14 августа 2005 года самолёт кипрской авиакомпании Helios Airways потерпел крушение в горах под Афинами. Все 121 человек, находившихся на борту, погибли. Самому крушению предшествовала череда загадочных событий.

9:07 — самолет вылетел из Ларнаки в Афины. На высоте 4800 метров капитан связался со служащим компании Helios, находившемся в Центре управления полетами. Первый пилот доложил, что на борту возникли проблемы — сработала сигнальная система, предупреждающая о неготовности самолёта к взлёту. Это в уже взлетевшем самолёте! Чуть позже первый пилот сообщил о сигнализации системы кондиционирования самолёта. Разговор с землей длился около восьми минут. Связь прервалась на высоте 8670 метров, но лайнер продолжал полёт.

10:21 — «Боинг» заметили кружащим в посадочной зоне международного аэропорта Афин. На запросы с земли экипаж не отвечал.

11:24 — Из-за опасений, что самолёт может быть захвачен террористами, было принято решение поднять в воздух истребители F-16 для сопровождения лайнера. 

11:32 — Согласно докладу летчиков-истребителей, сиденье пилота было пустым. На сиденье второго пилота находился человек. Он не двигался и, судя по позе, был без сознания. В салоне были видны пассажиры без признаков жизни. Некоторые из них были в кислородных масках. На призывы летчиков «Боинг» не реагировал.

11:49 — В кабину зашел человек без кислородной маски и занял место пилота. Истребители попытались привлечь его внимание, однако их попытки оказались тщетными. Чуть позже неизвестный все же подал рукой сигнал пилоту истребителя. На связь самолёт по-прежнему не выходил.

12:00 — Самолёт начал снижаться.

12:03 —  «Боинг» рухнул на землю неподалеку от деревни Грамматико. Все 115 пассажиров и шесть членов экипажа погибли.

Следователи выяснили, что самолёт всё время летел на автопилоте, а упал от того, что в баках закончилось горючее. Но почему пассажиры и экипаж были без сознания? 

Официальная причина трагедии — клапан регулировки давления на борту самолета, который после проведения предполетной подготовки «Боинга» остался в режиме ручного управления, хотя должен был находиться в автоматическом режиме. Из-за этого произошла разгерметизация салона самолета. Пилоты и пассажиры потеряли сознание. Другими словами, главным «виновником» трагедии стал пресловутый «человеческий фактор»: техники на земле провели предполетную проверку «спустя рукава», пилоты не проверили показания приборов перед вылетом и не смогли адекватно отреагировать на сигналы тревоги, раздававшиеся в кабине самолета.

У этого лайнера и раньше были проблемы . Впервые он столкнулся с серьезной проблемой разгерметизации салона 16 декабря 2004 года. Во время полета в Варшаву в салоне самолета резко начало падать давление. Экипажу удалось благополучно снизить «Боинг» до безопасной для здоровья людей высоты. Команда стюардов сообщила о неплотно прикрытой двери в хвостовой части самолета. Тогда кипрская авиационная комиссия по расследованию чрезвычайных ситуаций не смогла точно определить, что стало причиной ЧП. Эксперты назвали две возможные причины: электрическая неисправность при открытии клапана, контролирующего отток воздуха из салона, либо случайное открытие двери в хвостовой части лайнера. Авиакомпания провела тщательную инспекцию самолета, потратив на нее около одного миллиона долларов. По словам пресс-секретаря авиакомпании Христоса Неоклеуса, никаких неисправностей в работе лайнера обнаружено не было, и поэтому «Боинг» был допущен к полетам.

Сын погибшего второго пилота Памбоса Хараламбуса дал показания в суде. По словам Янниса Хараламбуса, отец вел дневник, в котором записывал все неполадки, случавшиеся в ходе полетов. В частности, в дневнике в деталях были описаны проблемы, имевшие место во время рейса из Тель-Авива на Кипр в августе 2004 года. Пилот был настолько подавлен ситуацией в Helios Airways, что начал искать работу в другом месте. Он рассматривал даже вариант трудоустройства в авиакомпанию, базирующуюся в Гонконге.

Показания бывшего начальника отдела лицензирования департамента гражданской авиации Республики Кипр Хараламбоса Хаджигеоргиу растянулись на три дня работы следственной комиссии в Никосии. Экс-глава отдела лицензирования в выражениях не стеснялся. По его словам, в недрах департамента гражданской авиации царят фаворитизм и полное равнодушие к системе безопасности полетов. Людей, заявил Хараламбос Хаджигеоргиу, набирают в штат «с улицы»: поэтому не удивительно, что служащие департамента не обладают профессионализмом. По данным экс-главы отдела, до момента крушения лайнера ни один кипрский самолет не проходил проверки в течение восьми предшествующих трагедии месяцев. По закону, лайнеры должны проходить проверку как минимум два раза в год.

Бывший служащий министерства транспорта, к которому принадлежит отдел лицензирования, заявил, что авиакомпании Helios Airways отдавалось предпочтение во всем. Ее руководство без проблем получало разрешение на трудоустройство дополнительных пилотов, в то время как ее конкурент Eurocypria сталкивалась с трудностями в этом вопросе. По словам Хараламбоса Хаджигеоргиу, некоторым пилотам Helios Airways разрешили летать, хотя у них не было лицензий, одобренных европейскими властями. Кипрские власти предоставили авиакомпании шестимесячную отсрочку, в течение которой пилоты должны были получить новые лицензии. 

Суды велись как на Кипре, так и в Греции (по месту крушения). На Кипре были предъявлены обвинения по 1190 пунктам как самой авиакомпании Helios Airways (как юридическому лицу), так и ее руководству. Самое тяжкое — убийство 121 человека. Максимальным наказанием в случае доказательства вины обвиняемых могло стать пожизненное заключение. Компанию и руководство также обвинили в халатности при найме на работу некомпетентных пилотов. Все, находившиеся на скамье подсудимых, свою вину отрицали. В декабре 2011 года Уголовный суд Никосии большинством голосов вынес вердикт: имеющихся улик недостаточно для того, чтобы привлечь подсудимых к ответственности.

В Афинах судебные разбирательства завершились тюремными сроками для руководства авиакомпании. 2 февраля 2013 года апелляционный суд Афин приговорил каждого из трех обвиняемых по делу о крушении лайнера авиакомпании Helios Airways к 123 годам тюремного заключения. Директор авиакомпании Димитрис Пантазис, руководитель службы обеспечения полетов авиакомпании Андреас Кикидис и старший пилот Helios Airways Янко Стойменов были признаны виновными в непредумышленном убийстве. Четвертый подсудимый — главный инженер авиакомпании Алан Ирвин, который проводил предполетную подготовку «Боинга», был признан невиновным. Однако родственники погибших до сих пор считают, что истинные виновники крушения смогли избежать наказания.

Подпишитесь на наш
Блоги

Самолёт-призрак в небе над Афинами.

00:32, 2 марта 2021

Автор: __________

Комменты 34

N

Заголовок не соответствует содержанию. Страху нагнали, а на деле банальная разгерметизация. Людей очень жаль, но к сожалению зачастую так и бывает - какой-нибудь винтик не докрутили и ...

Y

Моя знакомая стюардесса работала в одной Авиакомпании известной, так вот, однажды она весь полет держала ручку шлюза потому что она не закреплялась. Пассажиры даже не подозревали об этом.....

Аватар

Границы откроют и начнутся истории, успела отвыкнуть...

Аватар

Ну зачем я это прочитала? Вчера только купила билет. Буду надеяться, что в моем полёте всё будет хорошо!

S

Жуть! Надеюсь, что другим авиакомпаниям Греции это послужило уроком. Хотя, не дай Бог, учиться на подобных ошибках.

Подождите...