Владимир Познер
Владимир Познер всегда был очень занят. Но сегодня, когда ему 81, тележурналист и телеведущий еще бережнее подходит к вопросу о том, на что стоит тратить время. Например, на уверенную, но умеренную критику власти - стоит. На модные желтые калоши - стоит. И на интервью с Земфирой - первое для певицы за несколько последних лет, пусть она и назовет его потом "эпикфейлом", - тоже стоит.
А еще - на то, чтобы 4 февраля широкая публика впервые увидела документальную хронику о Яне Карском - тайном посланнике польского движения Сопротивления, который "в одиночку пытался остановить Холокост". Сегодня 27 января - Международный День памяти жертв Холокоста. А это повод для серьезного разговора, на который стоит потратить свое время.
В преддверии памятного дня в московском Еврейском музее и центре толерантности состоялся закрытый показ документального фильма "Ян Карский. Праведник мира", в котором Владимир Познер озвучил американского историка и журналиста Томаса Вуда, интервьюера. Мы встретились с телеведущим после закрытого кинопоказа, чтобы поговорить об антисемитизме, современном телевидении и уроках истории.
Как вы попали в этот проект и почему согласились принять в нем участие?
Когда мне позвонили с предложением и рассказали о Карском, я сразу ответил, что хочу принять участие в проекте, хотя я очень занят. У меня совсем нет времени, я очень бережно подхожу к тому, как я его трачу. И чем больше я думал, анализировал, тем яснее становилось, что для меня это выполнение определенного долга. Перед кем? Перед Карским.
Владимир Познер
Оговорим, что именно Ян Карский впервые сообщил западным лидерам правду о геноциде еврейского населения Европы в годы Второй мировой войны после увиденного собственными глазами в Варшавском гетто, где немцы содержали в плену порядка 400 тысяч евреев, и транзитном лагере Ижбицы, где встретил 46 составов с коррозионной негашеной известью, наполненных умирающими от голода евреями.
Я убежден, что нужно делать все, чтобы о таких людях помнили, таких людей знали. Ведь знают же Матушку Терезу. Он сделал не меньше, а по-моему, даже и больше. Знают Ганди. Вот тут-то я и запнулся. Их не так много. Этих людей нужно знать и помнить. Память о них должна быть живой. Надо напоминать каждому о том, какие мы во зле, и о том, что человек все же способен на поразительное добро. Даже не на подвиг как нечто разовое, а на добро вообще.
Кроме того, это и чувство долга перед погибшими. Чтобы не забывали, чтобы не смели никогда забывать об этих людях, зачастую безымянных, старых и совсем молодых, мужчинах и женщинах.
Результат не разочаровал?
Сама работа заняла у меня часа полтора, наверное. Ну прочитал книгу. Ну подумал. А самой работы - от силы полтора часа. Но это невероятное счастье, не скажу - гордость, а счастье от того, что я принял в этом участие. Я атеист, но если вдруг я ошибаюсь, кто его знает, и однажды на одну чашу весов будут положены мои грехи, а на другую - мои достойные поступки, то этот, несомненно, ляжет на вторую. И, может быть, благодаря ему, вторая перевесит.
Мы на днях обсуждали этот фильм в одной аудитории, и человек в зале задал
вопрос, за который я ему благодарен: "Ну послушайте, ну шесть миллионов. Но
ведь Советский Союз потерял 27 миллионов. Почему столько внимания этим шести?"
И это надо объяснять, проговаривать. Да, война ужасна, страшна и беспощадна.
Но в этой войне не ставился вопрос уничтожения всех русских, всех украинцев,
всех поляков. Вопрос превращения их в рабов - да, но не уничтожения.
Единственный народ, по отношению к которому этот вопрос ставился, - это
евреи.
Почему о Карском так мало знают? Памятники ему стоят в США, Польше, Израиле, Карскому вручена "Медаль Свободы", звание "Праведника мира" - и при этом такая несопоставимо малая известность? Может быть, дело в политическим факторе? В конце концов, в этой истории в невыгодном ракурсе предстают и Соединенные Штаты, и Великобритания, и Польша, и Россия.
Этому есть несколько причин. Я, как и большинство, не знал, кто такой Ян Карский. Если из тысячи сегодня хотя бы трое ответят, что знают, кто это, я буду поражен. О нем действительно узнали относительно недавно. Но я уверен - этот фильм сыграет свою роль. И у нас, и не только. Есть и политические причины. И это видно в фильме - в этой истории сами Соединенные Штаты выглядят не лучшим образом, Великобритания выглядит не лучшим образом, я уж не говорю о России, и упоминается Катынь с двадцатью тысячами убитых.
В России о Холокосте вообще всегда говорят чуть поморщившись, или прекрасно понимая, или делая вид, что не понимают. Говорят - конечно, это ужасно, но это ведь шесть миллионов человек, а не 27. Но ведь одно дело - военные потери, страшные, тяжелые, а другое дело - цель уничтожить целый народ, неважно, воюет он или нет.
С докладом о зверствах нацистов против польских евреев и мольбой предотвратить их уничтожение Карский отправился на Запад, где просил министра иностранных дел Великобритании Энтони Идена и президента США Франклина Рузвельта принять меры. Однако никто из чиновников не был готов остановить зверские убийства миллионов. Мир оказался безразличен к страшной правде Карского. Почему? Дело в антисемитизме?
Антисемитизм существовал и продолжает существовать в Европе. Для французов, например, это уже стало по-настоящему заметным явлением, хотя в России его, напротив, сегодня гораздо меньше, чем когда-то. В Германии же исторически совпали два фактора - появление нацизма и одновременно, в общем-то, сумасшедшего человека во главе, который патологически боялся и ненавидел евреев.
Почему в мире так прохладно отнеслись к сообщениям Карского? Рузвельт, вероятно, не хотел, чтобы считали, что его втянули в войну евреев, как это могло бы быть истолковано. Другие говорили - сейчас не время, есть более важные вещи. Играл ли антисемитизм роль в принятии решений? Конечно, играл. Я не думаю, что Рузвельт или Черчиль были ярыми антисемитами. Но в то же время антисемитизм имел место и имеет в очень многих людях сегодня.
Вы бы хотели встретиться с Карским лично?
Да, хотел бы.А какой вопрос задали бы ему?
Самый первый вопрос, который я бы ему задал: "Почему вы решили это делать? Вы были в подполье, вы боролись с нацизмом и этим помогали не только полякам. Почему вы приняли решение заняться этим и сделать это своим главным делом?".Предполагаете, какой получили бы ответ?
Когда имеешь дело с людьми такого уровня, невозможно предсказать ни их действия, ни их мышление.
Доводилось ли вам в жизни встречаться с людьми такого уровня – теми, при общении с кем ощущаешь неловкость от своей несопоставимости в моральном плане?
Мне приходилось встречаться с людьми, которые намного умнее меня. Мне
доводилось встречаться с гениальными людьми, а это даже не ум, это совершенно
иная категория. И, пожалуй, да, я встречался и с теми, чей моральный уровень
для меня недостижим. В данном случае я имею в виду Сахарова. Это было после
того, как его вернули из Горького, уже во время перестройки.
Какие ощущения?
Тяжелые. Я долго работал в
пропаганде, был убежденным сторонником советской власти и разочаровался в этом
довольно поздно, вышел из партии довольно поздно. Сахаров, конечно, знал это и
разговаривал со мной очень жестко. И был прав.
Есть для вас подобные моральные авторитеты среди ныне живущих? С учетом, конечно, того, что о многих своих современниках мы можем просто не знать, как в свое время не знали о Карском.
Пожалуй, что нет. Есть люди, чьи поступки вызывают у меня чувство уважения. Но они всегда мотивированы какими-то дополнительными причинами - желанием прийти к власти, например. То есть они не бескорыстны, как те, кто, например, вышел на Красную площадь в 1968 году по поводу Чехословакии. Они понимали, на что идут. Ими ничего не руководило, кроме чувства долга.
Сегодня я таких людей не вижу, во всяком случае, лично я ни на кого не могу показать пальцем. Из всех государственных деятелей – это Нельсон Мандела. Но и его уже нет.
Отсутствие таковых как-то характеризует наше время и общество?
Если бы такие люди были, и мы бы знали о них, но отстранялись, это бы характеризовало общество. Но ведь такие люди возникают не каждый день, да и сами обстоятельства сегодня не такие, чтобы их появлению способствовать. Это все равно что попытаться объяснить, почему одно время стало "золотым веком русской литературы", а другое нет. Это тайна, и, я надеюсь, ее никогда не разгадают - почему вдруг возникает что-то из ряда вон. Я бы не стал особенно по этому поводу переживать, а принял бы это философски. Да, такие сейчас времена. Сероватые чуть-чуть.
Не видишь людей, появление которых заставляет тебя сказать: да, я бы хотел, чтобы мои дети брали с них пример. У древних римлян было выражение - "время жабы". Если жалуешься, что все отвратительно, съешь живую жабу – сразу покажется, что до жабы все было гораздо лучше. Сейчас время жабы.
Значит, в какой-то мере, это хорошо. Ведь, к счастью, мы сегодня находимся попросту в более благоприятных обстоятельствах.
И это верно.
В фильме рассказывается история, одновременно очень далекая от нас и при этом абсолютно современная. В мире по-прежнему идет война, гибнут люди, а страшную правду каждый склоняет на свой лад. В этом свете закономерно спросить - учит ли нас все-таки история?
История - это одно, а то, как ее представляют, - это другое. Математика тоже учит, если ее изучать. А если не изучать - то не учит. Если историю представляют правдиво, а не субъективно, то человек усваивает ее - в зависимости, конечно, от того, насколько талантливо, доходчиво ее преподают. Человечество, я полагаю, все-таки усваивает уроки истории.
А лично вас история учит? Вы не раз, в том числе, в своей книге "Прощание с иллюзиями", честно говорили о таких эпизодах в своей биографии, за которые вам, к примеру, стыдно. Вы быстро учитесь на своих ошибках или вам доводилось наступать дважды на одни и те же грабли?
Доводилось, как и всякому, и в этом смысле здесь уже речь как раз не об объективной истории, а субъективном опыте. Это жизненный опыт, частный.
А что до объективности на телевидении - такой, как во времена Теда Тернера на CNN. О ней можно забыть?
Телевидение - это бизнес, это интерес. Это либо частное владение, и хозяин
требует от своего телевидения, чтобы оно освещало события определенным
образом, либо оно принадлежит государству, и государство требует, чтобы
телевидение освещало события определенным образом. Есть и общественное
телевидение - BBC, CBC в Канаде или NHK в Японии, где нет ни государственного
контроля, ни влияния рекламы, где стремление показать события объективно и
правдиво является основой.Что до Теда Тернера - вы вспомнили выдающегося
человека, у которого была именно такая цель. Но и он продал свою компанию - с
одной стороны, чтобы заработать побольше, с другой стороны, чтобы оказаться
большим человеком в другой телевизионной компании.
Однако суть не поменялась - журналистский долг именно в объективности ?
Да, журналист должен быть объективным, или по крайней мере стремиться к объективности, не должен врать. Он прекрасно понимает, когда врет, а когда говорит правду или полуправду, он должен выдавать максимум информации. Собственно, это его долг. Другое дело, что сегодня в нашей стране и не только этот долг не выполняется, и журналистика стала пропагандой. Сегодня в эфире отстаивается какая-то точка зрения, дается только определенная отработанная информация. Это совсем другое.
Источники: Андрей Ярошевич/ Spletnik.ru
Теги: Новости, Владимир Познер, интервью
Владимир Познер: об антисемитизме, современном телевидении и уроках истории
18:03, 27 января 2016
Комменты 82
и действительно я не понимаю, почему мы должны знать о каком там Карском, а нынешнее поколение наверняка не знает ни Маресьева,ни Покрышкина
Вообще-то Гитлер хотел уничтожить и цыган! А захватив СССР, он говорил, что всех славян уничтожит, оставив только женщин для оплодотворения и производства раб.силы. Да! 27 - это не 6! Особенно, если эти 27 миллионов воевали за эти 6!!!! Этим 27ми было не проще ни разу!
81 год! браво! он конечно профи, харизматичный мужчина, но дело со старинным зданием в москве подпортило картину
Комментарий был удален
Конечно, нацисты не планировали уничтожать славян полностью, хотели оставить 10-20 млн. рабов - разве это не менее чудовищно? И почему он думает, что погибшие евреи должны волновать русских больше, чем 27 млн. погибших советских граждан. Я молчу, о том что, кроме русских, советские жертвы больше никого не волнуют. В Германии, о Блокаде Ленинграда практически никто из средних немцем не знает