Сегодня день рождения у режиссера, который уже считается классиком и легендой. Оливеру Стоуну исполняется 64 года.

Мистер Стоун родился в Нью-Йорке в семье еврея и девушки французского происхождения. После окончания школы Оливер отправился в колледж в Пенсильвании, позже же поступил в Йель. Однако учебу вскоре забросил, отправившись во Вьетнам преподавать английский. Он там прожил около года, а потом приехал в Орегон. Но в штатах тогда еще будущий режиссер надолго не задержался и отправился в Мексику. Правда, в 1967-м Стоуну пришлось вернуться во Вьетнам - его призвали на войну. Он воевал около года, был дважды ранен и получил несколько наград.

В 1968-м Оливер вернулся в Нью-Йорк и поступил в местный университет. А еще спустя три года он дебютировал в кино, сняв короткометражку "Последний год во Вьетнаме". Позднее "вьетнамская тема" развилась в творчестве Стоуна до трилогии, состоящей из картин "Взвод", "Рожденный четвертого июля" и "Небо и земля". Причем, все они очень разные. "Взвод" во многом автобиографичен, "Рожденный четвертого июля" - история ветерана-инвалида, который теперь выступает против военных действий, а "Небо и земля" - первый фильм, в котором история вьетнамской войны показана со стороны вьетнамца (вернее, вьетнамской девушки).

"Взвод" собрал множество наград: Серебряного медведя Берлиналле, три "Золотых глобуса", две премии BAFTA, четыре "Оскара" (в том числе, в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер").


"Взвод"

"Рожденный четвертого июля" собрал не так много наград. Но все же "Оскара" за режиссуру (и за лучший монтаж) получил. Кроме того, в "копилке" этой картины четыре "Золотых глобуса", в том числе в категории "Лучший фильм (драма)". И, кстати, роль Рона Ковика до сих пор считается одной из лучших в карьере Тома Круза.


"Рожденный четвертого июля"

"Небо и земля", в свою очередь, получила "Золотой глобус" лишь за саундтрек. Впрочем, отсутствие внушительного списка премий не делает хуже эту умную и тонкую картину.

"Вьетнамскую трилогию" режиссер снимал в конце 1980-х - начале 1990-х. Но еще до нее он успел создать несколько фильмов, да и в перерывах между частями трилогии поставил несколько лент.

В начале карьеры Стоун с радостью снимал ужасы: например, картины "Рука" и "Конфискация". И лишь в 1986-м взялся за военный триллер - еще перед "Взводом" он создал фильм "Сальвадор". А в 1987-м и вовсе неожиданно для многих поставил своеобразную финансово-криминальную драму "Уолл Стрит". В этом году, напомним, зрителям Канн уже представили ее продолжение "Уолл Стрит: Деньги не спят".


"Уолл Стрит"

В 1988-м Стоун снял драму "Радиобеседы". Лента "втиснулась" между "Взводом" и "Рожденным четвертого июля". А после "Рожденного четвертого июля" Оливер создал великолепный биографический фильм The Doors (1991). Нетрудно догадаться, что речь в нем идет о знаменитой рок-группе и, в частности, ее солисте Джиме Моррисоне. Роль Моррисона исполнил Вэл Килмер, причем, исполнил так хорошо, что на скриншотах его легко спутать с настоящим Джимом. 


The Doors

В том же 1991-м Стоун представил на суд публики еще одну картину - "Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе". В ней он продемонстрировал свое весьма необычное отношение к гибели президента Кеннеди. За картину о Кеннеди Оливер получил "Золотой глобус" как лучший режиссер. Кроме того, фильм был удостоен двух "Оскаров" и двух наград Британской киноакадемии.


"Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе"

Покончив с "вьетнамской трилогией", режиссер снял ленту "Прирожденные убийцы". Сценарий к картине создал Квентин Тарантино. И лента получилась соответствующей. Фильм был удостоен Специального приза жюри на Венецианском кинофестивале.


"Прирожденные убийцы"

Тем не менее, своеобразным "коньком" Стоуна оставались биографические фильмы. В 1995-м он снял "Никсона" (о ком он, кажется, очевидно), номинированного на "Оскар" в четырех категориях. А в 2003-м и вовсе подался в документалистику, создав картину "В поисках Фиделя" (правда, ее оригинальное название куда более лаконично, чем русский перевод - Comandante). В том же году, кстати, Оливер поставил еще одну документальную ленту "Персона нон-грата" о Палестинском конфликте.


"Никсон"

Следующий байопик Стоуна, видимо, слишком зациклившегося на документальном кино, откровенно провалился. Фильм "Александр", основанный на биографии Александра Македонского (тот самый, где маму Александра в исполнении Колина Фаррелла играла Анджелина Джоли), даже был номинирован на две "Золотые малины".


"Александр"

Впрочем, вскоре Оливер реабилитировался, поставив ленту "Башни-близнецы". На этот раз его героями стали не какие-то исторические личности, а простые полицейские, которые, пытаясь помочь людям 11 сентября, чуть было не погибли сами.


"Башни-близнецы"

Предпоследняя лента Стоуна тоже была биографической - он решил рассказать историю Джорджа Буша-младшего и того, как он пришел к власти.


"Буш"

Но, разумеется, в конце 1990-х - 2000-х сегодняшний именинник снимал не только документальные и биографические фильмы. Например, на его счету криминальная драма "Поворот" (правда, это не очень удачный проект, за него режиссера номинировали на "Золотую малину"), а также спортивная драма "Каждое воскресенье", главную роль в которой исполнил неподражаемый Аль Пачино. Да и самая последняя работы Стоуна ("Уолл Стрит: Деньги не спят") не имеет отношения ни к документалистике, ни к биографиям. Кстати, продолжение "Уолл Стрит" выйдет в России уже 30 сентября. Так что осталось подождать буквально пару недель.


"Поворот"


"Каждое воскресенье"


"Уолл Стрит: Деньги не спят"

Источники: Kinopoisk, Gettyimages.com/Fotobank.com, Кадры из фильмов Оливера Стоуна

Подпишитесь на наш

Календарь "Сплетника": фильмы Оливера Стоуна

11:00, 15 сентября 2010

Комменты 13

V

"Александр" - мне очень нравится, пусть он и считается его провалом =) На заметку автору - стилистика хромает, огого

Аватар

Стоун безусловно талантливый режиссер. Поворот странный фильм - запоминается, хотя и порой вызывает и недоразумение и раздражение, но оторваться невозможно.. наверное это еще и притягательность Пенна. Александр спорный, - я читала историю его жизни и по-этому сильно раздражали многи неточности в важных моментах ну и политкорректность, хотя, конечно, фильм красочный и интересен за счет выбранной темы. И потом не нужно забывать, что он автор сценария к таким фильмам как Евита, Год Дракона и Лицо со Шрамом. С ДР!

Аватар

Именинника с Днём рождения! Обожаю "Каждое воскресенье". Это первый фильм, где я увидела Кэмерон Диаз в новом свете и полюбила её как актрису. Спасибо, мистер Стоун!

Аватар

Второй абзац - это полный "абзац". Сплошная тавтология. " ОН делал успехи в учебе, после школы отправился в колледж в Пенсильвании, А ПОТОМ поступил в Йель. Однако уч:) вскоре забросил, отправившись во Вьетнам преподавать английский. ОН ТАМ прожил около года, А ПОТОМ приехал в Орегон. ТАМ ОН надолго не задержался и отправился в Мексику. Правда, в 1967-м Стоуну пришлось вернуться во Вьетнам - его призвали на войну. Он воевал около года, был дважды ранен и получил несколько наград." Госпожа автор, позвольте Вам напомнить, что вы не блоггер-малолетка, а всё-таки штатная еденица.

Аватар

люблю его. александр все равно 1 из моих любимых фильмов не смотря ни на что)

Подождите...