Джорджию О'Кифф называют главной женщиной в американском модернизме, одним из самых влиятельных художников XX столетия и настоящей суперзвездой нью-йоркской арт-тусовки 1920—1930-х. Она прожила почти целое столетие, стала иконой феминизма, вышла замуж за человека, годившегося ей в отцы, и создала самую дорогую картину в истории среди женщин-художниц. 

Детское увлечение 

Джорджия О'Кифф родилась в 1887 году в большой семье: была второй из семи детей. Она росла на ферме в штате Висконсин. Тяга к искусству появилась еще в детстве, и к 12 годам Джорджия точно знала, что хочет стать художницей. Часто просто рисовала все, что видела из окна: уже тогда источником вдохновения для нее стала природа. 

Родители поддержали стремление и, хотя жили достаточно скромно, стали оплачивать частные уроки для Джорджии и двух ее сестер. Учителя будущей художницы говорили, что если она была в настроении, то становилась невероятно плодовитой — за день могла нарисовать больше, чем другие за неделю. 

В 18 лет Джорджия поступила в Институт искусств Чикаго, где стала одной из лучших студенток. Однако была не особенно вдохновлена занятиями: преподаватели не отходили от консервативных техник, а рисовать с натуры гипсовые скульптуры ей было скучно. Но закончить обучение пришлось по другой причине: О'Кифф заболела брюшным тифом и очень тяжело переносила болезнь: похудела, стала терять волосы, из-за чего оставила институт и вернулась к родителям, чтобы заниматься своим здоровьем. На восстановление ушло около года, после чего она уже не поехала в Чикаго. Вместо этого отправилась в Нью-Йорк, считавшийся центром арт-жизни Америки, стала обучаться в Лиге студентов-художников. Училась там недолго: у родителей начались проблемы с деньгами — отец пробовал себя в строительном бизнесе, но обанкротился, мать заболела туберкулезом.

Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Альфред Стиглиц/Georgia O'Keeffe Museum

Сама Джорджия все еще не могла найти свой стиль и в определенный момент даже разочаровалась в живописи. Ей было немного за 20, и она на несколько лет перестала рисовать: подрабатывала лишь частными уроками. Вместо творчества художница решила сосредоточиться на преподавании. 

Переломный момент наступил, когда 25-летняя О'Кифф открыла для себя работы художника-абстракциониста Артура Уэсли Доу и взглянула на искусство по-новому. "Его идея была проста — красиво заполнять пространство", — поясняла Джорджия.

Доу являлся новатором для своего времени и считал, что имитируют реальность художники лишь от недостатка воображения, а основой художественной работы должна быть композиция и такие ее элементы, как цвет и линия. 

О'Кифф тоже стало интересно искусство, отказывающееся копировать реальность в точности. Она снова начала рисовать после затянувшейся паузы: по-прежнему вдохновлялась природой, но теперь изображала ее по-своему. 

Покровитель 

Художница, которая в то время уже сама преподавала в Колумбийском колледже в Южной Каролине, нарисовала серию абстракций углем, а благодаря ее подруге работы увидел известный фотограф, ценитель искусства, галерист Альфред Стиглиц. Абстракции О'Кифф так его впечатлили, что в 1916 году он выставил их в своей галерее на Манхэттене. Впервые картины молодой художницы увидела широкая публика. Через год там же у Джорджии прошла уже персональная выставка. "Самые чистые, тонкие, искренние работы из тех, что появлялись здесь за долгое время", — говорил Стиглиц о ее картинах.

Джорджия О'Кифф и Альфред Стиглиц/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф и Альфред Стиглиц/Фото Marks, Josephine B./Georgia O'Keeffe Museum

Благодаря ему в 1918-м 31-летняя О'Кифф переехала в Нью-Йорк. Фотограф был старше своей протеже на 24 года, и она заинтересовала его не только как талантливая художница. Он пообещал помочь Джорджии с деньгами и обеспечить ее жильем. Девушка поселилась в принадлежавшей ему квартире-студии в центре города, где работала над своими картинами. 

55-летний Альфред стал фотографировать художницу обнаженной, за первый же месяц он сделал множество снимков. Съемки проходили прямо у него дома, пока жена была в отъезде. В разгар одной из таких фотосессий супруга фотографа Иммелин, с которой он прожил к тому времени около 25 лет, внезапно вернулась домой. Она и так уже подозревала мужа в измене, поэтому поставила ультиматум — или он прекращает встречи с Джорджией, или уходит. Стиглиц выбрал второе. Позднее он писал в своих воспоминаниях, что брак с Иммелин был заключен по расчету (она происходила из богатой семьи) и он никогда не любил ее. У супругов была единственная дочь Кэтрин, к моменту их расставания ей исполнилось 20 лет. 

Джорджия О'Кифф/Фото Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Georgia O'Keeffe Museum

Фотограф снял квартиру и стал жить вместе с новой возлюбленной. Летом 1918-го события развивались молниеносно: только в июне Джорджия переехала в Нью-Йорк, а уже в августе гостила в загородном доме родных Стиглица в качестве его девушки. По воспоминаниям близких фотографа, Альфред и Джорджия вели себя во время тех каникул как парочка влюбленных подростков. 

Стиглиц продолжал снимать и спустя пару лет уже организовал выставку откровенных фото своей музы, что вызвало скандал: такая смелость возмутила нью-йоркскую общественность, кроме того, официально фотограф был еще женат. 

Джорджия О'Кифф и Альфред Стиглиц/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф и Альфред Стиглиц/Фото Marks, Josephine B./Georgia O'Keeffe Museum

Только через шесть лет после начала романа Стиглиц получил развод и женился на О'Кифф. Их творческий союз, продлившийся почти 30 лет, был очень продуктивным: фотограф сделал сотни снимков жены, она же активно работала и выставляла свои картины у него в галерее, он всячески продвигал ее творчество, проводил персональные выставки. Отношения мужа и жены на протяжении всех этих лет биографы называют одновременно страстными и неизменно напряженными. "Отношения между двумя титанами, основанные на успешном деловом партнерстве по продвижению творчества О'Кифф, но омраченные таким количеством внебрачных связей с обеих сторон, какое не снилось и героям мыльных опер", — описывает этот союз Chicago Tribune.

Они десятилетиями вели переписку, которая началась еще тогда, когда Альфред впервые увидел работы девушки, и длилась до 1930-х годов. Всего сохранилось более 700 страниц переписки. Часть писем впоследствии была опубликована, по ним можно проследить развитие отношений пары.

Одно из писем Джорджии О’Кифф Альфреду Стиглицу/Georgia O'Keeffe Museum
Одно из писем Джорджии О'Кифф Альфреду Стиглицу/Georgia O'Keeffe Museum

В ранних письмах Стиглиц жаловался девушке на свой несчастливый брак, они обменивались романтическими признаниями и размышлениями о красоты природы. В разгар романа в переписке стало меньше романтики и больше эротики. А в последующие годы в письмах супруги все чаще выясняли отношения. 

Цветы и кости  

В 1920-е искусство Джорджии получило признание: ее работы участвовали в крупных выставках. Например, в нью-йоркском Музее современного искусства проходила выставка "Живопись 19 ныне живущих американцев", и О'Кифф оказалась единственной женщиной, чьи работы были там представлены. 

Джорджия О'Кифф/Фото Laura Gilpin/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Laura Gilpin/Georgia O'Keeffe Museum

В те годы художница стала проводить много времени в Нью-Мексико — горном штате на юго-западе США. Впервые она побывала там еще до переезда в Нью-Йорк, и эта местность оказала сильнейшее влияние на все ее последующее творчество. "Как только я туда приехала, я поняла, что это мое место, — вспоминала О'Кифф. — Я никогда не видела ничего подобного, но это было чем-то моим. Там все по-другому, другое небо, звезды, ветер".

Под впечатлением от Нью-Мексико Джорджия увлеклась рисованием горных пейзажей, облаков, растений. Все это она изображала в собственной манере — одновременно абстрактной и реалистичной. 

Наиболее знаменитыми стали картины с изображением цветов, всего таких работ у нее более 200. Растения она любила рисовать очень крупно, так, словно их видно через увеличительное стекло. В этих отчасти реалистичных, отчасти абстрактных работах публике виделись самые разные образы.

"Светлый ирис", 1924
"Светлый ирис", 1924
"Красная канна", 1924
"Красная канна", 1924

В основном обсуждался возможный сексуальный подтекст: пресса писала о явных отсылках к анатомии женского тела. Феминистки считали, что Джорджия таким образом борется за свободу и права женщин. Сама художница отвергала все подобные предположения. "Когда люди видят в моих картинах некие эротические символы, на самом деле они просто думают про свои собственные романы", — комментировала Джорджия.

По ее словам, картины в первую очередь воспевали жизнь и вечную красоту природы. "Никто не рассматривает цветок так близко, на это у нас нет времени. Но я заставлю даже деловых нью-йоркцев остановиться и увидеть цветы такими, какими их вижу я", — говорила она.

"Дурман/Белый цветок № 1", 1932
"Дурман/Белый цветок № 1", 1932

Впрочем, даже если цветы были просто цветами без всякого подтекста, у феминисток были и другие поводы восторгаться Джорджией: она никогда не боялась заявлять о себе в "мужском" мире живописи, оставила девичью фамилию, носила мужские шляпы, словом, рушила стереотипы о том, как в то время должна была выглядеть и вести себя женщина. 

Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum

Еще одним любимым мотивом О'Кифф в середине 1920-х стала архитектура большого города. Оборудовав себе студию на 30-м этаже нью-йоркского отеля Shelton, она рисовала маслом небоскребы, светящиеся окна, ночные улицы. 

Ее работы имели коммерческий успех — не в последнюю очередь благодаря стараниям мужа. В 1928-м он рассказывал прессе, что шесть картин Джорджии с цветами были приобретены неким покупателем из Франции за шокирующие по тем временам 25 тысяч долларов. Нет никаких доказательств того, что такая сделка действительно состоялась, однако из-за внимания журналистов цены на работы О'Кифф стремительно выросли. 

"Нью-Йорк с луной", 1925
"Нью-Йорк с луной", 1925
"Здание Radiator, Ночь, Нью-Йорк", 1927
"Здание Radiator, ночь, Нью-Йорк", 1927

На волне успеха художница все больше уставала от жизни мегаполиса и все чаще покидала его. Начиная с конца 1920-х почти каждый год проводила несколько месяцев в так полюбившемся ей Нью-Мексико. Она могла отправиться в пустыню на несколько дней, ночевать под звездами, а днем рисовать: свой "форд" художница переоборудовала в передвижную студию. Если шел дождь, могла поставить палатку и работать в перчатках. Такие путешествия Джорджия совершала в одиночку, ее знакомые рассказывали, что она вообще всегда любила уединение. 

Во время поездок в Нью-Мексико она находила новые увлекавшие ее мотивы — кости, камни, ракушки, скалистые пейзажи.

Джорджия О'Кифф
Джорджия О'Кифф/Фото Philippe Halsman/Georgia O'Keeffe Museum

Черепа животных она часто рисовала на фоне неба — в этом ей виделось что-то магическое, воспевающее жизнь, символизирующее силу природы и ее вечность. "Они прекрасны как ничто другое... Воплощение жажды жизни посреди бескрайней пустыни", — так Джорджия высказывалась о костях и черепах животных, которые изображала на своих полотнах. 

"Череп оленя", 1936
"Череп оленя", 1936
"Из далекой близости", 1937
"Из далекой близости", 1937

Измены 

Пока профессиональная карьера шла в гору, в личной жизни О'Кифф бывали темные времена. В 1928-м у Альфреда Стиглица, тогда уже знаменитого фотографа, начались отношения с его замужней ученицей Дороти Штекер. Ему было 64 года, Дороти — 23, Джорджии — 41. Этот роман длился до самой смерти Стиглица в 1946 году. 

О'Кифф не могла смириться с неверностью мужа. Он не только не скрывал измен, но и, по сути, делал их достоянием общественности: на своей фотовыставке 1932 года, например, представил публике откровенные снимки обеих — жены и любовницы, что сильно ранило Джорджию. В тот период она пережила нервный срыв, в результате два месяца лечилась от депрессии в клинике. Несколько месяцев после этого художница не рисовала. В дальнейшем она почти переселилась из Нью-Йорка в Нью-Мексико, супруг к ней не приезжал, хотя формально они оставались женаты до конца его жизни. 

Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum

У самой Джорджии тоже были внебрачные связи. Ходят слухи, что их брак с Альфредом был "открытым", а также известно о бисексуальности художницы. Этот факт открылся уже после ее смерти: в начале 1990-х об этом рассказала автор одной из биографий О'Кифф Бенита Эйслер. Она изучила письма подруги художницы Ребекки Стрэнд, в которых та признавалась своему мужу, что у нее и Джорджии начался роман, когда они вдвоем проводили лето в Нью-Мексико. По словам Эйслер, у О'Кифф бывали и другие подобные связи, но она скрывала их всю жизнь.

До сих пор неизвестно, какого рода отношения связывали О'Кифф и Фриду Кало, которые познакомились в 1931 году в Нью-Йорке на открытии персональной выставки мужа Фриды Диего Риверы. CNN пишет, что для Кало О'Кифф была "рок-звездой мира искусства", в два раза старше и гораздо успешнее ее самой на тот момент.

Фрида писала Джорджии письма, в которых восхищалась ее "чудесными руками и цветом глаз". Однако отвечала ли О'Кифф, была ли симпатия взаимной и существовало ли между ними что-то кроме приятельских отношений — остается тайной.

Джорджия О'Кифф/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Marks, Josephine B./Georgia O'Keeffe Museum

Поздние годы 

В 1946 году у Альфреда Стиглица случился инсульт, после чего Джорджия немедленно вернулась в Нью-Йорк из Нью-Мексико, где обычно проводила лето. Вскоре фотограф скончался. Художница захоронила его прах на озере Джордж в штате Нью-Йорк и в течение пары лет занималась наследием покойного мужа — передала архивы, собрание картин, рисунков и фотографий нескольким музеям США.

Альфред Стиглиц/Фото Paul Strand/Georgia O'Keeffe Museum
Альфред Стиглиц/Фото Paul Strand/Georgia O'Keeffe Museum

К концу десятилетия онаокончательно перебралась в Нью-Мексико, приобрела небольшое ранчо, почти полностью разрушенное, и занялась его восстановлением. "Призрачное ранчо" — так называлось это место. С помощью своей подруги, художницы Марии Шабо, Джорджия преобразила его до неузнаваемости, оставив некоторые детали нетронутыми. Так, стены остались неровными, их лишь покрасили. В помещении, которое предназначалось когда-то для скота, О'Кифф оборудовала свою студию, а из большой кладовки сделала спальню. Все это было дополнено современной мебелью, так что полузаброшенное ранчо изменилось до неузнаваемости. 

У себя на родине Джорджия тогда была уже живой легендой мира искусства, ее выставки регулярно проходили в крупнейших музеях Америки. СМИ не теряли к ней интереса, фотокорреспондент Life приезжал в ее дом в Нью-Мексико, чтобы сделать репортаж. 

Художнице очень нравилась жизнь на уединенном ранчо, однако она не стала затворницей: в 60-летнем возрасте начала активно путешествовать по Европе и миру. Свои впечатления от поездок передавала на полотнах, изображая пейзажи Перу, Индии или Японии. Потом 70-летняя Джорджия увлеклась рисованием видов, открывавшихся из самолета: облаков, земли, рек. Через несколько лет она создала самую большую картину в своей карьере — "Небо над облаками". Работа над полотном шириной семь метров заняла три месяца. 

"Небо над облаками IV", 1965
"Небо над облаками IV", 1965

Рисовать она продолжала, даже несмотря на то, что теряла зрение. В 90-летнем возрасте рассказывала: "Я по-прежнему вижу то, что хочу нарисовать. И желание творить никуда не делось".

Теперь уже ей требовалась помощь ассистентов. Одним из них стал 27-летний гончар по имени Джон Брюс Хамилтон. Мужчина был разведен, и в прессе ходили слухи, что его связывает с пожилой художницей (тогда ей было 85) не только дружба. Он проработал ее ассистентом 13 лет, научил ее работать с керамикой, помог написать автобиографию. 

О'Кифф умерла в марте 1986 года в возрасте 98 лет. Ее прах, как она и хотела, развеяли в окрестностях "Призрачного ранчо". Значительную часть своего состояния, оцененного в 70 миллионов долларов, и два дома в Нью-Мексико женщина завещала своему ассистенту. Детей у нее никогда не было, однако на наследство стали претендовать ее родственники. Они пытались доказать через суд, что Хамилтон обманом заставил художницу включить его в завещание. В итоге мужчина сам передал основную часть того, что ему завещала О'Кифф, фонду ее наследия. Он рассказал прессе, что художницу "смешили" слухи об их романе и даже тайной свадьбе: "Она говорила: "Всем мужчинам-художникам позволено иметь молоденьких подруг, а если у меня молодой мужчина, все в шоке".

Джорджия О'Кифф/Фото Tony Vaccaro/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Tony Vaccaro/Georgia O'Keeffe Museum

Сейчас работы О'Кифф можно увидеть в музеях всего мира. С конца 1990-х в Санта-Фе существует музей ее имени. Она вошла в историю искусства по нескольким поводам: в частности, стала в 1945 году первой женщиной, удостоенной личной ретроспективы в нью-йоркском Музее современного искусства. Также ей принадлежит авторство самой дорогой картины в истории, созданной женщиной: в 2014-м одна из ее работ была продана за 44,4 миллиона долларов. Картина 1932 года под названием "Белый цветок № 1" ушла с молотка на аукционе Sotheby's, ее приобрел Музей изобразительных искусств Арканзаса. 

Джорджия О'Кифф/Фото Philippe Halsman/Georgia O'Keeffe Museum
Джорджия О'Кифф/Фото Philippe Halsman/Georgia O'Keeffe Museum

По материалам: Art Net, Art News, Moma, Canvas, Pbs, Chicago Tribune

Подпишитесь на наш

Как художница Джорджия О'Кифф стала суперзвездой в арт-мире, скандализировала общество и творила почти до 100 лет

20:00, 7 апреля 2023

Комменты 2

M

Прекрасный материал, спасибо большое

Аватар

Очень интересный материал, спасибо. Я видела фото ее ранчо в Нью Мексика и оно восхитительно.

Подождите...