Отношение к животным в Индии.

Здесь на  Сплетнике  неоднократно публиковались посты об ужасном положении женщин в Индии.  Это действительно так, традиционно, в культуре этой страны женщина занимала низкое положение. Даже  сейчас в 21 веке, хотя ситуация и постепенно  меняется, женщины в Индии до сих пор находятся в уязвимом положении.

 Но сегодня   я предлагаю немного заняться занимательной культурологией и рассмотреть   несколько другой аспект жизни этой страны,   Посмотреть, как и Индии относятся в братьям нашим меньшим, к животным. Узнаем  истоки этого отношения, современность, отношение к диким и домашним животным.

   Для начала стоит вспомнить, что в индийской культуре большую роль играет их традиционная религия –индуизм. А по индуизму душа проходит много кругов и перевоплощений,  прежде чем достигнет мокши и сольется со Вселенной. И воплотиться эта душа может не только в человека,  но и в животное.

Посмотрим,  что же является философскими основами для отношения в животным в Индии.  Основным здесь является принцип ахимсы, то есть принцип не нанесения вреда, ненасилия. Данный принцип начал формироваться в индийской религиозной мысли с середины  1  тысячелетия до н.э.  Его сформировали представители новых направлений, таких как адживики, джайнисты и буддисты. Уже в 3 веку до н.э. принцип ахимсы занимает одно из центральных положений в   философско-религиозной концепции индийцев.

  Поскольку индийская культура никогда не была антропоцентричной, в отличии от европейской, то принцип ахимсы распространился не только на людей, но и на всех живых существ в мире, так как считалось, что все живые существа на планете являются братьями и сестрами,  имеют одно происхождение и несут в себе частичку бога, кусочек той изначальной духовной вечной энергии. Это относится ко всем живым существам, даже к микроорганизмам. В индийских текстах принцип доброго отношения ко всем живым существам назывался «сарва бхута хита».

 Конечно, принципы, провозглашенные в книгах и писаниях и реальная жизнь всегда сильно отличаются и в жизни их невозможно полностью соблюсти, но такая философская концепция отношения  к животным, конечно, наложила отпечаток и на повседневную жизнь индийцев.

  Предлагаю немного отойти от общефилософских идей и принципов и обратиться к конкретике. Посмотрим как на практике относятся индийцы  к животным. Начнем  с  самых известных фактов. Со священной коровы и принципа вегетарианства.

 Итак.,  все знают, что корова в Индии является священным животным. Она символизирует образ матери, дающей жизнь через молоко. Корова- очень важное животное для индийцев, ведь она дает еду, удобрения и материал для топки очага. Значение  коровы в хозяйстве крестьян в старые времена сложно переоценить.  Стоит отметить что молочные продукты в индийской традиции считаются саттвичной, то есть благоприятной  пищей, употребляющие ее имеют большую ясность мышления, правильные мысли и спокойный нрав.

  Корова в индуизме отождествлялась с варной брахманов и ее убийство было таким же тяжким преступлением, как убийство брахмана. Корова находилась под защитой государства и закона. Традиции почитания коровы имеют древние корни. В старые времена имели место жертвоприношения старых коров, ведь это был для них шанс получить новое тело. Но, позднее, эта традиция отошла в прошлое, так как стало считаться, что нет таких брахманов, способных провести жертвоприношение коровы правильно.

  В индийской мифологии самыми известными из коров являются бык Нанди – ездовое животное Шивы и Сурабхи- чудесная корова, исполняющая желания владельца.

Бык Нанди. 

Божественная корова Сурабхи. 

Но мифы мифами, а проза жизни немного другая. Да. коров в Индии   не принято есть, их  не обижают. Они бродят где хотят, их объезжают на дороге машины, коровы участвуют в праздниках, где предстают перед публикой украшенные цветами. Но откуда же в городах индии множество бродячих тощих коров питающихся на помойках и совсем не производящих впечатление обласканных и ухоженных животных? Все просто: люди часто выгоняют  из дома старую корову, ведь смерть в доме коровы- большое несчастье и потребует длительных очистительных ритуалов. Людям не хочется заморачиваться и корова оказывается на улице.

В Индии есть приюты для  таких брошенных  коров, но всем места там не хватает.

  А еще в Индии  все же едят коров. Конечно, мало где, но едят. В штатах Керала и Западная  Бенгалия нет запрета на забой коров. Туда и везут коров со всей Индии, хотя  это запрещено законом. Индийцы, похоже, не особо  уважают законы. Но поедание говядины все же в Индии очень мало, ведь даже не индуисты, а представители других религий, а это около 17 процентов населения страны,   предпочитают не есть говядину и  уважать традиции религиозного большинства страны.

 А теперь несколько слов о вегетарианстве.  По середины 1 тысячелетия  до н э , до джайнистов и буддистов, до принципа ахимсы индийцы не видели в поедании мяса ничего плохого. Но, с теми этическими изменениями, которые пришли в их культуру с буддизмом, появилось понимание, что поедание мяса других живых существ, бесспорно, это нанесение вреда и не может быть благом. На основе этого и стала формироваться культура питания индуистов, которые в большинстве  своем являются лакто-вегетарианцами,   то есть, употребляют в пищу молочные и растительные  продукты, полностью  исключая животную пищу ( животных. птиц , рыбу, морепродукты).  А вот  все эти современный веганы, сыроеды, фрукторианцы не имеют в индийским традициям никакого отношения. Индийцы активно едят мучное, многие даже больше, чем нужно, овощи жарят и варят, пьют молоко и едят молочные продукты.

Вот некоторые самые известные блюда Индии,  вегетарианские.

суп дал, из овощей и бобовых. 

Малай-кофта, обжаренные сырные и картофельные шарики в соусе,с зеленью, пряностями  и орехами. 

Чапати, лепешки из специальной муки -атты. 

Алу-Габи, блюдо из картофеля и цветной капусты, добавляют томаты, лук, морковь, пряности. 

Но, кроме, этических соображений, в вегетарианстве индийцев есть сугубо практические корни. В большинстве районов Индии жаркий климат и хранить мясо проблематично, холодильник  до сих пор есть не у всех.  Плюс  мясо не дешево,  тут уже вмешивается экономический фактор. И. конечно, в жарком климате требуется гораздо меньше калорий для нормального функционирования организма.

Высшие варны- брахманы, придерживаются вегетарианской диеты по этическим соображениям.

Опять же есть нюансы. На севере, в горных районах, с суровым климатом, мясо едят гораздо больше, нужны калории, овощей мало. Читала, что там даже брахманы портят себе карму мясом.

  Конечно, мусульмане, христиане, и сикхи Индии едят мясо без проблем, если могут его себе купить.

 Сложно сказать, сколько же вегетарианцев проживает в Индии сегодня. Чаще всего мне попадалась цифра – 40 процентов. То есть Индия –самая вегетарианская страна в мире, ведь там огромное население. Но  по этим расчетам получается, что 40 процентов индуистов едят мясо. Можно сказать, что идеи вегетарианства прижились в Индии частично и в основном их приняли как этику, высшие варны.

   Теперь поговорим об отношении  индийцев к домашним животным, таким, как кошки и собаки. Тут мы опять видим дуализм.  С  одной стороны уже ставший нам родным принцип ахимсы, в другой проза жизни. В Индии много собак. Они бродят по улицам, по пляжам.

Но, увы, собака считается нечистым животным. Особенно брезгливо к собакам относятся брахманы. Тут мы видим явный  культурный парадокс. В индуистской традиции ведь все животные равны и все несут в себе изначальную энергию? А нечистые животные у нас есть в авраамических   религиях .Можно предположить, что миф о нечистоте собаки был заимствован индуистами у мусульман. Хотя и у самих индийцев есть представление, что душа человека может воплотиться в собаке за определенные, поступки. Поэтому индийцы предпочитают избегать собак, не обижать, но сторонится.

   Что говорит индийская мифология о собаках? Вот что  я нашла о почитании собак у наших российских поклонников вед:

«В разных регионах Индии, например, на юге в Тамилнаду и на востоке в Ориссе, широко распространен культ Бхайравы, гневной формы Шивы. Рядом с Бхайравой изображается собака, которая является его ваханой (транспортным средством). Также существует поверье, что сам Бхайрава воплощается в облике собаки.

Менее распространенная форма Шивы, известная под именем Кхандоба, имеет такие же атрибуты. Эти божества появляются в непальском буддизме как Ямантака, разгневанный бог, побеждающий силы смерти.

Примечательно, что в ведической литературе, которая, как правило, считается древнейшей литературой Индии, многие божества имеют собак в качестве компаньонов. Спутница Индры, одного из главнейших ведических богов, - собака  по имени Сарама. Она родила двоих сыновей , которые в свою очередь стали компаньонами и посланниками Ямы, бога смерти.

Существуют свидетельства о том, что Варуна, бог воды, который первоначально занимал очень высокое место в ведическом пантеоне, имел собаку.

Одна из самых запоминающихся историй о собаках в индийской литературе повествует о героических братьях Пандавах из Махабхараты. Когда царь Дхармараджа (Юдхиштхира), его братья их семьи отправились в свой последний путь в Гималаи, все они погибли, и остался один Юдхиштхира со своей спутницей собакой. Они поднялись на вершину горы, и там их приветствовал бог Индра в своей колеснице. Индра восхвалял Юдхиштхиру за его доблестные деяния и сказал, что он заслужил место в раю. Он пригласил царя взойти на колесницу и увидел, что Юдхиштхира подозвал своего собачьего друга. Однако, Индра запротестовал. Он сказал, что собаки не допускаются на небеса.

Услышав это, Дхармараджа Юдхиштхира сказал, что он не может бросить такого верного спутника, который зависел от него. Он заявил, что предпочитает остаться на земле, чем отказаться от своей собаки. В этот момент собака превратилась в Ямараджу, бога смерти и Дхармы, который испытывал его. Таким образом Юдхиштхира с честью прошел свое последнее испытание и отправился в рай.

В тантрических традициях, когда проводят агнихотру (обряд огненного жертвоприношения), обращают внимание на животных, которые после завершения обряда подходят к участникам или встречаются на пути. Считается, что остатки жертвенных подношений нужно предложить этим животным. Если после агнихотры подходит собака и принимает пищу, то это говорит о том, что Шива пришел в облике собаки и дал понять, что он принял подношение. В таких случаях собака может есть даже нетипичную для нее пищу, оставшуюся после агнихотры: например, фрукты и злаки.

В Непале, а там 90 процентов  населения исповедуют индуизм,  существует пятидневный фестиваль Тихар, известный в Индии как Дипавали. На второй день Тихара, в день Нарака Чатурдаши, проводится Кукур пуджа (или Кхича пуджа) – поклонение собакам, которых считают представителями Ямараджа, бога смерти. Люди надевают на собак цветочные гирлянды, ставят им тилаку и угощают вкусной едой».

Но   Индия меняется и меняется отношения к собаке. Сейчас в больших городах собак уже держат, как домашних питомцев   и выгуливают на поводке. Иностранные благотворительные организации занимаются стерилизацией бездомных собак. А вот проблема бешенства по-прежнему стоит достаточно остро. 

  Кошки. Тут, как говорится, все сложно. В Индии кошка не считается домашним животным. До прихода англичан в Индии просто не было домашних кошек. Их не много и сейчас и на счет них существуют разные суеверия. Возникает вопрос:  а как же индийцы защищали свой урожай от мышей? Можно предположить, что спасали змеи, коих очень много в Индии.

Так почему же кошка так нелюбима? Вот что   я нашла на эту тему из мифологии. 1. В Индии почитают Ганешу, а его ваханы ( ездовые животные). – это собаки и мыши. А кошки едят мышек, вот вам и минус для кошки.

2. В «Махабхарате» кошка упоминается, как отрицательный персонаж, которая прикинувшись добродетельной, набирала учеников- мышей, уводила их в джунгли и съедала.

3. Буддисты тоже внесли вклад с нелюбовь к кошкам в Индии. По мифу, после смерти Будды, все животные пришли его оплакивать. Кошка не пришла. Она охотилась и питалась. Этим она заслужила презрение и стала символом низших человеческих слабостей и пороков.

Но, опять же есть такая богиня Шаштхи, особенно ее почитают в Бенгалии. Она покровительница беременных женщин  и младенцев. Ее вахана –  кошка. Раньше эту богиню часто даже изображали с головой кошки. Почитатели этой богини, вынуждены уважать и кошек.

Конечно, в современной Индии   есть домашние кошки ( в основном индийцы любят персидских и гималайских кошек), но по-прежнему в народе бытует мнение, что кошка приносит неудачи.

 А вот крысы – совсем другая тема, они священные животные. Уважение к крысе очень свойственно восточным религиям, в отличии от  наших европейских традиций.

  Крысам поклоняются, про храм Карни Мата, наверное, слышали многие, может, кто-то там и был. Место на мой взгляд довольно экстремальное. Храм находится в Раджастане . Покровительницей храма является местная святая, признанная воплощением богини Дурга. Эта женщина, Ридху Бай жила в 14 веке, была проповедницей и странствовала. Опять же , по легенде, она прожила 150 лет. Именно она просила воскресить погибшего мальчика (своего пасынка) у бога смерти Ямы и тот дал ему временное тело крысы до следующего воплощения.

   В общем, кидаю ссылку, посмотрите, кто не видел, место очень аутентичное, такая индийская супер экзотика. 20 тыс крыс и люди, которые едят и пьют с ними из одной тарелки. Мне, конечно, это не понятно, ведь нас с детства воспитывают с мыслью,  что крыса –источник инфекций. Но, как ни странно, храмовые крысы и правад  людей не заражают. Чумы там никогда не было, наоборот, люди прятались в храме от чумы. Ученые объясняют это тем, что храмовая популяция живет обособленно. А паломники верят, что крысы исцелят их и принесут удачу.

Видео длинное, рассказывает и все подробно показывает русская женщина, туристка, смотрите, кто не боится крыс, их там много.  

Но ведь Индия дуалистична, поэтому в Индии есть места, где крыс истребляют, как вредителей. Штат Мизорам регулярно страдает от нашествия крыс и голода от того, что те сжирают все запасы, там с ними не церемонятся. Мизорам- штат на северо-востоке индии, находится между Бангладеш и Мьянмой. Регулярно, там после цветения бамбука, просто чудовищно размножаются крысы, которые поедают семена бамбука. А когда те заканчиваются,  добираются до запасов людей.    Но, следует отметить, что большинство населения Мизорама- христиане.

   Говоря о животных в Индии нельзя пройти мимо змей и обезьян, эти животные есть в большинстве городов Индии.    

  Змея -священное и почитаемое животное. И от укусов змей в Индии ежегодно умирают до 50 тысяч человек.

Культ змеи древний, доарийский.  Змеи почитались во многих культурах, как хтонические существа  тесно связанные в землей и ее плодородной силой. Культ змей был почти у всех народов, занимающихся земледелием.

 Самые известные мифологические змеи Индии – это Шеша и Васухи. Многочисленные головы  Шеши являются опорой Вселенной, на кольцах Шеша отдыхает сам Вишну. Васухи- постоянный спутник Шивы, в изображениях, Васухи обычно висит на шеи Шивы.

Вишну и Шеша.

Шива, на его шее сидит Васухи. 

Шеша и Васухи- короли нагов,  полубожественных существ, с телами змей и головами ( или головой) человека.  Наги обитали в подземном царстве, наги владели магией,  могли воскрешать мертвых  и менять облик. Женщины наги иногда выходил замуж на мужчин людей, таким образом, ряд семей махараждей в Индии считают себя прямыми  потомками таких браков и в какой-то мере божественными существами.

Скульптурные изображения нагов. 

На практике же, найти  сброшенную шкуру змеи считается  у индийцев удачей, часть также носят с собой в кошельке, как талисман. Змей, проникших в дом, обычно не стараются убить, вызывают отлов. Поймав змею специалист отвозит  ее  подальше   от города и  отпускает. В отлове часто работают бывшие заклинатели змей, чья профессия сейчас вымирает.

Есть в Индии и такая вот необычная деревня – Шетпал, штат Махараштра.  Там люди и змеи связаны как-то уж совсем мистически. В каждом доме живут кобры, дети играют с ними, для кобр делают специальные  гнезда- давастханы, где змеи едят и спят. И никаких укусов. Но даже для Индии это место уникальное и такой, кхм.. близости людей и змей больше нигде нет.

Обезьяны. Да, они тоже священны. Хануман – обезьяноподобное божество, в шиваизме одна из аватар Шивы.

Очень почитаем в   Индии. По мифам Хануман- сын бога ветра Ваю и Анджаны, которая была проклята и обращена в ванару ( это раса обезьян в индийской мифологии). Хануман унаследовал от отца большую силу и способность летать. В мифах Индии много событий с участием Ханумана, один их самых известных это спасение Хануманом, похищенной ракшасами  и увезенной на Цейлон, Ситы, жены Рамы. 

Таким образом, обезьян нельзя обижать, они священны, но они являются большой проблемой для городов  Индии. Макаки резусы часто нападают на людей, могут отбирать вещи, влезать в дома и устраивать там погром. Но максимум, что можно сделать с обезьянами- это отпугивать их.

  Конечно, говоря в животных в Индии нельзя обойти тему дикой природы. Если посмотреть, сколько людей проживает в Индии,  на относительно небольшой территории, то  становится ясно что давление на дикую природу там очень велико. Люди вытесняют животных,  но удается ли индийцам хотя бы как-то гармонизировать свои отношения с дикими животными, избегая  их тотального уничтожения?  Да, удается. У Индии богатейшая дикая природа.  Статья 48 конституции Индии накладывает на государство обязанности по защите дикой природы, а статья 51 конституции признает обязанностью каждого гражданина защиту и улучшение окружающей среды и сострадание в живым существам. В Индии существует 981 особо охраняемая природная территория, 104 Нац. Парка. 566 заповедников дикой природы, 214 общественных заповедников, 32 заповедника слонов, 51 заповедник тигров и 18 биосферных заповедников.

Несмотря на различные экологические проблемы и сокращение популяций диких животных, Индии удается сохранять биоразнообразие.

  В том, что люди находят способы сосуществования с дикой природой не малую роль играет менталитет индийцев, их религия и опять же принцип ахимсы. Мы все читали здесь, на Сплетнике, высказывания о том, что мишки мешают людям гулять в лесу, неплохо было бы мишек, .. того. Так вот, индийцам, наверное, тоже ужасно мешают тигры и леопарды,  которые их иногда просто  жрут, слоны,  которые вторгаются  и топчут посевы, уничтожают деревья, но идея истребить к чертовой бабушке этих вредных созданий не приходит  им в голову.

  С удивлением,   я узнала в одной из программ, что в Мумбаи живут леопарды. Да в этом адски огромном мегаполисе, ночами шныряют леопарды., охотясь  на обезьян, собак и   иногда людей. И люди это терпят, смиряются и сосуществуют. Даже не знаю, смогли ли бы я так вот жить, зная, что рядом рыщут леопарды, и могут сожрать мою собаку?

Леопарды в Мумбаи. 

Если говорить  еще о диких животных, то нельзя пройти мило слонов,  тигров и львов.    Хотя слоны  в Индии издревле одомашнены и уже дикими их сложно считать.

 Слоны в Индии священны.   Ганеша, бог счастья с головой слона, - предводитель ганов, низших божеств, которые составляли свиту Шивы, отца Ганеши. Он является богом мудрости и литературы. По преданию, бивнем Ганеши написан великий эпос "Махабхарата". Ганеша очень почитаем в Индии.

Ганеша.

В Древней Индии слон - символ священной мудрости, царского достоинства, непобедимой мощи и благоразумия.

В древнеиндийской мифологии первый небесный слон, ставший прародителем всех слонов; он считается ездовым животным и боевым слоном бога Индры. По одному из мифов, Айравата — главный из 8 белых космических слонов, появившихся на свет из скорлупы мирового яйца при сотворении мира и охранявших все стороны света. Айравата считается хранителем Востока, он могуч и неустрашим в сражениях.

 Что же у нас в реальности?   Ранее слоны активно использовались на войне и в сельском хозяйстве. Сейчас, конечно,  для всего этого слоны уже не нужны. Сейчас слоны остались в храмах, в цирках и разных местах, связанных с туризмом. Поскольку слоны- дорогие в содержании животные, им хозяевам нужно «отбивать» расходы. И тут уже индийцы проявляют себя, как обычные люди, бизнесмены на животных стараются заработать как можно больше и имеет место быть жестокая эксплуатация и жестокое  обращение со слонами.

Режиссер –документалист Сангита Айер – одна из активных борцов против жестокого обращения со слонами  в Индии. . Она сняла фильм «Боги в кандалах», где подробно освещается эта тема. Конечно, в ответ Сангита получает множество недовольства, ее упрекают в не почитании обычаев предков, ведь слоны при храмах,  участвующие в праздниках- это древняя традиция. Тема эта сложная и неоднозначная.

   С дикими слонами тоже все не просто, их ареал фрагментирован, как раз  из-за того, что люди заняли их среду обитания. Сейчас в Индии, дикие слоны водятся на юге и северо-востоке страны. Они регулярно вступают в конфликт с человеком, слонам не хватает места. На путях их миграционных троп люди построили авто и ж/д дороги, на которых слоны часто гибнут. Ведь слоны   кочуют в поисках пищи при смене влажных и сухих сезонов. По этим тропам слоны ходили веками, но потом люди заняли их. Из-за невозможности кочевать,  из-за уничтожения их среды обитания слоны под угрозой вымирания. Но у Фонда дикой природы есть масштабный план по восстановлению миграционных троп слонов, чтобы помочь им выжить, сейчас этот план воплощается в жизнь.

Львы и тигры занимают второстепенное положение в мифологии Индии. Про льва есть всего один миф. Лев- одна из 10 аватар Вишну-  Нарамсингха. Нарамсингха убил бессмертного  царя-демона Хараньякашьяпа, который пытался убить своего сына, за то, что тот верил в Вишну и не хотел поклоняться своему отцу, как богу.

 Про тигра вообще нет отдельных мифов. Хотя исследователи индийской мифологии отмечают, что образы льва и тигра часто сливаются в одни и получается некий странный зверь – лев-тигр одновременно. В тексах часто пишут лев, а на картинке изображен тигр. Оба это зверя символизировали царственность и величие  и не рассматривались, как объект охоты у древних индийцев.

Также исследователи отметили, что поскольку индоарии заселяли Индостан с северо-запад,а  постепенно двигаясь на восток, в начале они встречались со львами и в более древних текстах присутствует лев. А тигр уже появляется позднее, по мере продвижения и освоения новых земель, где обитал тигр.

Лев и тигр закрепились в мифологии в качестве вахан- ездовых животных богов. Обычно это были шиваитские богини. На тигре или льве часто изображают Дургу или Кали, это женские ипостаси Шивы, Дурга-покровительница и  добрая , а Кали устрашающая и гневная, хотя это обе богини воительницы.  Ох, как же сложна и запутана эта индийская мифология!

Богиня Дурга.  

Богиия Кали.

Так в одном из мифов, Деви – женская форма бога в индуизме, изначальная богиня –мать, победила демона быка Махишу в одном из сражений. В сражении активное участие принимал лев богини, пожирающий врагов.

Мы видим, что львы и тигры занимали второстепенное положение в индийской мифологии и это закономерно. Эти животные, хоть и восхищали людей, но не были близки с ними, их не одомашнивали из-за их опасности для людей в силу размера животных, силы и хищной природы.

 В реальности  Индия – последняя страна  в мире, где остались азиатские львы. Заповедник в  Гирском  лесу  в штате Гуджарат, именно там азиатские львы нашли свое последнее прибежище. Сейчас их численность растет , уже 600 особей, а ведь они чуть не вымерли насовсем. Думаю, это большой плюс для Индии , сохранение  этих животных. В Гуджарате относительно не большая плотность населения, ведь это пустынная и суровая земля. Но даже там людям, наверняка не очень комфортно жить рядом с огромными котами, ведь львы могут сожрать их драгоценный скот. Но они терпят такое опасное соседство. И за это им спасибо.

О  индийских  тиграх я немного писала в посте   о  тиграх, да,  там все сложно,есть даже людоедство. Тигры обитают в 20 штатах Индии. На сегодня их около 3 тысяч особей. С 1972 года количество выросло в два раза, благодаря усилиям властей Индии прилагаемым  для спасения тигров в дикой природе. Но среда обитания тигров продолжает сокращаться люди наступают, индийцев очень много. А  тигры продолжают борьбу за выживание и я надеюсь у них есть шанс. Конечно, надеюсь, что и индийцы им в этом помогут.

Вот такой вот большой  получился пост. Пора заканчивать и надо сделать какой-то вывод. Попробуем. То, что в основах мировоззрения индийцев есть понимание того, что все живые существа – братья и имеют право на жизнь, находит отражение и в повседневной жизни индийцев . По крайней мере, они  стараются и сохранять природу, и не обижать животных. и мне, как человеку из европейской, антропоцентричной культуры, видится это большим плюсом их странной загадочной, а иногда совершенно дикой для нас культуры. Высокомерие людей и их чувство превосходства над другими созданиями, безжалостная эксплуатация природы,   может привести всех нас к гибели.  Только осознав, что мы часть этой природы, а не цари,  мы сможем выжить сами и спасти планету от полной экологической деградации.   

Подпишитесь на наш
Блоги

Отношение к животным в Индии.

06:30, 10 января 2022

Автор: ladylu

Комменты 134

Аватар

сикхи не едят мясо. точно знаю. и Кали выглядит совсем не так.

Аватар

В *Махабхарате кошка упоминается,как отрицательный персонаж,которая прикинувшись добродетельной,набирала учеников-мышей,уводила их в джунгли и съедала...Пойду поцелую моих пушистиков Пост очень интересный,в избранное.Каждый раз думаю:ну почти все об Индии знаю и опять за самонадеянность получаю новую информацию.Леопарды в Мумбаи,где бывала и собираюсь опять,заставили вздрогнуть

J

Я не считаю Индию ужасом и кошмаром … Спасибо им , как минимум, за йогу , Ошо и шахматы ))

Аватар

Автору спасибо! Интересно и жутко одновременно. Лучшее, что могут сделать индусы для природы - это перестать в такой прогрессии размножаться. Но, увы, это из области фантастики. В Индию ни ногой. Мне будет невыносимо видеть эти стада умирающих коров, и др животных. И из-за ужасного отношения к женщинам. Никогда не забуду статью, в которой писали, что для индийских мужчин в порядке вещей десятиром насиловать 7 летнюю девочку на глазах у материи. Страшнее этого не знаю, что есть. Это ад

T

Я жила в Мумбаи шумный город 20+ миллионов и ночью под утро орали животные как будто в джунглях живешь.

Подождите...