В истории моды шляпы, как никакой другой предмет одежды, служат символом сексуальности, власти и показателем статуса. Можно вспомнить и немесы египетских фараонов,
и митры епископов,
и средневековые короны,
и головные уборы военных или полицейских.
С другой стороны, существует масса обычаев, связанных со шляпами, например традиция снимать шляпу в церкви, суде или при входе в любое помещение.
Однако именно с помощью шляп и правил их ношения общество много веков подавляло женскую сексуальность. Пышная мужская шевелюра служила предметом гордости и символом потенции, тогда как распущенные волосы у женщин являлись признаком сумасшествия (Офелия)
или продажности (Мария Магдалина).
Всю историю человечества женщины в большинстве стран обязаны были покрывать головы на публике, а иногда даже дома – вуалями, чепцами, мантильями и платками.
В первые десятилетия XX века ношение шляпы (за исключением вечерних мероприятий) было показателем женской скромности:
если женщина выходила из дому с непокрытой головой, ее считали принадлежащей к низшим классам общества или попросту легкого поведения.
После Первой мировой войны и особенно после Второй произошло некоторое послабление, но шляпки оставались обязательным дневным аксессуаром – в них ходили на обеды, встречи, в церковь.
Считалось престижным носить шляпку в офисе, – рассказывает культуролог Розамунд Бернье, бывшая мамина клиентка. – Секретарши Vogue снимали головные уборы, когда приходили на работу, зато редакторы носили их весь день и сидели за пишущими машинками прямо в вуали. Вскоре после того, как я пришла туда работать, мне сказали, что если я хочу сохранить свое место, мне стоит купить шляпку у Татьяны. Они стоили 95 долларов – недельную зарплату.
Возможно, меня заставляло преклоняться и трепетать перед матерью инстинктивное уважение к привилегированным кастам, этикету и военному порядку? (Мать в данном случае выступала как полицейский тела.)
В 1960-х годах мода на шляпки пошла на убыль. То, как резко устарел этот аксессуар, было уникальным случаем в западной моде.
На то были глобальные социоэкономические причины: в качестве примера можно привести общую тенденцию к демократизации, возникшую в эпоху прихода к власти Кеннеди, и последующий отказ от шляп, которые всегда подчеркивали классовые различия (можно заметить, что Джон Кеннеди был первым кандидатом в президенты, который проводил свою кампанию с непокрытой головой);
феминистское движение, которое яростно выступало против диктатуры моды; возрастающее влияние молодежи, которую традиционно освобождали от необходимости носить головные уборы.
К концу 1960-х единственными, кто до сих пор носил что-то на голове, были представители контркультуры, и это, как правило, были эксцентричные головные уборы, призванные выразить их симпатию различным меньшинствам: это были енотовые шапки, береты как у Че Гевары, ситцевые чепчики наподобие тех, что носили жены первых переселенцев.
Как бы самоуверенно ни держалась Татьяна, ее предпочтения в одежде лежали в области сдержанной элитарности, соблазнительной, но скромной женственности. И прямолинейная чувственность, пришедшая на смену эпохе шляпок и заполонившая некогда священные для нее модные журналы, была совершенно чужда ей: теперь на этих страницах толпились развратные валькирии Хельмута Ньютона
или фотографии мастурбирующих девушек Деборы Тарбевиль.
Еще несколько лет после ухода на пенсию она листала альбомы с фотографиями Джона Роулингса или Хорста П. Хорста, на которых элегантная Джин Пэтчетт представала в изящных канотье или токах ее работы, и печально спрашивала меня: “Неужели женщинам больше не хочется носить вещи, которые их украшают?”
Шляпки работы Татьяны Яковлевой
Татьяна Яковлева дю Плесси Либерман
Текст из книги Франсин дю Плесси Грей Они. Воспоминания о родителях
Шляпки 2.0
05:59, 26 сентября 2021
Автор: Atmosphere
Комменты 53
Моя мама носила фетровые шляпы в молодости, мне это казалось безумно элегантным в сочетании с длинным прямым пальто и еще у нее был удлиненный приталенный твидовый пиджак, и вот его она носила с юбкой плиссе, сапогами и шляпой. Я мечтала, что вырасту и тоже буду так носить)). Сейчас ношу только соломенную канотье и то на отдыхе, хотя в целом шляпы мне идут, но я достаточно равнодушна к ним. Но тут на пляже у девушки увидела такую крутую, что-то между панамой и клошем из черной рафии, ну просто офигенная. Влюбилась, хочу теперь такую, весь интернет перерыла, так и не нашла.
Шляпы нравятся, правда не все формы идут. К сожалению носить их только под пальто и можно. Хорошо, что больше нет такой обязаловки, как ношение шляп.
Шляпы ношу со студенчества, мне идут и мне в них очень комфортно. Шапки тоже ношу, но только с куртками, шубами и пуховиками. Если же пальто, то только со шляпой.
Обожаю Шляпы и Кепки, у меня их миллион разных. Больше всего люблю Руслана Багинского, у него очень необычный стиль и отличное качество. Шляпы с цепочкой это именно его креатура
Какой-то очень странный подход, особенно про обязательное покрытие головы у женщин. Автор, покрытие головы не при чем. Это влияние моды и , как у мужчин так и у женщин, обязательны также были также перчатки, летние пальто и прочее, ношение перчаток вы же не наделяете таким сакральным смыслом? Хватит распространять мифы про обязательное покрытие головы в церкви, это традиция 20 в. Погуглите Коновалов 1895 г Гимназистки в соборе или Блонская 1900 Вербное воскресение. Вот так ходили в церковь образованные классы.