Думаю, историю Полины Гебль все знают хотя бы чуть, а вот о Камилле наслышаны мало. Между тем, их судьбы чем-то схожи.

Камилла была дочерью гувернантки в семье Ивашевых - богатых помещиков Симбирской губернии.  В этой семье рос сын - Василий Петрович.  В 1812 поступил в Пажеский корпус.  В феврале 1815 выпущен корнетом в Кавалергардский полк. Думается, где-то в это время его заприметила маленькая девочка Камилла. Она была очарована офицером в кавалергардской форме, а он не замечал ее тайного обожания. В 1821 в чине ротмистра назначен адъютантом к главнокомандующему 2-й армией графу П. X. Витгенштейну. Здесь он познакомился с П. И. Пестелем, А. П. Юшневским, М. А. Фонвизиным, под влиянием которых примкнул к тайным обществам «Союз благоденствия» и «Южное общество». Впрочем, участие его в тайных обществах, как и военная служба, были весьма номинальными. Сын богатого и известного генерала с августа 1821 по сентябрь 1822 лечится на Кавказских минеральных водах, а с октября 1823 по ноябрь1824 и с февраля 1825 находился в долгосрочном отпуске у родителей в Симбирской губернии.

В день восстания декабристов находился в Симбирске, выехал к месту службы в январе 1826 г.  Камилла к тому моменту уже перебралась в Петербург. Ей исполнилось семнадцать. Она стала работать гувернанткой, как мать, но Василий по-прежнему был в ее мечтах. Конечно, только в мечтах, ведь между ними существовала огромная социальная пропасть. Камилла ни словом ни взглядом старалась не выдать чувств. 

Василий под общую гребенку был арестован в Москве 18 января 1826 года и помещен в Петропавловскую крепость. Осужден на 20 лет каторжных работ с формулировкой деяния: «Участвовал в умысле на Цареубийство согласием и принадлежал к тайному обществу с знанием цели». Перед высылкой срок каторги был сокращен до 15 лет. Камилла тяжело перенесла эту новость, она держала переживания в себе достаточно долго, а потому организм не выдержал стресса- девушка тяжело заболела. Между тем перед высылкой Василия лишили всех имущественных прав, дворянских привилегий и титулов.  В 1828 году Камилла призналась матери, что причина ее болезни - любовь к Василию Ивашеву. Мать сообщила о любви дочери его родителям, которые сочувственно отнеслись к чувству девушки, тем более что Камиллу деятельно поддержала их дочь Е.П. Языкова. Камилла не просто призналась в любви, она захотела разделить с любимым ссылку. Девушка пошла на непростое решение - предложила себя Василию в жены. Родители поддержали эту самоотверженность (видимо, понимали, что это на благо сыну) и отписали Василию о предложении и о своем согласии. Письмо пришло вовремя - декабрист, не смирившись со своей участью, как раз собирался сорваться в побег, который ничем хорошим не кончился бы. Конечно, он помнил дочку гувернантки, она была мила собой и прелестна, и мысль о том, что его любят, удержала Василия от рискованного шага. Через коменданта он послал письмо родителям:

«Сын ваш принял предложение ваше касательно девицы Ле-Дантю с тем чувством изумления и благодарности к ней, которое ее самоотвержение и привязанность должны были внушить... Но по долгу совести своей он просил вас предварить молодую девушку, чтобы она с размышлением представила себе и разлуку с нежной матерью, слабость здоровья своего, подвергаемого новым опасностям далекой дороги, как и то, что жизнь, ей здесь предстоящая, может по однообразности и грусти сделаться для нее еще тягостнее. Он просит ее видеть будущность свою в настоящих красках и потому надеется, что решение ее будет обдуманным. Он не может уверить ее ни в чем более, как в неизменной своей любви, в истинном желании ее благополучия, в вашем нежнейшем о ней попечении, которое она разделит с ним».

Портрет Василия Ивашева, художник - Н.А. Бестужев.

Оставался последний шаг - для поездки было необходимо разрешение императора, и Камилла написала трогательное и искреннее прошение:

«Мое сердце полно верной на всю жизнь, глубокой, непоколебимой любовью к одному из несчастных, осужденных законом, - к сыну генерала Ивашева. Я люблю его почти с детства и, почувствовав со времени его несчастья, насколько его жизнь дорога для меня, дала обет разделить его горькую участь».

Разрешение было получено в сентябре 1830 года.  К тому моменту она уже переписывалась с другими женами декабристов, будучи объединенной с ними общими интересами. Будущие подруги по тяжелой доле решили поддержать девушку. Письмо Марии Волконской открывало ей глаза на то, что её ждет, но и внушало надежды: «Правда, пристанищем у вас будет лачуга, а жилищем тюрьма, но вас будет радовать счастье, приносимое вами, а здесь вы встретите человека, который всю жизнь свою посвятит вам, чтобы доказать, что и он умеет любить... Кроме того, вы встретите здесь подругу, которая уже теперь относится к вам с живейшим интересом».

По этому случаю Александр Одоевский  сочинил оду « ..На приезд в Сибирь, к жениху...»

По дороге столбовой
Колокольчик заливается,
То не парень молодой
Белым снегом опушается?
Нет, то ласточкой летит
По дороге красна девица.
Мчатся кони... От копыт
Вьется легкая метелица.
Кроясь в пухе соболей,
Вся душою вдаль уносится;
Из задумчивых очей
Капля слез за каплей просится:
Грустно ей... Родная мать
Тужит тугою сердечною;
Больно душу оторвать
От души разлукой вечною.
Сердцу горе суждено!
Сердце надвое не делится-
Разрывается оно...
Дальний путь пред нею стелется.
Но зачем в степную даль
Свет-душа стремится взорами?
Ждет и там ее печаль
За железными затворами.
"С другом любо и в тюрьме! -
В думе молвит красна девица. -
Свет он мне в могильной тьме...
Встань, неси меня, метелица,
Занеси в его тюрьму.
Пусть, как птичка домовитая,
Прилечу и я к нему
Притаюсь, людьми забытая".

В июне 1831 года Камилла отправилась в путь. В сентябре 1831 Камилла приехала в Петровский завод, где отбывал наказание Ивашев, и временно поселилась у Волконской. Первое свидание с Василием закончилось обмороком, так потряс девушку вид человека, которого она помнила красавцем-офицером. Уже через неделю молодых обвенчали. Медовый месяц им разрешили прожить в доме, построенном за забором острога, затем же Камилле пришлось перебраться в каземат мужа. В годовщину свадьбы,16 сентября 1832 г. Камилла пишет матери: «…Год нашего союза, матушка, прошел, как один счастливый день...»

Брак оказался счастливым, но недолгим. В 1835 году Ивашеву разрешили выйти на поселение в город Туринск, а в 1838 году туда на постоянное жительство приехала ее мать, Мари-Сессиль.  Благодаря помощи родных молодая семья могла здесь жить в относительно комфортных условиях. К радости родителей подрастали дети. Первый сын, Александр, родился еще в Петровском заводе, но прожил около года. В 1835 году родилась дочь Мария, в 1837 – сын Петр, в 1838 – дочь Вера. Радостью от семейной жизни Василий делится с родителями: «Да дарует нам небо, мне и моей Камилле, продолжение того безоблачного и полного счастья, которым мы беспрерывно наслаждаемся в нашей мирной семейной жизни». К сожалению, судьба предопределила иначе. Зимой 1839 года Камилла сильно простудилась, у неё произошли преждевременные роды. Спасти мать и родившуюся девочку не удалось. 30 декабря Камилла скончалась. Василий очень тяжело переживал смерть жены: "В ночь, предшествовавшую нашему горестному расставанию, болезнь, как будто, потеряла силу... голова ее стала свежее, что позволило ей принять с благоговением помощь религии, она дважды благословила детей, смогла проститься с окружающими ее огорченными друзьями, сказать слово утешения каждому из слуг своих. Но прощание ее со мной и матушкой! ... Мы не отходили от нее. Она сперва соединила наши руки, потом поцеловала каждого. Поочередно искала она нас глазами, брала наши руки. Я прижал ее руку к щеке, согревая ее своей рукой, и она усиливалась сохранить подольше эту позу. В последнем слове вылилась вся ее жизнь; она взяла меня за руку, полуоткрыла глаза и произнесла: "Бедный Базиль", и слеза скатилась по ее щеке. Да, страшно бедный, страшно несчастный! Нет у меня больше моей подруги, бывшей утешением моих родителей в самые тяжелые времена, давшей мне восемь лет счастья, преданности, любви, и какой любви". - и через год в годовщину её кончины умер. Заботу о детях взяла на себя Мари-Сесиль Ле Дантю, ей помогали друзья Василия: Иван Пущин, Николай Басаргин, Гебль и Иван Анненковы. В июле 1841 года было получено разрешение на выезд из Сибири, и Ле-Дантю увезла детей, получивших фамилию Васильевых, в Симбирск к их тетке княгине Екатерине Петровне Хованской, взявшей их на свое попечение. Только в 1856 году по манифесту об амнистии детям Василия и Камиллы Ивашевых была возвращена фамилия отца и дворянство.

Источники:

1

Другие посты на эту тему:

Екатерина Трубецкая
Мария Волконская
Полина Гебль
Александра Муравьева
Анастасия Якушкина
Мария Бороздина

Подпишитесь на наш
Блоги

Женщины в истории: жены декабристов

22:52, 26 июня 2013

Автор: lisenok

Комменты 33

Аватар

спасибо за пост

Аватар

Я на переживаниях Василия (в конце курсивом) почти плакала :((

N

Очень интересная и трогательная история! Какая же светлая женщина!

Аватар

какая счастливая и несчастная обновременно судьба... спасибо за пост!

Аватар

Сильная духом девушка...

Подождите...