заглавное фото: Линь Чуньфань (林春范). Колыбель (摇篮). 169х121 см, 2017 г.

Привет всем.

В прошлом посте я обещала показать вам азиатских художников, но в процессе материала набралось довольно много, и я решила разбить их по странам. Сразу хочу предупредить - если кому-то покажется, что картины однообразны, то вам, скорее всего, не покажется) Этому есть две причины: первая - это то, что я пишу про тех художников, которые нравятся лично мне, а вкус у меня достаточно консерваторский, и вы не увидите, допустим, китайских абстракционистов не потому, что их нет (очень даже есть), а просто потому, что я не люблю абстракцию как жанр. И вторая, вытекающая из первой - я не стремлюсь показать вам многообразие направлений живописи, я не пишу о живописи в целом. Я бы и не могла этого делать, ведь я не искусствовед, я всего лишь любитель, и я просто делюсь с вами тем, что нравится мне самой.

1. Чой Кван Хён (кит. 崔光贤, Цуй Гуансянь). Красота (荷美). 162х90 см, 2016

Кстати, об именах. Вы увидите, что я везде, где это возможно, даю написание имен художников иероглифами. Я делаю это для того, чтобы вы могли найти их сами, если захотите увидеть больше работ какого-то конкретного художника - ведь в 95% у авторов нет ни сайта, ни страничек в соцсетях, и найти их можно только по оригинальному имени. Сложность еще и в том, что имена корейцев по-другому звучат на китайском - как ни странно, именно китайцы очень ценят северокорейскую живопись, и больше всего информации о северокорейских художников я находила на китайских сайтах и блогах - и поэтому иногда было непонятно, идет ли речь об одном художнике или о разных.

2. Пэк Мён Хак (кит. 白明学). По дороге из школы (放学路上). масло, 106X84 см, 2014

Итак, Северная Корея - или, как ее называют, Королевство отшельников. Наверное, все мы иногда читаем всякие вещи о Корее, страшные для нас, но привычные для ее жителей. Но вы знаете, что я никогда не пишу о политике и вообще о горячих темах. Люди находят красоту при любых режимах, и сегодня я покажу вам художников, запечатлевающих эту красоту на полотнах.

3. Ким Чхоль Ён (кит. 金哲英), Хон Сын Ир (洪胜日). Молодожены (新婚). 210х162 см. 2014

Пока я делала пост, нашла очень интересную статью на китайском портале. Мы считаем Китай закрытой страной, но сами китайцы удивляются закрытости жителей Северной Кореи. Покажу немного с того сайта:

"В сентябре 2012 года [Китай посетили] северокорейские художники высшего ранга Хуан Чжэ и Цзинь Чжэхао. Глава делегации Ли Юн Иль, недавно назначенный консулом северокорейского консульства в Шэньяне, не разбирался в живописи, а только сопровождал и руководил безопасностью, чтобы не дать художнику действовать без разрешения. Он говорил по-китайски с сильным акцентом и рассказал репортеру одну деталь: всякий раз, когда северокорейские художники приезжали в Муданьцзян, он, как глава группы, должен был есть и жить с художниками - не только в одном отеле, но и в одной комнате. Репортер посетил отель Holiday Inn, где останавливались художники - там нет трехместных номеров, только обычные двухместные номера. Это означает, что в течение месяца оба художника должны были быть втиснуты в одну постель. Им не разрешалось делать ничего в одиночку. [Наша] сотрудница описала свое впечатление о северокорейских художниках: они замкнутые, не говорят по-китайски, всегда носят на груди красный значок вождя. Если присмотреться, то значки разные: портрет Ким Чен Ира, портрет Ким Чен Ына, а некоторые люди носят групповой портрет отца и сына."

4. Пэк Юн Чжу (кит. 白润珠). Радость (其乐融融). 112х78 см. 2014

Кстати, в этой же статье есть интересное замечание о российских художниках - авторы сравнивают подход китайских и российских живописцев и, скажем так, не одобрают наши методы) вот что они пишут:

"Китайские заказчики иногда спрашивают художников, соответствует ли картина фэн-шуй, и неважно, нарушает это требование законы эстетики или нет, северокорейские художники не откажут. Они подчиняются дисциплине и не имеют привычки сопротивляться. Но однажды русский художник нарисовал утреннее солнце, цвет был тусклым, и когда [заказчик] предложил нарисовать его поярче, то русский художник сказал: "Я вижу утро таким". Когда [заказчик начал настаивать], художник свернул картину, отложил кисть и ушел. Такой ситуации с северокорейскими художниками никогда не случалось."

Недисциплинированные наши живописцы, что поделать) но если без шуток, то мне стало даже жаль северокорейских художников - это ж никакой свободы самовыражения! Мало того, что тебя контролирует партия, но еще надо и фэн-шуй учитывать!

5. Цуй Лунсюэ (崔龙学). Под дождем (雨中). 115X41 2019 г.

Надо сказать, что один из самых популярных жанров в современной Северной Корее - это агитплакат, а самый востребованный жанр - соцреализм. Понятное дело - такое я не буду показывать. И хотя большие исследователи пишут, что северокорейские художники стремятся выразить в картинах не свои чувства и переживания, а достижения и цели всего северокорейского народа, но, как мне кажется, в сегодняшней подборке нет или почти нет госзаказов или иных контролируемых работ с названиями типа "Слушая вечную песню о Великом Полководце Ким Ир Сене" - и это реальное название картины, если что (ну вот разве что "Счастливую семью" (см. ниже) можно подтянуть к госпропаганде, да и то это будет сильное натягивание). Поэтому, если вы хотите посмотреть на популярную (читай - партийную) северокорейскую живопись, то вот вам ссылка, и вот еще одна, с той самой песней о великом)) можете посмотреть там. А я перехожу к своим вдохновителям)

6. Хан Ыль Сун (한을순). Название картины: 연압도 (я не смогла перевести, онлайн переводит как "Годовое давление"). 127 x 89 см, 2007

Считается, что в Северной Корее не приветствуется живопись маслом, а больше внимания уделяется туши, вышитым картинам и технике Чосон Босокхва (это перетертые в мелкий порошок полудрагоценные камни, которые распыляют на покрытую клейким составом основу). Я же могу сказать только то, что ВСЕ картины, которые я покажу вам сегодня, это именно масляная живопись.

Ю Квон Чул (корейск. 류권철)

Родился 26 января 1975 года в Пхеньяне. В 1997 г. окончил отделение масляной живописи факультета живописи Пхеньянского университета изящных искусств. Является членом Mansudae Creation Club - это крупнейшее (а возможно, что и единственное) объединение людей творческих профессий в Северной Корее. Туда входят, помимо художников, танцоры, скульпторы, каллиграфисты, вышивальщики и прочие представители искусства. Туда может попасть не каждый, быть членом Мансудэ - отдельное профессиональное достижение.

7.

8.

9. Угол (각도). 2015

Чой Сок Гын (корейск. 최석근)

Родился в г. Кусон, провинция Пхёнан-Пукто (Северный Пхёнан), в 1938 г. После окончания факультета масляной живописи Пхеньянского художественного университета работал в Музее искусств Чосона. Чой Сок Гын быстро улавливал новые веяния, и, возможно, поэтому стал более известен за рубежом.

10. Счастливая семья (кит. 幸福的一家人)

11. Мост Сончжук (선죽교)

Мост Сончжук - это мост, построенный в 919 г. На этом мосту в 1392 году был убит видный общественный деятель, ученый и политик Чон Мон Чжу (Чон Монг Джу). Конечно, это было убийством в политических целях (Чон Мон Чжу отказался предавать тогдашнюю династию Корё, которая на тот момент правила уже тысячу лет), и я не буду приводить тут историю тогдашней политики, но хочу рассказать интересное. Оказывается, еще до злодеяния убийца писал жертве - в стихах! - пытаясь склонить его на свою сторону:

Неважно ни то, ни другое.
Важно лишь то, что на горе Мансусан виноградные лозы сплелись.
Давайте и мы, подобно этим лозам, сольемся вместе и будем
счастливы сотню лет.


Но Чон Мон Чжу остался верным Корё, весьма недвусмысленно объявив это также в стихах (называется - Песнь верного сердца):

Моё тело может умереть сотню раз,
Мои кости превратятся в пыль, а душа исчезнет.
Но моя непоколебимая преданность не умрет никогда.


Вот это я понимаю - культура! Были ж люди - вежливые, воспитанные, которые даже политические дебаты вели, не плеская друг в друга водой из стакана, а высоким слогом... Впрочем, вода там или стихи, какая разница, если и тогда, и сейчас исход один - прирезать где-нибудь, и концы в воду. Впрочем, о мосте. Считается, что на нем сохранилось пятно крови убитого - пятно коричневого цвета, которое становится красным во время дождя. Со смертью Чон Мон Чжу пала и династия Корё - заговорщики свергли тогдашнего правителя и основали династию Чосон, которая просуществовала в два раза меньше Корё - всего лишь 500 лет) Чон Мон Чжу был канонизирован через 125 лет после своей смерти.

В 1780 годах потомки Чон Мон Чжу построили рядом другой мост, для непосредственного использования, а Сончжук закрыли для пешеходов и сделали памятником истории и культуры. Сейчас мост Сончжук входит в число национальных сокровищ КНДР под номером 159 (нумеровать сокровища нации...нет, я никогда не пойму восточного менталитета!).

12.

13. Дорога (小路)

Чой Юнг Вук (корейск. 최정욱, если будете искать - то пишите год рождения, т.к. есть еще и молодой корейский диджитал художник с таким же именем. Кстати, он хорошо ищется на китайском - 崔正旭, что читается как Цуй Чжэньсюй - согласитесь, совсем не похоже на корейское имя).

Родился 22 ноября 1948 года в Чхонджине, провинция Северный Хамгён (Хамгён-Пукто). В 1974 году окончил Пхеньянский университет изящных искусств, с 1975 года является преподавателем и лектором Пхеньянского университета изящных искусств. Издал несколько книг по искусству и обучению живописи. Имеет успех на международных выставках. Судя по тому, что Чой Юнг Вук получил личную благодарность Ким Чен Ира, скорее всего, он рисовал и госзаказы, и прославляющие партию картины. Но я вам покажу просто пейзажи.

14. 86х155 см, 2006 г

15.

16. Раннее лето (初夏). 2013

17.  85х156 см, 2006 г

Чой Юкюн (кит. 崔玉均 Цуй Юйцзюнь)

Родился 7 мая 1973 года в городе Хамхын, провинция Северный Хамгён, в семье художника. В 1997 году окончил факультет масляной живописи Пхеньянского университета изящных искусств. Работает преподавателем в Пхеньянском университете изящных искусств с 1997 г. В 2003-2006 гг. жил и работал в Египте.

Чой Юкюн пишет в основном девушек - точнее, придворных дам в традиционных костюмах. Современных красавиц он тоже пишет, но для нас, конечно, намного интереснее рассматривать необычные национальные наряды, чем заурядные современные)

18.

19.

20. Маскарадная девушка (假面舞女孩). 111х80cm. 2016

21. Спящая красавица (睡美人)

Китайская пресса о картине "Спящая красавица":

"На картине северокорейская женщина, одетая в традиционные корейские костюмы, лежит на тигровой шкуре с закрытыми глазами. Картина уютная и умиротворяющая. По платью видно, что это статусная женщина. Она лежит на боку на тигровой шкуре, что означает удачу. Вероятно, это был солнечный день, и женщина прижалась к краю дивана, положив голову на руки, и мирно заснула. Изумрудно-зеленый топ, оранжево-красная юбка, тигровая шкура, символизирующая дикость, красный атлас с привлекательной фактурой... Яркие экзотические элементы придают картине загадочности, а вырисовывающаяся грациозная поза и расслабленное настроение делают картину наполненной чувствами и трогательной. За спящей красавицей ширма с приятным видом, в облаках видно солнце, летают морские птицы, зеленые горы и зеленая вода, камыши на берегу колышутся на ветру... Наверное, это и есть рай, достигнутый красавицей во сне..."

22.

23. Богатые и долгие годы (年富贵延年). 165х140cm. 2017

Ли Чжэцзинь (кит. 李哲进 ).

Родился в Пхеньяне в 1970 году. В 1995 году окончил факультет северокорейской живописи Пхеньянского университета изящных искусств. Это еще один художник, пишущий корейских красоток. Он работает в реалистичной манере, особенно сильно это видно в картинах последних лет. Он изображает и старинных дам, и современных представительниц разных профессий - балерины, профессора, полицейские, врачи. Конечно, в соответствии с линией партии, корейская женщина не может уставать или быть чем-то недовольной, поэтому на его картинах вы не увидите нахмуренных лиц - женщины спокойны и счастливы, даже если тягают мешки или регулируют дорожную пробку.

24. Переодевание (梳妆). 142x100cm. 2015

25.

Китайские обозреватели о Ли Чжэцзине (предупреждаю сразу, перевод довольно корявый):

"Ли Чжэцзинь очень способен к выражению характера, и он использует модель. В большинстве его работ позирует его жена, потому что рисование фигур требует моделирования, оно должно быть знакомым и должно выражать внутренний мир человека. Если в картине используется [чужой человек], то первое невозможно, а второе трудно передать. Ли Чжэцзинь любит писать тонкое и худое лицо, хотя на самом деле, в эстетике Северной Кореи ему нравится пухлое и круглое лицо. Он рисует противоположное. В его картинах лица нарочито маленькие, что тоже свойственно Ли Чжэцзину. Это эстетическая точка зрения художника, которая также показывает, что текущий жизненный опыт художника отличается от прежнего."

Это более ранние работы - видимо, на них как раз и изображены те "пухлые" лица, которые похитили сердечко художника)

26.

27.

Ким Чан Сон (кит. 金昌盛)

Родился в Пхеньяне 4 августа 1944 года. В 1955 году, будучи в третьем классе Народной школы, он увлекся изобразительным искусством. В 1959 году он получил первую премию за свою акварельную картину "Молодежь зеленых гвардейцев" на Международной молодежной художественной выставке, проходившей в Польше. В 1968 году окончил Пхеньянский университет изящных искусств. В 1992 году получил звание заслуженного артиста.

28.

29.

30.

Ким Сан Сук (кит. 金相淑)

Родилась 14 мая 1965 г. В 1988 году окончила Пхеньянский университет изящных искусств. В 2008 году создала собственную группу масляной живописи. Сегодня является художницей творческого сообщества Дачэн. Единственная в нашей подборке представительница не реализма, а пуантилизма - не говоря уж о том, что женщина-художник - вообще редкость в Северной Корее. Конечно, азиатский пуантилизм отличается от европейского, но выглядит очень интересно.

31.

32. Берег (岸边). 55х95 см, 2019

33. Зимняя слива (冬梅). 95х66 см, 2018 г

34. Сорока сообщает о весне (喜鹊报春). 99х54 см, 2019

Хан Ри (韩日 - я подумала, что, может быть, это псевдоним, поскольку 韩 (Хан) переводится как Корея, а 日 (Ри) - как Япония. Впрочем, его имени на корейском я не нашла, возможно, что в оригинале пишется по-другому).

Родился 18 августа 1973 года в Северном Хамгёне. В 1995 году окончил Пхеньянский университет изящных искусств. С 1995 по 2000 год работал в альма-матер преподавателем. В 2000 году он присоединился к клубу Mansudae Creation Club.

35. Партнеры (伙伴). 133X92cm. 2018

36.

Мне понравилась манера письма этого художника и цветовая гамма - они несколько отличаются от обычной северокорейской живописи. И пишет Хан Ри более жизненные сюжеты, хотя и на его работах вы не увидите нищеты, голода, страха и тревог. Я хочу подчеркнуть - да, я сама люблю позитивное творчество, я не люблю мрачность и драму в живописи. Но одно дело - не любить, а другое - когда тебе просто нельзя писать ничего такого, а только улыбки и счастье - это, знаете, как в меме про Гарольда, скрывающего боль. Мне как-то не по себе, когда я думаю об этом.

37. Чтение (读书 ). 132X91cm. 2018

Ну и напоследок пусть будут котики от Хан Ри)

38. Милые друзья (年可爱的朋友). 2015

39. В ожидании (年等待). 2016

На этом на сегодня всё, надеюсь, вам было интересно, и до встречи в следующих постах!

Автор данной статьи не ведет просветительской деятельности, не реализует общественно значимых инициатив, не занимается педагогической либо иной образовательной деятельностью, действуя согласно ст.29 Конституции РФ, гарантирующей каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все изображения взяты из открытых источников. Если изображение воспроизводится, оно используется только для культурного обмена. Авторские права принадлежат первоначальному автору.

Подпишитесь на наш
Блоги

Мое вдохновение. Художники Северной Кореи

12:17, 31 января 2022

Автор: Limpamponi

Комменты 36

Аватар

Всё же как корейские художники могут изображать счастливые лица. Думаю на пухлых это счастье отображается втройне и более убедительно, потому их и пишут. Вот я что-то не поняла, а как это преданность может существовать без тела и души? Прямо испереживалась за этого художника, что так сказал. Надо же.

Аватар

Хотела спросить: есть ли в северокорейской культуре явление рефлексии? Например, мне лично кажется, что основой русского искусства является именно эта саморефлексия (можно так сказать?). Когда каждая мысль имеет много слоёв, каждое действие рассматривается со всех сторон, и это видно во всем - в живописи, в музыке и в литературе. Есть ли у северокорейцев что-то подобное?

P

Ооооо, жиропузик ким чен ын пришел на русчкую почву вксти пропаганду. Надеюсь, две кореи соединятся, режим психов инов падет и люли перестанут голодать хотя бы! И россия перестанет нервнияать кажлый раз, когба ын пускает свои пукалки. А рисунки - в китацсуом инете такогт полно. Рисуется по трафорету

Аватар

Радость и чтение очень хороши, и как я посмотрю в северной Корее с красками точно проблем нет

Аватар

Дорогая Лимпампони! Увидела заголовок поста - совершеннейший оксюморон! А, оказывается, действительно художники и действительно интересные. Спасибо!

Подождите...