Для меня многое из того, что называется современным искусством долгое время оставалось чем-то коммерческим или идейным. Я не могла понять, ну как, КАК после шедевров предыдущих веков люди могли дойти до ламп Дэна Флавина или квадратиков Марка Ротко, не говоря уже, о формальдегидных акулах или порно скульптурах Кунса ( которые и сейчас всё же бе для меня-))) Признаюсь честно, не понимала совсем, почему это носит тоже обозначение, что и "Молочница" Вермеера, например, то есть называется  ИСКУССТВОМ.

Ян Вермеер, Молочница, 1658-1660

Марк Ротко, Белый центр, 1950

Но вот, настал декрет и черед знакомится с точкой зрения тех, кто современное искусство знает, а главное любит. Вот делюсь такой компоновкой чужих мыслей, которые я прочитала, посмотрела, что-то для себя приняла и задумала серию таких постов, в каждом из которых поэтапно буду пересказывать, что поняла-) каждый пост - отдельное течение в искусстве) 

Поехали!

ПРЕИМПРЕССИОНИЗМ (1820-1870)

В контексте современного искусства, люди более традиционных вкусов считают импрессионистов последними настоящими художниками, которые не занимались концептуальной ерундой и абстрактными каракулями, а писали красиво и понятно. С такой точкой зрения не согласились бы ни публика, ни критики конца 19 века. Импрессионисты были изгоями, над полотнами которых потешались не только зрители, но и профессиональное сообщество. Да-да, стога сена Моне считали мазней, а милый, уютный Ренуар был ниспровергателем основ. Импрессионисты были самыми радикальными, самыми отчаянными художниками за всю историю искусства, которые в клочья разорвали все догмы. Однако, сами они не стремились к репутации бунтарей.

По сути, импрессионисты - это сообщество живописцев, которые выработали новую манеру  и способ письма.  Проблемы у импрессионистов начались тогда, когда они перестали изображать традиционные сюжеты, утвержденные косной и всемогущей Парижской академией искусств ( которая требовала, чтобы художники писали картины на религиозные, античные, мифологические сюжеты с непременной идеализацией изображаемого). Например, одним из образцов была живопись Жана Огюста Доминика Энгра. ( его традиционно называли скучным и академичным. Может во многом и так, особенно в сравнении с его современниками Делакруа, Курбе и Жерико. Но мне, например, нравится его купальщица знаменитая-) 

Энгр ( Иисус передает ключи святому Петру, 1820

Энгр (Купальщица), 1808

Классический художник начинал свой путь с написания античных бюстов, используя тщательную свето-теневую моделировку. Собственно, именно Свето-тень делает возможным передачу объема изображения. Свет в мастерской, падающий из окна на гипсовые бюстики - основное, что необходимо художнику. 

Александр Кабанель, Эхо, 1886

Шарль Барг, Игра в шахматы на террасе, 1883

Однако, если выйти на улицу в солнечный день и посмотреть вокруг,  становится очевидно, что свет далеко не всегда так умело контрастирует с тенью, вылепляя предметы из общей канвы. Объективно, глаз часто видит предметы более в двухмерной плоскости, нежели в объеме. Более того, если понаблюдать за тем, как мы видим, станет понятно, что окружающее не предстает перед нами в четких и явных контурах. Фокусируясь на чем-то, остальное мы видим в расплывающихся очертаниях, да и тот предмет, на который мы смотрим, также далек от четких аналогов на многих полотнах. Цель импрессионистов и была писать то, что они видят. Для этого надо было выйти на улицу и писать там, потому что сюжет, перенесенный в мастерскую перестанет быть тем, что видит художник, а станет тем, что он помнит. 

Выйти за пределы мастерской и писать на пленэре ( т.е. Открытом воздухе) было революционным шагом. Новый подход требовал новой техники. 

В то время прорисовка картин была необходима. Краски смешивались и накладывались в несколько слоев аккуратными мазками. Переходы, свето-теневая моделировка. Затем еще краска, и еще. Пока мазки станут не заметны, а полотно не приобретет "отполированный" вид. Например, как на картинах Николя Пуссена- образец для подражания всем ученикам Академии. 

Пуссен,  Вознесение девы Марии (1650)

Однако, у художника-импрессиониста не было времени на тщательные прорисовки и смешивание красок. Нужно было успеть запечатлеть сюжет до того, как изменится свет, то есть очень быстро. Отсюда и резкие, порывистые мазки, которые не только не маскируются, но и подчеркиваются.Впервые краска сама по себе становится произведением искусства. На её фактуру любуются. 

Импрессионисты были одержимы точной передачей видимого объекта, что на поверку совсем непросто. Ведь художнику нужно выбросить все предвзятые представления об объекте и смотреть на него здесь и сейчас, запечатлевая те оттенки и формы, которые он видит, а не то какое  представление об этом объекте уже сложилось.

Сейчас эти краски кажутся не такими уж и яркими, но тогда это было революцией, фурором. Однако, академики не оценили такого шага -  картины заклеймили пошлыми и инфантильными. Импрессионистов такая реакция расстроила, но не сломила. Кроме того, сам послевоенный Париж давал добротную почву для перемен. Грязные, узкие улицы и лачуги исчезали, появлялись широкие проспекты и новые здания под смелым руководством барона Османа - чиновника в аппарате Наполеона III

И одна из главных для живописцев перемен затронула непосредственно технологию живописи. Появились тюбики с краской. Теперь не надо было таскать палитру с собой. Художник стал мобильнее.

Однако, Академия была непримирима. Однако, не стоит рассматривать её исключительно как заскорузлое учреждение, сопротивляющееся переменам. Да, взгляд Академии на будущее искусства устарел, тем не менее она сохранила национальный художественный дух и богатое эстетическое наследие Франции. Каждый год Академия проводила выставку - Парижский салон. Это была самая престижная витрина современного искусства. Художнику, желающему иметь профессиональное будущее, без одобрения Академии было невозможно добиться признания. Отборочный комитет имел полномочия создателя королей и разрушителя карьер. 

Первые семена современного искусства были посеяны еще в первой четверти 19 века. 

Эжен Делакруа (1798-1863)  оказал огромное влияние на импрессионистов своим стремлением запечатлеть кипучую жизнь вокруг. Импрессионистов еще на свете не было, когда Делакруа понял - энергичные и быстрые мазки могут отчасти передать энергию революционной Франции.

" если вы не способны набросать прыгающего из окна человека за тот промежуток времени, пока он летит с четвертого этажа на землю, значит вы никогда не сможете писать великие картины" - слова самого Делакруа, которые вполне себе тянут на манифест импрессионистов.

На Делакруа произвело впечатление полотно английского живописца Джона Констебла (1776-1837) "Воз сена", выставленное на Салоне 1824 года.

Джон Костебл, Воз сена (1821)

Делакруа поразила работа Констебла со светом, его кажущаяся небрежность письма и приятная простота и незамысловатость сюжета. Ему была близка такая экспрессивная и динамичная манера письма, в отличие от работ того же Энгра. 

"Холодная точность не есть искусство...И так называемое самосознание многих художников есть не что иное, как доведенное до совершенства умение нагонять скуку. Такие люди, если бы могли, с таким же усердием продолжали бы писать и на задней стороне холста."

Чтобы придать своим картинам дополнительную энергию и яркость, Делакруа использовал чистые, несмешанные краски, нанося их резкими, смелыми мазками. 

На салоне 1831 он представил работу, сюжет которой был до такой степени взрывным, что её спрятали от глаз публики на 30 лет. "Свобода, ведущая народ" признана шедевром романтизма и находится в Лувре. Но в 1831 её республиканский пафос воздействовал угрожающе мощно.

Эжен Делакруа, Свобода, ведущая народ, 1830

Сюжет был взят современный ( события июля 1830 года - когда был свергнут последний король из династии Бурбонов - Карл Х), но само изображение сильно романтизировано. Пирамидальная композиция придает фигуре свободы дополнительное величие. Элемент классицизма - вихрь драпировок - явная отсылка к Нике Самофракийской. Густые волосы под мышками у свободы заметно сбивают романтический пафос-))  

Картина демонстрирует виртуозное владение техникой письма, живой цвет, игру света и динамичный мазок - все то, что станет ключевыми моментами импрессионизма.

Однако, есть принципиальное отличие в подходе к живописи между Делакруа и будущими революционерами. Импрессионисты изображали только реальность, то, что видит из глаз здесь и сейчас. И в этом они явились продолжателями другого знаменитого художника. 

Густав Курбе (1819-1877). Курбе стремился изображать реальные жизненные сюжеты, которые Академия и элитарная публика считали низкими и не достойными внимания.  Можно представить, в какой шок повергла их сенсационная и одна из самых провокационных картин в Мире живописи - полотно Курбе "Происхождение мира" ( изображение абсолютно обнаженной части женского тела от груди до бедер с раздвинутыми ногами, которое для большего эффекта Курбе еще и обрезал по бокам) - описание на случай, если изображение удалят) 

Густав Курбе, Происхождение мира (1866) 

Есть мнение, что моделью для картины была Джоанна Хиффернан - ирландская подруга другого знаменитого художника Джеймса Макнила Уистлера (1834-1903), который был учеником Курбе. Уистлер написал картину "Симфония в белом N10. Девушка в белом", где моделью была та же самая Хиффернан.

Джеймс Макнил Уистлер, Симфония в белом N10. Девушка в белом, 1862

Когда Уистлер узнал, что Джоанна позировала для Курбе, он был настолько разъярен, что покинул Париж. Сам Курбе совсем не опечалился. У него была репутация современной рок звезды - талантливый задира и пьяница. Академия не признавала его, однако, это совершенно не волновало художника. 

В 1855 он предложил ряд своих работ для Всемирной выставки. Когда их отвергли, Курбе не растерялся и организовал свою собственную экспозицию в здании напротив. ( там были выставлены ныне знаменитые картины - два больших полотна - "Похороны в Орнане" и "Мастерская художника")

Выбор сюжета не мог устроить Академию - бытовые сцены с участием обыкновенных горожан - современников Курбе. 

Густав Курбе, Похороны в Орнане, 1850

 Густав Курбе, Мастерская художника, 1855

Итак, Делакруа обогатил живопись цветом и стилем, а Курбе - реалистичностью. Для того, чтобы началась новая эра в живописи требовался тот, кто объединит все это в своих полотнах.

Продолжение во второй части-) 

Подпишитесь на наш
Блоги

Современное искусство по кусочку. Часть 1. Преимпрессионизм.

17:37, 1 июня 2016

Автор: Bbridgitt

Комменты 22

M

оооо ! спасибо за пост! жду не дождусь моих любимых омпрессионистов) и, кстати, музее им А.С, Пушкина до 17 июля вы можете лицезреть картину Эдуарда Мане "Олимпия" из собрания музея д"Орсе!))))

Аватар

Очень интересно, спасибо за пост. Импрессионисты изображали только реальность, то, что видит из глаз здесь и сейчас - именно поэтому так и названо течение, от фр. Impression - впечатление.

Аватар

Очень интересно! Спасибо за пост) Происхождение мира все-таки улалили)))

Аватар

Спасибо за пост. С недавних пор увлеклась современным искусством, после прочтения книги Уилла Гомперца. Так что, мне это очень в тему)))

Аватар

Предлагаю автору сделать пост про отличительные характеристики))) ну с картинками естественно)))

Подождите...