Обратила я сегодня внимание на новый дудл от Гугла и решила поинтересоваться, чему посвящена эта красота. Как оказалось, годовщине открытия пещеры с наскальными рисунками Ледникового периода - пещере Шове.

Полистала, почитала, фотки посмотрела и решила принести вам. 

Итак, 18 декабря 1994 года на юге Франции три спелеолога, Жан-Мари Шове, Элиет Брюнель и Кристиан Иллэр, совершенно случайно, когда обследовали ещё одну пещеру не подалёку, обнаружили уникальный грот небольшого городка Вальон-Пон-д'Арк в ущелье реки Ардеж, притока Роны. Это была ранее не тронутая пещера с сетью галерей и комнат, покрытых наскальными рисунками и петроглифами, а пол пещеры был завален различными палеонтологическими останками, включая черепа медведей и двух волков. Некоторые из этих костей были расставлены в особом порядке.

По своим размерам пещера значительно превосходит знаменитую Ласко (более детально о ней можно почитать вот тут - NO ENTRY. Пещера Ласко). В гроте Шове много залов и галерей общей длиной 800 метров и высотой до 18 метров.

По оценкам ученых, первобытные люди жили в гроте 33-37 тысяч лет назад, а затем вернулись в его в период 28-31 тысячи лет назад. Благодаря оползню, который перекрыл вход около 25 тысяч лет назад, все изображения в пещере сохранились в идеальном виде!

Сенсационность пещеры Шове состоит в том, что её открытие отодвинуло датирование возникновения первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, и перевернуло сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана.

По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических.

На стенах четырех «залов» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено 435 изображений различных животных, обитавших в те времена (всего 14 видов представителей фауны тогдашнего мира, включая таких как давно вымершие шерстистые носороги и мамонты), в том числе масштабные многофигурные композиции.  В самой глубокой галерее изображено человеческое тело, а на других стенах — абстрактные серии красных точек. Также рядом с рисунками были обнаружены следы когтей пещерного медведя.

Изобилует пещера Шове большим количество изображений хищников - пещерных львов, медведей и носорогов, помимо привычных для других пещер рисунков животных, которых первобытные люди употребляли в пищу  – быков, лошадей, оленей.

Одна из главных особенностей грота - изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга. Существует две версии касательно них. Согласно первой, это что-то вроде первобытной анимацией, когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, животные словно "оживали". А по другой теории, таким образом изображается в перспективе группа животных.

Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).
 

Техника исполнения изображений также уникальна. Перед нанесением рисунка стены очищались и выравнивались, процарапывались контуры животных и только затем наносилась краска. Вообще рисунки здесь выполнены настолько виртуозно, страстно и искусно (с применением пропорций и теней), что многие учёные не могут поверить, что они настолько древние!

В Шове так же есть и просто гравировки.

За 26 лет с момента открытия  учёными было проведено более 350 исследований, чтобы установить датировку рисунков различными методами, включая радиоуглеродный. Правда, как считают специалисты, даже этих анализов недостаточно для установления подлинного возраста изображений.

В дополнение к рисункам, пещера также является домом для человеческих следов и около 4000 окаменелостей доисторических животных. Признавая огромное значение этого места для истории человечества, ЮНЕСКО внесла пещеру Шове в Список всемирного наследия в 2014 году. В список исторических памятников Франции она была внесена через год после открытия.

Сегодня Шове считается одним из сакральных мест человечества. И сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по несколько часов в день. 

В 2015 году французские власти открыли точную копию легендарной пещеры, и она стала доступна и для простых обывателей. Её создание обошлось в 55 миллионов евро.

Подпишитесь на наш
Блоги

Пещера Шове

02:56, 19 декабря 2020

Автор: Encore

Комменты 120

Аватар

Жаль, что нет фотографий изображения человеческого тела. Интересно было бы посмотреть, так же красиво получилось? Автору огромное спасибо, и скорейшего вам выздоровления!

Аватар

55 млн евро? Ну не знаю, насколько оправданы такие траты, когда есть видео пещеры хорошего качества

Аватар

Не могу поверить, что пещерные люди рисовали настолько профессионально! Просто с ума сойти, если сравнивать с теми же, уже ранее сверху упомянутыми, средневековыми "кошками и собачками". Просто небо и земля. Очень интересно, спасибо за пост!

Аватар

Вспомнились Ося и Кися ) очень интересный пост, но ощущение, что это мошенничество в особо крупных масштабах.

Аватар

Щас заминусуют меня, думаю, но вот не могу отделаться от мысли, что это развод какой-то. Невозможно представить, чтоб человек того времени мог так рисовать. Ну или это был предок Леонардо или Рафаэля))

Подождите...