Режиссер
Терри Гиллиам
привез в Москву свою новую работу - фантастический фильм
"Теорема Зеро". Идея создать картину по сценарию Пэта Рашина возникла несколько лет назад.
Проект сразу же заинтересовал Гиллиама, он даже начал вести переговоры с Билли Бобом Торнтоном. Режиссер предполагал, что именно Билли достанется главная роль. Однако, как это часто бывает, производство ленты "заморозили". Терри начал заниматься другими делами, в частности, съемками "Воображариума доктора Парнаса".
К идее снять "Теорему Зеро" продюсеры "вернули" Гиллиама в 2012-м. В итоге главная роль "ушла" Кристофу Вальцу (он также помог с продюсированием картины). Компанию на площадке ему составили Мелани Тьерри, Дэвид Тьюлис и Мэтт Дэймон. Впервые "Теорема Зеро" была показана в сентябре минувшего года - фильм участвовал в конкурсе Венецианского кинофестиваля.
На закрытой премьере в Барвихе Терри Гиллиам заметил, что его новая лента - честная, смешная и динамичная. Сценарий же он назвал "веселой и философской сказкой". На деле, Гиллиам создал антиутопическую притчу, грустную сатиру на современный мир, в котором жизнь кажется абсолютно бессмысленной и сильные мира сего всеми силами стараются это доказать. Познакомиться с очередным творением автора "Бразилии", "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", "12 обезьян" и других культовых лент широкая публика сможет уже 3 июля.
В ожидании российской премьеры SPLETNIK.RU поучаствовал в беседе с легендой мирового кино и поговорил с ним об источниках вдохновения, работе с актерами и, конечно, о его последнем фильме.
Об источниках вдохновения
Главным источником вдохновения для меня служит реальность. Лучшие идеи возникают именно тогда, когда ты на что-то реагируешь. Например, я злюсь, когда мне что-то не нравится, и я ищу способы это нейтрализовать или высмеять.
У меня даже есть специальный ящичек в столе - там все хорошие идеи хранятся. Серьезно!
О работе с актерами
У меня нет никакой особой техники. Я очень тщательно подбираю актеров: во-первых, они должны быть, собственно, хорошими актерами. Во-вторых, это должны быть люди с чувством юмора. И, наконец, это должны быть симпатичные ребята, с которыми приятно проводить время. Когда начинается работа, мы вместе ужинаем, разговариваем, обсуждаем что-то… Когда идет съемка, я просто говорю: "Стой там, иди сюда, говори громче, говори тише, быстрее, медленнее…". Все очень просто. Я думаю, моя работа - быть хорошим зрителем. Если мы снимаем смешной эпизод, и у актеров все получается, я должен смеяться; если трагический - плакать.
Иногда технология, механика (работы с актером - прим. ред.) мешает съемкам. Мне важно, чтобы обнажились взаимоотношения между людьми, героями и, соответственно, актерами.
Терри Гиллиам и Мелани Тьерри на премьере "Теоремы Зеро" в Венеции
О своей работе
Когда я работаю над фильмом, я, словно живописец, погружен в процесс, контролирую все: если надо, меняю, переставляю местами… Именно поэтому я этим и занимаюсь - в смысле, снимаю кино. Каждый аспект работы - это мое, никто не может работать без меня (Смеется).
Ну вот, например, церковь из "Теоремы Зеро" (главный герой фильма живет в
церкви - прим. ред.): там присутствуют одновременно элементы католического
храма, протестантского и православного. Там есть и образ Иисуса, и святой дух
- белая голубка. Все эти детали - именно то, что мне интересно. Все они
перемешиваются, как в бетономешалке.
Существуют даже чертежи этого
здания. Я придумал такую историю: когда Коэн (главный герой в исполнении
Кристофа Вальца - прим. ред.) купил это место, он только-только женился. И он
собирался достроить церковь для своей жены. Но брак развалился, и в церкви
тоже все осталось как было. В сценарии этого нет - это история из моей головы.
Но все это я включаю в фильм.
В общем, моя рука везде, я имею
отношение ко всему.
О современных технологиях съемки
Я не хочу снимать фильмы в 3D. Мне это неинтересно. Если уж браться за это, то нужно снимать "Гравитацию" (последний фильм Альфонсо Куарона с Сандрой Баллок в главной роли - прим. ред.). Я не знаю, на что будет похожа "Гравитация", если смотреть ее в 2D, потому что в этой картине от 3D очень многое зависит. Альфонсо (Куарон - прим. ред.) очень здорово использует эту технику съемки!
О работе над картиной "Теорема Зеро"
Это очень интересный сценарий, в котором много ссылок на мои предыдущие фильмы. История показалась мне привлекательной и довольно легкой для исполнения. Правда, когда мы начали работу, мы поняли, что все это не так-то просто. Но дело сделано. (...)
Шесть лет назад, когда об этом фильме впервые заговорили, планировался бюджет в 20 миллионов долларов. А в итоге мы снимали за восемь с половиной миллионов. Это был вызов, интересное приключение… Пришлось снимать в Бухаресте. Мне там очень понравилось, кстати - совсем другой мир. И люди там очень симпатичные, они привыкли напряженно работать. Словом, было здорово. (...)
Все в работе над "Теоремой Зеро" было очень быстро, инстинктивно, без четкого плана - мы просто снимали. Это было своеобразное испытание: насколько креативной может быть наша команда с условием того, что работать нужно в сжатые сроки. Мы старались максимально быстро реагировать на все, что происходило в мире в то время - отсюда и некоторые биллборды в фильме. Мы хорошо повеселились: чего стоит одна только "церковь Бэтмена-спасителя".
У нас не было времени на то, чтобы все как следует обдумать. Когда несколько лет работаешь над проектом, ты все время думаешь-думаешь-думаешь - это слишком. Вот с "Дон Кихотом" у меня такая проблема...
О влиянии малого бюджета на художественную концепцию
У нас было очень мало денег (в работе над "Теоремой Зеро" - прим. ред.). Декорации, костюмы сделаны из пластиковых душевых занавесок. А еще в Бухаресте есть китайский рынок. И все материалы для декораций и костюмов наш художник закупал на этом самом китайском рынке. Поскольку у нас было мало не только денег, но и времени, все приходилось делать очень быстро. У меня была масса идей, а привычным способом просто не получилось бы снять - результат, за счет этого, мне кажется, получился еще более интересным. Было сложно, конечно, но увлекательно.
Об отражении себя самого в новом фильме
Я Бейнсли (героиня Мелани Тьерри в "Теореме Зеро" - прим. ред.). Симпатичная девушка - это я (Смеется). На самом деле, я - все мои герои. Что-то от меня есть в каждом. Многое от меня есть в Коэне. В то же время, Управляющий (Мэтт Дэймон - прим. ред.) - это тоже я. Мальчик Боб (Лукас Хеджес - прим. ред.) - тоже я. Не я - это только герой Дэвида Тьюлиса. Джоби - это точно не я (Смеется).
Дэвид Тьюлис, Мелани Тьерри и Терри Гиллиам в Венеции в сентябре
прошлого года
О грустном финале "Теоремы Зеро"
Картина рассказывает о человеческих взаимоотношениях. И заканчивается все печально: главный герой снова остается один.
О фильмах, которые он не снял
Я плохо выбираю проекты. Это очевидно (Смеется). "Трою" я не снимал, "Мистер и миссис Смит" я не снимал, "Гарри Поттера" я не снял… Моя карьера основана на том, что я не снимаю успешных фильмов.
Я выбираю то, что меня привлекает именно в данную секунду. Я как ребенок - я не могу мыслить шире что ли… Что я могу сразу в рот засунуть, то я и выбираю.
О картине, которую он все-таки надеется снять
"Дон Кихот" (над фильмом "Человек, который убил Дон Кихота" Гиллиам пытается работать уже почти 15 лет - съемки даже начинались, но были прекращены из-за недостатка финансирования, а актерский состав за эти годы успел несколько раз поменяться - прим. ред.) для меня как опухоль - если я хочу еще пожить, то мне нужно от этой опухоли избавиться. Я просто хочу снять этот фильм, с отношением: "К черту зрителей!" (Смеется). Иначе можно просто сойти с ума. Если слишком много думать над тем, какие у зрителей ожидания, невозможно работать. Нужно просто сказать себе: "Окей, сегодня мы делаем вот так, а все остальное пусть идет куда подальше!".
О главном в жизни
Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю, что счастлив лишь потому, что у меня есть семья, друзья и большой сад - и это все, что мне нужно. В саду много листьев. Мне нравится их шелест…
Терри Гиллиам со своей женой Мэгги
Легендарный режиссер Терри Гиллиам приехал в Москву, чтобы представить
свой новый фильм "Теорема Зеро". В ходе визита он успел побеседовать и с
редакцией SPLETNIK.RU
Источники: Арина Мостовщикова/Spletnik.ru, GettyImages.com/Fotobank.com
Терри Гиллиам: "Моя работа - быть хорошим зрителем"
17:40, 15 июня 2014
Комменты 3
12 обезьян в свое время впечатлили. Дядька забавный.
нравятся фильмы гиллиама. и интервью хорошее. повезло жене)
Ой..ц! Какой у него, однако, творческий маникюр...