Как мы уже знаем, в Перми состоялась открытая дискуссия на тему культурной жизни в провинции.

Некоторые моменты, отраженные в официальных и неофициальных отчетах, заставили меня "вспомнить все" и пуститься в рассуждения на манер Глеба Капустина. О противостоянии условно- "столичной интеллигенции" и условно- "простых провинциальных жителей". И о том, как отличить искусство от неискусства.

Напомню, что в числе участников диспута значились театральные режиссеры - Кама Гинкас и Теодор Курентзис. А также светские гости в лице Алены Долецкой и Ксении Собчак. Докладчики рассуждали о том, возможна ли в России децентрализация театральной жизни по европейскому типу. И пришли к выводу, что нет. Невозможна! Приедешь выставку или спектакль, а тебя несвежей рыбой отравят, чего доброго. Ну ее нафиг, децентрализацию эту.

В принципе, я догадывалась, что Россия - не Европа. И что Европа - маленькая, а Россия - большая. И вообще, до Европы нам как... до Европы. Меня и многих наблюдателей, сразило название мероприятия: "Театр: Есть ли жизнь за МКАДом?" Довольно странное начало диалога, учитывая, что это они, инициаторы дискуссии, приехали за МКАД якобы посмотреть и послушать интересные постановки.  

Тем более странно, что название культурного события отражает абсолютно тюремное мировоззрение. Кто в центре, кто - сами знаете где. Тогда как искусство - мощный коммуникативный ресурс. Главное - не навредить и не помешать.  

Для иронии фраза слишком избита. Так что, эту версию предлагаю отбросить сразу. Отзывы пермяков: "Сама постановка вопроса пошлая, напыщенная и высокомерная".  "В Перми никто не понял, к чему эти светские львицы притащились. Ну и лицемерие это все - о круглом столе и трансляции "широкие массы" узнали за 3 часа".

Для сравнения. Татьяна Толстая приезжала в Пермь шесть лет назад. У нее были интереснейшие выступления в городской библиотеке, Университете, интервью на местном радио и ТВ. Все есть в сети. Осталось впечатление, что творчество Веры Пановой и некоторых других авторов, чье становление так или иначе связано с городом Пермь, она знает лучше большинства пермяков. Уж, простите, пермяки. Автор романа "Кысь" много говорила о местных культурных явлениях и вообще об искусстве. Свободное общение с читателями, спонтанные ответы на любые - иногда анекдотические - вопросы  слушателей. Просто приехала и по-новому открыла город для местных жителей. Показала им, насколько волшебно то место, где они живут. Ей для этого не нужны были ни искусственные ограничения аудитории, ни ходули в виде прибауток сомнительной свежести. Когда человек в своей стезе, на своей волне, он не видит преград, будь то садовое кольцо или что-то еще.

В прошлом году я очень хотела посмотреть спектакль "Евгений Онегин" в постановке Римаса Туминаса после того, как о нем написала Lizbeth. Тем более, что - вот удача! - гастроли планировались в нашем городе. Помешали встрече с прекрасным предсказуемые сибирские морозы, предсказуемый гололед и почти плановая эпидемия ОРВИ. Кто и почему принял решение о гастролях именно в декабре, в наиболее неудачное для посещения театра время, когда до минус сорока за окном и авралы на работе? Мне неизвестно. Еще больше бесило, что это наплевательское решение подавалось как - тадааам! - новогодний сюрприз. Внимание вопрос, за кого держат публику? Нет, я, конечно, наивная сибирская девушка. И даже верю в Деда Мороза и даже в Рождество. Но еще сильнее я верю в конец финансового года. Это единственная причина привозить дорогой спектакль, заведомо отсекая большую часть аудитории. В таком случае, куда больше уважения вызывает открытое решение Аллы Демидовой, принятое после неудачных гастролей, не ездить дальше Уральских гор. Может себе позволить не лицемерить и не заискивать с публикой. Великая Актриса, потому что. 

Недавно я пересмотрела комедию "Кококо". В основе сценария избитый штамп о тонко чувствующей питерской интеллигенции и суровых уральских чиксах в леопёрде. На презентации режиссер фильма Авдотья Смирнова все отрицала и настойчиво повторяла, что кино о великой дружбе двух душ. Но это тот самый случай, когда я верю рассказу, а не рассказчику. Слишком все очевидно. 

И в этот раз я, как Кэрри Брэдшоу, представила себе, а какое впечатление останется у обычного, некритично настроенного молодого мужчины, если он смотрит эту картину глазами жителя Москвы или Питера?

По-моему, для мужчин фильм "Кококо" содержит следующий вкрадчивый мэсседж: есть такая волшебная страна заМКАДЬЕ/заУралье. Она совсем близко, только руку протяни. В этой стране водится много, очень много недалеких туповатых, но вполне ебабельных телочек, которые охотно примут сниженное к себе отношение. Не это ли подспудно - а иногда и вполне явно - внушают своим деткам некоторые столичные родители сыночек? Вон с теми шалавами можно творить все, что заблагорассудится, а потом просто-напросто свалить обратно к маме под теплую толстую ляжку? Ведь они с тобой, по умолчанию, из-за прописки. В фильме есть удачные сцены, диалоги и наблюдения. Однако, он не выстрелил. Без любви ничего не выстреливает. 

Для сравнения. Именитый режиссер Дэвид Линч снимал свой сериал "Твин Пикс" в двух крохотных городках близ Сиэтла. Население города Норт Бент (North Bend), места съемок "того самого" кафе, равнялось 5731 чел.

Фильм очаровал зрителей почти всего мира, разошелся на цитаты, Танец Одри в кафе "Дубль-Р" стал культовым среди молодежи в 1990 году. Но главное, в городах  Норт Бенд и Сноквалми (Snoqualmie) - место съемок водопадов - вырос поток туристов, продажи вишневого пирога в "той самой" закусочной увеличились в 90 раз. Настолько Дэвид Линч был очарован местом, что смог наполнить его своим уникальным смыслом и влюбить в него тысячи людей. 

Наблюдался ли похожий эффект в Екатеринбурге - родном городе героини Яны Трояновой - после выхода на экраны "Кококо"? Сомневаюсь.

Всем спасибо за внимание. 

Подпишитесь на наш
Блоги

Из заМКАДья

18:30, 8 февраля 2017

Автор: Chi-lady

Комменты 171

Аватар

У нас в Томске была постановка "Прощание в июне" - так вот как у нас в Театре Драмы, нигде больше я не видела такого четкого попадания. или "Номер 13" - вот честно, постановка Машкова, которая самая первая (смотрела в записи по ТВ) - скучнее, нежели у нашего театра под названием "Он, она, окно, покойник". Это я просто к тому, что если именитый театр ставит что-то, это вообще не априори качества

Аватар

Не могу не подтвердить про Толстую в Перми : ею была сражена даже та часть публики, что не была ее почитателями. Ну а моя мама была в восторге, даже после рассказа о том, насколько мат может органично проникать в речь русского человека - история с ремонтом и прорабом - с употреблением этой самой матерноц лексики... Но настолько Толстая артист точно рассказывала, при этом так азартно доказывая свою мысль, что мамуль моя в обморок не упала и не сбежала:))) а даже хлопала - просто удивительное для нее поведение:)))

Аватар

эээ... фильм Кококо вообще ни разу не противопоставление интеллигенции и не-интеллигенции в пользу первой (которой там прилетело побольше, чем глубинке)

Аватар

Поймала себя недавно на мысли, что испытываю к Ксении Анатольевне классовую ненависть. Отвратно наблюдать, как "мадам Шарикова", за счет отобравшего и поделившего народное добро папочки, тычет наманикюренным пальчиком в ни чем не отличающуюся от нее "чернь" и томно рассуждает на тему "есть ли жизнь за МКАДом?"

Аватар

Автор, мне кажется, вы как-то чересчур в штыки все восприняли и видите то, чего нет. В Москве и СПб очень много приезжих из регионов, потому никто не считает провинции чем-то второсортным - все оттуда приехали и время от времени возвращаются. А про "жизнь за МКАДом" это просто юмор, игра на расхожем выражении. Я наоборот в чем-то даже завидую более размеренной жизни провинций и считаю, что было бы здорово развивать культурную жизнь везде.

Подождите...