Офигенно крутой флэшмоб предложила fialkafialka - рассказать о пятерке самых запоминающихся спектаклей. Я как старый театрал со стажем стольконеживут в пятерку уложилась с трудом, зато выбрала те спектакли, которые идут до сих пор или существуют в записи, чтобы все могли ими насладиться, ежели будет такое желание. И помните, чукча не писатель, поэтому шедевра вроде рецензии Вальтера Скотта на "Эмму" Джейн Остин или рецензий Northern_Pony  и Фионы у нас на сайте ждать от меня не приходится ))

1. "Евгений Онегин" (режиссер Римас Туминас), Театр им.Вахтангова. Невероятный пример того, как можно сценическими средствами оживить хрестоматийный и, казалось бы, приевшийся всем текст. Спектакль невероятно красивый и очень грустный, но такой прекрасно грустный, а  не мрачный и депрессивный. Там чудесный Маковецкий, играющий возмужавшего Онегина (Онегина молодого играет Виктор Добронравов, который мил, но разница в уровне с Маковецким, конечно, видна), изумительный Владимир Вдовиченков в роли гусара, произносящего авторский текст и мрачно пьянеющего с каждым печальным поворотом истории.

Там дивная музыка и обожаемый Туминасом снег: он засыпает саночки, на которых увозят с дуэли нелепо свешивающееся с них тело Ленского; по снегу везут в Москву Татьяну и сопровождающих ее барышень в странном деревянном возке, в который их заколотили как в гроб; по снегу прыгает нелепый до хохота зайчик - привет Пушкину и упомянутому в его письмах зайцу, который перебежал дорогу экипажу гения одним зимним днем. Ольга ходит с аккордеоном, периодически принимаясь играть на нем... и о, как рыдают потом зрители от этого аккордеона. Татьяна и Ларин едят деревянными ложками варенье, привезенное из деревни, и внезапно начинаешь сопереживать этой странной паре. 

В общем спектакль рекомендован абсолютно всем, кроме совсем уж фанатов традиционного театра, где все смирно стоят в соответствующих эпохе костюмах и с чувством декламируют текст )) Огромный бонус - запись этого спектакля для канала Культура есть в инете, и там можно оценить всё вышеперечисленное, ибо Вдовиченков в нем больше не играет, так что спектакль, идущий сейчас в театре Вахтангова, очень много потерял (да-да, тот самый Вдовиченков из "Бригады" - отличный театральный актер).

2. "Эраст Фандорин" (режиссер Алексей Бородин), РАМТ.  

Идеальная постановка возможно лучшего романа Акунина про сыщика Фандорина. Сюжет хорошо известен: юный сыщик Фандорин под руководством блестящего полицейского начальника расследует дело о подозрительных самоубийствах юных богатеев, которое приводит к обнаружению секретной организации невиданной мощи. Под ногами же во время расследования путаются роковая красотка, лихой бретер-забияка и прелестная инженю, покоряющая сердце сыщика.

В спектакле удалось всё: яркий и очень трогательный Петр Красилов в главной роли, невероятный Евгений Редько в роли Бриллинга, смешной до умопомрачения бретер Зуров Ильи Исаева и грандиозная Нина Дворжецкая в роли леди Эстер. Постановка оказалась смешной, невероятно драйвовой, в ней нет ни проходных эпизодов, ни "лишних" героев, да и визуально она очень красива. Помните экранизацию этого романа для ТВ? Забудьте и выкиньте из памяти, здесь всё и все в разы лучше. Главный злодей харизматичен настолько, что невольно очаровываешься им с первого слова и до самого конца вместе с Фандориным держишь его вне подозрения. Руководителю тайной организации хочется рукоплескать (и денег подкинуть на развитие общества). Барышни стройны и очаровательны, Красилов поет "Поедем, красотка, кататься" и попутно раздевается, монолог Зурова - одна из самых смешных сцен в спектаклях Москвы за последние много лет, а в финале... ну в финале все рыдают, конечно. Но если меня спросить про единственный развлекательный спектакль, который НУЖНО посмотреть в Москве, я назову этот. Эх, смотрела раз пять, а вот сейчас опять хочу ))

3. "Дядя Ваня" (режиссер Лев Додин), МДТ (Санкт-Петербург). Петр Семак, Сергей Курышев и Ксения Раппопорт просто лучшие Астров, Войницкий и Елена Андреевна, причем лучшие в сравнении со всеми доступными к просмотру на сцене и экране версиями этой пьесы. Поверьте, я смотрела их все, ибо маньячный фанат "Дяди Вани" )) Они прекрасны каждый по-отдельности, но все вместе в этой потрясающей постановке являют собой нечто абсолютно совершенное. Здесь мне реально не хватает писательского дарования, просто посмотрите этот спектакль, он говорит сам за себя.

4. Мальчики (режиссер Сергей Женовач), СТИ

Знаменитый спектакль, с которого начался этот ныне модный и любимый критиками театр. Это "вырванная" из "Братьев Карамазовых" Достоевского история о "мальчиках": от знакомства с затравленным одноклассниками Илюшечкой Снегиревым до его смерти и торжественной клятвы мальчиков у его могильного камня. История в пересказе кажется сентиментальной, нравоучительной и пафосной, но каким-то образом режиссеру удалось создать цельный, очень светлый и жизнеутверждающий спектакль без грамма дидактичности. А еще там есть пес Перезвон, представленный актером в растянутом свитере, рукавом которого он отчаянно виляет, как хвостом. Именно этот пес в финале отыгрывает смерть Илюшечки, и если вы на этой сцене не зарыдаете, то это невероятно и вообще неправда )) В общем, смотреть спектакль рекомендую всем, кто хочет лицезреть знаменитый русский психологический театр про душу и прочие возвышенные моменты, но не хочет пафоса и засыпанной нафталином монументальности. Если судить по сюжету, то это история о смерти, но на самом деле - о любви и о том, что смерти нет. Как сказал знаменитый критик Заславский: "Все плачут и счастливы".

5. Рассказ о семи повешенных (режиссер Миндаугас Карбаускис), театр п/р О.Табакова (спектакль больше не идет, но запись в инете есть, снимали опять же для канала Культура, за что им большое спасибо).

Сюжет спектакля вроде бы пугает: пять молодых террористов, готовивших покушение на царского министра, ждут своей казни в компании двух уголовников, которым уготована та же судьба. Спектакль поставлен по мрачному, тягучему и депрессивному рассказу Леонида Андрееева, тем удивительнее, что у фантастического Карбаускиса эта история превращается в повествование не о смерти, но о жизни. Будете ли вы плакать во время просмотра? 90% времени. Спекулирует ли режиссер на благодатной теме, выжимает ли из зрителя слезы? Нет, и еще раз нет, и за это ему низкий поклон, такая тонкость, чуткость и чувство меры, увы, встречаются нечасто. Кстати, оставшиеся 10% времени вы будете искренне смеяться, как бы странно это ни звучало. Я смотрела этот спектакль три раза, больше не позволила хрупкая психика, да и выходить после просмотра зареванной пандой не всегда хочется. Но я считаю, что это маленький шедевр, абсолютно необходимый к просмотру всеми, и это однозначно один из лучших спектаклей Москвы за последние лет 15. 

Приведу отрывок из рецензии Ольги Егошиной для "Новых известий" (чукча всё еще не писатель, пусть скажет профессионал): 

"Режиссер точно и внятно выстраивает каждую подробность отношения людей к предстоящей казни. И тупое упрямство молчаливого убийцы Янсона (Александр Воробьев), убеждающего всех подряд: «Мейня не найдо вейшать!» И детский восторг террористки по прозвищу Муся (Яна Сексте), мечтающей о казни как о мученическом венце. И железную волю главного революционера Вернера (Алексей Комашко), который разыгрывает мысленную шахматную партию, отстраняя от себя ужас близящегося конца. И мычащий страх Василия Каширина (Алексея Усольцева). И борьбу с собственным телом Сергея Головина (Александр Скотников): он увлеченно делает гимнастику, чтобы с отчаянием осознать, что сейчас его мускулистому телу лучше ослабнуть, сойти на нет, а то слишком неестественно думать о смерти, когда играет каждая жилочка.

Присутствие близкой смерти меняет восприятие самых простых действий. Последнее свидание с родителями, последнее объятие приговоренных и ощущение братского сострадания к незнакомому головорезу. Близость смерти точно снимает все наносное, случайное в людях, в их жизни. И эти минуты настоящего, наверное, и есть то главное, что ищет Карбаускис, ради чего снова и снова вводит в свои постановки главным действующим лицом Смерть".

6. Не удержусь, протащу по блату еще один любимый спектакль, вернее, моноспектакль: "Дредноуты" Евгения Гришковца.

Спектакль про дредноуты - большие такие корабли времен Первой мировой войны. Про историю их создания, приключения и печальную судьбу, уготовившую им списание в утиль. Да-да, почти два часа рассказа про корабли. Но на самом деле, это не про них, а (как и все хорошие спектакли) про жизнь. А еще про подвиг и честь, и о том, что даже бессмысленное на первый взгляд действие может являть собой пример редкого героизма. Гришковец без пафоса, даже подсмеиваясь над своей увлеченностью этой темой, пересказывает истории проигранных боев, самопожертвования во имя чести, истории, почти немыслимые для мирного времени."Потому что те моряки были в ситуации, в которой я не мог... бы... разобраться. А как можно разобраться в ситуации, которая выглядит следующим образом: вот железный корабль, он плывет по морю, а я, моряк, нахожусь на нем, и защищаю Германию... возле Аргентины или Чили. У меня слишком много вопросов возникает в  связи с этим. А они... там, просто не опускали флаги.".

Честно скажу, на "Дредноутах" я реву большую часть спектакля, но это такие счастливые слезы, после которых выходишь со спектакля и прям жить хочется.

Любимая моя история в "Дредноутах" про молоденького юнгу британского крейсера, который был смертельно ранен, но остался на своем месте и до самого конца продолжал наводить пушку, хотя весь расчет этого орудия уже был убит. "Он отлично видел, что пушку никто не зарядит, и никто не выстрелит из нее, но он продолжал выполнять приказ... Потом королева лично вручила матери героя медаль, сказала, что-нибудь вроде... дескать... спасибо за такого сына. А что она могла сказать?<...>Просто я знаю наверное, что вряд ли я сделал бы так. Потому что у меня уже есть мое сраное высшее образование, я уже знаю историю, понимаю разные смыслы, умею их находить, или в нужной ситуации не находить. Вот окажись я у той пушки, вряд ли я нашел смысл ее наводить куда-то."

В общем, скачайте и посмотрите, тем более, что Гришковец все время повторяет, что женщинам надо читать про дредноуты, чтобы понять что-то важное о мужчинах ))

P.S. Кстати, у вышеупомянутых Карбаускиса и Туминаса смотреть надо всё, не ошибетесь!

P.P.S. Заглавное фото из спектакля Римаса Туминаса "Маскарад". Тоже смотреть всем! И да, я же говорила, он любит снег ))

Подпишитесь на наш
Блоги

Театр, театр! Пост к флэшмобу

16:13, 7 октября 2016

Автор: Lizbeth

Комменты 114

N

Очень люблю спектакли Е. Гришковца!!! Особенно "Как я съел собаку", "Дредноуты" и "Одновременно" и "Прощание с бумагой" - это шедевры!! Очень советую посмотреть)))

M

Ходила на Онегина с Маковецким. Было круто, всем советую. Там есть еще вариант -Гуськов в роли Онегина.

Аватар

Автор,благодарю))) Преклоняюсь перед Талантом Редько,нежно люблю Табакерку и обожаю Гришковца за его мнимую корявую простоту)

A

в театре Фоменко прекрасный спектакль "Летние осы кусают нас даже в нобяре" это пьеса Вырыпаева, раннего Вырыпаева, что важно) идет на малой сцене, очень камерно там прекрасная Ксения Кутепова, ее я люблю больше всех "фоменок" очень советую

Аватар

Давно хочу на Эраста Фандорина сходить, вообще стыдно, что еще ни разу в РАМТе не была ((

Подождите...