Опубликовано пользователем сайта

Вокруг света

Сколько вешать в килограммах или история одной авиакатастрофы.

43
Сколько вешать в килограммах или история одной авиакатастрофы.

Вы знаете сколько фунтов в килограмме? А сколько галлонов в литре? Ох уж эти метрическая и имперская системы! Мили, километры, футы и фунты... не разберёшься. Иногда из-за этой путаницы происходят авиакатастрофы.

23 июля 1983 года самолёт Boeing 767-233 компании Air Canada выполнял плановый рейс AC143 по маршруту Монреаль–Оттава–Эдмонтон. На борту находились 61 пассажир и 8 членов экипажа. Всё было в порядке пока на высоте 12 000 метров в кабине пилотов прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе двигателя №1. При этом бортовой компьютер показывал, что авиатоплива более чем достаточно. Капитан Роберт Пирсон и второй пилот Морис Куинталл решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал двигателя №2, и пилоты решили изменить курс на Виннипег как ближайший подходящий аэропорт. Несколько секунд спустя двигатель №1 отключился, и пилоты начали готовиться к посадке на одном двигателе. Пока пилоты пытались запустить двигатель №1 и вели переговоры с Виннипегом, снова прозвучал акустический сигнал отказа двигателя, сопровождавшийся другим дополнительным звуковым сигналом — длинным ударным звуком «бом-м-м». Оба пилота услышали этот звук впервые, так как ранее при их работе на авиатренажёрах он не звучал. Это был сигнал «Отказ всех двигателей».

Самолёт остался без электроэнергии, свет в салоне, в кабине пилотов и большинство табло приборов на панели погасли. К этому моменту самолёт уже снизился до 8500 метров, направляясь к Виннипегу. Второй пилот Куинталл попытался отыскать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. Капитан Пирсон принял решение посадить самолёт, планируя. В молодости он занимался в клубе планеристов и умел обращаться с планёрами. Но он никогда до этого момента не сажал таким способом огромный современный самолёт с десятками пассажиров на борту.  Несмотря на колоссальную массу, Boeing 767-233 не падает камнем на землю в случае отказа обоих двигателей. Его аэродинамика позволяет оставаться в воздухе и продолжать полет, подобно планёру, постепенно снижаясь и теряя скорость.

До Виннипега оставалось около 60 км, когда второй пилот стал производить расчет, удастся ли самолету долететь в режиме планирования до посадочной полосы.  Оказалось, что шансов нет. Самолет мог продержаться в воздухе еще максимум 30 км. Было принято решение садиться в Гимли, который находился в 18 км и где располагается выведенная из эксплуатации авиационная база. По стечению обстоятельств второй пилот Морис Куинталл 15 лет назад учился водить самолеты именно на этой военной базе и хорошо знал её взлётную полосу. Незадолго до посадки капитан Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и на слишком большой высоте для посадки. Для того чтобы снизиться без увеличения скорости, он выполнил манёвр, нетипичный для больших самолётов - скольжение на крыло, при котором самолёт накреняется и опускает одно крыло вниз, к земле. Впоследствии из-за этого уникального манёвра, который после не удалось повторить ни одному пилоту на тренажёрах, рейс AC143 стали называть планёром Гимли.

В нескольких десятках метров от полосы второй пилот  заметил, что проблемы еще не закончились. Посадочная полоса, на которую они собирались приземлиться, больше не использовалась по назначению, теперь на ней проводились автогонки. И как раз в тот день там было много семей с детьми, гонки уже закончились, но около полосы был устроен пикник. Без двигателей самолёт летел бесшумно, и люди на земле даже не подозревали об опасности. Когда колёса шасси коснулись взлётно-посадочной полосы, носовое шасси, которое из-за отсутствия электроэнергии незафиксировалось, сложилось, и самолёт уткнулся носом в землю, продолжая двигаться вперёд. Все, кто находился на полосе, успели покинуть её, и командиру не пришлось отворачивать самолёт. Лайнер остановился менее чем в 30 метрах от людей.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар, и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвостовая часть была поднята, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим; 10 пассажиров получили лёгкие травмы, но серьёзно никто не пострадал. Пожар вскоре был потушен силами автолюбителей с ручными огнетушителями.

Но почему двигатели отказали практически в середине полёта? Когда техники осмотрели топливные баки самолёта выяснилось, что в них  просто не осталось топлива. Но как такое могло случиться, ведь, согласно бортовому компьютеру, топлива было достаточно? Началось расследование, в результате которого оказалось, что горючего изначально было закачано в самолет значительно меньше – то есть столько, что его хватило всего на полпути. 

С 1970-го года Канада переходила с имперской системы мер на метрическую. Процесс этот протекал медленно, но на 767-х уже использовались килограммы и метры. А вот почти на всех остальных все ещё были фунты и галлоны. В итоге при расчёте необходимого объёма топлива вместо плотности в килограмм на литр взяли величины фунт на галлон, и наземная команда приняла неправильный переводной коэффициент 1,77 — массу литра авиатоплива в фунтах. Эта ошибка осталась незамеченной экипажем рейса АС143. Принятый коэффициент был записан в справочнике заправщика и ранее всегда использовался на самолётах Air Canada, использовавших британскую имперскую систему мер. 

Вместо необходимых 20 089 литров (что соответствовало бы 16 131 килограмму) наземные службы залили в баки 4916 литров (3948 килограммов) топлива, то есть в четыре с лишним раза меньше необходимого. С учётом имевшегося на борту топлива, его количества хватало на 40-45 % пути. Командир Пирсон проверил расчёт, но использовал тот же самый неправильный коэффициент и в итоге получил тот же самый неверный результат и ввёл его в бортовой компьютер. Вообще-то, согласно инструкциям Air Canada для самолётов других типов, это действие должен был выполнять бортинженер, но в составе экипажа Boeing 767 его не было — самолёт-представитель нового поколения управлялся только двумя пилотами, а должностные инструкции Air Canada никому не делегировали ответственность за эту задачу. Вот так из-за неправильных расчётов произошла авиакатастрофа.

Оставьте свой голос:

2034
+

Комментарии Скрыть комментирии

Войдите, чтобы прокомментировать

olmen
olmen

Чуть-чуть не дотянули до премии Дарвина наземные службы

Catt
Catt

Раз никто не погиб, то будем считать не катастрофа! До чего же пилоты хладнокровные люди, восхищаюсь.

Svetlanich
Svetlanich

Catt,
А что они все пережили пока не встали своими ногами на землю?
Это ужас ужасный, неизвестно как и что этот триггер отключил...

Stavrida
Stavrida

Это не катастрофа, никто же не погиб. Но пилоты, конечно, невероятные профессионалы.

Laylafromny
Laylafromny

Переходили, переходили и так и не перешли до конца на метры и см. В обиходе только дюймы и фунты, в магазинах и госпиталях две системы

remedy
remedy

Laylafromny, нет, в авиации и в армии используется метрическая система. В штатах, кстати, тоже. Очень легко распознать, что служил - они спокойно воспринимают скорости в км в час и расстояния в метрах

Laylafromny
Laylafromny

remedy, в армии может, я про повседневную жизнь

Di001
Di001

Stavrida, да верно это не катастрофа а авиационное происшествие. Профессионализм пилотов и невероятное везение.

Fresher
Fresher

Интересно, а кто-нибудь в итоге понёс ответственность?

Thevil222
Thevil222

Господи Иисусе, у меня тахикардия началась пока читала

AliaSymbat
AliaSymbat

Thevil222, аналогично

Sveto4ka1
Sveto4ka1

Thevil222, у меня аж ладошки вспотели пока читала. Бедные люди, что пережили такое, в темноте, как представлю(( Пилоты - герои!

Talessiw
Talessiw

Sveto4ka1, девушки , это невероятная история на самом деле . Есть серия National Geographic протрасследования авиакатастроф . Там есть серия про данный случай . Рекомендую

kot-naturmort
kot-naturmort

Sveto4ka1, тоже аж перестала дышать !!!!

sapfo
sapfo

Thevil222,

MelissaMi
MelissaMi

Железные люди.

shkoda
shkoda

Командир Пирсон невнимательно считает, но зато отлично пилотирует. Пилоты просто герои, столько жизней спасли.

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

Какое счастье, что никто не погиб и ужасная история счастливо закончилась. Я недавно летела из Афин на Боинге. Почему-то при взлёте в салоне был странный неприятный звук (потом исчез). А ещё минут через 5 как поднялись мы резко будто «упали». Это было очень страшно((. Женщине одной стало плохо, что-то с сердцем, весь полёт с ней стюардессы сидели. Давненько не было такой турбулентности.

sun-day
sun-day

Angel_in_heaven, для меня это такой страшный сон - вот такие турбулентности. Люблю летать, но очень боюсь этих "свободных падений". А люблю наверно до тех пор пока в настоящую болтанку не попала...

Angel_in_heaven
Angel_in_heaven

sun-day, это второй раз в моей жизни. А первый в 2015 на коротком рейсе между Сочи и Краснодаром. Летела с Киркоровым))). Так вот ничего не предвещали и на ровном месте мы «упали». Ужасное ощущение

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Стиль зумеров и тиктокеров: как одевается Валя Карнавал

Стиль зумеров и тиктокеров: как одевается Валя Карнавал

Звездный стиль 21746 64
Джиджи Хадид показала новые фото с первого дня рождения дочери Хай

Джиджи Хадид показала новые фото с первого дня рождения дочери Хай

Звездные дети 11638 24
Недели моды в Милане: звезда "Сплетницы" Джордан Александер, Анна Винтур, Дерек Бласберг на показе Fendi

Недели моды в Милане: звезда "Сплетницы" Джордан Александер, Анна Винтур, Дерек Бласберг на показе Fendi

Новости моды 9013 25
Поклонники раскритиковали Элджея за копирование образа The Weeknd в новом клипе

Поклонники раскритиковали Элджея за копирование образа The Weeknd в новом клипе

Шоу-бизнес 15047 26
"Кинотавр-2021": Ксения Раппопорт, Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук и другие на премьере фильма "На близком расстоянии"

"Кинотавр-2021": Ксения Раппопорт, Чулпан Хаматова, Федор Бондарчук и другие на премьере фильма "На близком расстоянии"

Светская жизнь 12145 18
Софи Тернер и Джо Джонас на прогулке с годовалой дочерью Уиллой: новые фото

Софи Тернер и Джо Джонас на прогулке с годовалой дочерью Уиллой: новые фото

Звездные дети 16064 25
Пока смерть не разлучила: история любви Тома Форда и Ричарда Бакли, которые были вместе 35 лет

Пока смерть не разлучила: история любви Тома Форда и Ричарда Бакли, которые были вместе 35 лет

Хроника 34297 61
Чем порадовать свои волосы этой осенью: новые гаммы для ухода и яркие аксессуары
Таинственное кольцо на мизинце и часы принцессы Дианы: Меган Маркл вышла в свет в украшениях стоимостью 400 тысяч долларов
"Кинотавр-2021": Паулина Андреева и Федор Бондарчук на премьере фильма "Дунай"
Редкий выход: Наталья Водянова и Антуан Арно на открытии выставки русских живописцев в Париже
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Наталья Османн, Кьяра Ферраньи и другие на показе Boss
Оксимирон, Павел Табаков, Федор Бондарчук и другие в трейлере фильма "Ампир V" по роману Виктора Пелевина
Линда Евангелиста рассказала, что изменилась до неузнаваемости из-за неудачной косметологической процедуры: "Меня изуродовали"
Неделя моды в Милане: Джиджи Хадид с новым цветом волос на показе Alberta Ferretti
Неделя моды в Милане: Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Джоан Смоллс на показе Max Mara
Лиза Арзамасова показала, как выглядит ее фигура через месяц после родов
"Кинотавр-2021": Олеся Судзиловская, Ольга Сутулова, Марина Зудина, Алена Свиридова и другие на вечеринке
В сети появился трейлер нового документального фильма о Бритни Спирс
Вся в белом: Кейт Миддлтон на презентации своего нового фотопроекта
Ирина Шейк, Джиджи Хадид, Эмили Ратажковски и другие на презентации нового шоу бельевого бренда Рианны
"Кинотавр-2021": Ольга Бодрова, Олеся Судзиловская, Варвара Шмыкова и другие на премьере фильма "Море волнуется раз"
Меган Фокс и Кортни Кардашьян снялись топлес в новой рекламной кампании бренда Ким Кардашьян
"Кинотавр-2021": Олеся Судзиловская, Ольга Сутулова, Марина Зудина и другие на премьере фильма "Общага"
Модная битва: Рита Дакота против Ани Лорак