[...]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
     Барышникова зреть. Талант его не стерся!
     Усилие ноги и судорога торса
     с вращением вкруг собственной оси

     рождают тот полет, которого душа
     как в девках заждалась, готовая озлиться!
     А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
     земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже "невозращенец") Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с Сарой Джессикой Паркер.

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам - 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 - впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету - с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище - на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской "Мариинки"). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.


Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".

Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.  

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".   

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз - щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту "советскую звезду" и "нового гения балета", о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец...

Во время выезда "Кировцев" с постановками в Канаду (1974 год), Барышников "дезертировал" в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.


Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте - после триумфа "Жизели" с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: "Миша! Миша!" - занавес поднимали 24 раза), Михаил стал "премьером" Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа - Барышников представил на суд зрителей свою версию балета "Щелкунчик" Чайковского.


Михаил Барышников и Наталья Макарова


Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя - так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм "Поворотный пункт", где танцовщик сыграл написанную специально "под него" роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии - но, увы, не выиграла ни одной. 

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я - не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого "помешательства" на сексуальной почве.

Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши "в команде" Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое - зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки "Аполлон" и "Блудный сын". В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим "под него" свой "Опус 19. Мечтатель".

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке - все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила - рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей "американской жизни" - тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на "языке любви" (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.


Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета - теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии "Золушки" на музыку Прокофьева и "Лебединого озера" на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался - уже через год танцовщик был номинирован на "Тони" за свою роль в бродвейских "Метаморфозах". В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) - мальчика назвали Питер Эндрю.


Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр - среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете - перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены "непобежденным".

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства - кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем "Эмми" за участие в документальных передачах о себе самом - и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.


Вручение почетной награды Kennedy Center


С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша "переключился" на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира "битком" - несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым - Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение "Русский самовар" (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.


"Секс в большом городе"

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его "крылатых" высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо "танцевать" свое главное увлечение - и жизненное кредо готово!

Источники: IMDb, Peoples.ru, Gettyimages.com/Fotobank.com, кадры из фильмов

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": звезда балета Михаил Барышников

12:00, 27 января 2012

Комменты 30

Аватар

он очень красивый и талантливый! а еще, мне кажется, что сынок С. Дж. Паркер очень похож на него!

Аватар

Мне очень понравилось, что Вы вначале вставили стихи. Это человек, их заслуживший. И сделавший в жизни очень много - в разных областях. И что интересно - ни где не оплошался. Он действительно - прыгает выше себя самого:) "И полны заветной дрожью долгожданных лет - мы помчимся в бездоровье, несказанный свет.."

Аватар

Гениальный! Долгих лет жизни ему!

Аватар

Вы уж извините, автор, но вот Вы пишете, что Бродский, как и Барышников - невозвращенец. А ведь это совсем не так. Барышников действительно выехал на гастроли и не вернулся, а Бродского лишили гражданства и выслали из СССР, разница очевидна.

Аватар

Столько сделал в Америке, а ведь мог всё это сделать в России!!! Как же жалко, что здесь ему, как и многим другим одарённым новаторам, перекрыли кислород!

Подождите...