25 февраля Алексею Балабанову могло бы исполниться 55 лет. При жизни он создал 14 замечательных полнометражных фильмов. Сегодня, в день рождения режиссера, мы вспомним каждый из них.

Первая полноценная полнометражная картина Алексея Октябриновича "О воздушном летании в России" была снята в 1990 году. Это документальная лента о том, как российский умелец впервые в мире поднялся в небо на воздушном шаре. Создатели ленты разбираются, было ли это на самом деле, и если было, то как именно.

В 1991-м вышла следующая лента Балабанова - "Счастливые дни". В основу фильма положена пьеса Сэмюэля Беккетта. Правда, снята лента в абсолютно петербургской эстетике, близкой к Достоевскому, да и сам главный герой (в исполнении неподражаемого Виктора Сухорукова) очень напоминает персонажей русского классика.

дни


Кадр из фильма "Счастливые дни"

Через три года после "Счастливых дней", в 1994-м году, Балабанов "замахнулся" на Франца Кафку - то есть, на его незаконченный роман "Замок". Режиссеру удалась удивительная вещь - с одной стороны, он сохранил особую "кафкианскую" атмосферу (ее, кстати, отлично поддерживает музыка Сергея Курехина), а с другой - создал собственный вариант субъективной реальности событий, происходящих в романе. Это очень цельное произведение, которое оценили многие киноманы - и именно благодаря ему заинтересовались творчеством Балабанова.

Замок

После "Замка" Балабанов поучаствовал в съемках альманаха "Прибытие поезду" (ему принадлежит новелла "Трофимъ"), и выпустил фильм, который мгновенно стал культовым - речь, разумеется, о "Брате". Премьера состоялась в 1997 году. Картину сняли всего за 31 день и за очень небольшие для кинопроизводства деньги (около 100 тысяч долларов). Экономили на всем - команда не оформляла съемочные места, многие сцены снимали несанкционированно. А легендарный свитер Данилы Багрова (Сергей Бодров-мл.) художница купила на знаменитом питерском секонд-хенде на станции метро "Удельная" всего за 35 рублей.

"Брат" - портрет целой эпохи, который удался режиссеру, актерам и остальной съемочной группе просто потрясающе. История имела продолжение - в 2000 году вышел фильм "Брат 2". На этот раз, Данила отправился в Америку воевать за правду. Второго "Брата" критика приняла куда менее восторженно, чем первого, но зрители полюбили сиквел наравне с первой частью (о чем говорят рейтинги обеих картин на авторитетных киносайтов).

Брат


Кадр из фильма "Брат"

Брат 2


Кадр из фильма "Брат 2"

Между "Братьями" Балабанов успел снять еще одну этапную для себя картину "Про уродов и людей". Место действия - Петербург, время - начало XX века. Герои - члены двух семей, а также странный человек, владелец фотостудии Иоганн, который способен превратить любого человека в урода, открыть все его пороки... Или просто показать его истинное лицо. Фильм получил две премии "Ника", а исполнительница одной из главных женских ролей Динара Друкарова была номинирована на награду Европейской киноакадемии.

уроды

В 2002-м Балабанов взялся за тему Чеченской войны: он выпустил ленту, которая, собственно, так и называлась - "Война". Вернее, за фабулу он взял события той войны, а тема у него осталась прежняя, как и почти во всех его фильмах - о месте человека в мире. Главная роль в очередном фильме уже признанного на тот момент мастера кино досталась еще совсем молодому Алексею Чадову.

Картина удостоилась главного приза фестиваля "Кинотавр", а Сергей Бодров младший за небольшую роль получил "Нику".

война


Алексей Чадов в фильме "Война"

Следующей лентой Балабанова должен был стать "Американец" - история о том, как брокер с Уолл-Стрит прилетает искать в Россию справедливости после того, как потерял десятки миллионов долларов на банкротстве российского комбината. Картина не была закончена - Балабанов сказал, что актер, который исполнял главную роль (Майкл Бин), запил в Норильске, и съемки пришлось отменить. Тем не менее, некоторые сцены ленты были отсняты, но так и не смонтированы в единое целое. Так что фильм, к сожалению, существует лишь в таком "несобранном" виде.

американец


Кадр из так и не вышедшего фильма "Американец"

В 2005-м Алексей Октябринович вернулся к эстетике 1990-х - на этот раз, комедией "Жмурки". Искрометная, но, при этом, почти незлобная, сатира Балабанова "подарила" режиссеру еще больше поклонников, чем прежде.

жмурки


Кадр из фильма "Жмурки"

После "Жмурок" Балабанов внезапно решил создать на экране - впервые в своей карьере - историю любви. Он снял тонкий, трепетный и очень грустный фильм "Мне не больно" с Ренатой Литвиновой и Александром Яценко в главных ролях. Своеобразная "исповедь нежного сердца" с трудом вязалась с образом провокатора Балабанова, однако еще раз доказывала, что у этого режиссера колоссальный диапазон.

мне не больно


Кадр из фильма "Мне не больно"

В 2007-м вышел, пожалуй, самый шокирующий фильм Алексея Балабанова "Груз 200". Еще перед началом съемок было ясно, что проект будет непростой - от ролей в картине после прочтения сценария отказались Кирилл Пирогов, Евгений Миронов и Сергей Маковецкий. Последний, хоть и работал с Балабановым раньше в нескольких его проектах, посоветовал режиссеру вообще отказаться от идеи снимать эту ленту. Но Алексей Октябринович пошел до конца. Он держал сценарий "Груза 200" в "долгом ящике" более 10 лет, и именно в 2007-м его час настал. Фильм вызвал огромный скандал. Его отказались показывать на Берлинском и Каннском кинофестивалях. Он официально не рекомендован к показу на всех российских телеканалах. О нем до сих пор не принято говорить вслух - кажется, ничего более ошеломляющего в нашем кино не было до сих пор. Но профессиональное сообщество картину оценило - она удостоилась приза киноведов и кинокритиков на "Кинотавре".

груз


Кадр из фильма "Груз 200"

Идея "жуткой реальности" сохранена и в следующей работе Алексея Октябриновича "Морфий". Сценарий на основе произведений Михаила Булгакова "Записки юного врача" и "Морфий" написал Сергей Бодров младший. Картина также получила неоднозначные отзывы - если многие признали интересную сценарную работу, то физиологичность некоторых сцен приняли отнюдь не все зрители и критики.

морфий


Кадр из фильма "Морфий"

Тринадцатый фильм Алексея Балабанова - "Кочегар" - вышел в 2010 году. Режиссер вновь "вернулся" в 90-е - на этот раз, с целью рассказать историю маленького человека, который изо дня в день сталкивался со страшной реальностью того времени, но не обращал на нее внимания, пока она непосредственно не затронула его самого. Картина была отмечена пятью номинациями на премию "Ника".

кочегар


Кадр из фильма "Кочегар"

Последняя лента Балабанова вышла в 2012 году. В драме "Я тоже хочу" рассказана до боли понятная история о том, как каждый человек - и бандит, и проститутка, и музыкант, и алкоголик - хотят найти свое счастье. В картине появляется в небольшом камео и сам режиссер. Примечательно, что для фильма не было построено ни одной декорации, все снимали в естественных условиях. И это заставляет немного поверить в то, что пресловутая Колокольня Счастья, о которой речь в фильме, действительно существует.

тоже хочу


Кадр из фильма "Я тоже хочу"

Алексей Балабанов ушел из жизни 18 мая 2013 года. Но его картины останутся в истрии нашего кино - в этом нет сомнений. Сейчас профессионалы занялись оцифровкой работ Балабанова - в том числе, его первого документального фильма и ранних короткометражек. Кроме того, его сын надеется, что ему удастся реализовать последний сценарий отца. Что ж, мы тоже верим, что сможем увидеть еще одну картину поистине великого мастера русского кинематографа.

Источники: Александр Мурашкин/SPLETNIK.RU, Кадры из фильмов

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": 14 фильмов Алексея Балабанова

11:00, 25 февраля 2014

Комменты 25

Аватар

Рухнула "колокольня счастья" после смерти Балабанова... Сколько теперь ждать режиссёра, хотя бы в половину столь талантливого?

A

Как мне кажется, если работу человека обсуждают, находятся плюсы или минусы, хвалят или ругают, обожают или ненавидят - это уже означает, что человек состоялся. Эти фильмам ни один год, а они все так же вызывают споры. По -моему, это показатель. А фильмы некоторых режиссеров не вызывают никаких эмоций, посмотрели и забыли

Аватар

Балабанов - талантливейший режиссер, который, безусловно, оставил след в нашем кинематографе, которому было ЧТО сказать. Возможно кому-то его изложение могло показаться жестким и неприятным... Мне кажется, что всем актерам, снимавшимся у него, ни разу не было стыдно за свои роли .

Аватар

талантливый режиссер!

Аватар

После "Груза" ночь не спала, и второй раз конечно смотреть не буду. Не потому что фильм плохой, а уж слишком всё.....

Подождите...