У многих Швеция ассоциируется с зажигательной музыкой Army of Lovers и АВВА, с одеждой H&M и мебелью Ikea, для меня Швеция - это в первую очередь кинематограф, сложный для восприятия и трудно поддающийся объяснению. Мне бы хотелось поближе Вас познакомить с ключевыми фигурами шведского кинематографа, ведь в середине ХХ века они оказали непосредственное влияние на все европейской кино в целом. Важной кинематографической наградой в Швеции является «Золотой жук», который вручается Шведским институтом кинематографии. Также в Швеции проходит ежегодный Гётеборгский кинофестиваль. Теперь мне бы хотелось немного рассказать о шведских режиссерах, актерах и актрисах, постараюсь особо не грузить биографическими фактами, а рассказать о том, что действительно важно знать и выделить значимые фильмы в их творчестве. Режиссеры Швеции Виктор Шёстрём (20 сентября 1879 - 3 января 1960).

Рассказ о шведском кинематографе следует начать с личности великого Виктора Шёстрёма. Ведь именно его считают основателем классической шведской киношколы, которая заняла одно из лидирующих положений в мире в начале ХХ века. В первую очередь для шведов Шёстрём является театральным актером и режиссером, который блистал в постановках Морица Стиллера, но мировую известность ему принесла роль профессора Исака Борга в фильме «Земляничная поляна». На момент съемок ему было уже 77 лет. Итак, первый фильм, который в первую очередь стоит увидеть, если Вы действительно хотите приобщиться к шведскому кинематографу – «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана.

1. «Земляничная поляна» «Земляничная поляна» – это фильм воспоминание, этакое «road movie». Главный герой – пожилой профессор, отправляется в другой город вместе со своей невесткой на торжественное мероприятие в честь своей долгой и успешной карьеры. Исак Борг обладает очень сложным и нетерпимым характером, он всегда был черств и сдержан в отношении с близкими людьми, в частности с сыном, который повторяет ошибки своего отца. К старости Борг стал еще более брюзжащим и требовательным. Но именно эта поездка коренным образом изменит не только его, но и жизнь его сына, всей его семьи. В разговорах со своей невесткой, в общении с молодыми, только вступившими во взрослую жизнь людьми, герой отдастся воспоминаниям. И, наконец, когда он ненадолго приедет в дом, где прошло все его детство, где он был счастлив, вновь прикоснувшись к той самой земляничной поляне, настанет некое озарение, осознание. Произойдет своеобразный катарсис, который поможет героям начать жизнь с чистого листа. На самом деле, фильм «Земляничная поляна» даже не о том, что время разбрасывать камни и время собирать их. Это фильм о том, что никогда не поздно осознать свои ошибки, признать себя неправым и начать жить легко. Мориц Стиллер (17 июля 1883 - 18 ноября 1928).

Мориц Стиллер сегодня известен даже не тем, что был ведущей фигурой шведской киноиндустрии 20-х годов, выступая в качестве учителя, режиссера, актера и сценариста. А ием, что в 1920 году в Королевском Драматическом Театре в Стокгольме он увидел молодую актрису по имени Грета Густафсон, и предложил ей роль второго плана в своем фильме. Именно Стиллер придумал Грете сценический псевдоним Грета Гарбо. Фильм имел значительный успех, и Стиллер и Гарбо отправились в США, где Грете было суждено стать Звездой.

Ингмар Бергман (14 июля 1918 - 30 июля 2007).

Писать о Бергмане и о его фильмах – это то же самое, что написать о творчестве Достоевского и его духовных исканиях в трех строках. С фильмографией Бергмана желательно знакомиться в хронологическом порядке, потому что только так в полной мере можно оценить все величие этого режиссера и значение его творчества. Бергман для Швеции значит столько же, сколько Шекспир для Англии, Мольер для Франции, а Достоевский для России. Каждый его фильм автобиографичен, он никогда не снимал о других, он снимал только о себе.

На творчество Бергмана очень повлияла семья. Практически каждый его фильм каким-то образом связан с семейными отношениями. Сам Бергман родился в патриархальной семье священника, в которой жизнь всецело была подчинена Богу, протестантской этике и суровому характеру отца. Поэтому все свои комплексы, переживания и страхи он мог выместить только в кино. Каждый его фильм – это разговор с Богом, это выяснение отношений с родителями и сестрой. В одном из последних фильмов о нем – «Бергман и остров Форё» – он в буквальном смысле исповедовался. Он рассказывал о тиране-отце, о матери, о сестре, к которой безумно ревновал родителей. И признался, что хотел задушить ее в младенчестве. Все эти обиды, ревность, страх перед смертью и перед Богом нашли отражение в фильмах «Шепоты и крики», «Причастие», «Молчание», «Персона» и т.д. Начиная с «Седьмой печати» Бергман стремился понять Бога. Вообще, очень интересно проследить как изменялось мировоззрение человека на примере его фильмов. Какие легкие и «плотские» его ранние работы, такие как «Вечер шутов», «Улыбка летней ночи» и «Лето с Моникой» и как усугублялось его отчаяние, как им овладевали страхи в зрелом периоде, в так называемом «кризисе среднего возраста», а потом наступила ностальгия и он снял «Сарабанду» с постаревшими Ульман и Юзефсоном и «Фанни и Александр», его последний фильм, фильм о детстве. Бу Видерберг (8 июня 1930 - 1 мая 1997).

Бу Видерберг интересен тем, что в 60-х годах вместе с Роем Андерсоном и Яном Труэлем организовал «Группу 13», это такой шведский вариант «Новой волны». Участники группы активно ратовали за социальный кинематограф, за документальный способ съемки, и протестовали против «классицистической» манеры Бергмана. Охапку наград Видербергу принесла его трилогия о рабочем классе «Вороний квартал», «Одален 31», «Джо Хилл». Но мне хотелось бы рассказать о самом последнем фильме Видерберга, который он снял перед своей смертью и в котором отошел от всех своих принципов и догматов «Группы 13». Фильм называется «Цветения пора».

2. «Цветения пора» События фильма разворачиваются в самый разгар Второй мировой войны. Война как таковая к фильму никакого отношения не имеет, это всего лишь фон, который должен показать, что для любви совершенно не важно, что происходит вокруг, особенно для первой любви.

Сюжет на самом деле банален: 15-летний подросток влюбился в свою 37-летнюю учительницу. Но насколько прекрасно и не пошло снял это Видерберг. Как Бергман ностальгирует в «Земляничной поляне» об ушедшей молодости, так и Видерберг придается воспоминаниям. Название фильма в полной мере передает всю его суть, представьте только что расцветшую сакуру, так вот этот фильм также прекрасен как аромат и красота сакуры. Чувства героев настолько искренни по отношению друг к другу, ты переживаешь вместе с героями их неожиданный сексуальный опыт, взросление и непреодолимое желание любить. Любить в любом возрасте. Ян Труэль (23 июля 1931).

Ян Труэль известен в первую очередь тем, что вместе со своим учителем и лучшим другом Бу Видербергом пытался создать в Швеции альтернативу фильмам Ингмара Бергмана. Сюжет большинства его картин фокусируется на борьбе одного одинокого мужчины с невыполнимой целью: сущностью, судьбой, правдой. Еще одной из часто затрагиваемых тем его творчества является женоненавистничество.

3. «Эмигранты» Самой титулованной работой Труэля является картина «Эмигранты». Фильм идет очень долго, где-то около трех часов. Но именно такой долгий хронометраж и неспешность событий втягивает зрителя в тяжкую судьбу этих бедных людей, которые решили эмигрировать из страны. Труэль живописует весь их угнетающий и бесплодный труд, сложное психическое состояние. Особенно тяжело наблюдать за судьбой бедного маленького мальчика, который вкалывает как взрослый. Но именно такие люди, их даже можно сравнить с нашими «кулаками», строили Новый свет и стали потом опорой капиталистического общества.

В общем, не могу рекомендовать этот фильм к обязательному просмотру, но как один из этапных и успешных для шведского кинематографа его стоило обозначить. Рой Андерссон (31 марта 1943).

Рой Андерссон уникален тем, что всю свою кинематографическую жизнь он снимает рекламные ролики, но все его ролики становились лауреатами самых титулованных кинофестивалей. За рекламу дезодоранта он получил награду Каннского фестиваля рекламы. На сегодняшний день Андерссон имеет восемь таких наград. Режиссеру доставляет огромное удовольствие снимать короткометражки, полнометражные же он предпочитает продюсировать. Но в 2007 году на удивление всем Рой Андерссон сам снял фильм «Ты, живущий». По словам режиссёра, он стремился отразить человеческое существование во всей своей полноте.

4. «Ты, живущий» Фильм идет всего лишь 95 минут, но за это короткое время Андерссон успел показать жизнь 50 персонажей (!). Сюжета как такового нет. Просто представьте человека, которого все достало. Я думаю, что у каждого из нас был такой день в жизни, когда ты смотришь вокруг и видишь сплошной абсурд. Ты смотришь на людей и они даже не столько раздражают и бесят тебя, сколько забавляют, а потом ты неожиданно для самого себя начинаешь их жалеть. Так вот, мне кажется, что Андерссон после одного из таких дней решил выплеснуть все это в полном метре. Надо сказать, что с чувством юмора у него все в порядке, поэтому фильм воспринимаешь не как трагедию, а как комедию. Ты понимаешь, что где-то далеко на окраине живут шведы, что у них такие же проблемы как у тебя, но они совершенно по-другому их воспринимают. Они не рефлексируют и не впадают в затяжные депрессии, а смеются над этим, смеются над жизнью.

«Ты, живущий» – это такой яркий праздничный карнавал, который предлагает тебе посмеяться над жизнью, а не вешать нос. Еще я поняла, что у народов северной Европы абсолютно не поддающееся объяснению чувство юмора. Когда я смотрела фильмы Стеллинга, я была уверена, что такое мировосприятие и юмор только у него, но теперь их как минимум двое. Лассе Халльстрём (2 июня 1946).

с женой Леной Олин Лассе Халльстрёма к шведским режиссерам стоит относить лишь по факту его рождения, ведь истинная слава пришла к нему в США. Поэтому я не буду подробно останавливаться на его творчестве, так как уверена, что многие из Вас видели практически все его фильмы. Напомню только, что в 1999 году его фильм «Правила виноделов» был семикратно номинирован на премию «Оскар». Также Халльстрём снял замечательный фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа», который открыл миру безграничный талант Леонардо Ди Каприо. Лассе Халльстрём очень романтичный режиссер и каждый его фильм затрагивает тебя в самое сердце. Вспомним его «Шоколад», «Мистификацию», «Хатико: самый верный друг» и «Дорогой Джон». Микаэль Хофстрём (1 июля 1960).

Широкую известность Микаэлю Хофстрёму принес второй его фильм «Зло», действие которого разворачивается в 50-х годах в Швеции. Фильм повествует о жизни трудного подростка, который терроризирует всю школу. В 2003 году на волне школьной тематики фильм «Зло» был номинирован на премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», после чего Хофстрём уехал в Голливуд, где снял такие фильмы как «Цена измены», «1408», «Шанхай». Томас Альфредсон (1 апреля 1965).

Имя Томаса Альфредсона прогремело на весь кинематографический мир в 2012 году, когда вышел международный проект «Шпион, выйди вон!». До этого же Альфредсон снимал камерные драмы в родной Швеции, после успеха экранизации романа «Впусти меня», Альфредсона как и многих других его соотечественников пригласили на работу в Голливуд. Лукас Мудиссон (17 января 1969).

Наверное, Мудиссон один из самых популярных режиссеров Швеции, по крайней мере, в нашей стране точно. Мудиссон снял такие фильмы как «Покажи мне любовь», «Лиля навсегда» с пятнадцатилетней Акиньшиной, а также «Мамонт» с Берналем и Мишель Уильямс. Операторы Швеции Свен Нюквист

Пожалуй, нет на свете более известного и титулованного оператора, чем Свен Нюквист. Нюквист – это Микеланджело и Рафаэль в операторском искусстве. Андрей Тарковский говорил, что о таком операторе, как Свен Нюквист, он мечтал всю жизнь. Нюквист пришел в кинематограф в 1953 году и сразу же попал на съемочную площадку фильма «Вечер шутов» Ингмара Бергмана. С тех самым пор он был его постоянным оператором до 1984 года. Начиная с 80-х годов Нюквист обосновался в Голливуде, где до самой своей смерти снимал фильмы Вуди Аллена. Также он снял такие фильмы как «Жилец» Полански, «Почтальон всегда звонит дважды», «Невыносимая легкость бытия», «Чаплин», «Неспящие в Сиэтле», «Что гложет Гилберта Грэйпа». Актеры Швеции Гуннар Бьёрнстранд (13 ноября 1909 - 26 мая 1986). Бьёрнстранд стал известен благодаря ролям в фильмах Ингмара Бергмана, в частности, исполнил главные роли в фильмах «Урок любви» (1954), «Улыбка летней ночи» (1955), «Как в зеркале» (1961), «Причастие» (1962).

5. «Причастие»

«Причастие» – вторая часть «трилогии веры» Ингмара Бергмана, которую он начал фильмом «Сквозь тусклое стекло» и завершил «Молчанием». Это черно-белая картина снята в максимально аскетичных условиях протестантского храма. Главный герой – священник, после смерти единственной и любимой жены, разочаровался в Боге, точнее решил, что его нет. В роли Змея-искусителя выступает учительница, которая всячески пытается совратить героя, но любой намек на плотские утешения приводят его в ярость. Также есть молодая семья, которая ожидает третьего ребенка, но отец семейства пребывает в депрессии и подвержен паническим атакам. Вообще, «Причастие» можно рассказать как притчу. Пришел человек к священнику и спросил его: «Есть ли Бог?», а тот ему ответил, что «Бога нет». Человек пошел и застрелился, а священник прозрел и понял, что Бог есть.

На сегодняшний день это мой самый любимый фильм Бергмана. Он идет всего лишь 1.20, там практически нет диалогов, а большую часть фильма занимает утренняя служба. Но после этого фильма я пребывала очень долго в коматозном состоянии. Только Бергман может при минимуме действий ввести зрителя в какие-то духовные глубины и размышления о Боге. Эрланд Юзефсон (15 июля 1923 - 25 февраля 2012).

Эрланд Юзефсон наравне с Максом фон Сюдовым представлял классическую театральную школу и являлся одним из любимых актеров Ингмара Бергмана. Уже в зрелом возрасте помимо Бергмана Юзефсон стал сотрудничать с влиятельными европейскими режиссерами. Лилиана Кавани доверила ему роль Фридриха Ницше в фильме «По ту сторону добра и зла», а Андрей Тарковский пригласил его в «Ностальгию» и «Жертвоприношение». Но в полной мере он реализовался в Королевском драматическом театре, которым руководил после Бергмана и в фильмах «Лицо», «Страсть», «Шепоты и крики», «Сцены из супружеской жизни», «Лицом к лицу», «Осенняя соната», «Фанни и Александр», «Сарабанда». Эрнст-Хуго Ярегард (12 декабря 1928 - 6 сентября 1998).

Эрнста-Хуго Ярегарда стоит рассматривать скорее в контексте творчества Ларса фон Триера, потому что Ярегард был не только его любимым актером, но и лучшим другом. С 1962 года он был актером Шведского Королевского Драматического Театра, тогда же сыграл ряд блестящих ролей: эксцентричного Гитлера в «Швейке во Второй Мировой Войне», Эстрагона в легендарной постановке 1966 года Самюэла Беккета «В ожидании Годо», Оргона в пьесе Мольера «Тартюф». Макс фон Сюдов (10 апреля 1929).

В любви я признавалась фон Сюдову много-много раз. Его считают шведским Лоуренсом Оливье, живым классиком, который работал с крупнейшими европейскими режиссерами. Осенью этого года мне посчастливилось присутствовать на мастер-классе этого великого актера. Я видела его вживую, была на расстоянии вытянутой руки от него и шла за ним следом. Никогда в жизни я даже представить себе не могла, что встречусь с ним, услышу его голос. Еще одна моя мечта осуществилась. Теперь мое сердце уже навсегда принадлежит ему. Стеллан Скарсгард (13 июня 1951).

Стеллана Скарсгарда я буду любить всегда, потому что он просто незабываемо сыграл Яна в моем любимом фильме «Рассекая волны». Также как и Яреград Скарскард получил широкую известность благодаря ролям в фильмах Ларса фон Триера «Рассекая волны», «Танцующая в темноте» и «Догвилль». Дольф Лундгрен (3 ноября 1957 года).

Дольф Лундгрен также как и многие другие шведские актеры и режиссеры обрел славу за пределами Швеции. Лундгрен проснулся знаменитым после роли Ивана Драго в «Рокки», а также после главной роли в фильме «Универсальный солдат». Михаэль Нюквист (8 ноября 1960).

Наиболее известен по роли Михаэля Блумквиста в экранизации трилогии «Миллениум». Александр Скарсгард (25 августа 1976).

В 2005 году Скарсгард сыграл одну из главных ролей в драме Отмана Карима «О Саре». На XXVIII Московском международном кинофестивале этот фильм получил главный приз – «Золотого святого Георгия». Помимо того, что Александр Скарсгард завоевал практически все девичьи сердца, он также имеет степень доктора искусств и снимается в сериале «Настоящая кровь». Актрисы Швеции Грета Гарбо (18 сентября 1905 - 15 апреля 1990).

Ингрид Бергман (29 августа 1915 - 29 августа 1982).

Анита Экберг (29 сентября 1931).

Наиболее известна ролью Сильвии в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Харриет Андерссон (14 февраля 1932).

В 1953 незабываемо сыграла главную роль в фильме Бергмана «Лето с Моникой». Биби Андерссон (11 ноября 1935).

Самой лучшей ролью Биби считается медсестра в фильме Ингмара Бергмана «Персона». Лив Ульман (16 декабря 1938).

Лив Ульман приобрела всемирную известность благодаря своим ролям в фильмах Ингмара Бергмана. Самой же лучшей ее работой является роль Элизабет Фогелер в фильме «Персона». Ульман сыграла актрису, которая, однажды, замолчав во время спектакля, отказалась говорить навсегда. Лена Олин (22 марта 1955).

Для меня всегда Лена Олин будет ассоциироваться с роковой женщиной, которая соблазняла Гэри Олдмана в фильме «Ромео истекает кровью».

Подпишитесь на наш
Блоги

Spletnik Film Festival: Швеция

02:14, 30 ноября 2012

Автор: Stella-66

Комменты 20

Аватар

Скарсгард удивительно обаятелен, но при этом в отрицательном смысле. В общем не знаю как объяснить, но актер потрясающий

Аватар

Ребятки-игроки, пожалуйста, в конце поста или мне в личку сразу пишите название новой страны, которую хотите взять на декабрь. Сегодня последний день ноября, поэтому на подходе еще несколько программ. Определяйтесь быстрее, плиз, чтоб сэкономить друг другу время. ;-) PS: Stella-66, я в личку скинул список занятых стран. Жду выбор.

Аватар

Как интересно!Спасибо!!Приду с работы-почитаю внимательно))

B

обожаю шведское кино, узнала разного нового, в избранное. спасибо.

Аватар

какой содержательный пост! автор, браво! очень интересная подача материала.

Подождите...