При одном только упоминании названия Венеции у каждого из нас в памяти всплывают с детства знакомые образы: венецианский карнавал, улицы-каналы с неспешно плывущими по ним гондолами, великолепный Дворец дожей, величественный собор Сан-Марко. Но эта Венеция – лишь одна сторона медали, только один город. А их как минимум два.

Второй – это город, окруженный высокой каменной стеной, с запирающимися на ночь воротами, ведущими в ту, другую, Венецию. Город, где из-за нехватки территории уже в XVII веке высились девятиэтажные дома – «венецианские небоскребы», в которых многодетным еврейским семьям приходилось тесниться в крошечных комнатках-клетушках с низенькими потолками.

Оттуда нельзя было выходить в дни христианских праздников, а в остальное время всякий выходящий должен был иметь отличительный знак на одежде: мужчинам полагался желтый круг, нашитый на левое плечо (позже – желтые шляпы), а женщинам – желтый шарф. Это Гетто, один из самых интересных и живописных районов современной Венеции.

Первые еврейские семьи появились в городе каналов в XIII веке, прибыв туда не из Эрец Исраэль и Александрии, и не в качестве рабов, а как переселенцы из разных уголков Европы. Было много купцов, приехавших в Италию из немецких ганзейских городов или с Ближнего Востока.

Поток иммигрантов всё увеличивался и в 1382 году венецианский Сенат заключил официальный договор с еврейской общиной, разрешив евреям проживать в городе в течение трех лет. По окончании установленного срока они должны были покинуть Венецию, но договор был продлен на десять лет. Когда же и этот срок истек, евреев из Венеции изгнали.

На протяжении всего XV века евреев то звали в Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не симпатией или неприязнью к ним, а причинами вполне материального свойства. Когда экономическое положение Венецианской республики ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный Сенатом процент мелкие займы горожанам.

В таком качестве евреи были полезны вдвойне: они помогали Сенату выходить из финансового кризиса и отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть. Единственным исключением из этого правила были еврейские врачи, которые благодаря своему искусству в Средние века ценились выше их коллег-христиан.

Уже с середины XIV века евреи просили Сенат выделить им землю, на которой они могли бы жить постоянно. Свои просьбы они подкрепляли немалыми деньгами, но раз за разом получали отказ. Наконец, в начале XVI века значительной группе евреев дано было разрешение поселиться в Венеции бессрочно.

Как раз тогда Папа Римский Лев X повелел изгнать евреев из итальянских городов, а венецианцы предложили компромиссный вариант: 29 марта 1516 года был провозглашен указ правительства Светлейшей республики, в котором говорилось: «Иудеи должны селиться все вместе в домах Двора, что находится в гетто возле Сан-Джироламо, а чтобы не выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой – через большой мост должны быть построены двое ворот, которые будут охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».

Надо сказать, что, отдавая евреям в их полное распоряжение целый квартал, власти Венецианской республики оказывали им большую милость – ведь всё, что происходило на этой территории, не подпадало под юрисдикцию христианских властей. Поэтому первоначально право жить в Гетто предоставлялось только избранным – ашкеназским евреям и переселенцам из иудейских общин других итальянских городов. Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более четырех сотен лет: гетто.

Итак, слово «гетто» появилось в Италии, но этимология его до конца не ясна. На этот счет существует много разных мнений: может быть, это латинская форма слова «гет», что в переводе с иврита означает «развод», или производное от итальянского borghetto – «маленький квартал». Общепринятое толкование гласит, что слово происходит от староитальянского gheta, «литейный цех», так как венецианское Гетто располагалось вблизи такого цеха.

От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от иудейской, сейчас ничего не осталось – лишь внушительного размера отверстия для петель в каменных стенах. А вот жилые дома сохранились по сей день, и это дает нам возможность слегка приподнять завесу времени и заглянуть в мир прошлого. 

Большинство улиц Гетто выглядят как узкие темные щели, дома снаружи совершенно не похожи на великолепные сооружения, поныне стоящие в районах Сан-Марко или Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы не привлекать внимания и не вызывать зависти христиан, которые могли заглянуть в этот район. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир – мир красоты и хорошего вкуса. В Гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты, которых нередко приглашали в самые благородные венецианские дома; здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего совета искали даже итальянские епископы.

В XVI веке Венеция стала признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие книгопечатание и богословие. А занятия в музыкальных и танцевальных школах, находящихся в Гетто, охотно посещали многие добропорядочные христиане из соседних кварталов. Живя в Гетто, венецианские евреи чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в Европе, огражденные и от проявлений религиозного фанатизма, и от произвола властей.

Но, конечно, за всё приходилось платить, и цена зачастую была очень высока: евреев обложили большими налогами, они не имели права заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими сделками. Им разрешались лишь торговля подержанными вещами, занятие медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены христианам: ведь ростовщик торгует тем, что принадлежит только Богу, – временем.

Даже деньги, залог благополучия, в Гетто воспринимались по-другому. Богатство – а среди жителей Гетто встречались довольно обеспеченные люди – не давало еврею права переселиться в другой район или, например, купить ремесленную мастерскую; оно предоставляло лишь некоторые привилегии в самом сообществе. Если возвращавшийся вечером домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали, невзирая на уровень достатка. А во время знаменитых венецианских карнавалов одним из традиционных развлечений были «еврейские бега»: из иудейской среды выбирали самых толстых, чтобы они, полуголые, бегали наперегонки, веселя христиан. Нередко при этом бегуны получали в спину гнилым помидором, а то и камнем.

Венецианское Гетто сегодня – это три небольших острова, разделенных каналами: Гетто Веккьо (Старое Гетто), Гетто Нуово (Новое Гетто) и Гетто Нуовиссимо (Новейшее Гетто). Однако на названия в данном случае полагаться не приходится: первым появилось в 1509-м и получило официальный статус еврейского квартала в 1516 году как раз Новое Гетто.

Гетто Веккьо было заселено лишь в конце XVI века, когда в первом районе уже не оставалось места: на территории, рассчитанной на шестьсот жителей, постоянно проживали уже две тысячи человек. «Старым» Гетто Веккьо называют потому, что оно находится на месте более старого литейного цеха.

В Гетто Веккьо селились в первую очередь выходцы из Азии и с Пиренейского полуострова, которым раньше приходилось селиться за чертой города, на материке. В 1630 году, когда община уже насчитывала пять тысяч человек, появился третий квартал, предназначавшийся для самых обеспеченных семей – Новейшее Гетто. Здесь дома были гораздо просторнее, встречались даже настоящие дворцы-палаццо.

В XVIII веке, когда евреев в Венеции снова начали притеснять, население Гетто стало сокращаться – многие его обитатели переезжали кто во Францию, кто в Америку. В 1797 году верный принципам Французской революции генерал Наполеон, будущий император Наполеон I, своим указом снял все ограничения на перемещения евреев по городу и отменил статус венецианского Гетто как резервации, а евреи получили все гражданские права наравне с христианами.

Тогда ворота Гетто были торжественно сожжены в знак освобождения иудеев от притеснений – и с тех пор Гетто практически опустело. Правда, после второй мировой войны немногие уцелевшие еврейские семьи вернулись в те места, где когда-то жили поколения их предков.

Сегодня еврейская община Венеции насчитывает несколько сот человек, но в самом Гетто – несмотря на то, что район остается центром жизни общины – живут всего пять семей. Необитаемые кварталы с пустыми глазницами оконных и дверных проемов оставляют незабываемое впечатление. Впрочем, с приходом в Венецию Хабада, семь лет назад, в Гетто появились ешивы, где теперь учатся несколько десятков еврейских юношей, ежегодно приезжающих сюда со всего мира.

В Гетто, несмотря на бесспорную историческую и культурную ценность этого района, не водят экскурсий. Гиды, которые руководствуются какими-то неписаными нормами венецианского этикета, обычно обходят его стороной, ограничиваясь центральными районами Венеции с их общеизвестными архитектурными памятниками, главными каналами и несколькими мелкими островками вокруг города. 

Источник: lechaim.ру

Подпишитесь на наш
Блоги

Другая Венеция

15:25, 4 июня 2015

Автор: Tory_n

Комменты 26

Аватар

Ой, как интересно было почитать!!! За что этот несчастный народ так везде притесняли?! Ну что плохого в них?! Никому ж ничего не сделали! Во всех уголках мира их притесняли! Наполеон порадовал уравниванием в правах.

Аватар

искренне считаю, что такие города спасает солнце частое-выглядит все милее. по сути же адок! в Риме грязно жутко...я была в шоке. очень старые дома-есть старые дома все же. и тут фотки-хм...понятно,что гетто. но и не гетто,а обычные здания выглядят пошарпанно в Италии. и узко.

Аватар

Всем бы городам такое гетто :)

Аватар

ну вот вам и эуропа. а не водят экскурсии - потому, что стрёмно. люблю Венецию. И никогда не слышала про это гетто, ни от одного экскурсовода. Спасибо.

Аватар

Люблю венецию. Была не раз И в этот др получила подарок- поездку Не знаю, читала о еврейских кварталах Но желания посетить не было Не делаю из этого чего- то сверх Случайно попала в квартал ортодоксов в лос анжелесе Ну квартал Ну евреи с пейсами Не знаю. С исторической точки зрения чего то Дико интересного и неординарного не увидела. В израиле не была В иерусалим Как место силы Плпасть хочу Венеция- прекрасна

Подождите...