Итак, в предыдущей части ( ссылка: http://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/131048_sovremennoe-iskusstvo-po-kusochku-chast-1-preimpressionizm ) я остановилась на том, что в творческой атмосфере Парижа наметились серьезные изменения. Во-первых, Делакруа с его смелым мазком и смелыми заявлениями. Во-вторых, Курбе с его реализмом и прямо-таки панковской дерзостью. Но этого было недостаточно. Для того, чтобы переворот в живописи свершился необходим был человек, который объединил технику Делакруа с реализмом Курбе.

Эдуард Мане (1832-1883) стал этим человеком. Однако, он совершенно не стремился быти революционером, напротив, неоднократно представляя свои работы Академии, он пытался получить признание. Делал он это крайне странным способом, учитывая требования Академии: прорисовка, классический сюжет, идеализация изображения, приглушенная палитра. Картина с которой Мане предстал перед академией - это провал по всем пунктам.

 Эдуард Мане, "Любитель абсента", 1859

Портрет пьяницы, вряд ли тянет на идеализированный сюжет, а изображение далеко от прорисовки. Никакой тебе свето-теневой моделировка а-ля Пуссен, рисунок почти плоский, краски не смешаны, небрежность сквозит в каждом мазке. Естественно, картину отвергли.  Однако, Мане был настойчив, и продолжал, с завидным упорством, отправлять комитету новые работы. В 1863 он предложил на рассмотрение знаменитый "Завтрак на траве" ( тогда - "Купание")

 Эдуард Мане, "Завтрак на траве", 1863

Картина полна отсылок к шедеврам живописи и оттого становится еще более скандальной. За основу взята гравюра Маркантонио Раймонди, который, в свою очередь, взял за основу работу Рафаэля "Суд Париса".

 Рафаэль, Суд Париса, 1513

Если кто не заметил, речь о группе справа. 

Есть аллюзии и на работы Джорджоне "Гроза"  и Тициана "Сельский концерт".

 Джорджоне, Гроза, ок.1505

Тициан, Сельский концерт, 1510-1511 ( кстати, её приписывают и Джорджоне, учеником которого был Тициан)

На этих полотнах также есть обнаженные женщины, сидящие на траве с одетыми  мужчинами. На этом сходство заканчивается. Конечно, обнаженное женское тело - это то, вокруг чего строилась живопись на протяжении веков.Старые полотна отсылают нас к библейским сюжетам. На картине Мане изображены современники - его друзья в модных тогда костюмах. Женщина довольно вызывающе смотрит на зрителя и никакой ауры мифологичности в работе нет. Откровенно голая баба сидит в парке на траве!  Это абсолютная издевка над академизмом и в чем-то даже сюрреализм. Мане остался верен и своей технике исполнения - никаких цветовых переходов, плоское изображение, небрежность мазка. Естественно, работу с негодованием отвергли. 

Эту же участь разделили еще несколько тысяч работ, среди которых были полотна Поля Сезанна, Камиля Писсаро, Джеймса Уистлера.

 Камиль Писсаро,  Деревенский уголок, 1863

Поль Сезанн, Четыре сезона. Весна, 1861

Тут в дело неожиданно вмешался император. Наполеон 3 дает согласие на организацию ответной выставки - в противовес Салону 1863 года. Видимо, это был такой популистский шаг, чтобы прослыть демократичным королем и завоевать большее расположение народа.

Новая выставка называлась Салон отверженных. Она стала очень популярна у публики, хотя приходили туда, в основном, чтобы посмеяться. Тем не менее, на следующий год многие художники специально делали так, чтобы их картины отвергали. Внимание прессы и публики было в разы больше, чем у классического салона. Чёрный пиар работал и в то время это уже понимали) Пусть работы, представленные на Салоне отверженных попадали под шквал критики, Но его организация дала понять молодым художникам, что у Академии есть альтернатива. И, кроме того, выставка дала богатый материал для вдохновения. Конечно, гвоздем Салона отверженных 1863 года стал "Завтрак на траве". 

Но Мане было не остановить. Если честно, создается впечатление, что он, говоря современным языком, просто троллил Академию.

На Салон 1865 года он представляет "Олимпию". Непонятно, как, но картину принимают. И она производит настоящий фурор. Лежащей обнаженной женщиной никого, кто хоть мало-мальски знаком с работами старых мастеров, не удивишь. Да и название дает отсылку к античности. Однако, на картине, беззастенчиво смотря на зрителя, возлежала вполне современная дама легкого поведения, написанная абсолютно реалистично, без всякого флера.Букет цветов, черная кошка, небрежно скинутая туфелька и орхидея в волосах лишь подтверждают догадки о её профессии и образе жизни.

Эдуард Мане, Олимпия, 1863

1863 год, вообще стал знаковым для современного искусства - Салон отверженных, написание "Олимпии" и еще одно определяющее событие - эссе Шарля Бодлера " Поэт современной жизни". Бодлер был очень уважаемым и авторитетным писателем. Он становится на сторону угнетенных художников и говорит о том, что современному художнику необходимо писать жизнь, писать современность, запечатлевать текущий момент. Кстати, прототип героя в этом эссе, современник Бодлера - некий Константин Ге. Это мало кому известный иллюстратор журналов мод. А заслужил он упоминание в такой знаменитой работе именно тем, что духа времени в его картинках было куда больше, чем в полотнах многих выходцев Академии. 

Эдуард Мане, "Цыганка с сигаретой", 1862

Эдуард Мане, "Гранд канал в Венеции", 1874

Бодлер призывает художника выходить на улицу, сливаться с толпой, смотреть, наблюдать и запечатлевать жизнь. 

Это стремление легло в основу современного искусства.

Кстати, чтобы не создалось превратного впечатление, что Мане "брал" скандальностью полотен и изображал сомнительных барышень, скажу про еще одну его знаменитейшую работу, правда, позднего периода. 

Эдуард Мане, Бар в Фоли-Бержер, 1882

Бар в Фоли-Бержер, на первый взгляд не особо отличается от других работ Мане того времени: современный абсолютно жизненный сюжет, динамичные мазки, яркие краски. Интересно, что у этой картины есть два аналога: "Менины" Диего Веласкеса и... "Явление Христа народу" Иванова.

Диего Веласкес, Менины, 1656

Александр Иванов, Явление Христа народу, 1837-57

Да, соседство этих полотен смотрится комично и никакой прямой связи нет. Но прием во всех трех случаях одинаков: зритель, стоящий перед картиной, становится её частью. Это нас рисует Веласкес ( если не присматриваться к висящему на стене зеркалу), это мы встречаем Христа вместе с толпой и это к нам обращен взгляд барменши из Фоли-Бержер.

Мане совсем не собирался становиться бунтарем и подрывать основы живописи. Однако, именно ему суждено было стать невольным лидером и идейным вдохновителем группы художников, которые станут основным костяком направления, признанного основополагающим в современном искусстве - импрессионизм. 

Продолжение следует!)

Подпишитесь на наш
Блоги

Современное искусство по кусочкам.Часть 2.Эдуард Мане.

18:19, 4 июня 2016

Автор: Bbridgitt

Комменты 15

L

Картина "бар в фоли-бержер" на самом деле довольно загадочна. Если приглядеться, можно заметить, что отражение девушки в зеркале и расположение бутылок не совпадают с реальными, также не сразу можно заметить маленькие ножки акробата в верхнем левом углу)

Аватар

Классные посты, много интересных подробностей, автор, а вы имеете какое-либо отношение к живописи ?

Аватар

спасибо, люблю такие посты! но почему "современное искусство"? это ж 19 век!)

Аватар

Импрессионизм моя любовь, тихая, скромная , без особых знаний и искушенности в вопросе)) Ренуар ♥️ будет?

Аватар

Первый пост не видела. Этот очень понравился, буду благодарна за продолжение

Подождите...