Вы знаете сколько фунтов в килограмме? А сколько галлонов в литре? Ох уж эти метрическая и имперская системы! Мили, километры, футы и фунты... не разберёшься. Иногда из-за этой путаницы происходят авиакатастрофы.

23 июля 1983 года самолёт Boeing 767-233 компании Air Canada выполнял плановый рейс AC143 по маршруту Монреаль–Оттава–Эдмонтон. На борту находились 61 пассажир и 8 членов экипажа. Всё было в порядке пока на высоте 12 000 метров в кабине пилотов прозвучал сигнал, предупреждающий о низком давлении в топливной системе двигателя №1. При этом бортовой компьютер показывал, что авиатоплива более чем достаточно. Капитан Роберт Пирсон и второй пилот Морис Куинталл решили, что неисправен топливный насос, и отключили его. Но через несколько минут прозвучал аналогичный сигнал двигателя №2, и пилоты решили изменить курс на Виннипег как ближайший подходящий аэропорт. Несколько секунд спустя двигатель №1 отключился, и пилоты начали готовиться к посадке на одном двигателе. Пока пилоты пытались запустить двигатель №1 и вели переговоры с Виннипегом, снова прозвучал акустический сигнал отказа двигателя, сопровождавшийся другим дополнительным звуковым сигналом — длинным ударным звуком «бом-м-м». Оба пилота услышали этот звук впервые, так как ранее при их работе на авиатренажёрах он не звучал. Это был сигнал «Отказ всех двигателей».

Самолёт остался без электроэнергии, свет в салоне, в кабине пилотов и большинство табло приборов на панели погасли. К этому моменту самолёт уже снизился до 8500 метров, направляясь к Виннипегу. Второй пилот Куинталл попытался отыскать в аварийной инструкции раздел о пилотировании самолёта без двигателей, но такого раздела не было. Капитан Пирсон принял решение посадить самолёт, планируя. В молодости он занимался в клубе планеристов и умел обращаться с планёрами. Но он никогда до этого момента не сажал таким способом огромный современный самолёт с десятками пассажиров на борту.  Несмотря на колоссальную массу, Boeing 767-233 не падает камнем на землю в случае отказа обоих двигателей. Его аэродинамика позволяет оставаться в воздухе и продолжать полет, подобно планёру, постепенно снижаясь и теряя скорость.

До Виннипега оставалось около 60 км, когда второй пилот стал производить расчет, удастся ли самолету долететь в режиме планирования до посадочной полосы.  Оказалось, что шансов нет. Самолет мог продержаться в воздухе еще максимум 30 км. Было принято решение садиться в Гимли, который находился в 18 км и где располагается выведенная из эксплуатации авиационная база. По стечению обстоятельств второй пилот Морис Куинталл 15 лет назад учился водить самолеты именно на этой военной базе и хорошо знал её взлётную полосу. Незадолго до посадки капитан Пирсон понял, что самолёт летит слишком высоко и на слишком большой высоте для посадки. Для того чтобы снизиться без увеличения скорости, он выполнил манёвр, нетипичный для больших самолётов - скольжение на крыло, при котором самолёт накреняется и опускает одно крыло вниз, к земле. Впоследствии из-за этого уникального манёвра, который после не удалось повторить ни одному пилоту на тренажёрах, рейс AC143 стали называть планёром Гимли.

В нескольких десятках метров от полосы второй пилот  заметил, что проблемы еще не закончились. Посадочная полоса, на которую они собирались приземлиться, больше не использовалась по назначению, теперь на ней проводились автогонки. И как раз в тот день там было много семей с детьми, гонки уже закончились, но около полосы был устроен пикник. Без двигателей самолёт летел бесшумно, и люди на земле даже не подозревали об опасности. Когда колёса шасси коснулись взлётно-посадочной полосы, носовое шасси, которое из-за отсутствия электроэнергии незафиксировалось, сложилось, и самолёт уткнулся носом в землю, продолжая двигаться вперёд. Все, кто находился на полосе, успели покинуть её, и командиру не пришлось отворачивать самолёт. Лайнер остановился менее чем в 30 метрах от людей.

В носовой части самолёта начался небольшой пожар, и была отдана команда начать эвакуацию пассажиров. Из-за того, что хвостовая часть была поднята, наклон надувного трапа в заднем аварийном выходе был слишком большим; 10 пассажиров получили лёгкие травмы, но серьёзно никто не пострадал. Пожар вскоре был потушен силами автолюбителей с ручными огнетушителями.

Но почему двигатели отказали практически в середине полёта? Когда техники осмотрели топливные баки самолёта выяснилось, что в них  просто не осталось топлива. Но как такое могло случиться, ведь, согласно бортовому компьютеру, топлива было достаточно? Началось расследование, в результате которого оказалось, что горючего изначально было закачано в самолет значительно меньше – то есть столько, что его хватило всего на полпути. 

С 1970-го года Канада переходила с имперской системы мер на метрическую. Процесс этот протекал медленно, но на 767-х уже использовались килограммы и метры. А вот почти на всех остальных все ещё были фунты и галлоны. В итоге при расчёте необходимого объёма топлива вместо плотности в килограмм на литр взяли величины фунт на галлон, и наземная команда приняла неправильный переводной коэффициент 1,77 — массу литра авиатоплива в фунтах. Эта ошибка осталась незамеченной экипажем рейса АС143. Принятый коэффициент был записан в справочнике заправщика и ранее всегда использовался на самолётах Air Canada, использовавших британскую имперскую систему мер. 

Вместо необходимых 20 089 литров (что соответствовало бы 16 131 килограмму) наземные службы залили в баки 4916 литров (3948 килограммов) топлива, то есть в четыре с лишним раза меньше необходимого. С учётом имевшегося на борту топлива, его количества хватало на 40-45 % пути. Командир Пирсон проверил расчёт, но использовал тот же самый неправильный коэффициент и в итоге получил тот же самый неверный результат и ввёл его в бортовой компьютер. Вообще-то, согласно инструкциям Air Canada для самолётов других типов, это действие должен был выполнять бортинженер, но в составе экипажа Boeing 767 его не было — самолёт-представитель нового поколения управлялся только двумя пилотами, а должностные инструкции Air Canada никому не делегировали ответственность за эту задачу. Вот так из-за неправильных расчётов произошла авиакатастрофа.

Подпишитесь на наш
Блоги

Сколько вешать в килограммах или история одной авиакатастрофы.

11:42, 6 марта 2021

Автор: __________

Комменты 43

Аватар

Так страшно это читать. Все меньше хочется лететь самолетами и ездить автомобилями.

Аватар

Почему нет художественного фильма про этот случай?

Аватар

У пилотов пан или пропал. Молодцы. А такие тотальные ошибки надо учитывать и никогда больше не повторять.

Аватар

Граммар-наци на страже!! Еще раз для авторов: такие заголовки пишутся с запятой перед "или" и далее заглавная буква. Запомните уже ;) Сколько вешать в килограммах, или История одной авиакатастрофы.

S

Захватывающая история, в которой пазлы обстоятельств сложились самым невероятным образом в чудесную картину для всех. Божья воля и провидение

Подождите...