Человек несовершенен. Он может ошибиться, что-то упустить из виду, поддаться эмоциям. И это зачастую приводит к катастрофам. Другое дело - компьютер, который чётко следует всем инструкциям. И всегда знает как лучше. Или не всегда?
26 июня 1988 года на авиашоу на французском аэродроме в Абсеме зрителям должен был быть представлен самолёт Airbus новой модели A320-111. Эта модель снабжена улучшенным бортовым компьютером, который по заверениям производителя должен обеспечивать безопасность полёта на новом, высочайшем, уровне.
Airbus A320-111, рейс ACF 296 Q авиакомпании Air France под управлением капитана Мишеля Асслина и второго пилота Пьера Мазьера вылетел из аэропорта Шарля де Голля в Париже для участия на авиашоу в Абсеме. На борту в качестве пассажиров были члены аэроклуба Мюлуз и журналисты. На аэродроме Абсем, совершая демонстрационный полёт на сверхмалой высоте над взлётно-посадочной полосой, пилоты снизили скорость до такой степени, что со стороны это выглядело как выполнение захода на посадку. Но посадки не случилось, и, медленно пролетев над взлётной полосой, лайнер углубился в лес, буквально пробивая себе дорогу сквозь деревья, плашмя упал на землю и загорелся. Так как это произошло во время авиашоу, то это одна из немногих авиакатастроф, которая была заснята на видео:
От удара самолёта о землю никто серьёзно не пострадал, но 3 пассажира (женщина и 2 детей) погибли от отравления дымом во время эвакуации. Выжили 133 человека (все 6 членов экипажа и 127 пассажиров); 50 из них получили ранения различной степени тяжести.
Это происшествие нанесло огромный удар по репутации Airbus. Началось расследование, которым занялось Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). Выяснилось, что аэропорт, где должно было проходить авиашоу, заменили в последний момент, и пилоты, хоть и получили план аэродрома, имели мало представления об окружающей местности. Они, например, понятия не имели, что в конце взлётно-посадочной полосы есть лес - на плане, который был ими получен, схематическое изображение леса плохо пропечаталось. Кроме того, по просьбе организаторов во время демонстрации самолёта перед зрителями пилоты опустились на высоту 30 метров, в то время как минимальная допустимая высота для пролёта - 100 метров.
Капитан Асслин понял, что на кону стоят репутации Airbus и Air France, и без огласки его, Асслина, представят главным и единственным виновником трагедии. Поэтому он дал интервью британским СМИ, в котором утверждал, что увидев в конце взлётно-посадочной полосы лес, он пытался поднять самолёт на безопасную высоту, для чего задрал нос самолёта и увеличил тягу двигателей, но самолёт его не слушался. Следователями из BEA был проведён эксперимент на другом самолёте Airbus той же модели. И действительно, после снижения на высоту 30 метров, попытавшись вновь поднять самолёт, так как описывал это капитан Асслин, то есть резко задрав нос лайнера, следователи-лётчики столкнулись с тем, что бортовой компьютер не позволил им это сделать, заблокировав ручное управление. Видимо усовершенствованный компьютер воспринял резкое задирание носа самолёта как опасность входа в так называемое сваливание - ситуацию, при которой самолёт из-за резкого задирания носа устремляется почти вертикально вверх и из-за этого теряет свои подъёмные аэродинамические свойства, после чего резко теряет скорость и вертикально падает на землю, - и решил в целях безопасности не позволять этим глупым людишкам управлять самолётом. Восстание машин, да и только.
Но несмотря на то, что показания Асслина подтверждались экспериментально, следствие вынесло вердикт в виновности именно экипажа. По мнению следователей BEA бортовой компьютер был прав. Французские власти предъявили капитану Асслину обвинение в причинении смерти по неосторожности. Начался суд. Асслин утверждал, что чёрные ящики, представленные на суде, не были теми чёрными ящиками, которые обнаружили на месте падения самолёта - их тогда сфотографировали журналисты, и на этих фото черные ящики внешне очень сильно отличались от тех, которые были представлены на разбирательстве. Независимые швейцарские эксперты по просьбе Асслина провели сравнительный анализ фотографий чёрных ящиков с места падения самолёта и тех, которые были представлены в качестве доказательств на судебном разбирательстве. Их вывод гласил, что это абсолютно разные чёрные ящики. Кроме того, Асслин обратился за помощью к британскими экспертам для независимого анализа содержимого чёрных ящиков. Было установлено, что из записей бортовых самописцев пропало несколько секунд, предшествовавших катастрофе.
Но все старания Асслина были напрасны, суд признал его виновным и приговорил к 10 месяцам тюремного заключения.
Когда бортовой компьютер знает лучше. «Восстание машин» на авиашоу.
11:25, 11 марта 2021
Автор: __________
Комменты 65
Не поняла как люди смогли выжить при таком взрыве...
Что вообще за тупизм - перевозить полный самолет людей при ДЕМОНСТРАЦИОННОМ ПОЛЕТЕ?!
Все же как интересно природа расставляет грани... женщина бросается спасать детей, пусть и чужих, мужчина как самец спасает себя... первобытные инстинкты. Все остальное- просто налёт цивилизации.
Такие обломки на фото. Это корпус так сгорел после эвакуации людей? Просто чудо, что так немного жертв. По аналогии посадка суперджета вспоминается, но там погибших намного больше.
Какой ужас. И кто подменил черные ящики и куда пропали те секунд записи?((