Ровно 33 года назад на Одесской киностудии начались съемки одного из культовых советских многосерийных фильмов "Место встречи изменить нельзя". Так почему бы сегодня не вспомнить факты, связанные с этой картиной и, при желании, может быть даже не начать ее пересматривать?

Сразу надо сказать, что этой картины, ставшей классикой и давно разобранной на цитаты, не было бы без Владимира Высоцкого. Братья Вайнеры, авторы романа "Эра милосердия", на основе которого и поставлен фильм, один из первых экземпляров книги отправили Владимиру Семеновичу. Тот вскоре наведался к ним со словами:

Я пришел застолбить Жеглова.

Поначалу они не поняли, в чем дело. Но Высоцкий предсказал, что роман превратится в фильм. И Жеглова должен играть он, так как "никто лучше не сыграет". Как в воду глядел.


Владимир Высоцкий в роли Глеба Жеглова

По слухам, на режиссерское кресло прочили Алексея Баталова, но он по каким-то причинам не смог, так что оно "отошло" Станиславу Говорухину.

Если с Жегловым все было понятно (правда, Высоцкого долго не хотело утверждать руководство), то с ролью Шарапова возникли некоторые сложности. Братья Вайнеры рекомендовали на нее Владимира Герасимова, но тот не смог по причине занятости на другой картине. Затем думали о Евгении Леонове-Гладышеве, но его пробы не понравились руководству (тем не менее, он появился в ленте в эпизодической роли). В итоге же Шараповым стал молодой и малоизвестный актер Владимир Конкин.

Вайнеры, кстати, были категорически против, но им, как и Говорухину, пришлось смириться - актер очень сильно нравился кому-то из руководителей Украинского телевидения. А фильм снимался на Одесской киностудии, и если б Говорухин не согласился взять в картину Конкина, то, по его словам, не было бы и картины. 


Шарапов и Жеглов - Конкин и Высоцкий

Своеобразным "королем" съемок, конечно, был Владимир Семенович. Конкин вспоминал, что партнер нередко "подавлял" его - Высоцкий любил, когда все делалось "по-его". Шарапов и Жеглов в жизни так и не смогли подружиться. Но в кадре создали тандем, который полюбился миллионам зрителей.

Иногда Говорухин доверял Высоцкому руководить съемочным процессом. Кстати, сам Станислав Сергеевич был единственным человеком, который во время работы мог как-то влиять на Владимира Семеновича - они были друзьями. Да и то между ними случались конфликты. Так, однажды режиссер и актер поругались, и Высоцкий уехал. Так что сцену погони за грузовиком Фокса снимали без него. Крупные планы Жеглова пришлось доснимать позже - когда Владимир поостыл и вернулся на съемочную площадку.

Режиссер из него тоже получался строгий - он "гонял" съемочную группу так, что потом коллеги даже полушутя жаловались Станиславу Сергеевичу. Режиссерский вклад Высоцкого весьма велик - он помог в создании образа Станиславу Садальскому, а также "взял" на себя многие детали ленты, ведь он прекрасно знал послевоенные нравы (а именно в 1945-м, после войны, разворачиваются события). Именно по совету Владимира Семеновича на шею Васе Векшину надели белое морское офицерское кашне, а на руке "накололи" имя "Леля" - очень модное в те годы. Кроме того, Высоцкий поставил сцену, в которой Светлана Светличная протирает тарелку. Тарелка появилась в кадре из-за того, что актрисе надо было занять руки.

В общем, воспоминания о съемочном процессе яркие и разные. Так или иначе, к 1979-му году пятисерийный фильм был готов. Премьеру устроили в День милиции. Кстати, сюжет фильма основан на реальных уголовных делах, так что профессионалам его смотреть было особенно интересно. С сериалом также связан "криминальный феномен" - в дни и часы показа уличная преступность затихала, все смотрели картину.

Какое-то время существовала идея снять продолжение ленты. У Вайнеров был сценарный проект, написанный Высоцким. Однако Станислав Говорухин эту идею отверг со словами:

Жеглов умер, Шарапов стар, с кем и зачем продолжать?

И это, кажется, правильная точка зрения. Практика показывает, что лучше классику не трогать, не продолжать и не переделывать, а просто - наслаждаться.

Источники: Кадры из фильма "Место встречи изменить нельзя"

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": фильм "Место встречи изменить нельзя"

11:00, 10 мая 2011

Комменты 15

Аватар

Фильм - легенда на все времена! Актеры - гениальные! Книга добрая и мудрая, как герой Зиновия Гердта.

Аватар

ОБОЖАЮ!!!!!!!!!!!!!!!!!

Аватар

Да, один из тех, фильмов, которые можно смотреть бесконечное множество раз. Атмосферный, гениальная игра актеров, сюжет, режиссура - все потрясающе притягивает к экрану, и невозможно оторваться...

Аватар

самое интересное что только кончился фильм по одному каналу, переключаю на другой он идет и я опять смотрю! вот он шедевр

Аватар

Фильм замечательный. Нынешняя молодежь по большей части его не знает, к сожалению. И режиссера этого фильма не знает.

Подождите...