Само ее имя и всю биографию окружают тайны и вымысел, она совершила настоящий переворот в мире моды, не побоявшись плыть против течения Time внес ее в список самых влиятельных людей 20 века... Конечно, речь идет о создательнице модного дома Chanel. С чего же все начиналось? 19 августа 1883 года в Сомюре, Франция, в семье странствующих торговцев родилась Габриэль Шанель, впоследствии "переродившаяся" в легендарную Коко, которая добавила себе еще одно имя - Бонёр, т.е. "счастье". Но детство мадемуазель было отнюдь не счастливым. Отец бросил семью, а матери не стало, когда Габриэль было всего шесть лет. После смерти матери девочка (вместе с сестрами) оказалась в Обазине, в аббатстве, основанном святым Стефаном.

Возможно, переплетение петель в витражах аббатства и вдохновило мадемуазель на создание логотипа Chanel

Именно там Габриэль научилась шить, да и построенная годы спустя расположенная на Французской Ривьере вилла "Ла Пауза" стала своего рода олицетворением монастырского детства великой Коко. Но чувства Габриэль по отношению к монастырю и его обитателям были противоречивы. На разных этапах своей жизни она рассказывала, а точнее - слагала легенды, о своем монастырском детстве, нередко называя монахинь "тетками", у которых она якобы гостила.

В 18 лет Шанель покинула аббатство и поступила в школу Нотр-Дам в Мулене, куда уже ходила одна из сестер ее отца, Андриенна. Опеку над Коковзяли еще одна тетка по отцовской линии и ее муж, начальник вокзала. По окончании школы Андриенна и Габриэль стали работать швеями и продавщицами в текстильной лавке. По вечерам девушки выступали с песнями в не совсем приличном заведении "Ротонда". Тогда-то, а не в раннем детстве, как утверждала сама Шанель, и родилась Коко - из песенки "Кто видел Коко?" Поистине знаковой стала для молодой девушки встреча за чаем в близлежащем городе Виши с Этьеном Бальсаном, который в 1905 году привез Коко в свое поместье в Руалье, где она прожила несколько лет почти в монашеском уединении, так как тамошний "круг" был ей чужд: светские дамы, повесы и кокотки, то есть куртизанки. Хотя последние импонировали ей больше, чем светские персонажи. Позднее Шанель вспоминала, что "кокотки очаровывали ... яркой косметикой и большущими шляпами", что от них всегда "пахло чистотой". Называя вещи своими именами, Коко была содержанкой Бальсана, когда встретила свою самую сильную и романтическую любовь - англичанина Боя Кейпела. Именно, по ее словам, вдохновившись одеждой Боя, ей пришла идея начать свое дело. Скоро, совсем скоро сначала шляпки, потом одежда в "школьном стиле" потеснят крикливую дороговизну, присущую тогдашним конкурентам Шанель. Она сама была первой и главной моделью своих творений.

image

image

Бой Кейпел, отношения с которым длились девять лет (даже после его женитьбы на другой женщине) "Мода - как пейзаж, это состояние души," - говорила Шанель. Если мужчины, предоставлявшие финансирование ее проектам, могли приходить и уходить, то дом Chanel - был ее тихой гаванью, оплотом. Пьер Реверди, Игорь Стравинский, герцог Весминстерский, Сергей Дягилев, Уинстон Черчилль, великий князь Дмитрий Павлович - это неполный список мужчин, с которыми Габриэль была дружна или имела более близкие отношения. Отдельная роль в жизни отведена была немецкому дипломату Гансу Гюнтеру фон Динклаге, с которым Коко встречалась в годы оккупации в Париже (и после войны). Это, пожалуй, самая спорная глава в жизни Шанель. История дама неоднозначная, поэтому определенных ответов тут нет. Известно только, что все обвинения в коллаборационизме с фашистами с госпожи Шанель были сняты.

image

С герцогом Вестминстерским

image

С Уинстоном Черчиллем, с которым Коко Шанель дружила Каждый из них, безусловно, внес свою лепту в историю этой удивительной женщины и, как бы сейчас сказали, талантливой бизнес-леди. Кстати, практически сразу модный дом стал приносить такие доходы, что финансовое покровительство мужчин уже и не требовалось. Шанель даже сама могла себе позволить "взять под крыло" интересного ей мужчину (как случилось с великим князем).

С Дмитрием Романовым К 1915 году существовало уже три магазина: в Париже, в Довиле и Биаррице. Война стала последней каплей, эра роскоши ушла безвозвратно. Простая, не стесняющая движений, одежда от Шанель стала символом новой эпохи, подарившей нам - среди прочего - и ставшее классикой маленькое черное платье.

Платье "Форд", рисунок Карла Лагерфельда Помимо непосредственно моды, Шанель имело отношение и к миру искусства, не раз выступив дизайнером по костюмам, в частности, к спектаклям "Русского балета", представления которого Коко Шанель даже спонсировала из собственного кармана, став практически ангелом-хранителем танцевальной труппы наших соотечественников (ох уж эти русские!).

Русские мотивы прослеживаются и в творчестве Шанель (1924 год) В 1921 году появились знаменитые духи № 5, созданные Шанель совместно с парфюмером-эмигрантом из России Эрнестом Бо. Это был первый синтезированный парфюм, а также первый в истории аромат "от кутюр". До Мадемуазель ни один дом моды не выпускал ароматов под своим брендом, после нее это стали делать все.

image

Число пять, кстати, было одним из символов, преследовавших Коко всю жизнь. Пятерка досталась ей от Боя Кейпела, который увлекался теософией, и фигурировала в жизни дизайнерра повсеместно (показ назначен на 5 день пятого месяца, аромат номер пять, сумка 2.55). Среди подобных "рефренов" пшеница (якобы подаренная когда-то отцом, символ достатка), камеи, звезды (еще со времен аббатства - отделка тамошнего пола). Все они сполна нашли свое отражение в доме на улице Камбон, где Шанель окружила себя самыми знаковыми и милыми сердцу вещами. После войны наступило четырнадцатилетнее молчание. Многие не верили, что Chanel вернет себе былую славу. Но в 1954 году на тот момент 71-летняя Коко Шанель с триумфом вернулась на модную арену. Правда, первая ее коллекция была раскритикована соотечественниками, но зато американцы приняли ее на "ура". Среди звездных клиентов Chanel значились Одри Хэрберн, Элизабет Тэйлор, Жаклин Кеннеди.

В день убийства президента Кеннеди Эстетика смерти, если можно так выразиться, шла бок о бок с Габриэль, начиная с потери матери, заканчивая смертью столь горячо любимого Боя и кончины близких друзей. Цвет скорби, черный, в который Шанель мечтала перекрасить мир, часто доминировал в ее коллекциях, но в то же время легко уживался с белым. Едкая, амбициозная, фанатично преданная своей работе и невероятно человечная и щедрая по отношению к любимым и близким людям. Скорбь и счастье (Бонёр все же неспроста), "вкус к жизни" - одно другому не мешало. Заканчивается история великой Коко в отеле "Риц", ее практически доме, где она пережила и расцвет своего модного дома, и Вторую Мировую, и возрождение любимого дела...

Шанель за работой Ее наследие живет и процветает, а ее судьба вдохновляет дизайнеров, художников, писателей и режиссеров. Шанель до последнего работала, по словам очевидцев, не выпуская из рук иголку и сигарету. Bon anniversaire, mademoiselle!

Подпишитесь на наш
Блоги

Великие женщины мира моды: Коко Шанель

02:04, 20 августа 2012

Автор: fashionobsession

Комменты 4

V

Шанель легенда моды

Аватар

Удивительно)) Только сегодня посмотрела фильм про нее, не подозревая, что именно сегодня у этой великой женщины День Рождения!

Аватар

Всегда отмечают, что Коко не была красоткой. А я смотрю на нее молодую и она очень-очень нравится своей тонкой, изящной красотой.

Подождите...