Этот пост - небольшое отступление от серии постов, которые я публиковала на сплетнике. Однако, как мне кажется, он абсолютно вписывается в общую канву. Во- первых, это биеннале современного искусства - уж куда, собственно, ближе к современному искусству. Во-вторых, личные впечатления обычно читать интереснее) Для меня же этот пост - отличная заметка на память.              Биеннале современного искусства Манифеста было создано в середине 90х, как альтернатива маститому Венецианскому биеннале. Принципиальная черта манифесты - это мобильность - каждые 2 года она проводится в разных странах и городах - НЕ столицах. Была придумана в Амстердаме тамошним арт-союзом. 

На самом деле, сделано это было вовремя - изменения, произошедшие в Мире к тому моменту необходимо было отразить и осмыслить. Окончание холодной войны, распад сов союза, активное насаждения потребительского образа жизни, экономические, политические, социальные подвижки - все те новые реалии, которые вызывали реакцию художников разных стран. Манифеста разбила этот комплекс тем на отдельные блоки, выбрав для каждой биеннале свой лейт-мотив. 

Еще одна принципиальная часть концепта Манифесты - это проведение биеннале не в столицах, якобы для популяризации искусства. Но тут есть вопросы. Даже если взять последние две манифесты - в этом году Цюрих - мировой финансовый центр с кучей галерей ( не говоря уже о коллекции в худ музее Кунстхаус и др.), два года назад - Санкт-Петербург, который, конечно, особенно нуждается в популяризации искусства-))

Я узнала про то, что есть такая Манифеста только в этом году и решила, что пора соприкоснуться с миром современного искусства буквально) А больше всего, если честно, хотелось соприкоснуться с Цюрихом. Так как теперь я путешествую не налегке, а с годовалым довесочком, то посещение биеннале было для меня особенно специфичным и непростым делом.  Цюрих не подвел. Самый дорогой город Европы с порога сбил ценой на воду в ресторане в 10 франков ( ок 10 евро) за бутылку (0,5), учитывая, что у них на каждом углу фонтан и воду пьют прямо из под крана, настолько она там чистая.

Вообще, побыв там полдня, мы простили Цюриху его цены, потому что город сполна их возмещает отношением к своим жителям.  Первое, что поразило - удобство общественного транспорта. Мы спокойно доехали на поезде от аэропорта до вокзала вдвоем ( не считая малыша) за 13 евро вместо 70 ( это примерная цена за такси). Это заняло минут 10) 

Наш отель ( скорее апартаменты, потому что нужна была кухня) находился в пяти минутах езды от центрального вокзала ( и центра города, собственно).  Автобусов мы даже не видели - только трамваи. Причем трамваи, в  которые можно закатить коляску и пару чемоданов влёгкую, потому что в них есть специальные подножки, выдвигающиеся вровень с самой остановкой ( потом, правда, попадались и трамваи старого образца, со ступеньками, но и в них, как правило есть один современный вагон). Передвигаться таким образом очень удобно, быстро ( пробок нет совсем) и экологично. Экологию блюдут. Вода в реках не уступает по цвету Алтаю. Ее пьют! То есть реально пьют, без шуток. 

Потом мы наткнулись на рейтинг журнала Вокруг света, где назывался самый благополучный город Европы ( с точки зрения экологии, экономики и чего там еще) и это был именно Цюрих. Лебеди там плавают, что утки. 

Из минусов, это, конечно, цены. Цены высокие. Поесть в среднего уровня месте около 40 евро на человека, это если не шиковать ( 1 блюдо и салат)  и не пить алкоголь ( и воду!))) В супермаркетах выбор роскошный, сыры, овощи, шоколад, все как положено) Я ходила, как будто в России талончики до сих пор, рассматривала витрины со швейцарским изобилием.

Так, теперь про искусство) Куратором 11 Манифесты был назначен немецкий художник Кристиан Янковски. Кстати, впервые курирует биеннале только один человек, ранее это было делом целой команды. 

Вопрос, который поставил Янковски особенно актуален для Цюриха: что люди делают за деньги? 

Идея заключается в том, что художники, осмысляли эту тему совместно с жителями самого города, которые непосредственно участвовали в создании части работ. Основная часть манифесты проходила в 2 местах: Lowenbraukust и Helmhaus. Также были и другие точки: Павильон отражений на воде и Кабаре Вольтер. Но так как у нас было мало дней и ребенок на руках, решили посмотреть основную часть хотя бы. 

Начали с наших) Одним из художников, представлявших Россию, был Евгений Антуфьев - самый молодой участник ( ему 29). Он работал вместе с пастором церкви Вассеркирхе, которая находится прямо вплотную к Хельмхаус. Инсталляция называлась Eternal garden (вечный сад). Это своеобразное размышление на тему быстротечности человеческой жизни, смерти и вечность. 

Олицетворением этой мимолетности была гигантская бабочка, размещенная под куполом. Кроме того, бабочка - это и ода Владимиру Набокову, который был страстный лепидоптерофил ( собирал бабочек, если по-простому). Его записи и часть личных вещей также были выставлены в церкви. На самом деле, это одна из немногих работ, которые понравились. Вторая - тоже работа нашей соотечественницы, знаменитого фотографа и художника - Ольги Чернышевой. Это имя может вам ничего и не говорит ( как и мне до недавнего времени), а между тем работы Ольги хранятся в музеях по всему миру. 

Ольга Чернышева (из серии "Охранники")

Когда мы зашли в Lowenbraukust ( это пространство типа московского завода Флакон), то сразу бросились в глаза черно-белые фото, на которых были изображены работники Метрополитена. Тогда еще не было видно ни таблички, ничего, но мама моя сразу сказала: "О, да это же наши лица!" И не ошиблась.

Вот не знаю почему, но фото, казалось бы простые, но очень душевные и смотреть на них приятно и понятно. Работ, вызывающие подобные чувства, на Манифесте было очень мало. Скорее там можно было встретить нечто подобное:

Не могу не упомянуть о произведении американца Майка Буше, наделавшего много шума. Ему предстояло работать совместно с ассенизаторской компанией Цюриха. Не долго думая, он собрал все какашки цюрихских жителей, произведенных ими 24 марта, спрессовал в ровные блоки, высушил и выставил. 

Значит, это творение занимает весь этаж ( 80.000 кг произвели жители Цюриха-))) Там в жалких потугах работают три вентилятора, но, они скорее усиливают впечатление-) и ни одного человека рядом. 

Работа, конечно, красноречивая. Вот, дескать, что людям приходится делать за деньги. По всему видно, что Буше не лишен чувства юмора - мало того, что его инсталляция сделала самые громкие заголовки в консервативной швейцарской прессе  и встретила богатейших коллекционеров со всего мира утонченным ароматом современного искусства, так художник еще заявил, что каждый кто сходил в туалет 24 марта является соавтором этого шедевра. 

Ну после такого, надо было либо в церковь идти, либо в Музей изящных искусств-) Не буду рассказывать про Кунстхаус - фото все скажут сами. К сожалению, посмотреть удалось далеко не все там, но глаз и душа отдохнули перед второй порцией Манифесты. 

Зарядившись  Шагалом, Матиссом и Ван Гогом можно было штурмовать Хельмхаус. Теперь мы передвигались по выставке с опаской, мало ли, кто-то может еще с кладбищенской компанией сотрудничает, не ровён час. 

Но здесь все было гораздо спокойнее. Несколько видео работ, которые я не посмотрела, но краем глаза увидела, что это была какая-то дискуссия на тему языка. Из того, что запомнилось - это работа Yin Xunzhi ( Хунжи Ян, наверное) - китайского художника, профи в копировании мировых шедевров. Он работал совместно со Швейцарскими авиалиниями и результатом стала вот такая серия работ, каждая из которых отдавала дань определенному периоду в истории искусства, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая поп-арт.

Естественно, работ было гораздо больше и среди них довольно интересные. Например, знаменитый задира в арт мире - Маурицио Каттелан, известный своими провокациями типа Папы, раздавленного метеоритом или здоровенного Fuck, ради Манифесты опять вернулся к искусству ( из которого вроде как ушел, согласно его же заявлениям и огромному знаку "фак", оставленному на память всем в Милане)

Его партнером стала паралимпийская чемпионка - Эдит Вольф Хункелер. Каттелан создал специальную дорожку, скрытую под водой, по которой девушка проехалась на инвалидном кресле. Итальянец, не равнодушный к аллюзиям на библейские темы, и тут вполне ясно провел параллель с Христом, ходящим по воде. Перфоманс можно было увидеть из Павильона отражений - конструкции, созданной специально для биеннале. Днем там можно покупаться и поесть, а вечером показывают кино)

Мои впечатления не претендуют на обзор критика, Скорее это несколько комментариев обывателя. Подводя итог для себя, могу сказать, что от современного искусства быстро устаешь. Там все через ум. Ты смотришь не на живопись или скульптуру, а на определенный концепт. Тебе нужно его расшифровать. Собственно, иногда время, затраченное на дешифровку гораздо больше времени, затраченного на саму работу. Но смотреть надо, потому что искусство отражает нашу реальность. И если это 80 000 кг говна, то кто же виноват? )) 

Я, конечно, отчасти иронизирую, но тем не менее, любить современное искусство той же любовью, что и искусство предыдущих поколений, наверное, невозможно. Но оно - часть нашей сегодняшней культуры, нашей жизни, часть наших мыслей, нашего текущего сознания. Поэтому оно не менее важно, а местами и красиво.

Ну, хватит философии) под завязку - фото прекрасного Цюриха) 

Всем спасибо, следующий пост про современное искусство постараюсь сделать на этой неделе)

Блоги

Как я съездила на биеннале современного искусства в Цюрих

10:19, 19 сентября 2016

Автор: Bbridgitt

Комменты 48

Аватар

Огромное спасибо за все посты о современном искусстве! От этого конечно нахожусь в противоречивых чувствах, поскольку вокруг меня все сходятся в том что современное искусство это уг, я привыкла его защищать, но вот эта тема фекалий и факов она настолько избита и до сих пор избивается, что как-то неловко. первое время да - скандал, выход за рамки. но сейчас фекалии - это уже само как рамки. заезженная тема.

K

Ваш пост-глоток свежего воздуха, спасибо))))

Аватар

Хороший, качественный пост с мозгами. Спасибо.

Аватар

Прекрасный пост! Очень интересно. У Вас красивый слог, автор)) Пишите еще!!

Аватар

Ооо Цюрих, как же я люблю этот город. Я там жила 5 лет, но из-за работы пришлось переехать в другой город. Скучаю очень. Особенно по еде))

Подождите...