Не одними кладбищами знаменита Россия-матушка, поэтому в этом посте мне
хотелось бы уйти от кладбищенской тематики и рассказать о чем-то более
нейтральном, но не менее интересном.
Так получилось, что прошлые выходные я провела в культурной столице нашей
страны. Скажу сразу, что поклонницей Санкт-Петербурга не являюсь, а из-за
слишком большой популяризации этого города испытываю к нему некоторую
неприязнь. Но есть и у меня там некоторые места, в которых очень давно
хотелось побывать и в эту поездку это мне удалось.
Одним из таких мест является завод Красный Треугольник, место очень любимо
андреграундной молодежью и киношниками. Сейчас завод, к сожалению, а может
быть и к счастью для окружающей среды и здоровья петербуржцев, не работает, но
в свое время Красный Треугольник по праву считался одним из промышленных
гигантов не только России, но и Европы.
Началась история завода, еще до того, как Российская Империя перестала
существовать, а большая часть имеющейся промышленности принадлежала
предприимчивым немцам. Одним из таких предпринимателей был Фердинанд Краузкопф
– гамбургский купец, приехавший в Россию с совсем неоригинальной целью –
накопить на безбедную старость.
Первоначально завод назывался – «Фабрика галош и других гуттаперчевых
изделий». Ежедневно на фабрике выпускалось более 1,5 тысяч резиновых изделий,
и можно смело заявить, что вся Европа и Россия ходили в галошах Краузкопфа.
Здесь стоит отметить, что в 19м веке галоши считались очень модной и красивой
обувью и преимущественно носили её не деревенские жители, а городские щеголи
(этакие лабутены для богемы).
Краузкопф очень заботился о качестве выпускаемой продукции и о том, чтобы на
рынке у него не появилось серьезных конкурентов, поэтому все секреты
производства строго охранялись, а поступавшие на работу техники подписывали
специальную «клятву верности», которая обязывала их никому и никогда не
рассказывать о технологии производства.
Со временем господин Краузкопф решил освоить новые рынки сбыта, то есть обуть
в галоши и крестьян. Для того чтобы крестьяне (большинство которых было
безграмотным) не путали Краукопфские галоши с другими был придуман специальным
отличительный знак – треугольник, в честь него то завод позже и получил свое
новое название.
Но время шло, Треугольник был монополистом в своем деле, Краузкопф мог бы
торжествовать и быть очень и очень счастливым человеком, если бы не началась
Первая Мировая Война. Правительство стало довольно активно бороться с немецким
засильем и в 1914 году старику Фердинанду пришлось передать свою долю в
управлении одному из русских банков.
Позднее произошла Великая Октябрьская Революция, а всем нам известно, что в то
время делали с промышленностью. Треугольнику в этом плане не очень повезло –
его национализировали и забросили на несколько лет. Правда, когда гневные
граждане стали требовать свои калоши обратно, производство возобновили, да и
не просто возобновили, а можно сказать вдарили по нему, т.к. в период с
1922 года по начало 2000х было выпущено более 80млн. пар обуви.
Продукцию «Красного треугольника» рекламировали такие мастера плаката как
Маяковский и Родченко. Но и без их призывов галоши разлетались как горячие
пирожки.
В 50-е годы галошное производство в СССР достигло невиданного размаха — в
продаже имелись различные виды этого вида обуви: мужские галоши и женские,
детские, под ботинки с каблуком, с ремешком и так далее. Но в 70-е годы мода
на галоши постепенно прошла. А в 2002 году предприятие официально было
признано банкротом.
На данный момент большинство зданий на территории завода находятся в плачевном
состоянии и являются местом обитания бомжей и местом сталкерских вылазок. Те
корпуса, что не совсем развалились – сдаются в аренду, а в одном даже
продолжает свое существование обувная фирма, правда выпуск продукции очень и
очень маленький.
Что будет с заводом не понятно, была предложена пара проектов по
реконструкции, но пока что не один из них не начат. Основной идей является
превращение бывшей промзоны в тусовочно-музейную зону. Т.е. планируется
создать что-то вроде московских ВинЗавода и Флакона, только еще и с
концертными залами, но время идет, а воз и ныне там.
А еще на заводе в 2012 году проходили съемки фильма - Сталинград.
Эстетика русской глубинки
19:49, 27 февраля 2016
Автор: adbulgakova
Комменты 23
Какие же раньше строили красивые фабрики! Мне они очень нравятся, надеюсь, эту отреставрируют, и будет радовать глаз.
Спасибо за пост, но насчет "глубинки" Вы все-таки погорячились...
Моя бабушка работала в Киеве на фабрике "Красный резинщик" - в ее цехе правда грелки делали)
Как жаль, что рано или поздно всему приходит разруха...
Ну Питер не обязаны все любить, это нормально. Каждому свое. И завод этот жуткий в одном из самых депрессивных и ужасных районов города, даже при том, что далеко от центра ехать не надо. Обводный канал - то еще место. Но причем тут эстетика русской глубинки? Питер - это такая же "глубинка", как и Москва, разве что не такая богатая, как столица. Странное название поста.