У меня сегодня спокойный выходной, который я посвятила семье и саморазвитию. То есть проторчала на Сплетнике весь день, сделав перерыв на сериал. Это не сделает меня ни умнее, ни культурнее, ни ценнее на рынке труда, но что уж тут поделать.

Решила запилить еще один пост не ради того, чтобы мне редакция подарила мыло и вибратор, а просто потому, что я графоман. Всегда пишу про те темы, которые меня в данный момент интересуют, ибо по работе много пишу по заказу и Сплетник – моя отдушина. Поэтому простите, если вас эта тема не интересует, универсальных постов нет, за исключением юмора про котов.

После одного из моих карантинных постов мне написала в личку одна сосайтница (не знаю, захочет ли она светиться здесь, поэтому пока не называю ее) и порекомендовала прочитать книгу про a-ha “Swing Of Things”, а у меня как раз перманентная бессонница, поэтому эта книга мне скрасила сразу несколько ударных ночей. Для меня, как для стародавнего фаната, она стала в чем-то откровением, а поскольку я знаю, что тут тоже есть любители этой группы и они не будут таскаться по фанатским форумам, выискивая там крохи информации, я решила сделать этот пост. Ну а чем они хуже Меган Маркл в конце концов, о которой мы любые инсайдерские бредни лицезреем на главной ежедневно?

Итак, книга “Swing Of Things”, названная в честь одной из песен a-ha (любимая у Мортена, по его словам, кстати, она и Lifelines), охватывает период с начала карьеры a-ha и где-то до ранних 2000-х, т.е. их очередного воссоединения. Я не буду ее тут пересказывать, естественно, это никому не нужно. Просто перечислю некоторые интересные моменты из нее.

Отношения в группе всегда были предельно напряженные. Лично для меня это было откровением, потому что по концертам на первый взгляд и не скажешь. На второй и третий уже очень даже скажешь. Распадались они не для того, чтобы срубить денег на прощальном туре, а потому что не могли выносить друг друга. При этом Магне и Пол были друзьями детства, а Магне и Мортен вообще очень хорошо всегда ладили, но вот так вот. Каждый из них в интервью для книги прямо говорит, что они невероятно разные, но общая картина складывается такая, что именно Пол – вот этот милаха с распахнутыми голубыми глазами – был самым тяжелым пассажиром. Он же и главный композитор группы и создатель всех ее лучших песен. Когда писался альбом Lifelines, доходило до того, что Мортен и Пол работали на разных этажах студии и общались строго по телефону, ни разу не встретившись лично.

Мортену сильно недоплачивали одно время. Да, прекрасному лицу и голосу группы первое время платили меньше всех, поскольку он не писал песни. Соответственно, больше всего получал Пол, потом Магне и только потом Мортен, который все же участвовал в создании некоторых композиций (в том числе и их главного хита). Это тоже не способствовало хорошим отношениям внутри группы и именно поэтому после очередного воссоединения было принято решение делить все доходы на троих, а не как раньше, когда Мортен срывает себе голос на полуторачасовых концертах на морозе, а получает при этом гораздо меньше других.

A-ha не добилась большого успеха в Америке и поэтому ее менеджеры считали, что все плохо. Клянусь, эта идея проходила красной нитью через всех их интервью. «Если бы они нас слушали, все было бы по-другому». А они не слушали и создали за счет этого свои лучшие альбомы. У меня сложилось ощущение, что менеджмент и лейбл хотели видеть a-ha такими Иванушками-Интернешенл, которые до 60 лет прыгают перед девочками и поют про тополиный пух, а норвежцы хотели делать меланхоличную и глубокую музыку. Да, продажи Memorial Beach были ниже их первых альбомов, но вот сейчас мне дохрена лет и я не буду слушать альбом Hunting High And Low, а Memorial Beach стоит на репите. То же самое с еще одним «провалом» - East Of The Sun, West Of The Moon.

Каждый альбом давался им большой кровью. Это отсылка к первому буллету. Они дрались за каждую песню, пытались протолкнуть свои идеи и вот это вот все. Доходило до того, что Мортен просто отказывался петь некоторые песни, которые считал безнадежными. Интересно, что при том, что он последним начал писать песни, именно его сольные альбомы стали популярными, в отличие от сольников Магне и Пола. Думаю, обоим обидно, но что сделаешь….

Воспоминания о России в книге пугают. При этом я понимаю, что речь идет о начале 2000-х годов. Они выступали в КДС, кругом были какие-то бандиты, билеты стоили очень дорого. Магне в интервью говорит, что ему было неприятно, что их настоящая публика просто не могла позволить себе билеты на их концерт, но бизнес есть бизнес. К счастью, у группы была возможность посмотреть на Россию по-другому – на последнем концерте мы огребли респекты. До Бразилии нам далеко, конечно, там фанбаза просто дикая, но и Россию a-ha хорошо воспринимают. Приезжайте еще, ребята)

Успех был тяжелым шоком для всех. У Мортена была депрессия, Магне был неадекватен, меньше всего это затронуло Пола. Просто они слишком быстро попали в эту мясорубку и рекорд-лейбл активно начал продавать имидж красивых милых парней, от чего потом они все открещивались руками и ногами. Мортена преследовали поклонницы 24Х7, они находили его даже в джунглях Амазонки, он не был готов к этому. Добавлялись еще ожидания лейбла и давление менеджмента. Только путем проб и ошибок они стали более самостоятельными и независимыми.

Но они очень ценят a-ha. Это дало всем не просто материальную независимость, а возможность жить как хочется – покупать апарты в центре Нью-Йорка или в самых дорогих местах Норвегии (а там ценник огого). При этом все хором говорят, что воссоединения – не про деньги, и вот им я верю, они как-то заряжаются друг от друга и создают музыку, которую не могут сделать по отдельности. Что питает эту креативность – отвращение, раздражение или жадность – уже не очень важно))

Напоследок напоминаю, что на Сплетнике был прекрасный пост про личную жизнь Мортена Харкета, где до сих пор не слетела ни одна фотография (!!!), а также поставлю его короткое интервью Грэхему Нортону – это такой контраст с их первым интервью в его шоу, где они все были зажатыми и не могли оценить юмор ведущего. Тут он расслабленный, красивый и уел его пару раз (Россию с Белоруссией перепутал, но я ему делаю на это скидку – в турне уже забудешь как маму зовут))) Тут же и про имидж a-ha, который и в книге оборжали пару раз, а я делала про него отдельный пост

И не самая моя любимая песня, но в пандемии идет уверенно к 8 миллионам - видео 2005 года все смотрят, судя по комментам, сегодня)))

Подпишитесь на наш
Блоги

A-ha: то, что вы, возможно, не знали и не хотели знать

22:33, 13 июня 2020

Автор: Misa

Комменты 177

Аватар

Ох, Мортен и его голос. Помнится, в 2012 он давал сольные концерты по России. Я, когда увидела афишу в своем городе, не поверила глазам, что тут, у нас и лететь никуда не надо. Самый лучший концерт. Да еще и в небольшом зале. Удалось, как настоящему фанату, потрогать его руку (мой парень потом шутил, что я ее мыть не буду)))

Аватар

А, я всегда думала, почему они с такими серьезными и напряженными лицами))

R

Совсем недавно их переслушивала, с грустью думала о закрытии группы. А тут оказывается, новый альбом и турне. Они крутые, видно что все трое на кислых щах", но их музыка прямо вот вне времени и клипы очень, уровня Майкла Джексона.

Аватар

Обожаю голос Харкетта. И этот момент в summer moved on,где он тянет высокую ноту. Из-за этого в книге рекордов гинесса он. По времени того,как тянет ноту. И из относительно новых нравится у Мортена Do you remember me,она вроде сольная.

Аватар

Автор, спасибо за пост!!! Я комментирую очень редко, хотя на Сплетнике давно))). Желаю вам, чтобы никогда не покидал вдохновение и желание саморазвиваться)))

Подождите...