В продолжение предыдущего поста про Авербаха хочу напомнить сплетницам про его главный фильм - "Монолог" (1972 г.). Я уверена, что очень многие прекрасно знакомы с этим фильмом, но я вчера его под настроение пересмотрела и подумала: ну почему бы его еще раз не прорекламировать? Это не то кино, которое часто идет по ТВ или засмотрено всеми до дыр. А при этом это один из безусловных шедевров нашего кинематографа, фильм красивый, тонкий, умный и грустный. При этом он смотрится на одном дыхании, эти полтора с небольшим часа ты не зеваешь, тоскуя перед экраном воимя киноискусства, а с большим интересом наблюдаешь за объемной и небанальной историей.

Главный герой - большой ученый, профессор Сретенский (невероятный Михаил Глузский - первая его главная роль в кино) - у него вроде бы в жизни есть все приметы успеха в том смысле, как это понималось в советское время, когда светила от науки могли иметь шикарные квартиры, дачи в престижных местах, пользовались услугами домработниц и все такое прочее. Когда мы знакомимся с героем, у него все это уже есть, он всего достиг - и при этом мы сразу понимаем, что по большому счету, кроме науки, в его жизни нет больше ничего. Когда-то у него была жена, которая давным-давно от него ушла вместе с дочерью. Он очень одинок - по-настоящему близкие отношения у него сложились только с экономкой (блистательная Евгения Ханаева) - эта чопорная дама с немецким акцентом и таким же именем посвятила ему всю свою жизнь.

Периодически она выступает за права человека и рассказывает, что ее не устраивает позиция прислуги, поэтому она пойдет и устроится продавцом в магазин, как нормальный человек. Но сразу понятно, что она этого не сделает, потому что это, наверное, единственный в фильме человек, который действительно предан Сретенскому, хотя их отношения никогда не выходили за рамки служебных.

Все события закручиваются, когда из небытия возникает дочь профессора в исполнении молодой Маргариты Тереховой. Тереховой в 1972 году - когда снимался фильм - 30 лет. Она хороша без вопросов!

И играет замечательно. Эгоистичная, инфантильная и безответственная девушка, занятая только устройством своей личной жизни, которую ничего не интересует кроме этого - такие женщины всегда были, есть и будут вокруг нас. Отец принимает ее безропотно, он чувствует свою вину перед ней за распавшийся брак, а она бесцеремонно пользуется его гостеприимством и без всяких колебаний подбрасывает ему свою маленькую дочь, которая мешает устройству личной жизни матери.

Сретенский, плохо знакомый с родной дочерью, вложит всю свою душу во внучку. Именно с ней он поймет, что такое настоящая безусловная любовь. А что же внучка? Когда она подрастет (Марина Неелова всего на 5 лет моложе экранной матери на самом деле, хотя это не бросается в глаза), она не будет меньше любить деда, ее связь с ним всегда будет настоящей, но ее юношеский эгоизм очень больно ударит по деду и смотреть на это грустно и как-то просто до слез.

Я оставляю тут за скобками научные проекты Сретенского, потому что все-таки для меня это фильм в первую очередь не о его научной карьере, хотя она для сюжета очень важна. Вся гениальность Сретенского в том, что в определенный момент он оказывается способен бросить теплое место и начать с нуля - именно это качество подтверждает то, что он по-настоящему большой ученый. А еще настоящий интеллигент (дочь во время ссоры в порыве именно это слово бросит ему в лицо как обвинение). То, как он говорит, улыбается, смотрит, даже и ест - это очень здорово сделано. И еще меня восхитило в Сретенском то, что он молод духом - ему действительно интересно с друзьями внучки,  у него живой и заинтересованный взгляд, он способен на самоиронию, он не сноб, который считает, что молодое поколение пороха не нюхало и не разбирается ни в чем, он искренне интересуется тем, что считают интересным те, кто моложе его раза в три - он дает им право на собственное мнение, собственные взгляды и собственные ошибки.  

А еще у него есть хобби - он собирает игрушечных солдатиков. Профессор, весь в регалиях и светило науки обожает свою коллекцию, и это его отдушина. Причем режиссер так красиво встроил это в фильм, что некоторые кадры просто шедевры. Кстати, о кадрах - еще один важный герой фильма - Петербург - тогда Ленинград. Это очень ленинградский фильм, город присутствует в нем постоянно, он в нем живет, он по нему ходит, он пропитан его духом. Причем, это Ленинград начала 70-х годов, на него так интересно смотреть - это город из прошлого.

Наконец фильме есть одна важная сюжетная линия - девочка из прошлого Сретенского, в которую он был влюблен в далеком детстве. Он с ней как бы разговаривает время от времени, пытаясь понять, как он оказался в той точке, в которую пришел, когда настоящей любви именно романтической у него так и не случилось, а жизнь уже вроде и прошла..... Это для режиссера Авербаха, наверно, что-то личное, потому что в "Объяснении в любви" похожие моменты тоже были.

Сценарист Евгений Габрилович говорил о "Монологе" так: Это киноповесть о мыслях старого человека обо всем, что он видел, заметил, о чем подумал и поговорил. О ясном и пестром в нем, добром и злом, сердитом и мирном, заметном и незаметном. О том многоопытном и наивном, с чем он пришел к старости.

А это мнение самого Авербаха: "Монолог" - фильм-исповедь, но не словесная, а действенная. Мы стремились создать портрет ученого, наделенного высоким талантом человечности. Он многого достиг, но постепенно в нем крепнет сознание, что приметы внешнего успеха неоправданно превосходят истинную ценность его научных достижений. И когда он понимает это, у него хватает сил свернуть с наезженной колеи. Напряженный и страстный характер Сретенского отозвался во внучке, им выращенной. Отозвался чисто по-женски - в первой любви, любви серьезной, драматичной, оказавшейся истинным испытанием и для внучки, и для их отношений. В Сретенском для меня главное - сознание ответственности за "старую культуру", серьезности собственной миссии, независимость мысли. Да, мне симпатичен, даже дорог этот человек.

А на момент съемок фильма Авербаху было всего 38 лет - и как он смог передать горечь человека, которому лет на 20 больше, чем ему, я не знаю. Это, наверное, называется талантом и как же здорово, что такие таланты могли снимать свои фильмы 45 лет назад!

Блоги

Про режиссера Авербаха-2: Монолог

02:53, 19 ноября 2017

Автор: Misa

Комменты 59

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Подождите...