Самоубийства. Тема горячо нелюбимая западной культурой. Все обязаны жить "сколько отпущено" и ни в коем случае не брать ситуацию в свои руки. 

Западная культура, однако, это весьма небольшой как по площади, так и по численности населения процент. В то же время, "на востоке" в широком смысле "не-запада" не существует жесткого запрета на самоубийство. В некоторых ситуациях самоубийство даже поощряется. Самые известные на западе примеры - харакири самураев и всходящие на погребальный костер за мужьями индийские вдовы. Упомяну и малоизвестную традицию религиозных самоубийств в Индии, чтобы больше к Индии не возвращаться и вместо этого подробнее рассмотреть Китай. 

Итак, приемлемые самоубийства докоммунистическом Китае: там  считалось допустимым и даже благородным самоубийство бездетной вдовы, происходившее, как правило, через самоповешение. Ему предшествовала церемония прощания с друзьями и близкими, раздача подарков. Считается, что подобные самоубийства происходили в основном в достаточно состоятельных семьях, где рабочие руки вдовой невестки не предполагалось использовать на благо семьи ее свекров. Даже в состоятельных семьях участь такой невестки была незавидной. Она считалась частью семьи покойного мужа, вернуться к родителям обычно не могла, обязана была почитать свекров и ухаживать за ними. Если у свекров были другие дети, то невестка, по сути, становилась им прислугой. Надежды на построение своей семьи у такой женщины обычно не было, а материальный статус свекров делал наличие или отсутствие невестки для ухода не критичным; поэтому решение бездетной вдовы "последовать за любимым мужем" только приветствовалось обществом. 

Чего нельзя сказать о вдовых - да и невдовых тоже - невестках в семьях бедных. Для бедных крестьян рабочие руки взрослой женщины были хорошим дополнением к хозяйству. В отсутствие прислуги уход за пожилыми свекрами ложился исключительно на членов семьи, т.е. на бездетную невестку. Если женщина решала уйти из жизни в таких обстоятельствах, это горячо осуждалось - ведь она обрекала свекров, заменивших в глазах общества ей родителей, на некомфортную старость, а возможно, и голод. 

Продолжая дискурс о самоубийствах в Китае, замечу, что самоубийство в определенных ситуациях могло совершаться как оправданный и красивый протест. В повести "Сон в Красном Тереме" есть сюжет про служанку, а потом и любовницу главного героя, которую семья ее хозяев за отличную службу решила выдать замуж. По сути, девушке из низов общества предоставляли возможность быть полноправной женой во вполне уважаемой семье среднего класса, а со временем, когда свекры состарятся, - и единственной хозяйкой в доме. Большинство служанок не могли и мечтать о таком счастье. Но Хуа Сижень, служанка, слишком любила семью своих хозяев, и не хотела их покидать. Поэтому она задумала покончить с собой. При этом она не хотела бросать тень на хозяев: вдруг ее самоубийство в их доме истолкуют как следствие плохого обращения? Она решила подождать и покончить с собой в доме мужа. К счастью, в доме мужа ее так тепло приняли, что она изменила свое решение, и жила потом, если память мне не изменяет, долго и счастливо. Описаны эти переходы решений от жизни к смерти и обратно очень буднично, без драмы, почти как рассуждения, например, о планировании выходных. 

Еще одно известное произведение "Павлины Летят на Юго-Восток" проливает свет на самоубийство из-за самодурства родителей. В молодой и очень любящей паре жена никак не могла родить ребенка, из-за чего свекровь решила развести с ней сына и женить на другой. Супруги, не в силах расстаться, но и не умевшие открыто противостоять старшим, покончили с собой. Классическая повесть воспевает этот поступок как, по сути, правильный: и традиции уважения родителей соблюдены, и любовь не предана - и ругает недальновидную свекровь, которая,  имея хорошего сына и послушную невестку, осталась в итоге ни с чем. А ведь можно было просто купить для сына наложницу, или несколько,  они бы и размножались. 

В общем, создается впечатление, что как минимум в некоторых азиатских странах самоубийство было одним из вариантов развития событий, который рассматривался фактически наравне с жизнью. Человек мог закончить свою жизнь примерно с таким же моральным правом, как и продать какую-нибудь ценную вещь: если общество не видело морального долженствования по отношению к другим близким людям, то считало это вполне нормальным.

Подпишитесь на наш
Блоги

Культурные особенности в аспекте тяжелой темы

04:11, 18 августа 2022

Автор: cherrysmile

Комменты 75

Аватар

Я понимаю, почему самоубийство - это такое табуированное действие в нашей культуре. Да, это жизнь человека и он вправе ей распорядиться. А с другой - он не в вакууме же живёт. Он убивает чьего-то любимого ребенка, супруга, родителя, друга. Оставляет огромную дыру вместо себя, и недоумение: почему?? Если оставляет детей после себя, то это для них пожизненная травма, куда хуже, чем смерть вследствие болезни или аварии. Может, если суицид нормализован, как в восточной культуре, то это легче воспринимается? Не знаю.

Z

Я за самоубийство как вариант эвтаназии. Кстати легализована она в некоторых европейских странах, а не на Востоке. Тяжело больные люди сами хотят уйти, но нет, должны мучиться до последнего и все родственники должны мучиться вместе с ними. Но конкретно у нас менталитет страдальческий. обязательно надо взвалить на себя крест потяжелее и нести.

Аватар

В жизни же мы чаще недоумеваем: почему и зачем

Аватар

У Акунина тема самоубийства в Японии хорошо раскрыта, и тема самоубийства среди писателей (литературацид).

M

А ещё говорят, что коммунисты плохие...

Подождите...