Опубликовано пользователем сайта

Про звезд

Gifted / Одаренная

291
Gifted / Одаренная

Перепост статьи с kpfu.ru, фото из свободных интернет-источников.

_____________________

В июле в СМИ прошла информация о 8-летней москвичке Алисе Тепляковой, успешно сдавшей ЕГЭ и подавшей документы на психфак МГУ. В опубликованных на днях  приказе о зачислении фамилии девочки нет.

 Девочка и ее родители стали известны на всю страну после своего намерения поступать в МГУ. Ректор МГУ ранее говорил, что готов принять юную студентку, если она справится со вступительными испытаниями и даже пообещал выделить ей педагога-психолога для мягкого вхождения в студенческую жизнь.

«По данным Минобрнауки России, в нашей стране в общеобразовательных учебных заведениях обучаются около 20 млн детей. Из них примерно 20-30% составляют категорию одаренных, – рассказала руководитель магистерской программы,  доцент кафедры педагогической психологии  ИПО  Гульшат Шакирова. – Одаренность – это двоякий феномен. С одной стороны, нам кажется, что одаренные дети – это всегда что-то положительное. Ибо одаренный ребенок отличается от остальных детей. И в этом случае мы говорим об органичной, благополучной одаренности: то есть, когда все основные показатели ребенка соответствуют уровню развития, а он сам адаптируется  к условиям окружающей среды. Однако таких детей от числа одаренных всего лишь 5%. Остальные находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны своих ровесников. И тогда их одаренность сходит на нет».

Руководитель Научно-образовательного центра педагогических исследований Института психологии и образования КФУ, профессор кафедры дошкольного образования, руководитель проекта «Одаренность и ее развитие» Валерьян Габдулхаков уверен, что такие, как Алиса «одаренные дети  со временем быстро могут выдохнуться».

«Я вижу, что многие гениальные, с точки зрения математики и физики, выпускники нашей физико-математической школы, звезды потерялись в жизни. Так что признание и успешность на каком-то этапе  не всегда говорит о том, что им всегда будет обеспечено звездное будущее. Здесь взрослым надо быть острожными, чтобы не навредить ребенку».

По словам Валерьяна Фаритовича, популярностью и славой ребенка портить нельзя.

«К примеру, в 5-летнем возрасте, он выступает на сцене, его выступления сопровождают бурные овации, его награждают дипломами, формируется ореол звездности, а через 2-3 года вдруг ребенок перестает восприниматься одаренным, слетает ореол звездности – у него наступает стресс, он переживает трагедию.  Ученые понимают, что увеличение числа суицидов в детском и подростковом возрасте в какой-то мере связано с разрушением этого звездного ореола».

Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования КФУ Рамиль Гарифуллин отметил, что речь должна идти не только о комфорте, но и других психологических факторах.

«Необходимо признать, что часто такие дети-вундеркинды — это лишь проявление дрессировки​ с низким уровнем творческих способностей и низким уровнем развития личности, — поделился эксперт КФУ. — Это невротизм и психотравмы. Это никчемная суета родителей вундеркиндов».

Психолог напомнил, что история психологии творчества показывает, что помещение большого и несвоевременного количества информации и знаний в мозг не развивает творческие способности и личность в целом.

«Жизнь сильнее искусственной дрессировки познания. Большинство детей, которые выдают вундеркиндские знания, часто не отдают отчет тому, о чем говорят, излучая иллюзию знаний. Посмотрите на телепрограмму Галкина. Это цирк и дрессировка! Истинный бриллиант создается​ временем, а вот искусственный бриллиант можно синтезировать быстро».

Основатель фирмы «Sony» и создатель организации «Японская ассоциация раннего развития» Масура Ибуко считает, что «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один – дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребёнка». Согласен с возрастным развитием и наш эксперт.

«Необходимо признать, что существует большая разница между научным и социальным интеллектом. Научный интеллект можно надрессировать — и это мы видим в телепрограмме Максима Галкина. А вот с социальным интеллектом, позволяющим эффективно общаться в социуме на основании знаний людей, их мотивов и других социально-психологических факторов, уходят годы. Всему своё возрастное время!

Да, некоторых детей можно быстро научить и надрессировать сдать ЕГЭ, но в короткие сроки развить творческие способности, позволяющие создавать новые знания и новое в искусстве и науке, не получится», — уверен психолог.

Психолог также утверждает, что в МГУ Алиса смогла бы получить лишь формальные знания, а из-за нехватки личного опыта ей не удалось стать специалистом.

«Родители, дрессируюшие и готовящие вундеркиндов, не суетитесь, а лучше задайтесь вопросом: не лишаете ли вы счастья у своих детей?

Я уверен, что с родителями, суетливо взращивающими вундеркиндов, необходимо поработать психологам:  над их комплексом неполноценности, который они лечат с помощью своих детей. А системе образования необходимо задуматься о том, в какие отгадалки и дрессировку превратилась сдача экзаменов ЕГЭ?»

_________________

Психологический аспект. Мнение Рамиля Гарифиллина - доцент Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук (перепост с  argumenti.ru)

«С моей точки зрения, речь должна идти не только о комфорте, но и об иных психологических факторах.

Необходимо признать, что часто такие дети-вундеркинды это лишь проявление дрессировки с низким уровнем творческих способностей и низким уровнем развития личности. Это невротизм и психотравмы. Это никчемная суета родителей вундеркиндов. Нередко консультировал таких. Домашний цирк!

История психологии творчества показывает, что помещение большого и несвоевременного количества информации и знаний в мозг, не развивает творческих способностей и личность. Жизнь сильнее искусственной дрессировки познания. Большинство детей, которые выдают вундеркиндские знания, воистину не ведают о чем говорят, излучая иллюзию знаний. Посмотрите на телепрограмму Галкина. Это опять цирк и дрессировка! Истинный бриллиант создается временем. Искусственный бриллиант можно синтезировать быстро.

Творческие способности никакого отношения к высокому уровню знаний и интеллекта не имеют отношения.

Некоторых детей можно быстро научить и надрессировать сдавать ЕГЭ, но развить быстро творческие способности, позволяющие создавать новые знания и новое в искусстве и науке, не так просто!

Кроме того, необходимо признать, что существует большая разница между научным интеллектом и социальным интеллектом. Научный интеллект можно надрессировать и это мы видим в телепрограмме Максима Галкина. А вот с социальным интеллектом, позволяющим эффективно общаться в социуме на основании знаний людей и их мотивов, и других социально-психологических факторов, уходят годы. Всему своё возрастное время!

Родители, дрессирующие и готовящие вундеркиндов, не суетитесь! А лучше задайтесь вопросом: не лишаете ли вы счастья своих детей?

И вообще, с родителями, суетливо взращивающими вундеркиндов, необходимо поработать над их комплексом неполноценности, который они лечат с помощью своих детей.

А системе образования, необходимо задуматься о том, в какие отгадалки и дрессировку превратилась сдача экзаменов ЕГЭ!?»

——————————-

 

 


А что думаете Вы? 

Одаренный ребёнок -

  • Для участия в опросе нужно зарегистрироваться
Оставьте свой голос:

585
+

Комментарии Скрыть комментарии

Войдите, чтобы прокомментировать

Bree
Bree

Та же Эволюшио, которая про афганских женщин выср*лась, орала - о, какая девочка, какие у нее умные родители, они великие дрессировщики (зачеркнуто) педагоги, страна должна их опыт изучать...

Но, конечно, это очень однобоко развитый ребенок. Больше пользы или вреда ей сделали родители такой педагогикой - вопрос открытый.

viktoriad
viktoriad

Bree, я так понимаю, что ЕГЭ девочка сдала в диапазоне ниже среднего? Баллы проходные, но не супер-высокие. В таком случае зачем это всё? Какое образование психолога может быть у восьмилетней девочки, которая еще не имеет достаточного личного опыта взаимоотношение между людьми?
Ну и еще по теме одаренности. Моих детей в школе считают одаренными в математике. В Чехии, не в России. Даже предлагали им ходить на класс старше на математику, на тест одаренности отправляли. Я отбрыкивалась руками и ногами. Дело в том, что я с ними занимаюсь дома по русской программе параллельно программе чешской школы. В чешской начальной школе детей учат считать и всё, в четвертом классе только задачи в два действия простейших. Я считаю, что в таких условиях мозги и логика не развиваются. Поэтому дома я даю им олимпиадные задачи порешать, какие-то интересные темы вне школы, даю читать математические книги, покупаю Квантик. И считаю, что лучше им сейчас заниматься вот такими нестандартными задачами, чем например учиться решать дифференциальные уравнения или геометрические задачи с синусами и косинусами. Логические задачи разовьют ум, и может быть в будущем позволят развиться способностям. Натаскивание на ЕГЭ приведет к эффекту обезьянки, которая умеет делать только то, что показали. А шак вправо-влево - и она слепа и тыкает наугад.
Вопрос, почему родители этих детей, будучи такими педагогами продвинутыми, не понимают элементарных вещей.

varvara99
varvara99

viktoriad, одаренность - это да, способность к нестандартному мышлению

Moondark
Moondark

viktoriad, потому что Эго, амбиции.. уже знамениты и неважно какая цена, девочка то попала. Ей это НАДО? не знаю, есть ли универсальный метод воспитания и образования, но про одарённых всегда не очень счастливые истории.

viktoriad
viktoriad

Moondark, ну я не думаю, что ребенок прям глубоко несчастен. Она не знает другой жизни, для неё эта жизнь нормальна. Но к родителям - не знаю, я бы отправила пихологов, поговорить и понять, как они в дальнейшем видят будущее детей. И каковы будут их шаги, если со временем обнаружится, что никакой одаренности у их детей нет, например. Грубо говоря, сейчас эта девочка лучше других детей, например, в математике. Но через несколько лет 12-13тилетние дети, которые сейчас вместо интегралов решают нестандартные задачи, будут показывать лучшие результаты, чем эта девочка даже с высшим образованием. Так же и в других областях. И ради чего тогда был этот ЕГЭ в 8 лет?

Moondark
Moondark

viktoriad, может быть не несчастная, я в 11 лет меняла школу на гимназию, это стресс был... сейчас сыну 7.5 лет, ну какое там ЕГЭ, есть в знакомых, кто водит или тренирует как не в себя... но в 8 лет в институт, с 17летними? Ну да, представляю как она рада, никто с ней и говорить не будет, это пропасть. Экстерном? 3 высших получит? кукуха у неё потечёт в лет 13 уже. Надеюсь, я не права.

viktoriad
viktoriad

Moondark, ну это вам очевидно, что нервная система ребенка не осилит 3 высших образования. И мне в общем-то тоже очевидно. Но ребенок этого не понимает. У неё нет другого детства, и я уверена, что она не чувствует себя несчастной. Насчет говорить с ней никто не будет - ну не знаю, может я наивная :) вспоминаю себя в универе - я бы точно подошла поговорить с девочкой восьмилетней на парах! Не думаю, что стала бы дружить, конечно. Но периодически общалась бы точно, за домашние задания бы спрашивала и т.д. Думаю и сейчас такие найдутся. Ну и опять-таки, прежде чем ребенка в МГУ принимать, стоит допросить родителей с пристрастием, тесты там всякие на шизофрению и т.д. Ну не может человек в здравом уме, любящий своих детей, в в8 лет запихнуть ребенка в универ. Моей дочке в 7 лет после тестирования на знания английского предложили посещать группу 12-13летних детей. Даже дали абонемент на первый бесплатный урок. И вот идем мы домой, и она говорит - я на первый урок пойду чуть раньше, минут на 15-20. Надо же со всеми познакомиться... мама, как ты думаешь, какие бантики лучше одеть - белые или синие? А можно я возьму с собой белоснежку?... В общем, не повела я её туда :) решили продолжать индивидуально с носителем языка по скайпу. Вот сейчас ей 11 и подумываю опять на курсы попробовать её записать, чтоб поддерживать разговорную практику на уровне. Все-таки одно дело общаться со взрослым, а другое - высказываться среди своих сверстников.

Moondark
Moondark

viktoriad, про бантики это мило, 7 и 12 лет, да на одном предмете это норм, могло бы быть, но тоже стрессанула бы точно, все правильно. Сын сейчас в городском лагере (ролики и скейты) дети с 7 до 14 лет, чтоб с разными детьми, иначе одни роботы, но это игровая среда с разными тренировками и с выбором, можно и не кататься. Вы может и подошли с девочкой поговорить,но это на пару раз, а парни, это треш. Психолога родителям? Опека с трудными родителями не успевает, зачем им заученный ребёнок, официально у них все в порядке. Комиссию даже неадекватам не так легко назначить, у меня сотрудница (она бабушка) судится с дочерью за право видеться с внучкой, там опека на стороне бабушки и дедушки и родного отца, уже год ничего не могут сделать, третий суд, комиссию тоже ждут, хотя там явно все на лице, соблюдают законность.

Josephin_Peladan
Josephin_Peladan

viktoriad, я посмотрела "интервью" девочки РБК (в основном говорил горе-папаша) и если судить по нему, то Алиса отстаёт в развитии даже от ровесников. Бессвязная речь уровня четырёхлетки, непонимание смысла задаваемых вопросов, асоциальность - девочка смотрит только на отца, ни разу не повернувшись к ведущему и вообще на него не реагируя, перебивает, выкрикивает невпопад заученные фразы, нервно кашляет, с трудом контролирует движения. Единственное, заметно, что дома научили задирать нос "я УЖЕ поступила в МГУ", причём что такое МГУ тоже явно не понимает. Отец спокойно говорит ведущему, что "она скорее всего не понимает, что происходит". О каком вундеркинде может идти речь, если она и до планки начальной школы не дотягивает? Если сравнить уровень развития и осмысленности речи 9-летней Алисы с уровнем 3-летнего гроссмейстера Миши Осипова на шоу Галкина (сейчас мальчику 7 или 8), то это небо и земля.

viktoriad
viktoriad

Josephin_Peladan, развитие бывает разным, согласна. Понятно же, что если ребенок не ходил в сад и школу, то социальные навыки у него будут на низком уровне. В общем, посмотрим, как эта семья распорядится полученным атестатом в 8 лет. Но почему-то мне кажется, что даже если ребенок реальный вундеркинд, не стоит бегать по всем этим программам. Ничего хорошего для детей там не будет, кроме хвастовства. В таком раннем возрасте для ребенка это все-таки плохо. Потом может быть большое разочарование, когда вдруг выяснится, что они как все, а в чем-то даже хуже.

Josephin_Peladan
Josephin_Peladan

viktoriad, я согласна, что даже суперодарённых вредно в раннем возрасте таскать по телешоу. На психике неизвестно, как отыграется.

Masherochka
Masherochka

Moondark, просто человек не может быть счастливым среди чужих, а стран, в которых большинство населения умное, на планете нет.
Счастливые истории среди одаренных есть, если они сумели остаться в академической среде или правильно выбрали профессию (IT например - тупым вход заказан, общаться с простонародьем не нужно)

Masherochka
Masherochka

viktoriad, вы правильно отказались, дети должны учиться среди ровесников и точка. Но вы не думали о переводе в физмат школу (если в Чехии такие есть)? Все же сейчас развитие детей вынужденно тормозится, а среди ровни они смогут учиться в своем темпе, плюс риск буллинга будет минимальным

viktoriad
viktoriad

Masherochka, дочка как раз поступила в математический класс, пойдет в этом году. И будет поступать в гимназию затем. Но у неё на самом деле именно способностей к математике нет, это просто дполнительные занятия. А насчет отказалась - на деле-то это означало, что она пойдет например в 4 класс вместо третьего. В 3 дети учат вторую часть таблицы умножения (от 6 до 10), в четвертом они умножают и делят в столбик. Соответственно времени тратится больше, а толку для мозгов никакого, та же таблица умножения. Лучше она это время потратит, решая логические задачи. В общем-то, так и было, и дочка таким образом подготовилась к поступлению в мат класс и сдала экзамены.

Masherochka
Masherochka

viktoriad, ой-ой, неужели сейчас такая слабая программа? Я пошла в обычную школу в 1990 и мы это проходили в 1-2 классе. Но может в Чехии школы с 5 лет конечно, я не в курсе

viktoriad
viktoriad

Masherochka, в Чехии слабая начальная школа, да. Поэтому дети мои и кажутся им одаренными :) на деле-то они развиты по уровню детей в России (я так надеюсь по-крайней мере, сравнить мне особо не с кем). Плюс в Чехии в школе учатся 13 летН, поэтому программа растянута.

Reyna
Reyna

во многом - правильная постановка процесса обучения математике рулит)
просто в моем детстве (времена доисторические) мы занимались по утяжеленной программе учебникам П., и там было много задач на мышление и логику
отбор для стажировки в крупной компании (это мне по учебе пригодится) включает в себя цифровой и вербальный тест.
цифровой тест - это по сути задачи на логику и вычисления - калькулятором можно пользоваться.
изначально отбор был в районе 100 челловек - после теста срезалось дофига народу и были жалобы на онлайн встрече что слишком сложные задачи.

Rufinka
Rufinka

viktoriad, потому что тщеславие.

Findus
Findus

Bree, Экзамены она сдала на 48 из 100 и на бюджет не поступила. Недавно интервью про эту семью читала на Правмире, «Никто не знает, что такое детство» называется и потом пару видео с детьми посмотрела. Очень угнетающее впечатление оставило. Папа просто психически нездоров и тиранит всю семью.

Masherochka
Masherochka

Findus, да, семейка там очень странная, если не сказать сумасшедшая. Девочку жаль, из нее делают дрессированную обезьянку и ради чего - психфак? Это чуть лучше заборостроительного. Если бы там была математическая одаренность, еще было бы понятно, но и то, тогда надо переходить в крутую спецшколу, а не бросать ребенка к здоровым лбам на 10-15 лет старше. Бедный ребенок

Войдите, чтобы прокомментировать

Сейчас на главной

Олег Меньшиков ответил режиссеру, который обвинил его в воровстве спектакля: "Если бы хотел, украл бы что-то поталантливее"
"Денег твоих не нужно": мать Дани Милохина публично обратилась к сыну с просьбой наладить общение
Питер Динклэйдж раскритиковал ремейк "Белоснежки и семи гномов" за стереотипы о людях с дварфизмом. В Disney ответили
Кулоны-гайки и кольца-бритвы: 9 украшений, которые похожи на запчасти
Отняли спектакль и уволили по СМС: режиссер публично пожаловался на Олега Меньшикова
Ники Хилтон и Джеймс Ротшильд ждут третьего ребенка
Dress Code. В Москве прошла премьера фильма "Один на один". Среди гостей — Джеймс Нортон, Светлана Бондарчук, Агата Муцениеце
Минкульт России составил перечни традиционных и чуждых ценностей: крепкой семье — да, культу эгоизма — нет
Битва книг: "Парижские мальчики в сталинской Москве" и "Анна Ахматова. Когда мы вздумали родиться"
Карди Би отсудила 1,25 миллиона долларов у блогерши за оскорбительные высказывания
Spotify и Netflix берут проекты принца Гарри и Меган Маркл в свои руки — за год не вышло ни одного нового эпизода
Канье Уэст нашел вторую часть порно с участием Ким Кардашьян — и благородно вернул ей видео
Дочь султана Брунея вышла замуж. Свадебная церемония продолжалась неделю
В Париже прошел показ Chanel: Шарлотта Казираги въехала на подиум на коне, среди гостей были Марго Робби и Ванесса Паради
Телеграм-каналы: Литинститут им. Горького в Москве будет расформирован
В Китае изменили финал фильма "Бойцовский клуб"
Битва платьев: Ксения Собчак против Снежаны Георгиевой
"Капризная дива": инсайдеры рассказали о концерте Адель и назвали работу с ней и ее командой "настоящим кошмаром"