Александр Калягин/Et Cetera

Основатель и художественный руководитель московского театра Et Cetera, актёр и режиссёр театра и кино Александр Калягин дал интервью в эфире шоу "Откройте, Давид". Во время беседы 81-летний артист высказался о кризисе театра, скандальных спектаклях Константина Богомолова, современной публике, критиках, блогерах и дешёвой популярности. Spltnk посмотрел интервью и выбрал самые интересные цитаты.

О кризисе театра

Я был актёром, в Художественном театре и в Театре Ермоловой. Играл очень много и в театре, и в кино. Со мной работали великие режиссёры, один Анатолий Эфрос чего стоит. Я ни о чём не думал, я думал только о своей работе: как сделать получше роль. С тех пор как я стал председателем Союза театральных деятелей, я всё время слышу одно: "Театр в кризисе". Когда я был актёром, я этого не ощущал. Я играл, что-то мне нравилось, что-то не нравилось. Какие-то режиссёры мне очень нравились, какие-то менее. Нормальное дело. Но и тогда всё время говорили, что театр в кризисе. Теперь я думаю, это кризис или не кризис, когда очень много молодых: какой у них базис?

Я не хочу брюзжать. Но иногда я вижу, что всё очень хорошо нахватано, хорошо сделано, ловко, но души нет. Кризис возникает, когда нет хорошей драматургии: все театры возникают на хорошей драматургии, во все времена. Во-вторых, режиссура неинтересная: когда вы смотрите спектакль и предугадываете следующий ход, а режиссёр ведь должен удивлять. Чёрт его знает чем. <...> Режиссёров у нас сейчас много, но небогато. Знаете, как бывает, на столе много пищи, но вся не витаминная. Но это происходит всё время, так что мы живём в театральном кризисе постоянно. Но это не тот кризис, когда надо кричать SOS. А нормальный перманентный кризис: "Ищем, думаем, ошибаемся".

Александр Калягин
Александр Калягин/Et Cetera

О современной публике

Конечно, сейчас публика другая. Когда возникали такие театры, как Театр на Таганке, игра актёров театра для многих была глотком воздуха свободы. <...> Сейчас все залы полные, все режиссёры востребованные. С одной стороны, полные залы нас, худруков, радуют, но, с другой стороны, всё время чего-то не хватает. У нас не развита западная драматургия. Мы сильны своей классикой. У нас есть такие писатели, после которых можно больше ничего нового не ставить. Надо просто работать, и если всё будет гениально, зритель будет ходить. И не будет разбираться в тонкостях, это западное или не западное. Не будет говорить, что надо бы Олби поставить (Эдвард Олби — американский драматург. — Прим. ред.), Стейнбека (Джон Стейнбек — американский прозаик. — Прим. ред.). Нет, Чехов есть, Достоевский есть, Гоголь есть, Островский есть. Чего ещё?

О Константине Богомолове и скандальных спектаклях

Я смотрел его спектакль в своём родном театре. Слева от меня сидела жена, справа Роберт Стуруа (главный режиссёр театра Et Cetera. — Прим. ред.), который натянул кепку, опустил голову и смотрел вниз. Всё было понятно с первых сцен. Я смотрел и с первых сцен только диву давался: чем это закончится? Я не критик и не собираюсь критиковать. Я актёр, и всё это происходило на сцене моего родного театра, на которой я проработал 30 лет. Единственное, что я могу сказать: может, это эксперимент? Но, честно говоря, денег жалко.

Нет же такого актёра и режиссёра, который хочет сделать спектакль как можно хуже и непонятнее. Клянусь, мне самому хочется такой спектакль поставить, чтобы довести эту ситуацию до предела и сказать, что наконец зритель уходит с моего спектакля в недоумении и не понимает, что я сделал. Ну, он занялся хорошей провокацией хорошей в кавычках. Я его не оправдываю, но и не могу ругать его, потому что он смог это как-то сделать и уговорить на это группу актёров.

К слову, недавно раскритиковал Константина Богомолова за его постановки в "Ленкоме" и актёр Александр Лазарев, заявивший, что скандальный режиссёр "издевался над актёрами" и пытался "обидеть зрителей".

Александр Калягин
Александр Калягин/Et Cetera

О дешёвой популярности

Я с самого начала сказал себе, давным-давно, когда ещё только начинал свою жизнь в театре, что никого не должна интересовать моя личная жизнь. Я интересен только тем, что я делаю на сцене. Или неинтересен. Я решил, что я не то что мусор, я ничего не буду выносить на всеобщее обозрение. Поэтому все вопросы о том, как мне трудно было, как там моя жена — это не ко мне, это моя личная жизнь. У меня супруга тоже умная, и мы решили, что никого не должна интересовать наша личная жизнь. Вот и всё. И мне сразу стало легко жить. А тем актёрам, которые через это пытаются войти в искусство, бог им судья.

Александр Калягин несколько лет назад развёлся со второй женой, актрисой Евгенией Глушенко, с которой они сыграли супругов в фильме Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". По слухам, причиной расставания стали многочисленные измены актёра. У бывших супругов есть сын, журналист Денис Калягин. От первой жены, актрисы Татьяны Коруновой, у Калягина есть дочь Ксения.

Евгения Глушенко и Александр Калягин
Евгения Глушенко и Александр Калягин в фильме "Неоконченная пьеса для механического пианино"

О блогерах

Блогеры попортили нам жизнь. Если мы сейчас говорим о воспитании актёров. Многие блогеры считают себя театральными критиками. Критика, с моей точки зрения, очень учит тебя. В моё время, когда были критики Александр Свободин, Инна Вишневская, Инна Соловьёва, они учили тебя играть, описывая спектакль, в котором ты занят. Могли объяснить, почему какой-то момент надо углубить. Когда пишут такие вещи, начинаешь думать: критики тебя таким образом воспитывают. Сейчас появились блогеры, которые пишут. Им что писать о сумочках, что писать о парфюмерии, что писать о поездках, что писать о театре — им всё равно. Они хорошо зарабатывают, ну и бог с ними. Но для молодого поколения актёров это явление — большой минус. Я читаю иногда такие статьи и очень удручён: все описывают содержание пьесы. Такое ощущение, что эти критики вообще идут на спектакль, не читая пьесы. Идут посмотреть или вспомнить, о чём там вообще. Театральный критик — это профессия. Это ходить, писать, смотреть. Как Эфрос ругался со Свободиным! Потом ярость спадала, и в спектакле что-то вырисовывалось.

Александр Калягин
Александр Калягин/Et Cetera

Александр Калягин окончил Театральное училище имени Щукина в 1965 году и был принят в труппу Театра на Таганке. Однако вскоре перешёл в Театр имени М. Н. Ермоловой, позднее был актёром МХАТа и МХАТа имени Чехова. В 1992 году создал собственный театр — Et Cetera. Среди самых известных киноработ Калягина — роли в фильмах "Здравствуйте, я ваша тётя!", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Подранки", "Мёртвые души".

Подпишитесь на наш

"Режиссёров у нас сейчас много, но небогато". Александр Калягин о кризисе в театре, Константине Богомолове, блогерах и дешёвой популярности

18:25, 4 октября 2023

Комменты 14

Аватар

Не люблю его, но по поводу Богомолова полностью согласна.

Аватар

Кто помнит хоть один хороший спектакль, который он поставил? Никто. Ему давно пора на пенсию, тогда он сможет брюзжать на тех, кто моложе хоть целый день. Это типичное старческое брюзжание:)

Аватар

Я считаю проблема театра в стариках режиссёрах и художественных руководителях. Нет молодых, энергичных режиссёров с новым взглядом, новыми идеями. Старики не могут ничего создать нового, только молодёжь на это способна, только молодёжь чувствует время а время стариков ушло и они сами остались в своём прошлом, им уже не понять нового времени или очень трудно понять. Никакой свежей струи они уже из себя не выжмут. Или же это должны быть режиссёры у которых большое количество спектаклей за спиной, свой зритель, театральные деятели у которых и ученики и роли в кино и театральные работы тогда был бы интересный театр. Разный. И приходили бы туда за глотком свежего воздуха.

B

А это его свежие фото? Ну для 81 года он отлично выглядит, надо отметить!

Комментарий был удален

Подождите...