Со времени первого полёта человека в космос прошло более полувека. Человечество сегодня воспринимает данный вид деятельности как обыденность, откликаясь лишь на громкие проекты вроде строительства обитаемой базы на Луне или полёта на Марс или съемки кинофильма на МКС. Между тем, и сегодня покорение космоса — дело чрезвычайное трудное и опасное. В космосе любая мелочь, пустяк, на который на Земле не обращают внимания, может вызвать фатальные последствия. По сюжету картины на МКС заболевает один из космонавтов, а его эвакуация на Землю невозможна по медицинским показателям. Тогда принимают решение отправить в космос врача, который сможет сделать операцию в условиях невесомости. Может быть в 1985 году на борту «Салют-7» это бы помогло. Но одно дело фильм, а другое реальная жизнь.

Медицинское обследование пожалуй, самая нелюбимая кандидатами в космонавты часть подготовки. Но среди всех медицинских тестов, которые проходят российские космонавты, есть один, от которого морщатся даже бывалые покорители космоса. Речь идёт о медицинской процедуре, которая на сленге космонавтов получила неофициальное название «проба Васютина» — в честь человека, который и стал причиной её появления.

Владимир Владимирович Васютин прошёл путь, которым до него и после него прошли десятки советских и российских космонавтов. Уроженец Харькова, Владимир Васютин после окончания школы поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище, которое успешно окончил в 1973 году с дипломом лётчика-инженера.
Три года молодой лётчик прослужил в учебном авиаполку при родном училище, мечтая о покорении космоса. В 1976 году его мечта сбылась — перспективный специалист, имевшие положительные отзывы от командования, был зачислен в отряд космонавтов на должность слушателя-космонавта. Но зачисление в отряд космонавтов — это только первый этап. Далее начинаются изнурительные тренировки, обучение, после которого следует включение в один из экипажей. Но и после включения в экипаж могут пройти годы до того момента, когда ты окажешься в космическом корабле, готовом преодолеть земное притяжение. Для многих годы тяжёлой работы заканчиваются ничем. Мечта всей жизни так и остаётся мечтой. Лишиться надежд можно из-за любой мелочи, малейшего инцидента, не говоря уже о серьёзном недомогании.

члены дублирующего экипажа космического корабля «Союз Т-7» (слева направо) командир корабля Владимир Васютин, космонавт-исследователь Ирина Пронина, бортинженер корабля Виктор Савиных. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Мечта сбывается
Владимиру Васютину поначалу везло — в 1979 году он стал готовиться к полёту на станцию «Салют-7». В декабре 1981 года Владимир Васютин стал командиром дублирующего экипажа корабля «Союз Т-7». Вместе с Васютиным в дублирующий экипаж вошли Виктор Савиных и Ирина Пронина. Подготовка к полёту прошла гладко, и на орбиту отправился основной экипаж — Леонид Попов, Александр Серебров и Светлана Савицкая. Как правило, дублирующий экипаж является следующим в очереди на реальный полёт. Однако ситуации бывают разными. Вместо Васютина на орбиту отправлялись другие, а он продолжал готовиться. Когда весной 1984 года на орбиту отправился «Союз Т-10», Васютин и Савиных снова были дублёрами, на сей раз вместе с Валерием Поляковым. В июле того же 1984 года они с Савиных снова дублёры, на этот раз экипажа корабля «Союз Т-12». Руководство считало, что Васютин отлично готов и может возглавить длительную экспедицию на станции «Салют-7». К такому полёту Васютин стал готовиться с сентября 1984 года вместе с Виктором Савиных и Александром Волковым. Однако на станции, когда она находилась в автономном режиме, случилась крупная авария. Спасать «Салют-7» отправили Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, а полёт Васютина снова отложили. Джанибекову и Савиных удалось почти невозможное — станция была спасена. И 17 сентября 1985 года космический корабль «Союз Т-14» стартовал с Байконура к «Салюту-7» с экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова.

Члены основного экипажа космического корабля «Союз Т-14» (слева направо): бортинженер Георгий Гречко, космонавт-исследователь Александр Волков, командир корабля Владимир Васютин. Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

Страшная тайна
Согласно программе полёта, Гречко спустя несколько дней должен был вернуться на Землю вместе с Владимиром Джанибековым, а Васютин, Савиных и Волков оставались на станции в качестве основной экспедиции. Им предстояла трудная и интересная работа — сотни научных экспериментов, для которых на станцию было доставлено свыше 4 тонн оборудования, включая уникальные приборы, такие, как военно-прикладной оптический комплекс «Пион-К» с лазерно-электронным телескопом. Кроме того, экипажу Васютина предстояло принять три «экспедиции посещения», включая первый в истории чисто женский экипаж во главе со Светланой Савицкой.


Лётчики-космонавты (сверху вниз) Владимир Васютин, Георгий Гречко и Александр Волков перед стартом. Фото: РИА Новости / Александр Моклецов

О том, что вся эта обширная программа может в любой момент сорваться, знал в тот момент только один человек — Владимир Васютин. Примерно за четыре года до того, как его мечта о космическом полёте сбылась, он заболел специфической мужской болезнью — простатитом. Заболевание это неприятное, хроническое, однако не смертельное, особенно если вовремя обратиться к врачам и, что называется, не запускать. Однако Васютин о своей хвори умолчал. Он прекрасно понимал, что медики, скорее всего, от подготовки к космическим полётам его отстранят. А это означало крушение мечты, которой отдано немало времени, сил и здоровья. На свой страх и риск Васютин стал лечиться самостоятельно и, как ни странно, преуспел — все симптомы прошли, и медики на очередном осмотре в Центре подготовки космонавтов никаких болезней у него не нашли. Вновь болезнь дала знать о себе в самый неподходящий момент — во время тренировок в гидробассейне незадолго до полёта. Терпя боль, Васютин продолжал готовиться.


Терпения хватило на то, чтобы успешно пройти старт и приступить к работе на станции «Салют-7». Однако всего через несколько дней боли стали просто невыносимыми. Своей проблемой Васютин поделился с Виктором Савиных, с которым они несколько лет готовились к полёту. Космонавты попытались решить проблему с помощью препаратов, которые находились на станции, однако это не помогло. 28 октября, проработав на станции месяц и десять дней, измученный Владимир Васютин вынужден был доложить на Землю о своей болезни.

Возвращение
В Центре управления полётами вскоре началась настоящая паника. Понимая, что подвел экипаж, командир экспедиции впал в истерику, мешал спать другим космонавтам. В ход пошли антибиотики и психотропные препараты. Важную работу из-за ухудшающегося состояния больного приходилось переносить. Однако 17 ноября 1985 года боли в гениталиях у Васютина достигли пика: космонавт снова начал терять сознание, практически на глазах у остальных членов экипажа. Через сутки в ЦУП решаются на неординарный шаг — привлечь к работе экстрасенса, который «запрограммирует» Васютина на выздоровление. Узнав о таком предложении коллег подполковник выругался прямо во время сеанса связи и попросил не «нагружать ему мозги» (цензурный вариант). К разочарованию экипажа, 17 ноября, из-за вновь появившихся симптомов, было принято решение об экстренном сворачивании миссии и консервировании станции. Дорогостоящие приборы пришлось оставить на борту комплекса. Медики разводили руками и говорили, что решить проблему Васютина можно только на Земле. Однако это означало срыв всей намеченной программы полёта, включая срыв полёта первого женского экипажа, срыв рекорда по продолжительности полёта, который должен был установить Виктор Савиных, и много чего ещё. Возглавлявший на тот момент советскую космическую программу генеральный конструктор Валентин Петрович Глушко рвал и метал — огромные деньги потрачены впустую, уникальные приборы так и останутся мёртвым грузом. По сути, из-за болезни одного человека предстояло перекроить долгосрочную программу космических полётов. Но, как ни возмущайся, а делать было нечего — необходимо было возвращать космонавтов на землю. Экипаж из двух человек с больным командиром на руках в этой ситуации был просто неработоспособен. 21 ноября 1985 года после очередного приступа Центр управления полётами отдаёт приказ: «Немедленно покинуть станцию, всё оборудование бросить». Командиром корабля при возвращении вместо Васютина был назначен опытный Савиных. Корабль благополучно вернулся на Землю.

Нежданное «наследие»
Владимира Васютина почти сразу после посадки доставили в больницу и через несколько месяцев вылечили. В декабре 1985 года за проявленное на борту станции мужество и героизм Васютина наградили званием Героя Советского Союза и орденом «Золотая звезда». Когда медикам удалось улучшить состояние Владимира Васютина, начался «разбор полётов». Главной претензией к космонавту являлось то, что он грубо нарушил пункт 2 «Положения о космонавтах СССР» в части: «Своевременно и правдиво докладывать непосредственным начальникам о состоянии своего здоровья». Валентин Глушко требовал отменить награждение Васютина звездой Героя Советского Союза, однако это предложение не было принято. Чиновники решили не предавать огласке случившееся на станции — это портило имидж успешной космической державы. А саму станцию в итоге ждала безрадостная судьба. После злоключений экипажа «Союза Т-14» космическая программа с участием «Салюта» почти прекратила существование. Комплекс посетил только один экипаж — в 1986 году, и недавно спасенная станция вновь оказалась заброшенной. После нескольких маневров топливо на ней было выработано; в 1990 году комплекс стал неконтролируемо снижаться, а в 1991 году вошел в атмосферу Земли. Несгоревшие куски станции разбросало по Южной Америке, но, к счастью, никто не пострадал. Так простатит оказался виновником бесславной судьбы «Салюта».

Наказание, тем не менее, было жёстким: исключение из отряда космонавтов. Владимир Васютин, расставшись с космосом, остался на военной службе. Окончив Военно-Воздушную Академию имени Гагарина, он в последующие годы дослужился до звания генерал-лейтенанта, получив степени профессора и доктора военных наук. К сожалению, в 2002 году Владимир Васютин, которому было всего 50 лет, скончался от онкологического заболевания предстательной железы.
Сам того не желая, командир «Союза Т-14» оставил отечественным космонавтом «наследство» в виде обязательного анализа секрета предстательной железы. Анализ, известный как проба Васютина, теперь делают всем без исключения космонавтам — во избежание ситуации, сложившейся на «Салюте». Космонавты-мужчины и так не любили проходить медицинские обследования, а теперь вынуждены терпеть психологически сложную процедуру, в ходе которой через анальное отверстие делается массаж железы, чтобы секрет выделился через мочеиспускательный канал. Все для того, чтобы обезопасить космонавта и его товарищей. Эта физически и психологически дискомфортная для мужчин процедура, которой покорителям космоса теперь не избежать, и получила название «проба Васютина».

Лётчик-космонавт Владимир Васютин с женой и детьми. Фото: Александр Моклецов

Волею случая мне удалось пообщаться с вдовой космонавта. Она мне рассказала только из личного, про работу мужа ни слова.

Подпишитесь на наш
Блоги

Как воспаление простаты погубило космическую станцию

23:39, 9 октября 2021

Автор: Gatsby

Комменты 119

Аватар

Идиот. Ещё и других подставил, и всё им обломал.

D

Я думаю, во многом влияет прессинг, который неизбежно создаётся при отборе. Не раз и не два были случаи, когда людей отсеивали на этапах подготовки по состоянию здоровья, и Васютин любой ценой не хотел бы оказаться навсегда в запасе. Тогда это была реально мечта всей жизни, после многих лет тренировок, тщательного отбора, полететь в космос, увидеть Землю в иллюминатор. И дело ни в деньгах и славе, а именно в самом факте полёта. Говорят, у некоторых космонавтов что-то вроде зависимости формируется, они хотят снова полететь, даже если возраст выходит и здоровье не то. Но это реально тот случай, когда стоило бы забыть про свои амбиции: условия физические, психологические и рабочие на станции исключительно для здоровых работоспособных людей, Васютин как никто должен был это понимать и сообщить на Земле о своём состоянии, даже если бы это стоило ему полёта

Аватар

Не поняла, вдова дала добро на обсуждение мужских проблем мужа? Надеюсь, в след.постах о космосе мы не дойдем до обсуждений гинекологических заболеваний женщин-космонавтов.

Аватар

Саму процедуру получения секрета простаты обязательно было, прям, смаковать?

A

Конечно, некрасиво он поступил. Но это может спасти кому-то здоровье и жизнь. У нас знакомый устраивался на работу,заставила проходить мед обследование, флюру и прочее. Нашли рак лёгких. Если б не эта работа, не узнал бы даже.

Подождите...