26 июля 1951 года в ходе археологических раскопок в Великом Новгороде была сделана невероятная находка: написанная в конце 14 века берестяная грамота, с описанием доходов с нескольких сел. Почва в этом регионе такова, что то, что попало в эту болотистую, влажную землю консервируется на века. Органика – дерево, береста, кожа, трава, веревки – не исключение. Я работала волонтером на раскопках и лично выкапывала веревки, веники, подметки, бересту – все то, что в сухой почве перегнивает (попадалось даже нечто, похожее на навоз; если это он, то сохраняет он консистенцию весьма свежую, ну вдруг вам понадобится навоз 14 века))

Выглядит любой раскоп примерно так:

Так вот, грамоты… После находки первой грамоты, ученые уже прицельно начали искать письмена на бересте, ибо важность их переоценить сложно. Древняя Русь перешла из плоскости в объем, из схем и чертежей древних летописей  -  в яркие живые картины. Более тысячи грамот найдено на сегодняшний день, и за каждой грамотой видны человеческие судьбы и характеры, слышна речь их авторов, видна их повседневная жизнь, да не только их и не только повседневная – становится понятным, что из себя представляло общество 11-14 веков (бересту именно этого периода находят). Внезапно выяснилось, что древний Новгород был невероятно грамотный город. Писали все – мужчины, женщины, дети. Писали деловые письма, составляли хозяйственные описи, переписывали должников, крестьяне жаловались на приказчика, муж писал жене, чтоб она ему в поле рубашку прислала, а то он забыл, бабуле Маремьяне писал внучок, чтоб она судебному исполнителю отдала полтишок ,а у него взяла грамоту; дети корябали всякие обзывалки, да ладно дети, вон, Радослав Хотеславу написал «Якове, брате, еби лежа», не вы*бывайся, типа.

А пост я хочу сделать о письмах любовных и матримониальных, ну потому что не списки же должников и перепись куньих шкурок с бочонками ржи обсуждать на сплетнике. Грамоты эти достаточно известны, часто мелькают в интернете, но думаю, найдутся те, кто ничего о них не слышал, да и кто слышал, надеюсь, с удовольствием еще раз их почитает.

Итак, первая грамота датируется аж началом 12 века! Невероятно эмоциональное письмо, написанное женщиной:

«‘[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался …’  После большого разрыва: ‘… теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про …’ После разрыва в 6–8 слов сохранился конец этой (или, может быть, следующей) фразы: … [тьбь] хаблю. Здесь возможны лишь вольные предположения, например, (николи же сь) [тьбь] хаблю ‘никогда тебя не оставлю (не отвергну)’ или (хочеши ли дати сь) [тьбь] хаблю ‘хочешь ли, чтобы я тебя оставила’ и т. п. Заключительная фраза: ‘Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость (= я)’.»

По содержанию грамота уникальна. Ее едва ли можно истолковать иначе, как любовное письмо: при других мыслимых интерпретациях непонятно, как объяснить тему возможной обиды (задетости) адресата, необходимость укрываться от людских глаз и в особенности страх героини перед тем, что она может стать предметом насмешки. Автор, несомненно, знакома с литературным языком. Скорее всего, это женщина, обладающая достаточно высоким социальным положением. Естественность, с которой героиня пишет «въспиши жь ми» - «напиши же мне в ответ», показывает, что как для нее, так и для ее адресата писать и получать письма было делом обычным. По-видимому, и те приглашения, с которыми она уже трижды обращалась к адресату, тоже были письменными.

После находки этой грамоты стала понятна следующая (№566), того же периода:

«боуди въ соуботй къ ръжи или весть въдае»

Перевод: «Будь в субботу ко ржи или подай весть»

«Приходи на сеновал», ага.

Правила написания писем в Древнем Новгороде были весьма строгие, первая фраза – это всегда вариации «От того-то тому-то» («Поклон от Онцифора к бабе Маремьяне», очень мне имя нравится)). Отсутствие в этих двух записках обязательного элемента подтверждает их интимный характер. Интересно, пришли их возлюбленные на свидание или просто выкинули записки под ноги, где и нашли их археологи много лет спустя?

Автор следующей грамоты (№377, конец 13 века) не таится и не сюсюкается, а берет быка за рога:

$ микити ка ан[и] поиди за мьне зъ тьбе хоцю а тy мене а на то послоухо игнато мо[иси5въ а во] жи...

Перевод: ‘От Микиты к Анне. Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев …’

Исключительно интересно то, что Микита непосредственно обращается к девушке, а не к ее родителям. Не совсем ясно, свидетелем чего выступает Игнат Моисеев; возможно, именно он сообщил Миките, что Анна тоже согласна на брак.

Кстати, академик Андрей Зализняк, выдающийся лингвист, всю жизнь проработавший с грамотами (как можно заметить, расшифровать их часто очень и очень сложно), в одном своем интервью сказал, что если судить по грамотам, то положение женщин в Новгороде было весьма вольным, и, причем, в 12 веке более вольным, чем в 14. Они вели весьма активную социальную жизнь и бессловесными рабынями своих мужей не были. А вот чем ближе к Московскому периоду, тем меньше и меньше становилось писем от женщин, видно, не сильно приветствовалось такое баловство.

И тем не менее, на рубеже 14-15 веков жена пишет Семену следующее:

«приказъ къ смену {9 жени} 9 жен] цо бy 5си оугомон{о}ъ досп]лъ по просту а мене здуци азъ тоб] целомъ б]ю»

Перевод: : "Наказ Семену от жены. Утихомирил бы ты [всех] попросту и ждал бы меня. А я тебе челом бью»

По-видимому, до Семеновой жены дошло, что в ее отсутствие возник некий конфликт или внутрисемейная ссора, и она требует от мужа утихомирить конфликтующих «попросту», т. е. без полного выяснения того, кто прав и кто виноват, и ждать ее возвращения. Она считает, что сумеет лучше справиться с ситуацией, чем он. (Возможно, впрочем, что муж и сам был участником конфликта.) Вежливая концовка призвана несколько смягчить повелительный тон записки.

Интересно, как Семен их будет утихомиривать? Не иначе как оглоблей разгонит в разные стороны.

Закончу на радостной ноте. В середине 12 века Янка пишет свахе:

покланние $ нок] со сьлтою ко рин] . хоцьть ти твоего д]ттиць . о с/в+т"о . жь ти е] хо{ц}ць . ажь хоцьши во броз] жь седь б2ди . и ла есмо с ем2 по р2к2 ко тy си мловила ем2 тy дни придьши томо дни поим2 и н] ли ти тамо повоица . а крьвоши присоли а кодь ти мн] хльбь т2 и тоб]

 Перевод: «Поклон от Янки с Селятой Ярине. Хочет-таки детище твоего (т. е. того, что ты имеешь, что ты предлагаешь). К празднику её хочет. Пожалуйста, срочно будь здесь. А я обещала ему свое согласие [на то, чтобы было], как ты сказала ему давеча: ´Придешь ó в тот же день сосватаюª. А если у тебя там нет повойничка, то купи и пришли. А где мне хлеб, там и тебе"

Письмо представляет собой ответ родителей (фактически ó матери) на вопрос о возможном сватовстве сына. Согласно убедительной гипотезе А. А. Гиппиуса, Ярина - сваха. Повойник (женский головной убор) ó один из характерных атрибутов свахи. Просьба Янки прислать ей повойник получает в этом случае простое объяснение. Заключительная фраза грамоты - явно готовая формула, означающая: «где у меня есть пропитание, там и ты будешь сыта"; очевидно, это обещание вознаграждения Ярине.

Вот так. Время идет, а мы мало меняемся)) те же дела, те же переживания, те же ветреные возлюбленные, которые рвут письма и не приходят на встречи.  

Грамот много, на сайте gramoty.ru вы найдете их все, с переводами и комментариями. Отдельно рекомендую лекции Залязняка на ютюбе. Андрея Анатольевича не стало в 2017 году, до этого он ежегодно читал лекции о том, что за письма нашли в этом сезоне и как их расшифровывали. Очень интересно, зарядка для мозгов еще та.

Дикси. Пишите лайки, ставьте вопросы, задавайте комментарии, чё-то как-то так :)

Подпишитесь на наш
Блоги

Древнерусские страсти. Берестяные грамоты.

03:06, 10 декабря 2020

Автор: Dartagnan

Комменты 114

Аватар

Да, Новгород был и есть крутой город, самый крутой город Древний Руси, жаль, что так в истории получилось

Аватар

Мне всегда в детстве было жалко Великий Новгород, как ему обломали хребет. И всегда не нравилось Московское княжество и его политика. Собственно, это положение вещей мало изменилось.

Аватар

Очень интересно! Огромное спасибо, автор! Прямо глоток свежего воздуха и на Сплетнике, и вообще.

Аватар

Маремьяна, не страмись, не страмись, лезь в дудку! От меня ещё отдельное спасибо, вы мне открыли глаза на имя царицы из Волшебного кольца! ))

R

Потрясающе!!!

Подождите...