Сегодня дата, связанная с Кровавой Мэри. 16 октября 1555 года по приказу английской королевы Марии I Тюдор, считающейся той самой Кровавой Мэри, были сожжены за ересь протестантские епископы Лондона и Вустершира. Она была первой коронованной королевой Англии, королевой Ирландии и королевой Испании, которую на родине невзлюбили до такой степени, что не поставили ей ни одного памятника, а день ее смерти отмечали как национальный праздник. Когда прочитала об этом, мне стало интересно, что же это за женщина жила в Англии в те времена, правда ли она была кровавым тираном и за что ее так прозвали.

Рождение дочери английского короля Генриха VIII и его первой супруги Екатерины Арагонской стало настоящим чудом. До нее все беременности королевы заканчивались тем, что ребенок погибал еще в утробе матери либо сразу после родов. Поэтому счастью родителей не было предела, когда у них, наконец, родилась живая здоровая девочка, которую назвали в честь любимой сестры Генриха – королевы Франции Марии Тюдор.

Девочка росла, получала образование, занималась верховой ездой и соколиной охотой, а также изучала творчество христианских поэтов и ради развлечения читала рассказы о женщинах, пожертвовавших собой, — христианских святых и античных девах-воительницах. 

Ее жизнь изменилась, когда Генрих решил аннулировать брак с ее матерью, в связи с чем Мария потеряла все права на корону, превратившись в незаконнорожденную дочь. В последующие годы ее жизнь зависела от того, как складывались ее отношения с мачехами (а их у нее было предостаточно - Генрих VIII женился 6 раз, и все его жены, кроме последней, либо умирали, либо он их казнил, либо разводился с ними). Так, например, у второй жены своего отца Анны Болейн, которую позднее он обезглавит из-за ложного обвинения в измене, Марию сделали служанкой королевы. 

Но судьба ее складывается так, что в возрасте 37 лет она все же становится королевой Англии.

Оказывается, что при жизни Марию не называли "кровавой". Прозвище «Кровавая Мэри" появилось в английских письменных источниках лишь в начале 17-го века, примерно через полвека после её смерти! 

При жизни Мария наоборот слыла самой доброй и милосердной правительницей Англии 16-ого века. Если сравнить степень кровожадности Марии и ее отца с ее преемницей-сестрой Елизаветой I, то получается совсем другая картина.

При Генрихе VIII было казнено 72 000 человек, при Елизавете I насчитывалось 89 000 казнённых, а при Марии - всего 287! То есть та самая «Кровавая Мэри» казнила в 250 раз меньше народу, чем её отец, и в 310 раз меньше, чем её младшая сестра! 

Потому что при Марии I простой народ казням не подвергался (за исключением нескольких единичных случаев), казнили в основном представителей элиты, например, архиепископа Томаса Кранмера и его приближённых. А во времена правления Генриха VIII и Елизаветы I совершались массовые казни. При ее отце бОльшая часть казненных состояла из крестьян.

В те времена стало выгоднее продавать овечью шерсть в Нидерланды, чем зерно, а для того, чтобы пасти овец, понадобилось гораздо меньше рабочей силы, чем на выращивание зерновых. Поэтому у крестьян стали массово отбирать земельные участки, которые тут же превращались в огороженные пастбища. Множество крестьян по всему королевству остались без земель и домов. Они были вынуждены скитаться, прося милостыню. Тогда Генрих VIII решил махом избавиться от лишнего населения, которое не приносило ему никакой экономической выгоды, и установил за бродяжничество и попрошайничество смертную казнь. 

При Елизавете I к массовым казням бездомных и нищих, вновь возобновившмся при ней, добавились массовые казни участников народных восстаний (они стали происходить почти каждый год) плюс казни женщин, заподозренных в колдовстве.

В 1563 году Елизавета I издала «Акт против заклинаний, чародейства и ведовства», после которого в Англии началась «охота на ведьм». Так как королева была образованной, умной женщиной, сомнительно, что она действительно верила в колдовство, особенно в такое нелепое, как вызов бури сниманием чулков. Между прочим, это реальное «Дело о чулках», произошедшее в Хэнтингдоне. Женщина и её 9-летняя дочь были повешены за то, что, по мнению суда, они продали душу дьяволу и вызвали бурю, сняв с себя чулки!

Для чего тогда Елизавета издала этот акт? Дело было в том, что в то время экономика Англии находилась в очень плачевном состоянии (из-за снижения доходности от экспорта шерсти и шерстяных тканей). В связи с этим постоянно повышались налоги, чтобы восполнять нехватку денег в казне. А повышение налогов вызывало бурю негодования в народе и вышеупомянутые многочисленные восстания. Для того, чтобы объяснить все эти трудности и неудачи, нужно было найти «козла отпущения» и натравить на него гнев народа. Поэтому было решено во всем обвинять "ведьм". Вроде как они колдуют втихаря, и в королевстве жизнь становится все сложнее и сложнее.

Учитывая масштабы кровавых расправ Генриха и Елизаветы, диву даешься, с чего это кровавой обозвали именно Мэри. А все дело в том, что на протяжении 16-17 веков в Англии шла борьба за власть между представителями двух ветвей западного христианства - католиками и протестантами. Генрих и Елизавета были протестантами, а Мария - католичкой. Протестанты окончательно победили лишь в 1688 году.

Прочитала в связи с этим в Интернете про праздник «День Гая Фокса» (Guy Fawkes Day). Упоминание о нем как раз перед этим встретила в книге "Girl online going solo", где главная героиня - английская блогерша-страшеклассница демонстрирует другу-американцу, как они отмечают Ночь фейерверков 5 ноября и жгут костры. Тогда я и не подозревала, какая история кроется за этим с виду безобидным праздником.

Есть традиция - ежегодно 5 ноября английские детишки сжигают чучело Гая Фокса, одного из участников «порохового заговора» 1605 года, когда группа католиков планировала взорвать Палату лордов английского парламента и поднять всенародное восстание, но не успела - заговорщики были разоблачены и задержаны. Гая Фокса повесили, но вот уже более 4 (!) веков заставляют детишек ежегодно сжигать его чучело! Прочитала, что во всем мире нет ни одного аналогичного примера такого точно рассчитанного хода по созданию образа врага. С детских лет англичанам-протестантам внушают, что самый нехороший человек - это католик. И такое отношение ко всем католикам формируется уже с детства.

Лидеры английских протестов того времени сообразили, что врагов надо уничтожать не только физически, но ещё и морально-идеологически. Поэтому католиков начали изображать исчадиями ада и детьми дьявола, а само слово «католик» заменили словом «папист» с явно презрительным оттенком. Ну а добрая королева Мэри как раз в то же время превратилась в Кровавую Мэри и героиню страшилок, которыми пугают детей. Даже моя дочь в начальных классах услышала такую байку и по секрету поведала мне, что ни в коем случае нельзя 3 раза произносить "Кровавая Мэри" перед зеркалом))

Но что бы о бедной Марии ни говорили, она остаётся интересной личностью, о которой пишут книги и снимают кино.

Самое известное литературное произведение о ней - романтическая драма «Мария Тюдор» Виктора Гюго, которая послужила основой для двух опер.

В сериалах и кино Мария Тюдор тоже появляется нередко. В главной роли - во французском немом фильме 1912 года «Marie Tudor», в одноимённом французском телефильме 1966 года и в британском сериале 2008 года «Тёмная история Кровавой Мэри».

Все остальные художественные постановки можно поделить на две группы. В фильмах, действие которых происходит в эпоху Генриха VIII, юная принцесса Мария является положительным персонажем второго плана (в фильмах «Анна на тысячу дней», «Ещё одна из рода Болейн» с Натали Портман и Скарлетт Йохансен и сериалах «Шесть жён Генриха VIII», «Генрих VIII», «Роза Тюдоров» и «Тюдоры». В фильмах о Елизавете и елизаветинской эпохе королева Мария — важный, но вспомогательный персонаж. Фильмы, вводящие «кровавую Марию» в завязку истории Елизаветы — «Королева-девственница» и одноимённый сериал 2006 года, «Роза Тюдоров», «Жемчужины короны», «Елизавета» и многие другие. Кстати, в экранизациях «Принца и нищего» Марка Твена (действие романа происходит в 1547 году, непосредственно перед и после смерти Генриха VIII) Мария по воле режиссёров выступает в обеих ролях — и «доброй принцессы», и будущей «кровавой Мэри».

А вот в документальных фильмах Мария Тюдор обычно предстаёт в образе мстительного и ненавидимого народом тирана. Так, в 25-минутном фильме, вышедшем в 2002 году на канале Discovery в серии «Худшие люди в истории» ставят Марию в один ряд с современными тиранами.

Кстати, прочитала сейчас,  что в фильме "Коктейль" (1988) герой Тома Круза демонстрирует приготовление «Кровавой Мэри». У многих этот напиток ассоциируется именно с Марией I Тюдор. Я его еще ни разу в жизни не пробовала, и вряд ли попробую))

Подпишитесь на наш
Блоги

Кровавая ли Мэри?

13:36, 16 октября 2019

Автор: AdrianaSuvorova1

Комменты 48

Аватар

Том Круз красавчик! Эх где мои семнадцать лет....)

Аватар

Ещё по поводу "плачевного состояния экономики Англии во время правления Елизветы" - именно во времена Елизаветы I Англия из захудалой страны на окраине Европы превратилась в одну из крупнейших торгово-промышленных стран мира, экономика шла вверх, промышленная революция и самое главное - успешное начало борьбы за статус главной морской державы мира, становление английского флота и победа над Непобедимой армадой - это всё при ней. Так что не было всё печально с экономикой в её правление, все наоборот, там были грандиозные достижения, которые изменили судьбу мира на столетия вперёд и на 1 место вышла Англия. Также времена Елизаветы I называют золотым веком Англии - расцвет науки и искусства.

Аватар

Уважаемый автор, извините, но статья вообще несколько предвзята - плохие английские протестанты очерняли хороших католиков. Почитайте про католическую церковь тех времён, погрязшую в пороках и разврате. Про папу Иоанна XXIII почитайте - Балтазар Косса. Обесчестил сотни девушек, их ему во дворец доставляли, спал со своей внебрачной дочерью, она родила от него девочку, которая была ему одновременно дочкой и внучкой. Когда она выросла - спал ещё и с ней. Да Генрих VIII - это агнец невинный по сравнению с теми Римскими папами, которым он должен был подчиняться. Как бы не надо было католическую церковь тех времён очернять специально, она успешно очернялась сама и народ, глядя на это, действительно остро нуждался в реформировании христианства. Во Франции не прошло - там протестантов в крови утопили, в Испании не прошло - там тащили на костёр ещё до того, как стал протестантом, когда только задумался на эту тему, испанская инквизиция дело своё хорошо знала, но в большинстве других стран протестантизм продвигался вполне успешно и причиной был исключительно моральный облик католической церкви тех времён. Она обратилась к добродетели только после того, когда возникла опасность, что протестантизм победит вообще везде.

Аватар

Спасибо за пост, так интересно

Аватар

Я не думаю, что фейерверки в ночь Гая Фокса - это культивирование ненависти к католикам, англичане отмечают спасение короля, основной мишенью заговора был Яков I, парламент можно было взорвать в любой день, но пытались именно в момент, когда король в парламенте будет произносить речь, чтобы на престол взошла его малолетняя дочь и регент при ней. Заговор раскрыли, король остался жив, это и отмечают англичане как победу порядка над хаосом. Отмечать победу - не значит культивировать ненависть. С таким же успехом можно День народного единства в России 4 ноября назвать культивированием ненависти к полякам, но это не так. Вряд ли в Англии сейчас пылают ненавистью к католикам вообще, только к конкретному заговорщику, который пытался убить их короля, его чучело и сжигают - нечего было на их короля покушаться. Хотя во время тех событий всё это воспринималось иначе, речь шла о католиках вообще и у англичан для этого были некоторые основания, отношения англиканской церкви и католической простыми не были и вряд ли стоит пытаться в той ситуации назначить - кто был хороший и кто плохой. Я думаю, что если бы не любовные дела Генриха VIII, которые были катализатором ухода страны от католической церкви, это всё равно бы произошло и вопрос только времени, Англия бы в любом случае вслед за Германией перешла в протестантизм, это слишком независимая страна, чтобы за каждым политическим решением бегать в Рим и спрашивать разрешение у папы, Ватикан вмешивался в политику королей Европы и англичан это устроить не могло. Они бы в любом случае ушли от католичества и в любом случае это было бы связано с какими-то эксцессами.

Подождите...