В связи с некоторым ажиотажем вокруг все-знают-какой авиакомпании и нарастающих страхов сплетниц и других страждущих, я решила написать этот пост в защиту "самолетов" и авиации как таковой. 

Здесь я попробую ответить на некоторые, как мне кажется, часто всплывающие на Сплетнике вопросы и высказаться по безопасности самолетов как таковой. 

Мнение: "Это ужасно, в российской авиации столько ведер с болтами, которые чудом взлетают и чудом приземляются - каждый раз, как русская рулетка".

Ответ: это и правда, и неправда. Больше, как мне кажется, неправда. Везде - в любой стране, в любой авиакомпании найдутся самолеты, в которых будет что-то сделано/починено не 100% идеально. Самолет - это сложная система, требующая постоянного ремонта и ухода, исключить абсолютно все ошибки и предотвратить все недоделки просто невозможно. Но это не делает самолеты - ни у нас, ни где-либо еще - ведром с болтами. В конструкции самолета заложен принцип МИНИМАЛИЗАЦИИ ущерба остальным частям конструкции, при неисправности какой-либо одной. Грубо говоря, если что-то одно сломалось, (за ооочень редким исключением) всегда есть возможность безопасно посадить самолет. 

Также, стоит учитывать то, что любая авиакатастрофа очень сильно бьет по имиджу компании и даже страны, поэтому "ведро с болтами" никто в полет не выпустит.

По мелочам: старый самолет - не обязательно плохой, легкая тряска в самолете или, например, выход на второй круг - еще не повод паниковать. Вы ведь не бросаетесь в слезы, если вас немного трясет в машине? Это просто особенности дороги. Так и для самолета - это просто особенности воздушного коридора, предусмотренные конструкцией самолета и подготовленностью пилота.

Для наглядности, можно взять за критерий - за сколько летных часов у той или иной модели, в среднем, была катастрофа. Упавший самолет A321 был из семейства Airbus A320 - по данным samolety.org, для него соответствует результат в 1 катастрофу на 14 050 200 летных часов (и это далеко не худший результат). Упавший самолет имел общую наработку 55 772 лётных часа. Для сравнения, самым опасным назван Boeing 737 JT8D с одной авиакатастрофой на 507 500 летных часов.

Вывод: падение самолета это всегда исключительный случай, вызванный множеством факторов. Говорить, что весь парк самолетов компании/аэропорта/страны - плох и летать с ними опасно - нельзя. Недочеты можно выявить (почти) везде, к катастрофе сама по себе неисправность привести не может, может привести только стечение обстоятельств

Насколько же вероятно это "стечение обстоятельств"? Перейдем к следующему вопросу - 

Мнение: "Самолеты - не самый безопасный вид транспорта?"

Ответ: Думаю, будет показательной картинка:

 

На картинке приведена относительная безопасность разных видов транспорта, сопоставляемых на единицу пройденного ими растояния. Статистика - вещь упрямая. 

Мнение: "Ясное дело, это была бомба. Двигатель разве может так уж вдруг взорваться?"

Ответ: может, был и взрыв, а может и нет. Теоретически к разлому самолета может привести не только взрыв. Еще раз, падение самолета - это всегда очень сложное расследование.

Может ли теоретически взорваться двигатель - может. Двигатель может, например, загореться - и тогда следует выключить его совсем. История знает безопасные посадки при выключении и одного, и двух двигателей (например, Авария Boeing 737 в Новом Орлеане - самолет приземлился без тяги обоих двигателей). А, например, в 2010 году даже при взрыве двигателя самолет благополучно приземлился (см. Инцидент с Airbus A380 над островом Батам).

В условиях напряженной обстановки в обществе, естественно, что люди легко видят в катастрофах теракт, но это не обязательно так. Когда через два месяца после 9/11 на Нью-Йоркский пригород Куинс рухнул авиалайнер компании "American Airlines", все решили, что это был теракт, пока не было доказано обратное - виноваты были турбулентность и ошибка пилота.

А теперь перейдем к главному - Почему же все-таки падают самолеты и что сделано для нашей безопасности?

Дальше данные из Википедии - 

Наиболее распространенной причиной авиакатастроф является человеческий фактор.

По статистике причины распределяются следующим образом:

Ошибки пилотов — 50%:

ошибки пилотов неспровоцированные — 29%,

ошибки пилотов, вызванные сложными метеоусловиями — 16%,

ошибки пилотов, вызванные отказами техники — 5%.

Отказы авиатехники — 22%.

Погодные условия — 12%.

Терроризм — 9%.

Ошибки наземного персонала (авиадиспетчеров, авиатехников и др.) — 7%.

Другие причины — 1%.

Самый опасный участок полёта — это взлёт и посадка из-за малой высоты полёта и, как следствие, недостатка времени для оценки возникшей проблемы и её решения. 

На графике ниже - количество зарегестрированных авиационных инцидентов в зависимости от года.  Как видите, кривая идет вниз. Дальше копипаста с одного сайта:

Каждую секунду в воздухе находится от 4000 до 10000 самолетов! Каждый день совершается десятки тысяч рейсов. Ежегодно на самолетах летают больше 5 миллиардов человек, т.е образно — все население Земли. Общее количество жертв авиакатастроф — 300-400 человек. Из полета не возвращается ОДИН! из 12 миллионов человек. То есть, в Москве, условно, за год гибнет один человек!

А вот в различных ДТП столица теряет около 30 тысяч человек ежегодно, т.е. в 30000 раз больше. Гораздо опаснее ездить на автобусе, вы ведь не боитесь автобусов, верно? Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы попасть в аварию.

Мой небольшой комментарий по возможным опасностям полета и превентивным мерам по защите: как вы видите, основной причиной является ошибка пилотов. И в этой сфере на сегодняшний день сделано очень много - кроме серьезной подготовки, множества тренировок на компьютерных моделях, тестах стрессоустойчивости, повсеместно введен автопилот - это значит, что за полет во многом ответственнен автопилот, который не пугается и не отвлекается, а ведет самолет точно в соответствии с данными, получаемыми с приборов. (из часто упоминаемой сплетницами тряски, например, выведет). В случае необходимости автопилот можно выключить - на случай опасных ситуаций у пилотов всегда с собой "инструкция по опасностям", в которой четко прописано, что делать и как вывести самолет из опасности.

Стоит ли говорить, что даже иерархия пилотов и их "свобода в действиях" тоже жестко регламентируются?

Отказы авиатехники - с развитием мира все реже происходят поломки и все лучше предусматриваются даже худшие гипотетические ситуации. Например, если самолет потеряет ключевые для полета датчики высоты, в сегодняшнем глобализованном мире есть возможность быстро послать самолет-спаситель, который проведет "потерявшийся" самолет до аэропорта. 

Погодные условия - и здесь все неплохо. Сейчас мы способны определять даже такие "мелочи", как микро-завихрения и стаи птиц. 

Терроризм - террористические акты в воздухе за всю историю авиации вряд ли насчитают больше пары десятков. Всегда ужасно, когда это все-таки происходит, но говорить о том, что это распространенное явление, которого стоит бояться, нельзя. 

Ошибки диспетчера - скорее всего, пережиток прошлого - почти всегда были вызваны плохой техникой, в паре случаев - их переутомлением. Техника сегодня, очевидно, намного лучше и точнее, а для предупреждения второго случая были во многом пересмотрены правила наблюдения за самолетами как таковые - так, чтобы нагрузка на диспетчера была снижена, а его действия во время проверялись. 

В целом, хотелось бы пожелать нам всем спокойного полета, без катастроф и происшествий. Погибшие навсегда останутся в памяти людей, любая катастрофа - это, безусловно, огромная потеря и слишком большая цена того, что мы еще чему-то научимся и еще что-то пересмотрим.

И напоследок, еще несколько фактов о самолетах с сайта (samolety.org):

- Самолет держится в воздухе так же уверенно, как и любой автомобиль на дороге, а судно в море.

- В самолете абсолютно все системы дублируются, а некоторые даже имеют по 2-3 запасных дубликата: часто в самолете 4 тормозные системы, 3 системы выпуска шасси, 3 топливные системы, 3противопожарные системы, 3 системы управления и т.д.

У пассажирского самолета, как минимум, два двигателя. Отказ сразу всех двигателей ничтожно мал. Например, в среднем, единичный отказ двигателя происходит на 2 миллиона часов налета, а это 228 лет беспрерывной эксплуатации!

- Согласно существующим требованиям для самолётов пассажирской авиации, самолёт, при отказе одного из моторов, должен сохранять способность лететь без снижения (при нормальном полётном весе и в простых метеоусловиях) и безопасно совершать нормальную посадку.

Например, на популярном Boeing 737, регламентное время аварийного полета на одном двигателе — 2 часа.

 - Двигатель — одна из самых дорогих частей самолета. Его цена около 10 миллионов долларов, поэтому за ними очень тщательно следят и ухаживают.

- У каждой авиакатастрофы своя причина, причем, часто не одна, а стечение обстоятельств. Каждый такой случай тщательно изучается и предпринимаются меры для того, чтобы он больше не повторился

- Каждый год общий пассажиропоток увеличивается на 10%, а количество аварий уменьшается на 15%.

Подпишитесь на наш
Блоги

Самолет - самый безопасный вид транспорта?

19:29, 5 ноября 2015

Автор: kotyakotenka

Комменты 232

Аватар

Статистика позитивна и убедительна... до тех пор, пока этот "1 погибший на 12 миллионов пассажиров" не оказался кем-то из твоих близких!

Аватар

Автор, спасибо Вам огромное за проделанный труд! Прочла и стало как-то спокойнее.

Аватар

Самый страшный для меня полет был в Саратов и обратно. Авиакомпания Саравиа, вроде. Мало того, что самолет как маршрутка, так еще и при посадке играла мелодия из Титаника!)))

J

А это мнение кого?

Аватар

У меня неосознанный страх перед полетами. И я понимаю статистику, но стоит сесть в самолет, как все эти цифры и здравый смысл теряют силу. Вот и все. А летала много в свое время и бывпли разные истории: посадка в грозу; плюс лишний час полета, проведенный неведомо где; аварийная посадка с вызовом скорой на всякий случай... но основная часть чп грамотно скрывалась стюардессами. Узнавала я все после посадки. А вообще, я просто боюсь высоты.

Подождите...