Его эпиграммы становятся народным фольклором, его лицо узнают несколько поколений зрителей, его имя на афише гарантирует аншлаг. Однако сам Валентин Гафт лишь морщится, когда слышит комплименты в свой адрес: «Прекратите. Это неприлично!» Разговаривать с Гафтом немножко боязно: хотя лицо его знакомо с детства и кажется родным, ты понимаешь: прямой, откровенный, язвительный Гафт – собеседник интересный, но непростой. Однако Валентин Иосифович расслабляется сразу, пустившись в воспоминания о детских годах, проведенных в Украине, и спокойно говорит и о ролях, и о жене, и о судьбе. Валентин Иосифович, вы часто бываете в Киеве? Мне нравится Киев, и я очень хорошо знаю город. Уже лет пятьдесят с удовольствием сюда езжу, и не только в период съемок и гастролей. Киев – город невероятной красоты, один из лучших в мире. Я знаю, что ваше детство прошло в Украине – в Прилуках. Помните те годы? Такие воспоминания никуда не деваются. Когда приезжаю в Украину, словно в детство возвращаюсь. Мои родители с украинской земли. Я сюда ездил начиная с 1939 года. Потом, когда началась Великая Отечественная война, был перерыв, но после победы над немцами десять лет подряд ездил к бабушке – в село Варва под Прилуками. Там прошла вся моя юность. Давно там не были? Очень давно. На моей родине остались близкие родственники, хотя многие из них выехали. Очень хотелось бы съездить в родное село, но говорят, что там теперь страшно: ничего уже не осталось.

У всех свои страхи. Скажем, попытки перенести на киноэкран «Мастера и Маргариту» постоянно сопровождались мистическими слухами, а вы отважились не просто сыграть сперва у Юрия Кары, а потом у Владимира Бортко, а сыграть ключевую роль – Воланда! Не страшно было? Или вы не суеверны? Роль вовсе не мистическая – она замечательная! Воланд пришел в страну, где люди пренебрегают верой и создали себе эфемерные идеалы. Поэтому они обречены на бесславный конец. Воланд выручает Мастера, помогает Маргарите и в итоге забирает их с собой. Он – посланник Бога. Какой он дьявол?! Воланд обаятельный, мудрый, остроумный, сильная личность. Мне он очень нравится. К сожалению, фильм Юрия Кары (1994 г.), как и телесериал режиссера Владимира Бортко (2006 г.), не под стать Михаилу Булгакову и его бессмертному произведению. Но мне всегда хотелось сыграть Воланда - пережить, показать этот неординарный характер. В вас есть что-то от Воланда? Сильный характер, воля? (Улыбается, качает головой.) Лет пятнадцать тому назад я был совсем другим. Сейчас уже не смог бы так сыграть Воланда, как когда-то. Вы не единожды отмечали, что актер играет самого себя. А в какой картине зрители могут увидеть настоящего Гафта? Везде. Я не переигрываю. Показываю самого себя в определенных обстоятельствах. Но мои роли нельзя назвать автобиографичными. К тому же я не очень обогащен киноролями и не считаю себя киноактером. Я больше человек театра. В кинематографе у меня не так много достижений и хвастаться особо нечем. Я люблю других актеров в кино.

Вы сменили много театров, видели много режиссеров. С кем было интереснее всего работать? С Андреем Гончаровым – это мой первый режиссер. Потом появились Анатолий Эфрос, Валентин Плучек из Театра сатиры (я играл там графа Альмавиву в "Женитьбе Фигаро" вместе с Андреем Мироновым), Галина Волчек. Мне везло с режиссерами. Правда, я сам отказался когда-то сниматься у Марка Захарова в фильме "Мюнхгаузен", у Георгия Данелии в картине "Кин-дза-дза" - и очень об этом жалею. Владимир Машков приглашал меня во МХАТе сыграть в его спектакле "Номер 13", и я ответил отказом по причине неважного самочувствия. У меня был период, когда я вообще три года не работал — сильно болел. Но приятно, что приглашали. Мне кажется, что сегодня в театре сильно ощущается дефицит личностей и актеров крупного масштаба… Нет. Я думаю, что личность из театра не исчезла и никогда такое не произойдет. Были такие гранды, как Михаил Ульянов, Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев… Но есть Богдан Ступка, Олег Табаков и его ученики - Женя Миронов и Володя Машков. Все-таки появляются прекрасные артисты. К примеру, Константин Хабенский. Я с ним снимался, когда он еще совсем мальчиком был, советы ему давал, а теперь он и сам мне может, думаю, что-то подсказать.

Вы как-то сказали: «Театр похож на футбол». Можете объяснить эту аллегорию? Жизнь в театре – это игра. Режиссер похож на тренера, а артисты – на футболистов. Артист, как и футболист, во время игры и перед ней должен контролировать состояние своей души, отгородиться от всех земных неприятностей, усмирить волнение. Надо постоянно думать о своей роли. Например, когда футбольная команда выходит на поле, я уже вижу, кто из игроков готов к игре, а кто всё провалит. По началу спектакля можно понять, будет он удачным или нет. Общение на сцене и футбольном поле – самое трудное. И там и там надо уметь видеть и чувствовать друг друга, понимать.

А еще говорят, что актер должен пребывать в состоянии влюбленности в свою партнершу, дабы их тандем в фильме удался... Ерунда! В моей личной практике такого не случалось. Работа и влюбленность – это разные понятия, и если они соединяются воедино, то только мешают обоим. Пьяный никогда не сыграет пьяного и, уверен, влюбленный влюбленного – тоже. Мне бы это мешало. Со своей супругой актрисой Ольгой Остроумовой вы вместе девятнадцать лет. Соединили свои судьбы уже в зрелом возрасте – у таких пар, как правило, более прочные браки... Дальше двигаться некуда – пенсия на горизонте (улыбается). Если вам кажется, что у меня всё благополучно, – пусть так и будет. Человек жив, пока ему нравится жизнь. Надо уметь видеть собственную жену как в первый раз. Но это зависит от обоих. Жизнь – непростая штука, и всё гладко быть не может. У нас в доме присутствие Ольги является самым главным, спасительным и решающим. Я понимаю, что уже надоел своей семье - разными болячками, стонами, какими-то дурацкими требованиями. Но моя супруга мудрая, очень мне помогает, и, если бы я к ней прислушивался, никаких бы неприятностей в жизни у меня не случалось. Оля - умница и красавица. Мне не хотелось бы ее потерять.

Как складываются ваши отношения с детьми Ольги от предыдущих браков? Я обожаю своих некровных детей и внуков. У дочки моей супруги Ольги - потрясающий трехлетний ребенок Захар. У сына, будущего кинорежиссера, - двухгодовалая девочка Полина. Если к нам приходят малыши, я никогда с ними не сюсюкаю, но полностью расслабляюсь и молча получаю удовольствие – от того, как они смотрят, бегают, руку подают... Вы известный создатель довольно колких эпиграмм на своих коллег. А по отношению к себе чувство юмора проявляете? Вам со стороны виднее, имею ли я чувство юмора. К тому же я уже не сочиняю эпиграммы – только стихи. Но не считаю себя поэтом. Пишу в свое удовольствие. Мне нравится поэзия. Иногда в стихах удается сделать больше, нежели в роли. Я читала, что вашей супруге Ольге не очень нравились ваши эпиграммы... Она и сейчас их не воспринимает. Меня это вовсе не задевает. Наша семья – не общество взаимного восхищения. У нас вы не услышите дифирамбов в адрес друг друга. Отвратительно, когда все восклицают: «Ты – гений! Всё прекрасно!» Это неприлично. Гении не мы, и надо это сознавать. Мы не поэты и не артисты: знаем образцы гораздо более высокие. Нужно помнить об этом. Вы скромничаете, а вот Ролан Быков назвал вас «нервным гением»... Ну... Быкову можно, я очень любил его. Ролан Быков – мой крестный отец по «пробам пера». Именно он надоумил меня писать эпиграммы и стихи. И последние два года его жизни мы с ним встречались каждый день, читали друг другу свои новые сочинения. Так что я потерял любимого человека. (Задумчиво декламирует) Схрани тебя Господь от тех, Кто спровоцировал успех Твоих незрелых сочинений.

Как вы считаете: сколько раз в жизни можно любить? У всех по-разному. Я не считал, сколько раз в жизни любил женщину. Но любовь – ощущение, которое периодически прячется. А потом, словно снайпер, сражает наповал. Желание любить должно быть всегда. Если его нет – человек умирает. Ги де Мопассан говорил: «Одни в жизни целуют, а другие лишь подставляют щеку». В какой ипостаси чаще оказывались вы? Не знаю, что интереснее. И в первом, и во втором варианте есть определенные волнующие моменты. Когда тебя любят, ты ничем не обеспокоен, и это скучно. Надо постоянно оберегать свои чувства. Хотя порой они уходят, а ожог остается. Всю жизнь обжигался в любви. Я играю в спектакле «Заяц. Love story». Влюбленные люди встречаются через тридцать лет, и женщина спрашивает мужчину: «Что было у тебя в жизни настоящего?» – «Когда мы играли в театре: я – Зайца, а ты – Зайчиху. Всё остальное - чушь…» Любите в прошлое возвращаться, ностальгировать? Я даже не вычеркиваю из телефонной книжки номера своих знакомых, которые умерли. И вещи храню: они со мной движутся вперед. Среди них есть игрушки, которые мне дарили. Люблю Москву. Раньше обожал по ней просто гулять - где попало. Прежде всего в наших Сокольниках, которые я облазил вдоль и поперек. Сейчас Москва другая совсем, время иное, но любовь к ней неизменна. Нравится Подмосковье. Не то что Одинцово или Рублёвское шоссе…

Сейчас популярные артисты меряются размерами гонораров. А для вас материальные блага много значат? Чтобы жить, надо зарабатывать. Знаю, что такое не иметь денег. В советское время снимался одновременно в трех-четырех картинах в больших ролях, и то мне не хватало на автомобиль «Жигули». Не хотел бы к этому вернуться. Но и к миллионам я тоже никогда не стремился. Вы довольны своей судьбой? Знаете, судьбу нельзя клясть: она зависит от тебя самого. Если у меня были неудачи, если я что-то не учел, то по собственной глупости... Так что всё зависит от твоего взгляда на сегодняшний день. Я потерял очень много времени, упустил массу возможностей. Наверстать это уже невозможно. Но постоянно жалеть о том, что там что-то было не так, тоже нельзя. Судьба вознаградит, если человек будет верить в прекрасное далёко.

Эпиграммы Гафта: Умереть не страшно. Страшно, что после твоей смерти о тебе снимут фильм и тебя сыграет Безруков. Михалковым: «Россия! Чуешь этот страшный зуд? Три Михалковых по тебе ползут. Армену Джигарханяну: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян. Алферовой: Не будет у тебя успеха, Ведь ты, красавица, не Пьеха. В постели делай свой успех - На сцене это делать - грех! И средь интимнейших утех Ирина лучше б.... й всех. Кончай хождение по мукам, Сыграй с искусством ты разлуку. Боярскому: Зачем ты, Миша, так орешь, Давно огрбленный еврей? Ты Д'Артаньяна не тревожь, Он дворянин, а ты - плебей. Волчек: В ней - толковой совместилось емко Любовь к искусству и комиссионкам. Высоцкому: Ты так велик и так правдив - Какие мне найти слова? Мечте своей не изменив Твоя склонилась голова. Не может быть двух разных мнений: - Ты просто наш Советский гений! Гурченко: Ей повезло, все знать все мочь, Хоть водку глушит из стакана. А карнавальная та ночь Звездой мигает нам с экрана. Но всех пока одно тревожит: Без мата Гурченко не может. Ефремову: Олег! Не век - полвека прожито! Ты посмотри на рожу-то! Лановому: Не может ведь ни "бе" ни "ме", Хотя читаешь Мериме. Зато в кино на "Офицеры" Народ валит, как на премьеру. А что твориться, боже мой! В кино играет Лановой - То лейтенант, майор, полковник, Минут десяток поиграл И вот он полный генерал. Мягкову: Не будь "иронии" в судьбе, Мы б и не узнали о тебе. А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту: А зря, собаку не считали, Вам всем бы брать с нее пример. Вы, чудаки, не замечали, Что рядом умный фокстерьер. Нет, братцы, вы не англичане, Скажу об этом прямо вам. Джером, как это ни печально, Лишь фокстерьеру по зубам. Муравьевой: В искусстве для тебя теперь раскрыты двери И зря твердит молва: "Москва слезам не верит". Сыграла Ира очень натурально. Еще чуть-чуть и будет гениально. "Трем мушкетерам": Пока-пока-покакали На старого Дюма. Нигде еще не видели Подобного дерьма. Обновлено 21/04/12 15:57: Кваше: Успех у публики познавшие, Лежат два стареньких артистика. Лежат, как листики опавшие, Кваша и Гафт — ну просто мистика. Бродскому: Он стихи не сочиняет, Он слова в себя влюбляет, А потом, как баловство, С ними шутит, поиграет, И слова стихи рождают, Как живое существо. В них молчанье перекоров, Улиц ровные фигуры, Город с именем творца, Где осталась шевелюра, Красный свет от абажура, Лица мамы и отца. Рыжий, грустный, одинокий Тунеядец лежебокий. В мыслях тысячи углов. В школе выгнанный с уроков, Удивляет мир жестокий Гениальностью стихов.

Подпишитесь на наш
Блоги

Валентин Гафт: «Если нет любви, человек умирает»

17:53, 21 апреля 2012

Автор: Tofsla-and-Vifsla

Комменты 53

Аватар

очень умный и интересный человек. "Зачем ты, Миша, так орешь, Давно огрбленный еврей? Ты Д'Артаньяна не тревожь, Он дворянин, а ты - плебей." тут я упала

Аватар

Л. Ахеджаковой Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова Великолепно! В самом деле Всегда играет на пределе. Н. Белохвостиковой Вы в "Тегеране-43" Одна блистали, Натали. Что там разведчики, шпионы, Премьеры, президенты и вожди. Парили Вы! - хоть без короны И без таланта, Натали. Г. Беляевой Какой пассаж! Какая прелесть! Перед комиссией разделась! Актрисой стали Вы теперь, Мой ласковый, рациональный зверь! Ю. Богатыреву Богатырь ты, Юра, с виду И актер душой. Мы на сцену вместе выйдем Ты махнешь рукой. Сколько горьких слез украдкой По тебе прольют, Об актерской жизни сладкой Песенку споют. Ты играй, моя голубка, В матушке - Москве, Если выгонят - завклубом Будешь на селе. Л. Броневому От славы одуревший Теперь на все горазд, Он сам себе завидует И сам себя продаст. Э. Быстрицкой Тебя мы помним по кино, Нет, не напрасно ты артисткой стала. Триумф твой прошумел казалось бы давно, Но вновь таланта искра заблистала. Е. Васильевой Когда поддашь - и будет маловато, Ты не сестру играй, а брата. Н. Гундаревой Она играет на пределе, Все сексуальности в кино. А весь успех - в роскошном теле Доступном всем давным давно. О. Далю Уходит Даль куда-то в даль, Не затерятся б вдали, Не маловажная деталь: Вы все же Даль, а не Дали! Т. Дорониной Клубника в сметане - Доронина Таня. Другого ты в ней не ищи. Ляжет в постель иль на сцене как встанет, Как будто "Шанели" накапали в щи. М. Казакову Неполноценность Мишу гложет, Он хочет то, чего не может, И только после грамм двухсот Он полноценный идиот. Все знают Мишу Казакова, Всегда отца, всегда вдовца. Начала много в нем мужского, Но нет мужского в нем конца. Е. Леонову Иду по школьному двору И слышу за спиной: Леоновское - "Пасть порву"! Гляжу - кричит другой. Давным давно, с тех самых пор Вошли слова твои в фольклор. И. Мирошниченко В конском черепе у дамы Слышится змеи шипение, А на "кинопанораме" Это приняли за пение. Играешь ты на сцене МХАТа И постоянно спишь с женатым И дочь - не ясно от кого?! Имей же мужа своего! Сними с чела снобизм и негу Не продавай себя Олегу! И. Саввиной Все это правда, а не враки, И вовсе не шизофрения: В Крыму гуляли две собаки - Поменьше - шпиц, побольше - Ия. И. Смоктуновскому Нет, он совсем не полоумный, С театра в театр неся свой крест. Всегда выигрывает в сумме От этой перемены мест. О. Табакову Чеканна поступь. Речь тверда У Лелика, у Табакова. Горит, горит его звезда На пиджаке у Михалкова. Н. Фатеевой Уверен! Вы запели зря. Вам мало разговорной речи. О Вас и так у говорят... Вам нечего сказать и нечем. И. Чуриковой Вы доказали, и давно, Что может некрасивая артистка Блистать и в театре, и в кино, И далеко, и очень близко.

Аватар

Обожаю Гафта! Отличный актер!

Аватар

Он очень умный, но чрезвычайно трудный и едкий человек. С таким человеком сложно вместе жить, но Остроумова большая молодец - на ней все и держится.

Аватар

эпиграмма Алферовой не очень мне понравилась...у Остроумовой кто был первым мужем, отцом ее детей.интересно? а у Гафта свои дети есть, кто знает?

Подождите...