Человек несовершенен. Он может ошибиться, что-то упустить из виду, поддаться эмоциям. И это зачастую приводит к катастрофам. Другое дело - компьютер, который чётко следует всем инструкциям. И всегда знает как лучше. Или не всегда?

26 июня 1988 года на авиашоу на французском аэродроме в Абсеме зрителям должен был быть представлен самолёт Airbus новой модели A320-111. Эта модель снабжена улучшенным бортовым компьютером, который по заверениям производителя должен обеспечивать безопасность полёта на новом, высочайшем, уровне. 

Airbus A320-111, рейс ACF 296 Q  авиакомпании Air France под управлением капитана Мишеля Асслина и второго пилота Пьера Мазьера вылетел из аэропорта Шарля де Голля в Париже для участия на авиашоу в Абсеме. На борту в качестве пассажиров были члены аэроклуба Мюлуз и журналисты. На аэродроме Абсем, совершая демонстрационный полёт на сверхмалой высоте над взлётно-посадочной полосой, пилоты снизили скорость до такой степени, что со стороны это выглядело как выполнение захода на посадку. Но посадки не случилось, и, медленно пролетев над взлётной полосой, лайнер углубился в лес, буквально пробивая себе дорогу сквозь деревья, плашмя упал на землю и загорелся. Так как это произошло во время авиашоу, то это одна из немногих авиакатастроф, которая была заснята на видео:

От удара самолёта о землю никто серьёзно не пострадал, но 3 пассажира (женщина и 2 детей) погибли от отравления дымом во время эвакуации. Выжили 133 человека (все 6 членов экипажа и 127 пассажиров); 50 из них получили ранения различной степени тяжести.

Это происшествие нанесло огромный удар по репутации Airbus. Началось расследование, которым занялось Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации (BEA). Выяснилось, что аэропорт, где должно было проходить авиашоу, заменили в последний момент, и пилоты, хоть и получили план аэродрома, имели мало представления об окружающей местности. Они, например, понятия не имели, что в конце взлётно-посадочной полосы есть лес - на плане, который был ими получен, схематическое изображение леса плохо пропечаталось. Кроме того, по просьбе организаторов во время демонстрации самолёта перед зрителями пилоты опустились на высоту 30 метров, в то время как минимальная допустимая высота для пролёта - 100 метров.

Капитан Асслин понял, что на кону стоят репутации Airbus и Air France, и без огласки его, Асслина, представят главным и единственным виновником трагедии. Поэтому он дал интервью британским СМИ, в котором утверждал, что увидев в конце взлётно-посадочной полосы лес, он пытался поднять самолёт на безопасную высоту, для чего задрал нос самолёта и увеличил тягу двигателей, но самолёт его не слушался. Следователями из BEA был проведён эксперимент на другом самолёте Airbus той же модели. И действительно, после снижения на высоту 30 метров, попытавшись вновь поднять самолёт, так как описывал это капитан Асслин, то есть резко задрав нос лайнера, следователи-лётчики столкнулись с тем, что бортовой компьютер не позволил им это сделать, заблокировав ручное управление. Видимо усовершенствованный компьютер воспринял резкое задирание носа самолёта как опасность входа в так называемое сваливание - ситуацию, при которой самолёт из-за резкого задирания носа устремляется почти вертикально вверх и из-за этого теряет свои подъёмные аэродинамические свойства, после чего резко теряет скорость и вертикально падает на землю, - и решил в целях безопасности не позволять этим глупым людишкам управлять самолётом. Восстание машин, да и только.

Но несмотря на то, что показания Асслина подтверждались экспериментально, следствие вынесло вердикт в виновности именно экипажа. По мнению следователей BEA бортовой компьютер был прав. Французские власти предъявили капитану Асслину обвинение в причинении смерти по неосторожности. Начался суд. Асслин утверждал, что чёрные ящики, представленные на суде, не были теми чёрными ящиками, которые обнаружили на месте падения самолёта - их тогда сфотографировали журналисты, и на этих фото черные ящики внешне очень сильно отличались от тех, которые были представлены на разбирательстве. Независимые швейцарские эксперты по просьбе Асслина провели сравнительный анализ фотографий чёрных ящиков с места падения самолёта и тех, которые были представлены в качестве доказательств на судебном разбирательстве. Их вывод гласил, что это абсолютно разные чёрные ящики. Кроме того, Асслин обратился за помощью к британскими экспертам для независимого анализа содержимого чёрных ящиков. Было установлено, что из записей бортовых самописцев пропало несколько секунд, предшествовавших катастрофе.

Но все старания Асслина были напрасны, суд признал его виновным и приговорил к 10 месяцам тюремного заключения.

Подпишитесь на наш
Блоги

Когда бортовой компьютер знает лучше. «Восстание машин» на авиашоу.

11:25, 11 марта 2021

Автор: __________

Комменты 65

Аватар

Не поняла как люди смогли выжить при таком взрыве...

N

Что вообще за тупизм - перевозить полный самолет людей при ДЕМОНСТРАЦИОННОМ ПОЛЕТЕ?!

Аватар

Все же как интересно природа расставляет грани... женщина бросается спасать детей, пусть и чужих, мужчина как самец спасает себя... первобытные инстинкты. Все остальное- просто налёт цивилизации.

N

Такие обломки на фото. Это корпус так сгорел после эвакуации людей? Просто чудо, что так немного жертв. По аналогии посадка суперджета вспоминается, но там погибших намного больше.

Аватар

Какой ужас. И кто подменил черные ящики и куда пропали те секунд записи?((

Подождите...