Уроженец Нижнего Тагила Виктор Старухин — один из самых известных бейсболистов в Японии. Он восемь раз выигрывал чемпионат страны и столько же раз становился лучшим питчером лиги. Установленные им почти сто лет назад рекорды до сих пор не побиты. Старухин введен в национальный Зал славы бейсбола в Японии, в его честь даже назван 25-тысячный стадион на Хоккайдо. 

Русский японец

Жизнь Виктора Старухина — сплошное приключение. Родился он в Нижнем Тагиле за год до революции 1917-го. Родители — Константин и Евдокия — были зажиточными крестьянами, владельцами крупной лесопилки, и оставаться в стране после начала Гражданской войны не захотели. С четырьмя  маленькими детьми они отправились в Китай по Транссибирской магистрали.

Поездка стала для них суровым испытанием. В итоге до Харбина — на тот момент одного из центров белой эмиграции — добрались только трое Старухиных. Все дети, кроме Виктора, погибли в дороге.

В то время в Харбине находилось более 100 тысяч белоэмигрантов из Российской империи. Для них работали театры, магазины с вывесками на кириллице, больницы, школы и другие учреждения. Константин Старухин открыл свое дело, но в 1920 году Китай отказался признавать паспорта беженцев из Российской империи, и семье пришлось планировать новый переезд. Вернуться домой им было уже не суждено.

Было решено перебраться в Японию. Для въезда в страну требовалось заплатить 4,5 тысячи иен, и Старухиным пришлось распродать почти все имущество. В 1925-м семья по временным визам отплыла на остров Хоккайдо.

В Японии Старухины поселились в городе Асахикава, и девятилетний Виктор пошел в местную школу. Мальчик быстро выучил японский и приспособился к новой культуре, однако до конца своим так и не стал. Его друг детства Ясаюки Такакува рассказывал, что Старухины были в числе немногих русских в городе. Голубоглазый и светлокожий Виктор выделялся среди сверстников. Кроме того, он был выше и крепче японских мальчиков. Его прозвали «голубоглазым японцем».

С другом Ясаюки Такакува.

Отдушину Виктор нашел в бейсболе — самом популярном виде спорта в стране, завезенном в 1870-х американцами. Старухин стал лучшим питчером («бросающим») в своей школе. В это время в Японии был принят новый закон, запрещавший одновременно заниматься профессиональным спортом и получать высшее образование. Из-за этого Виктор подумывал завязать с профессиональным спортом ради поступления в университет Васэда.

Заставить передумать Старухина попытался Мацусаро Серики — политик и первый японский медиамагнат, основавший крупнейшую в стране газету «Ёмиури симбун». В 1930-х Мацусаро Серики стоял у истоков первой профессиональной бейсбольной лиги в Японии и основал команду «Гиганты Ёмиури»(Yomiuri Giants), в которую пригласил Старухина. Виктор отказался, объяснив, что учеба для него важнее.

Но поступить в университет ему не удалось. Отца будущего бейсболиста обвинили в убийстве русской эмигрантки. По одной из версий, Старухин-старший завел роман и расправился с возлюбленной, приревновав к сыну. По другой — убитая передавала информацию о белых эмигрантах в СССР, и в ее устранении была замешана советская разведка.

Константину Старухину грозил десятилетний тюремный срок, а его семье — депортация в СССР. Тогда Серики и сделал Виктору предложение: он помогает его отцу, а взамен спортсмен подписывает контракт с «Гигантами Ёмиури». Старухин-младший согласился.

В итоге наказание его отцу сократили до двух лет, а матери разрешили остаться в Японии. К тому же Старухин получил тысячу иен подъемных, зарплату в 120 иен в месяц (примерно 1,5 тысячи долларов, очень неплохие деньги на то время) и место в команде.

Звезда под чужим именем

Первая популярность пришла к Виктору после выставочных матчей против сборной США, которые организовал его покровитель Серики. Старухину удалось затмить будущего мужа Мэрилин Монро, суперзвезду американского бейсбола Джо Ди Маджио и принести японцам победу. В трех матчах против русского питчера Ди Маджио удалось нанести лишь один точный удар.

Американцы, впечатленные талантливым русским, предложили ему контракт с одной из команд Главной лиги бейсбола (MLB). Виктор отказался, понимая, что тем самым нарушит договоренность с Серики. По словам другого мигранта, известного в Японии хирурга Евгения Аксенова, на фоне нараставшей неприязни между Японией и США решение Старухина вызвало особое одобрение.

«Имя этого человека навечно вписано в историю японского бейсбола. Даже в наши дни японские мальчишки знают это легендарное имя. Популярность Старухина особенно возросла, когда он отказался от предложения переехать в США. В результате Старухин стал национальным героем», — рассказывал Аксенов.

Оставшись в Японии, Старухин помог «Гигантам Ёмиури» стать главной командой страны. «Гигантов» часто сравнивали с непобедимыми нью-йоркскими «Янкис» — самой титулованной командой MLB. Начиная с 1936-го «Ёмиури» восемь раз подряд выигрывали чемпионат страны, а Виктор столько же раз становился лучшим питчером лиги. В сезоне 1939 года его команда одержала 42 победы, что по сей день является рекордом для Японии. В этом и следующем сезонах Старухин становился самым ценным игроком лиги. Залог успеха заключался в огромном по японским меркам росте (193 сантиметра при весе в 104 килограмма), выносливости и отсутствии местных соперников, призванных в армию для участия в японско-китайской войне, а затем и Второй мировой.

Виктор, не имея японского гражданства, воевать в войсках императора не мог, а с установлением в стране фашистского режима всех иностранцев стали рассматривать как потенциальных шпионов. Перед каждым выездным матчем бейсболист должен был получать от военных разрешение на выезд из Токио. В 1939 году в стране вышел закон, запрещавший заявлять иностранцев в спортивные клубы. Старухин дважды подавал прошение о получении японского гражданства, но его так и не приняли. Играть за свою команду он больше не мог.

Тогда владелец «Гигантов» Серики решил сменить имя главной звезды команды. По документам Старухин стал Хироши Суда. Виктор узнал об этом постфактум. Ходили слухи, что под формой он носил футболку с надписью Victor.

Но новое имя не помогло голубоглазому японцу. В 1943-м «Гиганты», опасаясь, что бейсбол признают вражеской игрой, окончательно перестали ставить Старухина в состав команды. А еще через год он вместе с женой и трехлетним ребенком попал в лагерь для подозреваемых в шпионаже иностранцев на Кируидзаве. Вместе с женой и трехлетним ребенком. В это же время, на другом конце земли, в США были насильно интернированы в лагеря-поселения 120 тысяч японцев, большая часть из которых были гражданами США, в одном из таких лагерей родилась мама будущей олимпийской чемпионки по фк Кристи Ямагучи.

Виктор провел там год и подорвал там здоровье, заболев плевритом. В 1945-м война была окончена, а страна оккупирована американцами. Старухин поменял имя на Виктор Старфин и устроился переводчиком в инженерный батальон Армии США (английский язык он выучил в лагере, где его соседями были австралийцы).

Новая работа считалась престижной и приносила Старухину доход, но он мечтал только о возвращении в спорт. Когда объявили о возобновлении бейсбольного чемпионата, Виктор первым делом пришел в старую команду, но бывшей звезде «Гигантов», к сожалению, отказали.

Но он всё же, в 1946 году, благодаря своему старому менеджеру Садаёси Фудзимото, он вернулся в профессиональный бейсбол, сменив команду.

В 1946-м Старухин нашел для себя новую команду Taiyo, затем присоединился к Daiei Stars и вскоре вернул статус суперзвезды. Русского питчера знал каждый японец. Его дважды признавали лучшим в национальном чемпионате и внесли в Сборную всех звезд 1952 года. Виктор выиграл 303 матча в карьере и стал первым игроком в японском бейсболе, которому удалось достичь этой отметки.

В 1955 году Старухин завершил спортивную карьеру. Он надеялся стать тренером, но в то тяжелое время на эту должность существовала жесточайшая конкуренция. Виктор подрабатывал на токийском радио и в кино, работал русско-японским переводчиком. 

Ещё в 1939 году Виктор женился на русской эмигрантке Елене. В 1941 году родился их первенец — сын Георгий. После пребывания в лагере Каруидзава, плеврита Виктора и временной финансовой неустроенности личная жизнь разладилась. При первой же возможности, предоставившейся в 1948 году в лице Александра Боловьёва, первой любовью Елены до эмиграции,  Елена подала на развод и уехала с Боловьёвым в США, оставив семилетнего сына Виктору. Это стало большим потрясением для Виктора.

Второй женой Виктора стала японка Куниэ в 1950 году, с которой он познакомился на Рождество в Русском клубе в Токио в 1948-49 году. Она заботилась о сыне Виктора — Георгии, а вскоре у них родились две общие дочери — Наталья Старффин Огато (японский журналист и диетолог, род. 1952) и Елизавета (сейчас проживает в США)

Виктор страдал от депрессии и начал выпивать. В одном из интервью Старухина спросили, что он думает о своих многочисленных бейсбольных достижениях, он на мгновение задумался, а затем ответил: «Мне грустно... и одиноко».

Старухина мучили приступы паранойи. Он спал с бейсбольной битой для защиты от грабителей и установил лестницы на окнах квартиры, опасаясь пожаров. Говорили, что он не входил в общественные здания, не проверив возможные пути эвакуации.

Погиб бейсболист при трагических обстоятельствах: его машина столкнулась с поездом. Ходили слухи, что он управлял автомобилем в нетрезвом виде. Также были версии, что это самоубийство или работа советских спецслужб. После скоропостижной смерти любимого мужа, оставшись молодой вдовой с тремя детьми на руках, Куниэ трудилась на нескольких работах, чтобы прокормить семью.

После смерти имя Старухина было увековечено в Зале бейсбольной славы Японии. Он стал первым иностранцем, удостоенным этой чести. Его именем назвали 25-тысячный стадион в Асахикаве, где открыли посвященный ему музей, а у входа установили ему двухметровый памятник.

Виктор Константинович похоронен на кладбище, где также покоятся другие знаменитые спортсмены Японии

***

В 2003 году японские журналисты приехали в Нижний Тагил для съемок фильма о бейсболисте. Удивительно, но в родном городе о спортсмене Викторе Старухине никогда не слышали. Японцы все же разыскали его родственников, показали им фотографии маленького Виктора с родителями и рассказали о его удивительной судьбе. Так российские Старухины впервые узнали о знаменитом предке.

Память...

В Японии

В 1960 году Старухин стал первым иностранцем, избранным в японский бейсбольный Зал Славы.

В 1979 году дочь Наталья написала об отце книгу на японском языке «Мечта и слава белого бейсбольного мяча». В 1985 году вышло второе издание книги.

Наталья Викторовна рядом с отцом, навеки высеченном в камне и памяти людской, бейсбольный Зал Славы

на символическом открытиии игры в честь 100-летия со дня рождения Виктора Старухина

В 1984году в городе Асахикава (Хоккайдо) его именем был назван бейсбольный стадион на 25 000 мест (перед входом на трибуны установлен бронзовый памятник, а внутри находится небольшой музей памяти питчера).

В музее

У стадиона имени Старухина на Хоккайдо

Ребятишки молятся об удачной игре:))

Сам стадион

В 1993 году в Японии вышла вторая книга про Старухина — «Великий питчер из России» (авторы Акира Накао и Юко Канадзава).

В 2004 году японская телекомпания Japan Television Workshop Co. Ltd. сняла отмеченный наградами фильм «Слава и крах питчера без гражданства Виктора Старухина».

В США

В 2005 году Виктор Старухин был включён в Энциклопедию международного бейсбола (англ. Diamonds around the Globe: The Encyclopedia of International Baseball).

В 2012 году Джон Берри опубликовал биографию Виктора Старухина — «Питчер-чужестранец: жизнь и эпоха Виктора Старффина» (англ. The Gaijin Pitcher: The Life and Times of Victor Starffin).

В России

В 1991 году в честь Виктора Старухина московский бейсбольный клуб «Кунцево» был переименован в бейсбольный клуб имени В. Старухина (с 1994 года после слияния с клубом «Русский Капитал» именуется «РусСтар»).

С 1991 года в память этого великого игрока регулярно проводится бейсбольный турнир при поддержке спорткомитета Западного административного округа (ЗАО) г. Москвы.

В 2013 году после двух лет подготовительных работ (сбор материалов, контактов, съёмочная группа) был начат сбор средств на съёмки независимого российского фильма о Викторе Старухине с рабочим названием «Starffin. По ту сторону восхода».Из-за нехватки спонсоров и средств съёмки фильма отложены на неопределённое время.

***

Живший в Токио с 1942-го русский врач Евгений Аксенов вспоминал, как однажды, вскоре после войны, полицейский постучал в дом проверить документы. Отсутствие японского паспорта насторожило стража, он попросил назвать хоть одного человека в Японии, который мог бы за него поручиться. Растерявшийся врач развел руками: «Ну разве что мой друг бейсболист Старухин» – «Ну так бы сразу и сказали! Держите ваши документы и спокойной ночи».

Подпишитесь на наш
Блоги

Русская звезда японского бейсбола

07:32, 6 августа 2020

Автор: Eliena20

Комменты 33

Y

Спасибо за пост! Потрясающая история с грустной нотой. Жаль его что после всего остался чужаком, и его вдову, что оставшейся с 3 детьми на руках была вынуждена работать на 3 работах , чтобы прокормить семью. Неужели не остались деньги? приятно что японцы не забывают его, Япония одна из самых мононациональных стран с маленькой территорией. Очень жёсткая была политика у Японцев к иностранцам и до сих пор так. Помню как русский сумоист кажется, жил и выступал за Японию, многократный чемпион мира , но лишь через 20 лет ему дали таки гражданство.

Аватар

Удивительная судьба. Внешность у него тоже интересная, если бы не прочла что это русский, подумала бы что немец или скандинав, на фото где улыбается чем-то похож на Дольфа Лундгрена. Жаль, что жене такого известного человека пришлось в одиночку зарабатывать после его смерти, ничего не осталось и никто не помог... Спасибо за пост.

F

Спасибо большое ❤️❤️❤️! С удовольствием прочитала за утренним кофе. Какая удивительная судьба, сколько всего сплетено от успехов до падений и обратно. И сколько высечено у него самого на лице — очень красивый, статный русский мужик.

R

Спасибо за отличную статью!

Аватар

Замечательный, познавательный пост. Спасибо! Очень много эмоций. Жизнь замечательного человека

Подождите...