Вдохновившись рассказом linki-tinki о каяках решила рассказать, как прошлым летом спускалась в одну из длиннейших пещер в мире.

В прошлом июне моим друзья пришла идея не ехать на длинные выходные как всегда во Львов, а спуститься в настоящую пещеру. В моем представление пещера выглядела как соляная шахта Величка под Краковом, где туристы спускаются на лифте, идут по широким коридорам, а в конце заходят в сувенирный магазин.

На стадии уже подготовки я поняла, что все будет не так. Мы выбрали пещеру Оптимистическую.

Для справки, Оптимистическая — карстовая пещера в Подольских Товтрах на территории Тернопольской области Украины. Длиннейшая гипсовая пещера в мире. Суммарная закартографированная длина составляет приблизительно 230,5 км. До конца не разведана.

Для похода в пещеру нужна только старая теплая одежда и обувь, которую не жалко будет выбросить. Я специально в секонде купила мужскую легкую куртку на 3 размера больше, которая доставала мне до колен и закрывала бананку с телефонами. Сумки в пещеру брать нет смысла, проходы очень узкие. Фотоаппарат можно, но я не рискнула и слава богу, разбила бы от стены, да и мелкодисперсная пыль может попасть в линзу. Обязательно надо хозяйственные перчатки на руки, каску на голову и фонарики - все это можно взять в аренду на месте в спелеологическом клубе.

Обосновавшись в Тернополе, в 12 утра мы выехали в село Королевка, где находится вход в пещеру. Но как оказалось, доехать туда это еще одно приключение. Дороги нет вообще. Просто нет. Путь вас порадуют по пути названия сел Толстенькое, Дружба и Теребовля, но двигаться получается максимум 70 км в час.

В конечном счете гугл вывел нас на какую-то лесную дорогу и звякнул, что мы доехали.

Пришлось ехать в ближайшую деревеньку и стучать в первый дом, где нам и подсказали, где искать спелеологический клуб “Циклоп”.

Вход в пещеру закрыт на ключ, ключей ограниченное количество, как и экскурсоводов. Если не записаться заранее, то придется ждать. В итоги, в пещеру мы вошли в районе 6 вечера взяв четырех часовую экскурсию.

На самом деле приключения начались еще до входа. Путь в Оптимистическую лежит сначала через поле, потом по лесу, где недельные дожди превратили глину в болото. Скакать по мокрой глине, перепрыгивая ручей то еще развлечение. Поэтому и нужны перчатки - неприятно падать в это месиво руками.

Для спуска в пещеру не нужна физическая подготовка, но нужна выносливость. Плюс я интересовалась, мне сказали самый большой человек, который туда спускался был 185 см и 120+ веса. Не верю. В некоторых местах я еле пролазила.

После входа сразу за дверью узкий коридор, где 50 метров вы ползете на коленях. Спустя 5 минут все покрывается мокрой глиной. Она повсюду и ноги в ней вязнут.

Идти надо четким порядком, не меняя его, и каждый должен следить за соседом. Потеряться довольно легко. Недавно до нашего приезда один из опытных спелеологов исследовал дальние коридоры и заблудился, его искали около недели коллеги из разных стран. Нашли.

Недалеко от входа колония летучих мышей. Мы не видели, но слышали.

Вообще в пещера никто больше не обитает. Растений нет, грибов нет, ничего нет. Бесконечные темные коридоры, гид ведет в довольно бодром темпе, и все, о чем ты думаешь это: “Вверх, вниз, подтянуться, спуститься, пригнуться, на колени..” Один раз я не увидела скалу над головой и очень сильно ударилась по ней каской, и она съехала и дала мне по лбу. Выражение “искры из глаз” оказалось истинной правдой.

В пещера есть и сталактиты, и сталагмиты, еще какие-то образования, названия которых я не помню. Трогать их руками нельзя, иначе они перестают расти и разрушаются. Выносить тоже ничего нельзя, ну кроме глины. Ее сказали хоть подгоняйте машину и грузите тоннами. Глина, кстати, оказалась очень крутой для волос - когда я ее смысла, волосы были невероятно блестящие и мягкие. Надо было с собой набрать, кто ж знал.

На стенах иногда попадаются скульптуры из глины, оставленные спелеологами или детьми. Для них проводятся специальные экскурсии. Идешь и встречаешь то Нептуна, то горгулью, то милых медузок.

Перед спуском больше всего меня волновало мое психологическое состояние в пещере. Я боялась темноты, боялась, что стены будут давить. Но, к счастью, внутри невероятно спокойно. Один раз мы остановились и все выключили фонарики, оказавшись в сплошной тьме. Ни одного источника света. Невероятное ощущение. Ради этого стоило спускаться вниз и набивать себе синяки.

Конечная точка маршрута это подземное озеро, глубину которого так и не исследовали - водолазы просто не нашли дна. Зато можно попить кристально чистой холодной воды.

Рядом располагается действующий лагерь спелеологов, начальная точка для дальнейших раскопок пещеры. Там все как в походе - места для сна, отдельный туалет, стол, посуда, вода, жестяные кружки. Нас тоже приглашали покапать пещеру неделю-две, рук мало и берут всех желающих и обучают.

На обратном пути сил уже очень мало. Уже после выхода в лесу у меня поехала нога и я упала на поваленное дерево. Три недели ходила с синяком на все бедро. Вообще через три дня после пещеры я улетела в Будапешт, и пугала венгров ногами в синяках. Живого места на мне осталось мало.

Но это вообще не повод для расстройства, потому что опыт незабываемый. Мне очень понравилось, и думаю следующим летом мы вернемся в тот же район, потому что там вокруг еще много пещер, если и с подземными большими озерами, есть и с огромными залами, и с разными минералами.

К сожалению, в клубе нам рассказали, что государство не дает никакой денежной поддержки (ну еще бы), хорошо уже, что приняли закон, который запрещает промышленную добычу чего-то либо из пещеры. Очень приятно было пообщаться с такими увлеченными своим делом людьми. Многие уже были с детьми, и даже собаки там тоже спускаются в пещеру(!). Говорят, что они прекрасно ориентируются, но пугают туристов иногда.

Очень рекомендую хоть раз в жизни, но такое испытать.

Еще три П.С.

По пути в Тернополь мы заехали в Таракановский форт - заброшенный и затерянный в лесах форт 19 века. Очень интересное место, не понимаю почему его не восстановят и не сделают местной достопримечательностью.

Около самого Тернополя мы решили заехать в замок...Какой-то замок, их там много и названий я не помню. По сути это все разрушенные башни и крепостные стены. Так вот замок мы нашли, но подойти к нему не смогли, потому что из-за дождей разлилась река и мост смыло.

И третье - так получилось я практически никогда не бывала в глухой провинции в Украине, и не представляла, чем там занимается молодежь. Так вот оказалось, что вся ночная жизнь так крутиться вокруг круглосуточных заправок. И вот я, голодная после пещеры, без штанов, потому что забыла сменные, захожу на заправку за хотдогом и чаем, в курточке по колено, вся в глине, а там меня встречает толпа девушек на 12 см каблуках и с красной помадой. Меня наградили такими взглядами, как будто я в таком бомж-виде пришла в самый пафосный клуб в столице. Так странно я давно себя не чувствовала, вспоминаю, до сих пор смешно. В следующий раз точно надо останавливаться в таком маленьком поселении, проникнуться атмосферой)

фух, давно столько не писала

Подпишитесь на наш
Блоги

Как я спускалась в пещеру

18:25, 27 января 2019

Автор: Linki

Комменты 94

Аватар

о, так это же Млынки. Очень мило читать от лица неискушенного туриста :)

Я была в пещере в Германии где-то, но там скучно было, даже близко не экстремально. Но сильно холодно, да. А ещё на Гавайах плавала в старой ирригационной системе на байдарке, в основном скукота, пару видов только красивых. Но мне норм, экстрима не хочется совсем. Меня пугают винтовые лестницы до ус**чки, в узкой пещере я б вообще кони двинула. Про заправку улыбнуло, для меня в свое время стал таким же открытием МакДак где-то в московском пригороде, помню

K

В детстве была и в форте, и в замке из Вашего рассказа. А вот в пещеру бы не полезла:) Вы - смелая девушка:)

Аватар

Ух, ты, круто, но мне страшно, жаль заброшенные замки, такая красота!

ааа, это очень страшно звучит: ползти на четвереньках, впереди посторонние люди ползут, не известно, как и на что отреагируют, ты даже встать не можешь и ломануться к выходу. Не, я про такое только читать могу, попивая чаек спокойно. А вы круты, что такое путешествие предприняли. P.S. На заправке, может, ночные бабочки клиентов караулили?