Это пост читателя Сплетника, начать писать на сайте можешь и ты

Я еще до Киноигры хотела сделать пост про известного советского режиссера Илью Авербаха (1934 - 1986), который снял такие прекрасные фильмы, как "Монолог" (1972) и "Чужие письма" (1975). Но собирая материал для поста, я наткнулась на отличный текст про режиссера на сайте CinEmotions и поняла, что лучше я уже не сделаю, а хуже не хочется. По поиску на том сайте выходит три поста про Авербаха, они все три интересные. Кроме того, у меня появилась еще одна проблема: фильмы Авербаха настолько глубокие и дающие пищу для размышлений, что вместить в один пост несколько и не написать простыню в много тысяч знаков я бы, наверное, не смогла. И это еще не касаясь биографии режиссера, который по первому образованию был врачом, а внешне напоминал популярнейшего тогда актера Жана-Поля Бельмондо (об этом пишут очень многие его современники).

Авербах очень рано умер - в 51 год, и успел снять всего 9 картин, но среди них есть настоящие шедевры, а в среде киношников он занимал особое положение. И, опять же, хочется сделать реверанс советскому кинематографу - ни один из фильмов Авербаха никак не назовешь кино, рассчитанным на громкий прокатный успех. Они хорошо смотрятся и рассказывают жизненные и интересные истории, это не высоколобое  искусство, доступное только кучке кинокритиков, совсем нет,  но в наше время даже такое кино себе могут позволить снимать единицы, а в 70-е,  на которые приходится расцвет творчества Авербаха, одновременно творила целая плеяда режиссеров, которые снимали непростое и важное кино, рассчитанное на думающего зрителя.

"Объяснение в любви" Авербах снял в 1977 году по книге Евгения Габриловича «Четыре четверти». Габрилович - очень известный сценарист, если посмотреть его фильмографию, там немало фильмов, входящих в золотой фонд нашего кинематографа - например, он работал с Панфиловым над фильмами "В огне брода нет" и "Начало". С Авербахом он тоже работал не только над этим фильмом, а еще ранее над "Монологом".

Фильм рассказывает историю жизни человека, скажем так, из бывших, интеллигента не в первом поколении (а Авербах вообще снимал в основном про интеллигенцию), который проживает с нашей страной все ключевые события - послереволюционную смуту, революционный террор, коллективизацию и, конечно, Великую Отечественную войну. И при этом через все эти события он проносит любовь к одной единственной женщине, которая обращается с ним, прямо скажем, не слишком хорошо.

Вот на женщине хочется остановиться поподробнее. Фильм открывается сценой, когда в больницу к пожилой даме приходят ее муж и внучка. Даму играет Ангелина Степанова - такая все еще красивая и строгая женщина.

С первых же сцен ты понимаешь, что последнее, что хотелось бы человеку в здравом уме - это жить вот с такой дамой, которой все не так. За пару минут она успевает наехать на мужа, что внучка одета не так, потому что видать ею никто не занимается и вообще все у вас как всегда и неправильно. И видно, что муж, пожилой уже Бруно Фрейндлих, ее боится и заискивает перед ней.

Ну ладно, думаешь ты, у многих к старости характер портится, но, наверное, в молодости все было не так - ведь он до си пор в нее явно влюблен, а она его с трудом терпит. Но в молодости, оказывается, все было абсолютно так же, с поправкой на возраст.

Главного героя жена зовет Филипок, и это сразу характеризует их отношения. Он увидел ее в детстве, еще до революции, на теплоходе (трогательный маленький Никита Михайловский, известный всем по "Вам и не снилось", и маленькая Дарья Михайлова, тоже довольно известная актриса). А потом уже после 1917-го года встретил и пропал. В юном и зрелом возрасте Филипка и женщину его жизни Зинаиду играют Юрий Богатырев и Эва Шикульска. Авербах не хотел брать рослого, фактурного  Богатырева на эту роль, он не так представлял себе героя - более субтильным и невзрачным, но результаты проб ему не нравились, герой не оживал. И тогда режиссер подумал - ну почему этот вечный ребенок Филипок не может быть внешне совсем другим? И Богатырев был утвержден на роль. Хотя лично мне кажется, что Богатырев уже играл очень похожего персонажа в "Неоконченной пьесе" у Михалкова - вот и тут он такой же - большой, нелепый, доверчивый и уверенный в благородстве окружающих людей и непогрешимости любимой женщины.

А Эва Шикульска уже сыграла к тому времени в знаменитом фильме про декабристов "Звезда пленительного счастья" и была хорошо знакома зрителю. В "Звезде..." она мне, кстати, совершенно не понравилась, но в "Объяснении" она красотка невозможная, такая роковая женщина, которая не нуждается в дополнительных украшениях  - времена были тяжелые, героиня постоянно ходит в каком-нибудь простейшем свитере и в нем все равно прекрасна. На эту роль, мне кажется, еще идеально подошла бы Анастасия Вертинская, но она с Авербахом ни разу не работала. Единственное, что акцент актрисы, уместный в роли француженки в "Звезде...", никак не укладывался в историю, поэтому ее озвучила другая актриса - Валентина Панина, у которой в активе нет больших и главных ролей, хотя она много снималась. Так вот эта роль ее примерно наполовину, я думаю.

А дальше оба героя вмести идут по жизни, преодолевая всяческие невзгоды. И как смотрела Ангелина Степанова на своего мужа в парке у больницы в начале фильма - снисходительно и немного брезгливо, так и смотрела она на него всю жизнь. Ты не можешь не задаваться вопросом: зачем эта красавица с сильным характером решила выйти замуж за человека, которого очевидно считает недостойным себя? Да и мне, признаюсь, хотелось этого Филипка пару раз стукнуть по лбу, чтобы он перестал быть таким мямлей по отношению к жене.  Ну невозможно на это смотреть! Может быть, дело в том, что до этой встречи она сильно обожглась на романе с красавцем-комиссаром, альфа-самцом, так сказать, который спокойно бросил ее с ребенком. Решила найти себе мужа, который будет всю жизнь смотреть на нее снизу вверх, а уж она сделает из него человека. И всю жизнь из-за этого выбора она чувствует себя несчастной и неудовлетворенной. Это вот как если бы героиня Андрейченко в "Военно-полевом романе" вышла замуж за героя Бурляева, чего она, к счастью, не сделала, потому что оказалась в чем-то мудрее Зины. А Зина так и волокла с собой этот чемодан без ручки, не отказывая себе в других романтических увлечениях, но и не уходя окончательно от Филипка. Возможно, его безмерная преданность все же грела ее самолюбие или мужчин после войны осталось не так много, чтобы было из чего выбирать и тем более строить долгосрочные планы. Но жизнь сложилась именно так....

Это очень грустное кино, но при этом очень красивое. И я специально не стала пересказывать основной сюжет еще подробнее - Филипок, как журналист, часто находится в гуще очень драматических событий, но загадочным образом ему удается как-то не очерстветь и сохранить в себе этого Пьера Безухова. В кино вообще много аллюзий с "Войной и миром" - особенно, конечно, в тех моментах, которые касаются Великой Отечественной. Да и само прозвище Филипок - это же из одноименного рассказа Льва Николаевича. И еще очень красивая музыка, отличная операторская работа (Дмитрий Долинин, с которым Авербах работал неоднократно, да и не только он - еще Панфилов, Асанова и Масленников - знаменитую "Собаку Баскервилей" снимал тоже он). Роскошные актеры во второстепенных ролях и эпизодах - сцена со Светланой Крючковой, например, просто прекрасная. Кирилл Лавров, опять же. Людмила Аринина в крошечном, но запоминающемся эпизоде.

Напоследок небольшая цитата из интервью Ильи Авербаха:

- Илья Александрович, вы никогда не думали о том, что ваши герои зачастую рождают острое чувство жалости — в силу своей некоей обделенности, что ли?

- Обделенности? Нет. Это неустроенность. Но хороший человек чаще всего неустроен. Устроены люди, обладающие четкой практической программой. А те, у кого развито нравственное начало, чаще всего совершают поступки вопреки тому, что может принести конкретную пользу. Это так естественно.

P.S. К осенним фильмам я бы относила почти все фильмы Авербаха и без разницы, когда происходит действие, например, в этом фильме нет привязки ко времени года. Просто осенью мне хочется смотреть такое вот неспешное и задумчивое хорошее кино.

Блоги

Про режиссера Авербаха и еще одно осеннее кино: Объяснение в любви

15:58, 15 октября 2017

Автор: Misa

Комменты 70

Аватар

Ваш пост прямо глоток чистого воздуха. После "сказок Голливуда"

Аватар

Один из самых любимых мною фильмов. Но, я вижу эту историю немного по-другому. По мне - это фильм о том, что любовь - мудрая. Она способна свести весьма непохожих людей, и свести навсегда. Филипок из тех мужчин, по которым не грезят женщины. Он вечно нелеп и неловок, он не стена, которая защитит тебя от жизненных невзгод, но он смягчает и успокаивает таких как Зина. Зина совсем не подарок. Она жесткая, требовательная. Такая женщина, которую либо принимаешь, либо надо бежать от неё за тридевять земель. Но именно она способна дополнить Филипка, обеспечить его быт, дать ему возможность творить. Они нашли друг друга. И, я уверена, она любит этого своего нелепого Филипка ничуть не меньше, чем он её. Иначе откуда такая нежность в последней фразе: "Филипок ты мой, Филипок". Они прожили вместе очень долгую жизнь, сохранив свои отношения, уходя и возвращаясь, потому что, ну, вот так - они созданы друг для друга. Нормальная у них любовь? А какая нормальная? Есть отношения равных людей, способных идти на компромиссы, способных сохранять уважение друг к другу долгое время, оберегающих друг друга. Есть. Смею надеяться, у меня такие. Но есть и другие гармоничные пары, такие как Зина и Филипок. И они счастливы, хотя многие, посмотрев на них со стороны, не поймут, как же они могут жить вместе. Просто - такая любовь. Спасибо за пост и рассказ о замечательном фильме!

Аватар

Эти фильмы надо смотреть спокойно, никуда не торопясь, получая эстетическое удовольствие Прозу Габриловича открыла довольно в молодом возрасте Это неторопливое приятное чтение! Спасибо за пост об этих фильмах и режиссёре!

Аватар

Спасибо за пост. А Филлипка , все же жаль было.

Аватар

Какие у вас замечательные посты! В цитата последняя шикарна!

Подождите...