Вы знали, что в СССР и царской России на велосипеды надо было вешать номера, а водитель должен был иметь права?

1880-е
Катание на велосипедах в Михайловском, Московская губ.

Причем самые первые водительские права в России выдали в 1895 году именно владельцам велосипедов. Правда, это были невиданные доселе моторные велосипеды, которые нагоняли страх на всех петербуржцев. 

Невский проспект (№ 22), май - июнь 1903, г. Санкт-Петербург. В мае – июне 1903 года, в дни празднования 200-летия Петербурга, журнал «Родина» заказал фотографу Н. Н. Ольшевскому снимки для юбилейного очерка. Эти фотографии издательство и выпустило в виде серии из 100 нумерованных открыток. Все снимки сделаны в небольшой промежуток времени и дают «срез» жизни города. Ольшевский решает свою задачу неординарно: смело вводит в кадр живые бытовые детали, уличные сцены, типы городских жителей. Снимая архитектуру, он ищет неожиданный ракурс, фотографирует  недостроенные здания – ведь «строительный бум» один из характернейших признаков петербургской жизни того времени.Невский проспект украшен русскими флагами, колоннами с городским гербом, гирляндами и дра­пировками. На левой стороне проспекта, окруженное лесами, возводится по проекту П. Ю. Сюзора здание компании «Зингер» (Дом книги), заложенное годом раньше.Выпуск № 1 «Образы старого Петербурга» издательства «Ленинградское отделение Советского фонда культуры», 1989 г., заказ № 3176 от 05.05.1990 г. Составители серии: А. В. Кобак, Т. Б. Притыкина, Н. П. Шмитт-Фогелевич. № 22 – «Невский проспект».Открытки для издания любезно предоставил ленинградский коллекционер Н. П. Шмитт-Фогелевич.

1903 Невский проспект

Первые велосипеды в столице Российской империи второй половины XIX века считались роскошью: аппарат стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. Поэтому немудрено, что первыми велосипедистами стали аристократы и даже члены царской семьи. Император Александр II, например, любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу на своем «костотрясе».

See the source image

Николай II на велосипеде в Царском селе

А вот прокатиться с ветерком по Дворцовой площади не мог даже царь: ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено из соображений безопасности. Встретить «богатых и знаменитых» верхом на велосипеде частенько можно было на Петербургском шоссе неподалеку от Царского Села. 

1910  
Великий князь Михаил Александрович на моторном французском велосипеде

1908 Дочери Николая II

1895 Победитель гонок

В 1896 году городские власти разрешили использовать велосипеды в городе, но по строгим правилам, включая обязательную нумерацию всех велосипедов и получению прав на управление новомодным транспортным средством. 

Игорь Востряков на велосипеде, 1910-е, Московская губ., усадьба Солнцево. Выставка «Дача мечты. Солнцево на Клязьме» с этой фотографией.

1910
Игорь Востряков на велосипеде
Московская губ., усадьба Солнцево

Чтобы сдать на права, экзаменуемый должен был тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта перед комиссией из трех полицейских. В случае неудачной попытки повторный экзамен назначался через неделю: чтобы успеть потренироваться. 

1900 - 1910
Мужской портрет
г. Нижний Новгород

Забавно, что права на управление личной лошадью в то время не требовались. Хотя профессиональные извозчики должны были получать регистрационный номер и менять его каждый год, уплачивая пошлину, но, если вы приезжали в город на базар на своей телеге, то прав с вас бы никто не спросил. Нужно было лишь соблюдать правила передвижения по городским улицам: не лихачить и пропускать пешеходов. 

1904«Саша на велосипеде»
Московская губерния

В советское время желающие ездить на «железном коне» по автодорогам должны было получать специальный номер и удостоверение велосипедиста. В разное время правила получения таких водительских прав менялись от небольшой беседы с сотрудником ГАИ до прохождения курсов и теоретического экзамена.

1912 год
Сборка велосипедов на складе Торгового Дома «Победа»

 

Удостоверение на право управления безмоторным велосипедом выдавалось лишь с 14 лет и представляло собой документ с именем и фотографией владельца, данными о велотранспорте, а также памяткой о правилах дорожного движения на велосипеде. 

1910-е 
Москва

Номерной знак облагался пошлиной примерно в полтора рубля и выдавался сроком на один год. В случае отсутствия номера или грубого нарушения на дороге, инспектор мог арестовать велосипедиста и препроводить его в отделение, где взыскивался штраф. В 1959 году плату за регистрацию велосипедов отменили, но номера и удостоверения на управление велосипедом продолжали выдавать до самого конца существования СССР. В тексте ПДД от 1986 года водитель велосипеда, (также, как и водитель мопеда, гужевой повозки или саней) должен был иметь при себе документ, подтверждающий знание настоящих Правил, а на транспортном средстве должен был быть установлен номерной знак.

1 мая 1925 - 1 мая 1929
Первомайский парад на Красной площади

Конечно, получали номера в основном только жители городов, где осуществлялся контроль. А двигаться на велосипеде можно было только по правому краю проезжей части на расстоянии не больше метра от обочины. Никаких вам велодорожек и уж тем более езды по тротуарам.

1937 год
В парке «Сокольники». Велосипедисты

 

Текст Лев Лурье

1930-e

Хочется купить велосипед и поехать далеко по дороге, чтобы ветер и счастье в лицо

See the source image
See the source image
See the source image
See the source image
See the source image
See the source image
See the source image


Скоро лето!

Подпишитесь на наш
Блоги

«Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!»

20:18, 26 мая 2021

Автор: Atmosphere

Комменты 39

Аватар

Велик - это прекрасно!)

Аватар

вчера приобрела новенький велик, довольна как слон

Аватар

А я вот в 37 научилась ездить в этом году. А через 2 месяца велик сперли, бгг

M

Пост интересный. И информацией, и фото.

Аватар

Я летом пересаживаюсь на велосипед. По поводу кретинов, то мы просто запоминаем только неадекватов, мимо тебя за день проедут/пройдут тысячи машин/людей и ты даже не обратишь на них внимания, а запомнишь ты одного единственного неадеквата. Я Волгу переезжаю через мост, по пешеходной зоне, проезжая часть узкая, а трафик плотный, никогда проблем почти нет ни с пешеходами, ни с велосипедами, я если что могу и слезть, чтобы пешехода обойти, но вчера мне в спину орал матом велосипидер, а потом специально ехал передо мной, чтобы мне пришлось тормозить и сказал что таким толстожопым на таком убогом говне нехрен ездить и позорить велоспорт. Ну что тут скажешь, он поди всюду неадекватен, и за рулём и пешком. С другой стороны, когда еду по обочине проезжей части, 99 машин возьмут в сторону подальше от велика и сама так делаю, мало ли человек держится или в яму попадет, но один точно спецом прижмется максимально, зеркалом по плечу, явно с ненавистью.

Подождите...