Я еще до Киноигры хотела сделать пост про известного советского режиссера Илью Авербаха (1934 - 1986), который снял такие прекрасные фильмы, как "Монолог" (1972) и "Чужие письма" (1975). Но собирая материал для поста, я наткнулась на отличный текст про режиссера на сайте CinEmotions и поняла, что лучше я уже не сделаю, а хуже не хочется. По поиску на том сайте выходит три поста про Авербаха, они все три интересные. Кроме того, у меня появилась еще одна проблема: фильмы Авербаха настолько глубокие и дающие пищу для размышлений, что вместить в один пост несколько и не написать простыню в много тысяч знаков я бы, наверное, не смогла. И это еще не касаясь биографии режиссера, который по первому образованию был врачом, а внешне напоминал популярнейшего тогда актера Жана-Поля Бельмондо (об этом пишут очень многие его современники).

Авербах очень рано умер - в 51 год, и успел снять всего 9 картин, но среди них есть настоящие шедевры, а в среде киношников он занимал особое положение. И, опять же, хочется сделать реверанс советскому кинематографу - ни один из фильмов Авербаха никак не назовешь кино, рассчитанным на громкий прокатный успех. Они хорошо смотрятся и рассказывают жизненные и интересные истории, это не высоколобое  искусство, доступное только кучке кинокритиков, совсем нет,  но в наше время даже такое кино себе могут позволить снимать единицы, а в 70-е,  на которые приходится расцвет творчества Авербаха, одновременно творила целая плеяда режиссеров, которые снимали непростое и важное кино, рассчитанное на думающего зрителя.

"Объяснение в любви" Авербах снял в 1977 году по книге Евгения Габриловича «Четыре четверти». Габрилович - очень известный сценарист, если посмотреть его фильмографию, там немало фильмов, входящих в золотой фонд нашего кинематографа - например, он работал с Панфиловым над фильмами "В огне брода нет" и "Начало". С Авербахом он тоже работал не только над этим фильмом, а еще ранее над "Монологом".

Фильм рассказывает историю жизни человека, скажем так, из бывших, интеллигента не в первом поколении (а Авербах вообще снимал в основном про интеллигенцию), который проживает с нашей страной все ключевые события - послереволюционную смуту, революционный террор, коллективизацию и, конечно, Великую Отечественную войну. И при этом через все эти события он проносит любовь к одной единственной женщине, которая обращается с ним, прямо скажем, не слишком хорошо.

Вот на женщине хочется остановиться поподробнее. Фильм открывается сценой, когда в больницу к пожилой даме приходят ее муж и внучка. Даму играет Ангелина Степанова - такая все еще красивая и строгая женщина.

С первых же сцен ты понимаешь, что последнее, что хотелось бы человеку в здравом уме - это жить вот с такой дамой, которой все не так. За пару минут она успевает наехать на мужа, что внучка одета не так, потому что видать ею никто не занимается и вообще все у вас как всегда и неправильно. И видно, что муж, пожилой уже Бруно Фрейндлих, ее боится и заискивает перед ней.

Ну ладно, думаешь ты, у многих к старости характер портится, но, наверное, в молодости все было не так - ведь он до си пор в нее явно влюблен, а она его с трудом терпит. Но в молодости, оказывается, все было абсолютно так же, с поправкой на возраст.

Главного героя жена зовет Филипок, и это сразу характеризует их отношения. Он увидел ее в детстве, еще до революции, на теплоходе (трогательный маленький Никита Михайловский, известный всем по "Вам и не снилось", и маленькая Дарья Михайлова, тоже довольно известная актриса). А потом уже после 1917-го года встретил и пропал. В юном и зрелом возрасте Филипка и женщину его жизни Зинаиду играют Юрий Богатырев и Эва Шикульска. Авербах не хотел брать рослого, фактурного  Богатырева на эту роль, он не так представлял себе героя - более субтильным и невзрачным, но результаты проб ему не нравились, герой не оживал. И тогда режиссер подумал - ну почему этот вечный ребенок Филипок не может быть внешне совсем другим? И Богатырев был утвержден на роль. Хотя лично мне кажется, что Богатырев уже играл очень похожего персонажа в "Неоконченной пьесе" у Михалкова - вот и тут он такой же - большой, нелепый, доверчивый и уверенный в благородстве окружающих людей и непогрешимости любимой женщины.

А Эва Шикульска уже сыграла к тому времени в знаменитом фильме про декабристов "Звезда пленительного счастья" и была хорошо знакома зрителю. В "Звезде..." она мне, кстати, совершенно не понравилась, но в "Объяснении" она красотка невозможная, такая роковая женщина, которая не нуждается в дополнительных украшениях  - времена были тяжелые, героиня постоянно ходит в каком-нибудь простейшем свитере и в нем все равно прекрасна. На эту роль, мне кажется, еще идеально подошла бы Анастасия Вертинская, но она с Авербахом ни разу не работала. Единственное, что акцент актрисы, уместный в роли француженки в "Звезде...", никак не укладывался в историю, поэтому ее озвучила другая актриса - Валентина Панина, у которой в активе нет больших и главных ролей, хотя она много снималась. Так вот эта роль ее примерно наполовину, я думаю.

А дальше оба героя вмести идут по жизни, преодолевая всяческие невзгоды. И как смотрела Ангелина Степанова на своего мужа в парке у больницы в начале фильма - снисходительно и немного брезгливо, так и смотрела она на него всю жизнь. Ты не можешь не задаваться вопросом: зачем эта красавица с сильным характером решила выйти замуж за человека, которого очевидно считает недостойным себя? Да и мне, признаюсь, хотелось этого Филипка пару раз стукнуть по лбу, чтобы он перестал быть таким мямлей по отношению к жене.  Ну невозможно на это смотреть! Может быть, дело в том, что до этой встречи она сильно обожглась на романе с красавцем-комиссаром, альфа-самцом, так сказать, который спокойно бросил ее с ребенком. Решила найти себе мужа, который будет всю жизнь смотреть на нее снизу вверх, а уж она сделает из него человека. И всю жизнь из-за этого выбора она чувствует себя несчастной и неудовлетворенной. Это вот как если бы героиня Андрейченко в "Военно-полевом романе" вышла замуж за героя Бурляева, чего она, к счастью, не сделала, потому что оказалась в чем-то мудрее Зины. А Зина так и волокла с собой этот чемодан без ручки, не отказывая себе в других романтических увлечениях, но и не уходя окончательно от Филипка. Возможно, его безмерная преданность все же грела ее самолюбие или мужчин после войны осталось не так много, чтобы было из чего выбирать и тем более строить долгосрочные планы. Но жизнь сложилась именно так....

Это очень грустное кино, но при этом очень красивое. И я специально не стала пересказывать основной сюжет еще подробнее - Филипок, как журналист, часто находится в гуще очень драматических событий, но загадочным образом ему удается как-то не очерстветь и сохранить в себе этого Пьера Безухова. В кино вообще много аллюзий с "Войной и миром" - особенно, конечно, в тех моментах, которые касаются Великой Отечественной. Да и само прозвище Филипок - это же из одноименного рассказа Льва Николаевича. И еще очень красивая музыка, отличная операторская работа (Дмитрий Долинин, с которым Авербах работал неоднократно, да и не только он - еще Панфилов, Асанова и Масленников - знаменитую "Собаку Баскервилей" снимал тоже он). Роскошные актеры во второстепенных ролях и эпизодах - сцена со Светланой Крючковой, например, просто прекрасная. Кирилл Лавров, опять же. Людмила Аринина в крошечном, но запоминающемся эпизоде.

Напоследок небольшая цитата из интервью Ильи Авербаха:

- Илья Александрович, вы никогда не думали о том, что ваши герои зачастую рождают острое чувство жалости — в силу своей некоей обделенности, что ли?

- Обделенности? Нет. Это неустроенность. Но хороший человек чаще всего неустроен. Устроены люди, обладающие четкой практической программой. А те, у кого развито нравственное начало, чаще всего совершают поступки вопреки тому, что может принести конкретную пользу. Это так естественно.

P.S. К осенним фильмам я бы относила почти все фильмы Авербаха и без разницы, когда происходит действие, например, в этом фильме нет привязки ко времени года. Просто осенью мне хочется смотреть такое вот неспешное и задумчивое хорошее кино.

Подпишитесь на наш
Блоги

Про режиссера Авербаха и еще одно осеннее кино: Объяснение в любви

15:58, 15 октября 2017

Автор: Misa

Комменты 70

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Комментарий был удален

Аватар

Автор, спасибо, великолепный пост! Очень люблю этого режиссёра вообще, а два моих любимых фильма у него - "Чужие письма" и "Фантазии Фарятьева". Про "осеннее кино" Авербаха, вне зависимости от времени года, полностью согласна.

Аватар

Как я не любила этот фильм в детстве! И Филипок раздражал и Шикульска по мне не красотка. И мучений их было не понять. Но неожиданно, лет пять тому назад я села, открыла рот и просмотрела весь фильм совсем с другим чувством. Я научилась ценить женскую красоту, это русалочность Эвы, я уже дорожила каждым кадром с Богатыревым, а что говорить про Фрейндлих и Степанову, это наше наследие. Но неожиданно я поняла о чем фильм- они оба счастливы. Ему позволили любить всю жизнь, хоть и страдая (а мазохизм у нас ни кто не отменял), а она всю свою жизнь купалась в этой любви (ну и садистка была та ещё:))

Подождите...