не верит и мало на что надеется. Когда его, героя войны, отправили в лагерь за то, что он попал в плен, а потом обращались с ним как с предателем, так, что даже урки его презирали.... Это страшно. Он немного распрямился к концу фильма, когда наконец смог приехать в Москву, но все равно этот опыт его явно ожесточил. 


Кто, если не мы (1998 год)

Это режиссерская работа Валерия, которую я не заявляла изначально, но посчитала важным добавить ее в пост, потому что он здесь и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли, то есть это показательный фильм для флешмоба. К тому же у этого фильма очень высокий рейтинг. Часто это ничего не значит, но для меня является примерным ориентиром.  Итак, сюжет:

Два мальчика - один из многодетной семьи, а второй - единственный сын у довольно благополучной одинокой матери - очарованы блатной культурой и ищут приключений на свои жо. Ну и находят, естественно. На счастье одного из них на их пути встречается запойный бывший следователь (Приёмыхов), которого подставили для того, чтобы уйти с должности. 


Драма «Кто, если не мы» стала третьей режиссерской работой Валерия. Идея сюжета возникла у него, когда он ехал в пригородной электричке и наблюдал, как пытаются срубить денег два мальчика: артистичный подросток, который пел песни, и его старший напарник, лениво аккомпанирующий ему на гитаре. Вагонные «артисты» высматривали дремлющих и зазевавшихся пассажиров, чтобы обчистить их (нормальная практика в электричках). Они стали прототипами главных героев фильма.

Мне очень понравился этот фильм. Артура Смольянинова я уже не раз видела во взрослом возрасте, он хороший актер с запоминающимся лицом, но второй мальчик его переиграл - такая чистая детская наивность!  Это прямо обязательно к просмотру всем, кто очарован этой уголовной культурой, я постараюсь сделать так, чтобы мой ребенок его посмотрел, это отличная работа!  Что меня восхитило, что кроме очень правильного посыла,  режиссеру Приёмыхову не чужды визуальные и иные эффекты. То есть это не фильм-агитка, что называется, на злобу дня, когда смысл происходящего подминает под себя все остальные составляющие - работа оператора прекрасна и видна насмотренность лучшими образцами жанра, там есть место красоте и романтике, хотя, казалось бы, по сюжету и не скажешь.

Приёмыхов здесь на месте, хотя и не выходит за рамки своего амплуа мужчины непростой судьбы. Ну и песни Шевчука очень в тему. Я правда благодарна Валерию за это кино, оно очень тяжело ему далось и отняло много здоровья, но я понимаю, почему он решил его снять - в 90-е эта  омерзительная уголовная культура просто пожирала детей, и он хотел доходчиво показать, что увлечение этой псевдоромантикой может навсегда сломать и перемолоть твою жизнь, в которой могло быть столько всего прекрасного! 


Простая смерть… (1985 год)

В общем, я предполагала, что последний фильм дастся мне непросто и не ошиблась. Экранизация рассказа нелюбимого мною Толстого про то, как мучительно умирал один вполне поначалу благополучный чиновник, который вообще не собирался этого делать. Режиссер - Александр Кайдановский. Ну и Приёмыхов в главной роли.

Фильм идет всего 1 час, но мне хватило. Он очень неспешный, подробный, мрачный и созерцательный. Операторская работа очень достойная. Видно также, что Кайдановский не прошел мимо влияния Тарковского, что естественно. Ну и рада была видеть прекрасную Алису Бруновну в роли жены чиновника. В целом хорошая работа для Валерия - он в кои-то веки не играет нашего современника, а перевоплощается в человека позапрошлого (тогда - прошлого) века и то, как он говорит, сидит, ходит - это очень хорошо сделано, очень живой, хотя и не самый приятный, персонаж. Но рекомендовать этот фильм всем подряд я бы не стала. Не могу сказать, что мне и самой он так уж понравился. Кстати, под конец жизни Приёмыхов стал очень верующим и сожалел о том, что снялся в этой картине. Есть даже статьи, где авторы намекают, что из-за нее он и умер так рано, так же, как и Кайдановский. Я в такое не верю, но все же решила упомянуть для справки. 

Ну и резюме: мне неожиданно очень понравился мой герой и как актер, и даже как мужчина (вот уж чего я не ожидала). Из четырех просмотренных фильмов три понравились (один вообще невероятно впечатлил), а еще один показался интересным, но не мое. Буду смотреть фильмы с Приёмыховым еще, когда будет время. Спасибо организатору за Киноигру и неожиданный выбор актера для меня. Всем остальным участникам удачи и приятных кинооткрытий, там есть, что открывать, много шикарных картин отметила в заявках. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Киноигра. Валерий Приёмыхов

12:05, 3 января 2021

Автор: Misa

Комменты 128

B

Интересный обзор. Холодное лето - это конечно шедевр киноискусства! С возрастом очень редко какой фильм может произвести впечатление. Но этот фильм... советую всем к обязательному просмотру! Все артисты сыграли в нем гениально

Аватар

Пишу комментарий с опозданием. Все же, советский кинематограф подарил нам такой спектр типажей, ярких, разносторонних актеров. Ярких, штучных, колючих, глубоких, неудобных. Как-то в интервью Ольга Машная сказала, что Приемыхов сыграл самую значительную роль в ее жизни. Несмотря на то, что они, как пара, расстались достаточно быстро. И это можно понять. Забыть невозможно, даже если видел только одну картину с его участием. Спасибо ) Прекрасный пост!

T

Прочитала комментарии и вспомнила, что думала на эту тему. Вот в детстве - советском и постсоветском дети/подростки/молодые люди смотрели очень широкий спектр фильмов: от Иди и Смотри до Бриллиантовой руки. И знали актеров, знаменитых не только красивым лицом, но и прекрасной игрой, причем во всех возрастах. И это при том, чтобы было 3 ( или 2 ) канала по ТВ, видео тоже не сразу появилось, в кинотеатрах по 1-2 зала было - а не как сейчас. Но даже в комментариях заметно - очень много людей такие непростые фильмы смотрели. А сериалы-то какие были "Вечный зов", "тени исчезают в полдень" и т д. В самом детстве смотрела - а помню. Сейчас, как правильно автор заметила, на такие фильмы не наткнешься. И дети их "случайно" не увидят. Надо очень целенаправленно их искать, вспоминать и показывать детям. Удивительно...

O

Спасибо большое за такой интересный пост, о моем любимом актёре. Я обрадовалась, когда он достался именно вам) После роли в " Холодное лето 53-ого..." кто-то из зарубежных продюсеров, назвал его " советским Клинтом Иствудом". Он мне нравится и как мужчина, есть в нем что-то завораживающее, его друзья отмечали, что его любили женщины. Каменскую с ним посмотрите, у него голос интересный.

Аватар

Спасибо за пост, Приемыхова открыла для себя недавно, посмотрела Холодное лето, у меня от него дыхание перехватило-и как от актера, и как от мужчины, не могу никого вспомнить, кто бы такое впечатление на меня произвел.

Подождите...