За последнее десятилетие в жизни филантропа, коллекционера и предпринимателя из России Даши Жуковой многое изменилось . Только за последние два года она отпраздновала новый брак (с греческим наследником Ставросом Ниархосом), рождение третьего ребенка и свое 40-летие. Она проводит больше времени в Нью-Йорке, где живет в Верхнем Ист-Сайде, и, несмотря на все другие изменения в ее личной жизни, она также переходит к следующему этапу своего пути в качестве общественного деятеля. Она превратила свой Центр современной культуры «Гараж» в полноценный музей.  Свою щедрость и опыт она использовала в советах директоров крупнейших художественных институтов мира.  И все это время она продолжала строить свою репутацию как влиятельного коллекционера произведений искусства.

Не то чтобы быть занятой - это что-то новое для нее. Когда я впервые брала интервью у Жуковой 10 лет назад, она недавно стала соучредителем Центра Гаража (который через три года изменил свое название на Музей современного искусства Гараж) вместе со своим партнером Романом Абрамовичем, с которым она рассталась в 2017 году. показала группу картин Марка Ротко на сумму 150 миллионов долларов в «Гараже» и готовилась к выставке работ звезды перформанса Марины Абрамович. Она вошла в состав правления Музея искусств округа Лос-Анджелес и помогла директору Майклу Говану получить ссуду в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Она инвестировала в арт-стартап, сайт Artsy; она была редактором британского журнала мод Pop; и она собиралась перенести «Гараж» в более центральное место в Москве, в Парк Горького. Собирая многомиллионные шедевры Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда, Жукова быстро стала, как я писал тогда, «символом не только новой России, которая хотела инвестировать недавно заработанные миллиарды в культурные начинания, но и покупательной способности страны. развивающиеся рынки в целом ».

В 2011 году мы с Жуковой обсуждали салаты в Polo Lounge в отеле Beverly Hills во время Оскаровой недели, недалеко от стола Стива Мартина. (Жукова родилась в России, но часть детства провела в Лос-Анджелесе) На этот раз мы болтали через Zoom. Обстановка изменилась, но еще больше изменились ее уверенность и уверенность в себе. Она больше не символ чего-либо, кроме самой себя.

« Домохозяйка из Беверли-Хиллз» Дэвида Хокни , 1966–67, из коллекции Даши Жуковой

Наиболее оживленно Жукова говорит о «Гараже». Отвечая на вопрос, когда она поняла, что изменила ситуацию с учреждением, первым в своем роде в России, она пошутила, что это произошло тогда, когда оно стало предметом разгадки по Jeopardy!(Ответ: «Музей современного искусства« Гараж »приступил к возрождению этого московского парка». Вопрос: «Что такое парк Горького?») Но если серьезно, то, по ее словам, главной мерой была реакция посетителей. В 2011 году она говорила о том, чтобы сделать музей «более демократичным… для людей, не разбирающихся в искусстве»; она сдержала то обещание. «Гараж», которому в этом году исполнилось 13 лет, «превращается во все более сложный организм», - сказала Жукова. Есть комплексная образовательная программа, первая публичная библиотека в России, посвященная современному искусству, и обширный архив произведений искусства на протяжении веков, вокруг которого построены исследовательские и издательские программы. А кино и различные виды исполнительского искусства стали неотъемлемой частью предложений «Гаража».

«Мы также разработали новый подход к частной поддержке », - сказала Жукова. По ее словам, благодаря программе частного патронажа «Гараж» теперь имеет «сообщество из более чем 80 человек». И, что самое важное, он положил начало благотворительности - разграничению, которое отделяет частные музеи, построенные на долгие годы, такие как Брод в Лос-Анджелесе, от тех, которые могут исчезнуть, когда их основатели уйдут. «Это восстановление российской традиции частной поддержки социально значимых учреждений», - сказала Жукова. «Я надеюсь, что это проложит путь к нашему будущему, и «Гараж »станет независимым учреждением, которое будет стоять самостоятельно». Уход Кейт Фаул - шестилетнего директора «Гаража», которая уехала в 2019 году, чтобы возглавить MoMA PS1, филиал Музея современного искусства в Нью-Йорке, был потерей.

Как руководитель музея, сказал Фаул, Жукова вызывает воодушевляющее чувство любопытства и ведет себя непредвзято. «Она всегда любознательна, - сказал ее бывший директор. «Она всегда хочет знать больше. Она никогда не принимала неожиданных решений,  она надеется на сотрудничество. Она много времени слушает».

За последние два десятилетия ведущие коллекционеры открывали частные музеи по всему миру быстрыми темпами, и большинство из них , по сути, являются витринами коллекционеров. Гараж другой. Жукова, сказал Фаул, «интересуется, как развивать институты на сегодняшний день. Это не означает, что нужно просто открыть место, где представлена ​​ее коллекция. Она давала ресурсы проектам, которые не обязательно приведут к конечным продуктам, которые могут быть произведениями искусства. Она действительно продвигает исследования [и] вещи, которые создают более прочную основу для поддержки  художников и искусство, а не просто коллекционирует. Она думает о благоприятных местах, которые необходимо создать для художников всех мастей, будь то театр, архитектура или искусство ».

Что характеризует Garage в последние годы, как заметил российский куратор Виктор Мизиано, - это способность быть поистине «глобальной». Несмотря на то, что он приносит мировое искусство в Москву, он поддерживает местные и региональные организации через гранты и программы и возглавляет программу «Четыре музея» - новаторское сотрудничество между «Гаражом» и тремя другими ведущими художественными учреждениями Москвы: Государственной Третьяковской галереей и Государственным музеем им. А.С. Пушкина  и GES-2 от VAC Foundation. Жукова сказала, что «Гараж» уделяет внимание таким вопросам, как  «Как мы измеряем нашу ответственность как институт перед нашим сообществом?»

Таблица расширения Сезара , 1977, из коллекции Даши Жуковой.

Большая часть работы Жуковой с Гаражом была связан с обустройством помещений благодаря работе со знаменитыми архитекторами, такими как Рем Колхас, спроектировавший здание Парка Горького, и Сигеру Бан. Около пяти лет назад она начала задумываться о том факте, что для большинства людей их единственное взаимодействие с искусством происходит в очень структурированных границах музеев, и задавалась вопросом, что может означать привнесение этого опыта - «красота, или восторг, или смысл. [искусства] »- в повседневную жизнь. «Я начала думать о том, что может означать создание условий для более широкой аудитории, для такого личного взаимодействия. Я продумывал, как люди проводят время в социальном, профессиональном и личном плане. Было много предпринимательства в области коворкинга и офисных помещений, цифровых сообществ. Я только что заметил, что жилому пространству [уделяется] очень мало внимания ».

Так родилось ее последнее предприятие - Ray, девелоперская компания, специализирующаяся на предоставлении культурных программ в жилых домах. «Мы начинаем с продуманной архитектуры», - сказала Жукова. 

53-летний Национальный театр в Гарлеме откроется в 2024 году в 21-этажном здании на 125-й улице в рамках проекта, над которым Рэй работает в партнерстве с другой девелоперской фирмой и с Сэйд Литкотт, директором театра. Литкотт рассказал The Wall Street Journal что «проект и партнерство ощущались [как] kismet с того времени, когда мы с Дашей впервые встретились в 2019 году, не из-за эстетики или бизнес-модели Рэя, а вокруг наших мам. Что значит быть женщинами, воспитанными сильными матерями». (мать Жуковой - молекулярный биолог.) В другом здании, над которым Рэй работает в Филадельфии, будет инсталляция Рашида Джонсона, одна из огромных керамических плиток которая с 2019 года находится в личной коллекции Жуковой. В рамках еще одного проекта в многообещающем районе Майами Литл-Ривер Рэй будет сотрудничать с организацией-резидентом Oolite Arts, чтобы предоставить художникам место в одном из зданий.

Для Жуковой видение Рэя напоминает то, что она начала с Garage. Когда прошлой весной она объявила о Рэе, она сказала The Wall Street Journal, что заметила, что посетители ее музея будут возвращаться, даже после того, как они уже видели все на виду. Она сказала мне, что сама испытывала то же чувство. «Я не хотела выходить из Гаража», - сказала она. «У меня закончилось все, что мне нужно было сделать в тот день, и я придумывал, что еще сделать.».

Как коллекционер с разносторонней чувствительностью, которую она часто называет причудливой, Жукова никогда не бывает далека от искусства. В своих жилых помещениях - помимо Нью-Йорка, у нее есть дома в Москве и Коннектикуте - она ​​живет в компании всего, от фигуративной картины Марка Тэнси до абстрактной картины Пита Мондриана; от бронзовых скульптур в форме животных Урса Фишера до сюрреалистической картины груди Рене Магритта; от одной из иммерсивных световых инсталляций Джеймса Террелла до картин Питера Дойга и Ансельма Кифера.

«Дочь полицейского» Паулы Рего , 1987, из коллекции Даши Жуковой.

Директор LACMA Майкл Гован сказал, что Жукова «пропитана модернистской идиомой». У нее классическое чувство великого современного искусства, но она также очень открыта. Она не догматична.

 «В мире искусства есть фракция, которая занимается инвестициями и спекуляциями, - сказала Жукова, - но для меня это никогда не было основной причиной коллекционирования произведений искусства». Она ищет не инвестиционную ценность, а определенный уровень сложности - качество художественного произведения, которое поощряет многократный просмотр. «Жизнь с искусством - это многослойный опыт, - сказала она, - и иногда я замечаю что-то новое после просмотра произведения каждый божий день. Я предпочитаю искусство, которое открывается со временем или представляет собой какой-то вызов ».

Две большие картины из ее коллекции особенно хорошо подходят к этому определению. Картина Паулы Рего « Дочь полицейского» (1987) высотой 7 футов , ранее находившаяся в коллекции чемпиона Рего Чарльза Саатчи, представляет собой изображение молодой женщины, энергично полирующей черный ботинок. «Я считаю это таким смелым», - сказала Жукова о работе Rego. «Это всегда очень сильные женщины. [Тем не менее,] есть определенная мягкость и сила ». В картине Дэвида Хокни « Домохозяйка из Беверли-Хиллз» шириной 12 футов (1966–67) женщина стоит во внутреннем дворике хорошо оборудованного модернистского дома, глядя вдаль, задавая вопрос: о чем она может думать?

В картине Хокни изображена еще одна состоявшаяся женщина-коллекционер произведений искусства и филантроп, Бетти Фриман, которая, в отличие от самой Жуковой, была активным сторонником расширяющего границы современного искусства - в случае Фримена - композиторов-авангардистов, таких как Филип Гласс, Ла Монте Янг и Джон. Клетка. Фриман купил картину у Хокни, когда она была завершена, и хранила ее до самой своей смерти в 2009 году. Хотя сама Жукова не измеряла свое коллекционирование в долларах, теперь картина будет продаваться по цене, выше той, что платила Жукова: несколько лет назад, одна из картин Хокни в Калифорнии была продана за 90,3 миллиона долларов.

Работы художников-женщин составляют значительную часть коллекции Жуковой, но пол не является для нее главным фактором. «В моей коллекции подавляющее количество женщин-художников, но это не было расчетливым решением», - сказала она о фондах, которые включают картину Натальи Гончаровой 1912 года, огромный бронзовый паук Луизы Буржуа и более поздние работы Дженни Сэвилл, Банни Роджерс, Сара Краунер, Синди Шерман, Тарин Саймон и другие. «Это было чисто интуитивно. Мой подход органичен и случаен - я не считаю искусство соревновательным видом спорта. Я хочу жить с произведениями, которые меня трогают и дарят чувство удивления и равновесия».

Интерес Жуковой к модерну распространяется и на дизайн. Ей принадлежат такие вещи, как Книжный шкаф Елисейского дворца Пьера Полена, модульное устройство, которое он создал в 1972 году для резиденции президента Франции Жоржа Помпиду в Елисейском дворце, и расширяющийся стол из бронзы и стекла 1977 года, который стал редким экземпляром в мире мебели. Дизайнер Сюзанна Демиш из нью-йоркской галереи Demisch Danant сказала, что Жукова приобрела и то, и другое «до того, как они стали известны и популярны - она ​​дальновидная».

Елисейский шкаф Пьера Полена, 1971, из собрания Даши Жуковой

Она является членом правления LACMA с 2009 года и Художественного музея Метрополитен с 2016 года, она стала членом совета-учредителя Shed в 2017 году, за два года до открытия нью-йоркского арт-центра и концертного зала в Hudson Yards.

Путс сравнивает стиль благотворительности Жуковой со стилем Маккензи Скотт, все более заметной бывшей жены Джеффа Безоса из Amazon, хотя и не в таком масштабе. The New York Times назвала подход Скотт к благотворительности «в высшей степени нетрадиционным» в том смысле, что, несмотря на то, что она раздает большие суммы своего постоянно растущего состояния - почти 9 миллиардов долларов за последние два года - она ​​не делала этого по традиционным каналам, таким как фонд с персоналом, который внимательно изучает заявки на гранты.

Гован сказал, что в правлении LACMA Жукова была решительным сторонником спутниковых кампусов, которые музей планирует открыть вокруг Лос-Анджелеса, чтобы создать то, что Гован назвал «децентрализованным музеем для децентрализованного мегаполиса». Она также была решительным сторонником будущего флагмана LACMA на бульваре Уилшир, спроектированного швейцарским архитектором Питером Цумтором, и доказала, что «способствовала защите архитектуры», - сказал Гован. «Я бы назвал ее культурным предпринимателем. Она делает это для того, чтобы в будущем обслуживать более широкую аудиторию. Она руководит проектами, смелыми, конкретными и ориентированными на будущее ».

Макс Холлейн, назначенный главой Метрополитена три года назад, сказал, что Жукова «имеет большое значение, и для меня как директора она является отличным партнером в продвижении организации вперед». Она проявила особый интерес к цифровым инициативам музея, возглавляя комитет посетителей - группу сторонников, которые тесно связаны с предложениями цифрового отдела - в 2019 и 2020 годах.

«Она держит руку на пульсе», - продолжил Холлейн. «Мы с ней можем вести очень содержательные беседы. Что мне нравится в Даше, так это то, что она сразу понимает это, когда мы говорим о том, что мы делаем, что планируем, кто вовлечен, и вносит предложения о том, как она может помочь или улучшить этот подход. Она очень целеустремленная, но при этом очень яркая и обладает определенной энергией и настроением, которые помогают учреждению такого типа ».

Та же энергия помогли Жуковой привнести свой собственный колорит в институт коллекционирования произведений искусства, а также полюбить искусство как нечто большее, чем просто то, что стоит на пьедестале или висит на стене. «Что бы мы ни думали о музее, это в первую очередь собрание людей», - сказала она. «Люди - это кровь музеев. Без них, без видения и работы, которую они делают, это просто набор объектов ».

Подпишитесь на наш
Блоги

Даша Жукова. Как влиятельный коллекционер построила себе репутацию

09:43, 27 октября 2021

Автор: s_katy

Комменты 150

Аватар

Бабы, ну чо вы минусите, годный же пост! вон сколько настрочили каментов.

Z

Вижу, тут многие в танке: Даша на обложке свежего номера (октябрь-ноябрь 2021) главного мирового журнала об искусстве. Номер "200 главных коллекционеров", самый престижный в каждом году. Статья эта оттуда же, только похоже переведена с помощью гугл-переводчика. Продвигает RAY, свой девелоперский проект (представляете какое влияние, если для раскрутки личного проекта удается попасть на обложку и чтобы о проекте узнали все)

G

Интересно,куда подевался мой коммент о свежеоткрытом без журналистов сатанинском мемориале в киевском Бабьем Яру?Где Марина Абрамович звезда совриска со своим плохо прикрытым сатанизмом на деньги Фридмана и Адоньева. Такое великое произведение совриска достойно того, чтобы о нем как минимум загуглили. А как максимум спросили- а зиккурат прямо в городе Киеве практически это не хуцпа??

R

Дочка торговца оружием , муж бывший из таких же,новый муж темная лошадка,репутацию не отбелить,будут относиться с пренебрежением как бы не хотелось им влезть в высшее общество.Просто многие нувориши просекли фишку что искусство это путь в высшее общество,но для этого мало иметь только деньги. Я бы поняла бы если она отправилась в глубинку,колхоз возрождать и больницы/школы строить))

G

Автор, вы что давно на любимую тему Даши не копипастили, гонорар задерживали? эта статья из специализированного западного издания рассчитана на западного читателя, на Сплетнике и на просторах постсовка эта статья не актуальна, здесь знают об истинеых путях Даши на греческий Олимп. P.S. Дочь полицейского просто роскошная работа, у Саатчи действительно отменный вкус, Хокни признанный английский классик, тоже роскошная работа.

Подождите...